Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Жанр: Литературоведение
Форма: Эссе
Дата: 07.12.17 12:12
Прочтений: 24
Средняя оценка: 10.00 (всего голосов: 2)
Комментарии: 1 (0) добавить
Скачать в [формате ZIP]
Добавить в избранное
Узкие поля Широкие поля Шрифт Стиль Word Фон
Немного О СУЩНОСТИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ
             По выступлению перед учениками 8-го класса


– Я хотел бы с вами поговорить о том, каким должен быть человек, связавший себя с поэзией, или – какими свойствами он должен обладать.
Во-первых, он должен чувствовать прекрасное в окружающем мире, уметь наблюдать и восхищаться природой, восхищаться подобно ребёнку, который открывает мир. Поэт изображает природу, глядя на неё как бы со стороны, или погружается в неё. Иногда он так соединяет себя с природой, что свойства человека перекликаются или переплетаются со свойствами природы. Пушкин описывает природу чаще всего с позиции наблюдателя, закрепляя в словах то, что он видит. Вот послушайте:

            Уж небо осенью дышало,
            Уж реже солнышко блистало,
            Короче становился день.
            Лесов таинственная сень
            С печальным шумом обнажалась,
            Ложился на поля туман…

Или вот стихотворение, в котором поэт прямо говорит, что смотрит на природу со стороны, когда ей любуется:

            Вечор, ты помнишь? Вьюга злилась,
            На мутном небе мгла носилась,
            Луна как бледное пятно
            Сквозь тучи мрачные желтела,
            И ты печальная сидела.
            А нынче, посмотри в окно…

Он и читателя призывает: Посмотри в окно. И далее поэт пишет о том, что он видит. Но почему при такой простой позиции, как бы постороннем взгляде на природу, при котором, кажется, нет сопереживания, стихи Пушкина обладают магическим воздействием на нас? Позже Блок стремился к музыкальности, Есенин к образности, и эти их приёмы несколько назойливо о себе заявляли. У Пушкина есть и образность, и музыкальность, но он обладал высоким чувством меры. Его украшения текста тонки и изящны, и нам кажется, что его стих льётся как естественная человеческая речь. Да, у него взгляд со стороны, но это чрезвычайно острый, проникающий взгляд. Вслушайтесь в строки, которые следуют за призывом посмотреть в окно:

            Под голубыми небесами
            Великолепными коврами,
            Блестя на солнце снег лежит.
            Прозрачный лес один чернеет,
            И ель сквозь иней зеленеет,
            И речка подо льдом блестит.

При большой кажущейся простоте этот текст наполнен тонкими, изумительной красоты замечаниями: И ель сквозь иней зеленеет! И речка подо льдом блестит! Вдумайтесь: иней светит зеленью, то есть зелень видна через иней, так же как речка видна подо льдом. Не лёд блестит, а всё-таки речка! И можно размышляя о речке, которая течёт подо льдом, думать, что она жива, хотя и скована льдом!
А вот Есенин как бы погружает себя в природу, чувствует её изнутри, переплетая свойства природы, как таковой, со свойствами человека. Поэт считает человека неотделимой частью самой сущности природы:

            По-осеннему кычет сова
            Над раздольем дорожной рани.
            Облетает моя голова.
            Куст волос золотистых вянет.

            Полевое степное Ку-гу!
            Здравствуй мать, голубая осина!
            Скоро месяц, купаясь в снегу,
            Сядет в редкие кудри сына.

            Скоро мне без листвы холодеть,
            Звоном звёзд насыпая уши.

Второе свойство поэта – он должен ощущать присутствие Бога во всём. Есть такой тест на выявление этого свойства в человеке, то есть, можете ли вы ощущать присутствие Бога или нет. Этот тест предлагают проповедники индийской религиозной мысли. Они говорят, посмотрите на цветок. Простой полевой цветок. Вы можете, залюбовавшись им, вообразить, что он создан для вашего наслаждения. Но теперь подумайте о том, что он создан для прославления Бога, что наслаждается его видом сам Бог, и вы увидите цветок совсем другим, он станет сиять перед вашим взором. Вот как видит это сияние Есенин:

            Душа грустит о небесах,
            Она не здешних нив жилица.
            Люблю, когда на деревах
            Огонь зелёный шевелится.

            То листья золотых стволов
            Как очи теплятся пред тайной,
            И расцветают звёзды слов
            В его листве первоначальной.

Здесь – слияние природы и человека с небом, с Богом. Это стихотворение Есенина, как и По-осеннему кычет сова, многому учит нас и ко многому призывает. То и другое можно проговаривать ежедневно, как молитву, что я и делаю.
Мысль о Боге, как создателе всего, естественно приходит в голову от разнообразия и сложности всего сущего на земле. При некоторой наблюдательности и любопытстве в природе можно постоянно делать открытия, которые изумят нас и приведут в восторг. Природа чрезвычайно многообразна даже в пределах одного и того же вида. Вот простейший пример. Недавно, сидя в парке, через который ежедневно прохожу на работу, я стал разглядывать аллею лиственниц, и с удивлением заметил, что одинаковые на первый взгляд деревья при внимательном рассмотрении все – разные. Разные по порядку следования веток, по их наклону или возвышению, по расположению коры. Разнообразие, неповторимость живой и неживой природы, высокая степень приспособления живых существ к условиям обитания поражает и заставляет думать, что всё это не случайно. В настоящее время большинство учёных уверены, что наш мир создан Богом. Учёные говорят, что вероятность образования такой планеты, как наша, в результате так называемого большого взрыва такова же, как вероятность возникновения полного словаря, например, английского языка в результате взрыва типографии. А вероятность происхождения человека из неживой природы ниже вероятности появления телевизора путём перемешивания молекул неживой природы в течение всего времени существования земли. То есть, это совершенно невероятно.
– Пушкин говорил, что стихи пишутся не поэтом, а Богом. А как вы думаете?
– Как появляются стихи, как они возникают в голове или душе поэта, остаётся тайной для людей. Многие поэты и философы убеждены, что всё, что только хочет создать художник или поэт – уже существует, уже создано. Например, Алексей Толстой говорит:

            Тщетно, художник, ты мнишь,
                                         что творений своих ты создатель.
            Вечно носились они над землёй, незримые оку.

Дело поэта – суметь угадать о творении Бога, каким-то образом прочитать его.
Мнение Толстого я узнал не так давно. А в свои молодые годы я познакомился с тем, как творил Микеланджело. Глядя на глыбу мрамора, он был уверен, что Сам Бог определил, что должно содержаться в ней из скульптурных фигур. Художник долго всматривался в камень, стараясь угадать его содержание. Угадывал. Ему оставалось только удалить все ненужные части камня. Это произвело на меня большое впечатление. Я стал думать, что стихи, которые мне предстоит сочинить, уже написаны Богом и содержаться в эфире. Задавшись темой, наполняясь переживаниями в связи с ней, я всматриваюсь в свою душу или просто смотрю в темноту стены (говорю в темноту, потому что я в это время не замечаю самой стены) и стараюсь угадать, что есть в творениях Бога на избранную мной тему. Процесс угадывания или прочтения может быть долгим или очень кратким. Момент угадывания отмечается каким-то волнующим удовольствием.
Вот это ощущение, что при сочинении стихов ты связан с Богом, что Бог снисходит к тебе, открывая свои тайны, конечно, очень помогает поэту, не только ускоряя процесс творчества, но и облагораживая стихотворный текст, как бы просветляя его. Конечно, в самом ли деле Бог участвует в поэтическом творчестве, это не доказано. Но вера в это, несомненно, способствует становлению поэта. Именно эта вера, мне кажется, может из сочинителя стихов сделать настоящего поэта, или, как говорят, поэта с большой буквы.
Состояние, когда нас, скажем так, осеняет, когда мы с удивлением замечает, что текст, пришедший в голову неведомо как, является прекрасным и точным отображением наших чувств, наводит некоторых поэтов на мысль, не являются ли они пророками. Пророк – это человек, который воспринимает мысли Бога, причём с первого раза и безошибочно, как бы сразу начисто. Ярким примером является пророк Мухаммед. Он был последним пророком, поэтому о нём сохранилось много свидетельств, как он общался с Богом. То, что ему говорил Бог, он не обрабатывал, когда проповедовал перед толпой, а тут же повторял слово в слово то, что слышал. Поэтам очень нравится походить на пророков. Некоторые даже заявляют, что таковыми они и являются. В доказательство этого утверждают, что чаще всего пишут без черновика, пишут сразу то, что слышат от Бога. Вера в это, наверное, полезна для сосредоточения себя на творчестве, но поэты немножко хитрят. Можно не пользоваться черновиками, если у тебя феноменальная память, и ты можешь в уме усовершенствовать первоначальный текст. Яркий пример – Есенин. О его удивительной памяти хорошо известно. Друзья с ним проводили такие опыты: будили среди ночи и просили тут же произнести названное ими его стихотворение. Он всегда безошибочно и с удовольствием исполнял их желание. И на сцене по желанию слушателей он мог прочитать любое своё стихотворение наизусть – он никогда не пользовался записанными текстами. Но, друзья мои, у Есенина есть черновики. И по ним видно, что он не сразу угадывал то, что носится над землёй, незримое оку. Его черновики подтверждают мысль Ахматовой, которая говорила: Если бы читатель знал, из какого мусора появляется настоящая поэзия! То есть, человек ещё должен очень потрудиться, чтобы из того, что приходит в голову первоначально, когда его осеняет, получилось высокое творение. Вспомните Пушкина, который в ответ на заявление, что он гений, сказал: В моих стихах 99% труда и только 1% гениальности. Но и этот один процент позволил Пушкину сказать, что стихи пишет не человек, а Бог, но, по-видимому, в том смысле, что без этой доле участия Бога не было бы и его поэзии. Надо сказать, что Пушкин был наиболее честен из поэтов, он никогда не скрывал свои черновики, показывающие его колоссальный труд сочинителя, что, конечно, тоже дано было ему от Бога (известно, что даже свои письма он сначала писал начерно). Но, всё-таки, не будем так категоричны, утверждая, что поэтам далеко до пророков. Оставим за поэтами особое приближение к Богу, тем более, что вера в это помогает им творить. Только в любом случае нужно помнить о пословице: На Бога надейся, а сам не плошай, к чему призывал Пушкин, говоря о соотношении человеческого и божественного в своём творчестве.
С моими стихами вы познакомитесь по сборникам, которые я вам оставляю. Но в конце своего выступления мне хочется прочитать вам из не опубликованного. У меня есть цикл стихов, написанный от имени подростков, причём не мальчиков, а девочек. Эти стихи – стилизация под неприхотливый язык детей. С точки зрения взрослого они не являются поэзией. Но эти стихи очень интересны детям, потому что отражают их восприятие жизни, их познающее мир самочувствие. Одна поэтесса сказала, прочитав эти мои стихи: «Я писала такие в 12 лет, но потом все выбросила». Но то писала девочка. У меня же стихи взрослого, поднаторевшего в стихосложении, правда, к счастью, в некотором отношении оставшегося ребёнком. Мне интересно испытать эти свои стихи на вас. Некоторые из них представляют собой небольшие сценки, которые можно разыгрывать.

Затем я прочитал (наизусть, конечно) несколько стихотворений из своего цикла «Мёд и горчица отрочества». Когда я закончил читать, кто-то из ребят произнёс:
– А ещё говорят, что отцы не понимают детей!

– Вижу, что эти стихи вам понравились. Тогда я вам скажу ответный комплимент. А именно, дети – поэты в душе. Они легко воспринимают даже сочинения для взрослых. Я расскажу вам один случай в связи со своим романом в стихах «Золотой ларец», написанным по «Книги 1001 Ночи». Когда я написал первую сказку о любви, «Рассказ о царевне Ситт-Будур», я читал её среди своих сотрудников на работе и записал на магнитофон. Один мой коллега попросил кассету, чтобы дать послушать своей дочке, любительнице сказок, малышке, которая ещё и в школу-то не ходила. Девочке очень понравилась моё сочинение, и она попросила послушать ещё что-нибудь. Когда я написал следующую сказку, о царевне Джуланнар, я так же начитал её на магнитофон и отдал своему коллеге. Сказка девочке не понравилась. А надо сказать, в строфах этого произведения были повторы строк с небольшими вариациями смысла – я думал, что таким образом я приближаюсь к стилю восточной поэзии. Смысл мнения малышки был таков: повторы уже сказанного звучат занудливо и затягивают развитие событий. Я поразмышлял немного над этим, а поразмыслив, тут же исключил эти, и впрямь не нужные повторы из своей сказки. Вот такое сотрудничество с ребёнком детсадовского возраста было у меня при создании своего «Золотого ларца».

Я закончил выступление, поблагодарив слушателей за внимание и вопросы.
Cвидетельство о публикации 539494 © Стефанов И. 07.12.17 12:12
Число просмотров: 24
Средняя оценка: 10.00 (всего голосов: 2)
Выставить оценку произведению:
Считаете ли вы это произведение произведением дня? Да, считаю:
Купили бы вы такую книгу? Да, купил бы:

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):
Если Вам понравилась цитата из произведения,
Вы можете предложить ее в номинацию "Лучшая цитата дня":

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):

litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 333
Из них Авторов: 28
Из них В чате: 0