• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ
И его ли я любила? Иль был юности порыв? Я его боготворила, из мечтаний сотворив...

Вечно живёт Любовь

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
- Бабушка, а у тебя была первая любовь? - Внучка Лиза уселась поудобнее на диван, укуталась пледом и обняла меня, пытливо заглядывая в глаза.
- Была, внученька. Была. Первая любовь бывает у всех.
- И у меня будет?
- А как же! Непременно будет.
- Тогда расскажи мне скорее про свою первую любовь, очень надо! - нетерпеливо закончила диалог Лиза, похлопав меня ласково по руке.
- Почему бы и не рассказать, если очень надо? Спешить нам некуда. Слушай тогда, внученька, не перебивай, а я с радостью расскажу тебе историю своей первой любви! - я на минутку замолчала, а потом начала свой долгий и давний рассказ.
***
Училась я тогда, как и ты сейчас, в седьмом классе. Класс у нас был шумный и дружный, а возраст как раз тот, когда подростки переживают свою первую влюбленность, взрослеют и становятся девушками и юношами. Вокруг меня всегда суетились мои одноклассники, стараясь привлечь внимание, но я на них даже не смотрела, потому что не воспринимала всерьез. Мне нравились ребята постарше. Но в третьей четверти я стала замечать проявление особых к себе знаков внимания со стороны двух своих одноклассников, неразлучных друзей, и поневоле обратила на них внимание.
В классе они сидели вдвоем за последней партой, так как были довольно высокого роста и выглядели старше своих сверстников. Позже я узнала, что они занимались баскетболом и выступали в сборной команде города. Оба они были довольно симпатичными и я никак не могла понять, кто же из них мне нравится больше. Определилась я со своим выбором только к концу учебного года. Помог случай.
Я была дежурной в классе, а раньше дежурные всегда после уроков мыли полы в классе. Помыв пол, я пошла в туалет, чтобы вылить грязную воду и вымыть ведро. Иду обратно с пустым ведром, напеваю спокойно вслух, потому что это была вторая смена, все давно разошлись, в школе тишина. Выхожу в коридор, ведущий к нашему классу, а один из них  идет мне навстречу. Идет и смотрит только на меня, прямо в глаза. Поравнялись и остановились. Стоим, молчим, смотрим друг другу в глаза. Пауза затянулась, мне стало неловко и я сделала шаг влево, чтобы обойти его и пойти дальше. Но он тоже делает шаг со мной вместе, в ту же сторону и преграждает мне дорогу. Я делаю шаги вправо — он повторяет тот же маневр. И снова, влево-влево, вправо-вправо, да еще и руки расставил. И все — без единого звука. Все-таки я извернулась, проскользнула мимо него и пустилась наутёк, а он и не стал догонять. На следующий день, когда друзья снова были вместе, мы сделали вид, что вчера ничего не было, но я знала наверняка, кого из них я выбрала. Того, чьи глаза так много мне сказали вчера.
Время шло, а я, как всякая влюбленная девушка, упорно продолжала скрывать свои чувства, старалась держать себя гордо и достойно, делала при встречах довольно безразличный вид.
Закончился учебный год, пришло время летних каникул. Я часто вспоминала его, даже видела издалека несколько раз на озере, куда он ходил купаться со своей кампанией, а я со своей. Так и осталось все на своих местах, мы, казалось, совсем отдалились и все чувства погасли.
***
Наступил новый учебный год, мы снова учились в одном классе, виделись каждый день и мои чувства к нему вспыхнули с новой силой. Я рвалась в школу, даже когда болела, стараясь не пропустить ни одного дня, только бы его увидеть!
А они с другом продолжали по-прежнему оказывать мне знаки внимания. Друг даже писал мне записочки, которые я не читала. Однажды, на уроке литературы, он кинул мне очередную записку. Она не долетела и упала в проходе между рядами. Кто-то ловко подхватил и пацаны начали перебрасывать её по всему классу. Учительница литературы была очень строгая, но в этот раз, видя мое смущение и переживания, она проявила такт и понимание - отобрала записку, положила мне на парту и, как ни в чем не бывало, продолжила урок. Эту записку я решила прочесть. В ней было написано:"Ларичева Инна! Ты мне нравишься. Давай дружить. Павел" Но Павел — это не Юрий, я не ответила. А потом я получила письмо по почте, опять от его друга, Павла, в котором он клялся мне в любви и приглашал на каток  в воскресение, то есть — на свидание. Я подозревала, что это пишет моя одноклассница, но она вовсю отнекивалась. Мол, знает, что мне нравится Юрка и не стала бы так шутить, тем более, что она страдала как раз по Павлу. Вот и попёрлись мы с ней в воскресенье на каток, но так никого там и не нашли, только промерзли насквозь. Вот я наивная была, но зато проверила. А может, надо было одной идти? Больше записок не было.
Восьмой класс считался старшим классом и нам было позволительно посещать школьные вечера наравне с девятыми и десятыми классами. Мы, девчонки, так ждали этих вечеров! Готовились, наряжались, волновались. Каждый раз я надеялась, что он пригласит меня на танец, что мы поговорим, но увы, он не пришел ни на один вечер. Тогда я не понимала, почему он не приходит, не использует возможность познакомиться поближе, а потом, спустя время, я поняла, что девочки гораздо развитее мальчиков, которые хотя и оказывают знаки внимания, но на большее мало кто решается. 
Помню, как после очередного школьного вечера, когда он вновь не пришел, мне было так грустно, что я весь вечер простояла у стенки и ни с кем не пошла танцевать. После вечера, подойдя к своему дому, я долго стояла возле забора и все мысли были только о нем. Я смотрела на звёздное небо и слёзы текли сами собой, так мне было пусто и одиноко, так жалко себя. Почему я такая не смелая и не знаю, как выяснить с ним отношения? Почему он такой не решительный? В тот же вечер я решила, что никогда больше не буду позволять себе подобных слёз. Плакать позволительно только от сильной обиды или потери, по всем остальным поводам стоит только огорчаться и делать выводы — так  меня учили дома, в семье. 
Когда мама заметила, что со мной что-то не то, она спросила, не влюблена ли  я, часом, в кого нибудь? Я сначала отнекивалась, а потом назвала его имя и рассказала, как все сложно у нас. Мама тогда сказала, что все пройдет, ты забудешь, еще и будешь смеяться над этим, удивляться, как могла его любить и так за ним страдать, когда влюбишься по настоящему. 
Теперь, спустя годы, я могу сказать, что  на время это сработало, мне стало легче, но я не забыла ничего и всё это время  оно жило во мне. Наверное, для того, чтобы однажды я рассказала эту историю своей внучке. Чтобы она тоже была готова к встрече своей первой любви. Итак, Лизавета,  рассказываю дальше.

Пришла зима и начались сильные морозы. Когда морозы ниже тридцати пяти, школьники до седьмого класса сидят дома, учатся только старшие классы. Морозы были за сорок, с буранами и метелями. К тому же, произошла серьёзная авария и городок наш остался без света. Замерзла центральная теплотрасса, разморозило отопление.Нелегко тогда пришлось всему городу. Несколько дней все работали днем и ночью, без сна и отдыха. Наша школа пострадала в том числе. Все занятия были отменены и мы целый день помогали убирать. Особенно пострадал третий этаж, там из лопнувших труб вылилась вся вода и на полу застыл толстый слой льда. Все это время мы были рядом, я не замечала трудностей и была счастлива. В конце дня мы, уставшие, замерзшие и голодные, расходились по домам, а утром снова торопились в школу. Через неделю, наконец, восстановили отопление и учебный процесс возобновился.
В то время была так называемая "кабинетная система обучения" - каждый предмет проводили в соответствующем уроку кабинете.
Однажды пришли в кабинет биологии. Как обычно, биологичка опаздывала минут на пять и более. Пользуясь моментом, класс шумел, галдел, кто-то бегал по партам. Я же, в ожидании учителя, стояла в проходе возле своей парты и терпеливо ждала. Он тоже стоял возле своей парты, в этом же ряду, следом за мной. Я так явно ощущала его присутствие, что называется, чувствовала затылком, как он на меня пристально смотрит. Потом я почувствовала, что он подошел совсем близко, наклонился и тихо сказал мне:"Ларичева, я тебя люблю!" Я остолбенела, сделала вид, что ничего не слышала. Может, он подумал, что я и в самом деле ничего не услышала из-за невообразимого шума, но тут вошла биологичка и все в миг угомонились.
Потом был случай на уроке истории. Пользуясь тем, что в разных кабинетах можно было садиться на разные места, мы с одноклассницей сели в первом ряду на предпоследнюю парту, как раз перед ними, неразлучными друзьями Однокласснице сильно нравился его друг Павел и она рассчитывала привлечь его внимание. Но этот друг в течении урока повадился выдирать из моего длинного хвоста волосок за волоском, привлекая так мое внимание. Так длилось несколько уроков. Я крутилась, чтобы стукнуть его книжкой, но получала замечания от учителя и обиженные взгляды от подружки. Потом решила окончательно проучить его и, как только закончился урок и прозвенел звонок, я вскочила, схватила его за его кудрявые волосы двумя руками и начала трепать из стороны в сторону. Он взвыл от неожиданности и боли, схватился за голову, а я почувствовала, как копна его кудряшек осталась у меня в руках, Я и не думала, что выдеру их у него. Меня обуял небольшой страх. Думаю, парень он здоровый, как залепит мне сейчас, но вида не подаю, а приговариваю: «Будешь знать, как мне исподтишка волосы выдирать!» После этого происшествия никто больше не посмел вырвать у меня ни единой волосинки, а то привычка такая была у многих смельчаков. Он же, Юрий, все это время стоял как вкопанный. Наверно тоже понял, со мной шутки плохи.
Дальше все было как обычно, на уроках я чувствовала, как он смотрит на меня, но когда я оборачивалась, он резко отводил взгляд к доске. Моя любовь к нему росла и крепла, я ни одного дня не могла прожить без него, в любой мороз бежала в школу, только бы увидеть его и быть рядом с ним.
Заканчивался учебный год, наступала пора экзаменов. Многие из нашего класса собирались поступать в училище или техникум. Я же настолько сильно любила его, что не зная, придет он в девятый класс или нет, решила учиться дальше, чтобы хоть еще два года видеть его в школе, быть рядом с ним.
А пока наступило лето, очередные каникулы и я, в полном неведении, в надежде на новый учебный год рядом с ним, жила надеждами и ожиданиями своих девичьих грёз.
***
Этим летом, как и предыдущим, мы целыми днями пропадали на озере и без воды себя не представляли. Это были бы не мы, если бы в такую жару хоть один день не поплавали! Часами не вылезали из воды. Все умели хорошо плавать, но моему умению завидовали многие — не каждый парень переплывал озеро, а я запросто. Любила плавать и чувствовала себя в воде, как рыба.
Народу на озере всегда было много. Мы приходили целой улицей, они, два друга, тоже часто приходили со своим двором. Как обычно, все плавают, ныряют, играют в догонялки на воде. Все знают друг друга, все перемешались, не важно, кто с кем пришел. Пацаны подныривают, хватают девчонок за ноги, девчонки визжат, пугаются, а потом смеются, догоняют парней. Вот и он осмелел, нырнул и схватил меня за лодыжку, а я не растерялась и стукнула его другой ногой. Девушка я была сильная, наверное, ему хорошо досталось, потому что больше повторить этот трюк он не пытался. Так и плавал поотдаль.
Как-то раз мне очень не хотелось вылезать из воды. Время шло к вечеру, все собрались идти домой, а я все плаваю. Только наши скрылись за бугром, вижу, идут они, два друга, мои одноклассники. Я бегом выскочила из воды и давай наскоро вытираться полотенцем. А они подошли, стоят и смотрят на меня во все глаза. Я начала их стыдить, мол, что смотрите? На что его друг смущенно сказал:"Да я что? Я ничего, это он", и медленно побрёл за бугор, а он стоит молча и без тени смущения, смотрит мне в глаза. А глаза у него - можно раствориться или растаять в них. Я резко натянула на мокрый купальник платье и быстро ушла догонять своих.
***
Начался новый учебный год. Придя в девятый класс, я узнала, что он не придет. Я очень жалела, что пошла учиться дальше, ведь если бы я поступила в техникум, училась бы с ним в одной группе. Только ради него пожертвовала всем, но, видать, не судьба. Оба друга поступили в тот техникум, куда хотела и я. Оказалось, его отец работал там преподавателем и устроил обоих. Но делать нечего, мне пришлось заканчивать десять классов. Потом я поступила в другой техникум, сразу на третий курс.
Я любила его и страдала от неразделенной любви. Искала любую возможность, только бы увидеть хоть одним глазком!
Наконец, повезло. У них в техникуме проводили "Осенний бал" и вся молодежь, кто там учиться и кто не учиться, устремилась на вечер. Я с подружками тоже поспешила. Может, пригласит на танец, так я мечтала. Вечер проходил в спортзале, народу было битком. Под конец вечера я издали его увидела, но не осмелилась подойти. Когда закончился вечер, вся молодежь ринулась в раздевалку, как в час пик в переполненном автобусе, когда все лезут вперед, друг друга давят. Кое-как получили свою одежду, отошли в сторону. Тут же две разукрашенных девицы стоят рядом и я слышу, как одна другой говорит:"Смотри, смотри, Ленка! Вон Юрка Данский стоит!" А та ей громко, с понтами так, чтобы и он услышал, отвечает:" И что с того?! Мало других парней, что ли! Подумаешь, Данский Юрка!" Потом я узнала, что она учится с ним в одной группе и сама за ним бегает, проходу ему не дает.
Следующий раз, в надежде его увидеть и, наконец-то, поговорить, я пошла со своей подружкой во Дворец Культуры, где их техникум проводил "Новогодний бал". Я пожертвовала новогодним вечером в школе, который проводили в тот же день — что мне там делать, если его там нет?! И вот, идем с подружкой, заворачиваем за угол в фойе и - сердце сильно забилось, внутри все перехватило — они идут навстречу, его друг и он! Я шепчу подружке: "Тихо! Проходим, словно не замечаем!" Они остановились, смотрят на нас, улыбаются, а мы, демонстративно делаем вид, что нам все равно, есть они тут или нет, мы их в упор не видим, мы гордые, себе цену знаем! Так и прошли мимо них, я даже не глянула в его сторону. Подружка глянула — у них были очень удивленные, растерянные лица. Потом другая одноклассница сказала нам, что они приходили на школьный вечер, спрашивали, где Ларичева? Им сказали, что мы пошли к ним на вечер и они сразу ушли нас искать. Вот что значит — не судьба. Я очень страдала за ним, все отчетливее понимая, что даже если он решиться ко мне подойти и заговорить, то всё равно ничего у нас с ним не выйдет толкового.
Время шло, я стала уверенной в себе девушкой. Стала посещать танцы, другие культурные мероприятия. Нравилась молодым людям, они провожали меня домой, но в душе моей по-прежнему жила несбыточная любовь к нему.
Закончив школу, я решила, что жизнь на нем не заканчивается, вокруг столько парней и надо устраивать свою жизнь наилучшим образом. В это время пришел один парень из армии, друг моего брата. Мы стали дружить и через полгода поженились. Я решила, что надежней и лучше его не найти. Парень серьезный, работящий и меня любит. Мне тоже было с ним хорошо, спокойно и надежно. Он мне сильно понравился еще раньше, когда прислал письмо из армии, увидев у брата мою фотографию, но я же жила чувствами к другому человеку и отвергла его внимание, отказала в общении. А когда он специально к нам в гости с братом приехал — поняла, что он моя судьба и тот, кто по-настоящему достоин моей любви. Твой дедушка, Лизонька, и по сей день меня любит. А я его. И мы счастливы, что именно так сложилась наша жизнь и что у нас такие замечательные внуки растут.
***
Про дальнейшую судьбу Юры Данского я узнала от друзей. Он, услышав о моем замужестве, женился на той самой Ленке, которая оказалась проворнее меня и смогла его окрутить, пользуясь случаем.

 Но на этом Юра Данский не исчез бесследно из моей жизни. Время от времени, так или иначе, он о себе напоминал.

Года через три, когда мне был уже двадцать один год, мы с мужем, маленьким сыном и моей младшей сестрой Аллой, которой как раз исполнилось восемнадцать лет, поехали в начале мая на своей машине на озеро. Сначала мы были внизу плотины, на камнях, долго там плескались в воде, уединившись от мужчин,  а потом, взяв одежду, начали с Алкой подниматься на дорогу, к мосту. Вдруг вижу - на мосту стоит Юра Данский! Увидел нас и давай боком, чтобы мы его не заметили, скорее отходить за мост, там их машина стояла, с другой стороны моста. Его семья и друзья купались, а он за нами наблюдал...

Через четыре года, на восьмое марта, моя сестра Алла пошла на какой-то праздничный вечер в кафе. Там был и Юра Данский со своей женой. Что-то случилось у них, он поругался с женой и пристал к Алке, пошёл её провожать, да так и стал к ней ходить. Алка ушла из дома, ей дали от работы комнату в квартире. Так она с ним и гуляла какое то время, но от него, как от мужчины, была не в восторге, да и вообще, у него семья. Всё это время она ко мне не ходила, скрывала эту связь, после уже рассказывала, как и что получилось. Наверное, о моей юношеской любви к нему она ему тоже рассказывала... Не рассказала мне сестра только о том, что могла от этой связи родить ребёнка, но не родила...  

Через пять лет наши сыновья ходили в одну группу в садик. Но так как я сидела со вторым сыном в декрете, то старшего сына водил и забирал мой муж, а его сына водила и забирала всегда его жена, поэтому мы с ним в садике не встречались. Виделись случайно пару раз в городе, издали. И оба раза он сразу ретировался. Только меня увидев, сразу отходил в сторону, а я, с гордым и безразличным видом, проходила, словно мимо пустого места.

И потом, через 16 лет, уезжая из города навсегда, я увидела его с семьей на даче. Оказывается, их дача находилась через дорогу от дачи моих родителей! Мне было, с одной стороны, непонятно, как же так? А с другой, как будто какие-то силы не позволяли знать это все годы, а в последний раз свели нас, дав возможность увидеть его хотя бы на расстоянии. Я просто недоумевала - надо же, как так бывает?! Я ведь не сразу его и узнала! И думать не думала о нем, а потом увидела: знакомый силуэт, походка... И вдруг поняла - да это же он, Юра Данский, моя школьная любовь!.. Потом и жену его узнала, такая же разукрашенная-размалёванная, бегала недовольная по огороду и орала.

Теперь на сайте все предлагают дружбу, вот и он среди моих одноклассников есть. Зашла к нему пару раз на страницу, посмотрела, что жив-здоров, и достаточно. Дружбу не предлагаю. Зачем? Да и не может быть между нами никакой дружбы, даже бывших одноклассников. У каждого своя жизнь. Хотя не скрою, увидела его в сети и вспомнилось все.
Видать, первая любовь не забывается, особенно не разделенная. Она остается в нас, как не сбывшаяся мечта. 
И его ли я любила? Иль был юности порыв?
Я его боготворила, из мечтаний сотворив...
***
- Да, бабушка, ну и любовь у вас была! Сейчас так не влюбляются и так не думают. Сейчас всё иначе, про секс в детском саду уже знают. А у тебя какая-то старомодная, допотопная любовь, как из первобытного строя, честное слово! - Лиза резко откинула плед и встала с дивана, она была явно разочарована моим рассказом, но и обидеть не хотела, подбирала слова.
- Что ты! Всего-то в прошлом веке, прошлого столетия! - пошутила я.
- Я и говорю, что так влюбляться и так думать, терзаться, не решаться подойти друг к другу, какую-то гордость изображать, просто не спросить - могли только сто лет назад! Да и как вообще можно помнить то, что было в прошлом тысячелетии? Разве можно столько жить и столько помнить? - недоумевала внучка Лиза.
- Ста лет еще не прошло — пятьдесят с хвостиком всего-то! - я засмеялась. Мне было весело от непосредственности этих всезнаек современной любви, - Лизонька! Сколько человек живёт, столько он и помнит — свою первую любовь. Я тебе рассказала, ты своим потом внукам расскажешь и мою историю, и свою. Вот и будет жить она в веках, вечно.
- Бабушка, а если серьёзно, есть что-то, что действительно живет вечно?
- Есть, внученька. Есть. Вечно живет - Любовь!

17.04.2017 года,
г. Санкт-Петербург
Cвидетельство о публикации 526647 © Лидия 20.04.17 17:56

Комментарии к произведению 7 (9)

Да, Лидия, читая Ваш рассказ, каждый, наверное, вспомнит и свои школьные годы. Как же всё точно Вы описываете! Конечно, на первое место почти всегда, в то наше "старомодное" время, выходили нравственность и мораль, хотя, конечно, были и исключения... Спасибо за добрый, трогательный рассказ, который читается на одном дыхании.

Надежда, спасибо, что читаете! Конечно, исключения были и будут всегда, но для того и существуют правила, чтобы им следовать -вот и пишу, как идет от сердца, потому что о любви. А она точно живет вечно! И нам дорого наше время.

Думаю, что найду и у вас рассказы о школьных годах)). Л.

Отличный жизненный рассказ. Читаешь и веришь ,что это все было.Очень хорошо написано,слог хороший,легкий. Алексей

Спасибо, Алексей, за отзыв. Верьте - так действительно было. И есть!))

Давненько мне здесь не писали на него отзывов. Зато сейчас этот рассказ в издательстве, возможно, выйдет в свет. Л.

первая любовь может быть разделенной и одинокой, может пройти или остаться навсегда, оказаться не той и какой угодно

и только забыться не сможет никогда

"Всего-то в прошлом веке, прошлого столетия" - тысячелетия?

Да, Наташа - и только забыться не сможет никогда!

Прошлый век, он же - прошлое столетие, оно же - прошлое тысячелетие - да, запутаться легко, вот как совпало все)) - и так правильно, и этак, как мне кажется) Л.

Здравствуй, Лидушка! Понравился мне твой рассказ о первой любви, читала на одном дыхании. Очень нежно пишешь о чувствах, которые испытывает твоя героиня, очень трепетно.

Не хочу проводить параллели, но мне думается, что внутри тебя до сих пор живёт такая же девочка Лиза, со своими воспоминаниями, со своим трепетом в сердце, со своей мягкостью и женственностью. Оно это там в глубине и можно увидеть-почувствовать только читая твои замечательные рассказы-истории. Спасибо тебе за чистоту, откровенность и нежность.

С любовью, Наталия.

Здравствуй, Наталия! Очень не хватало тебя и твоих комментариев, рада, что ты снова с нами, в нашем строю!))

Что во мне живёт такая же пытливая девчонка, как Лиза - не стану отрицать! И любовь во мне живёт тоже! К моим героям - однозначно. Вот и рассказываю о них от души. И мне очень важно знать, что те, кто их читает, видят и чувствуют написанное! С наилучшими, Л.

Трогательная история. Но знакомая. Возможно, у нашего "старомодного" поколения и была она, любовь, чистой и светлой. Потому и в чём-то с общими эмоциональными оттенками. А, может,это уже с высоты возраста? Хотя, нет! Так и было. От имени противоположных участников любовных историй утверждаю, что и мальчишки страдали. Ещё как!

И если из литературы опуститься на землю, сопоставляя действия и чувства главных героев, то в жизни первая любовь бывает и последней, которая на всю жизнь. Со счастливым началом и не менее счастливым продолжением в виде семьи, детей, внуков.Но это уже совершенно другая история, в которой мне посчастливилось принимать самое непосредственное участие.

А Вам, Лидочка, спасибо большое, что заставили окунуться в воспоминания.

С уважением.

В.Б.

Пришло время, оказывается, когда наше поколение уже "старомодно"! Но нам все дорого и всегда "модно")) А все новое - это хорошо забытое старое, как говорится).

Пишу, Виктор Николаевич, истории своего поколения, стараясь сохранить стиль повествования и манеру изложения. Комп подчёркивает много слов, которые уже не приняты, которых он не знает, но я их все равно использую, для памяти.

Была мысль написать и про противоположную сторону, но в этой истории не решилась.

Диалог бабушки с внучкой показался мне более подходящим способом подачи этой истории.

Да, первая любовь - она на всю жизнь, даже если потом мы во сто крат больше счастливы. Вот и Инна Ларичева утверждает, что первая любовь, как и Любовь вообще - живёт ВЕЧНО! И те, кто нас любит, всегда примут правильно эти первые чувства, не осудят, что мы их помним всю жизнь. Потому что у каждого - своя первая любовь. А эти чувства заслуживают большого уважения, к тому же.

Рада, что побудила вас к своим воспоминаниям. Возможно, и к изложению чувств и переживаний противоположного пола?!). Л.

Довелось выступать в "библиодень" в 38-й школе Барнаула в 6 классе. Вы не поверите, какой интерес ребят к советскому прошлому! Засыпали вопросами. И о любви в том числе. Выходит, наше поколение не "старомодно", а напротив, входит "в тренд" на современном сленге. Романтика в любовных отношениях никуда не исчезла, как и страдания, переживания, приобретения и потери.

Всего Вам доброго!

В.Б.

Очень важно для меня то, о чем вы написали, Виктор Николаевич. Значит, не зря пишем свои старомодные истории! Рада за вас, что общаетесь с молодым поколением! Не всем выпадает честь "Сеять разумное и вечное" - зароненные в благодатную почву зерна обязательно прорастут. Так хочется пожелать вашим будущим семиклассникам счастливой первой любви!). А вам, дорогой Виктор Николаевич, здоровья и новых творческих удач. Л.

как повеяло далеким прошлым из вашего рассказа.

Тем далеким временем, когда хорошим тоном была холодность и гордость.

Смотрю старые фильмы - и все девушки и женщины в них холодные, гордые и независимые. Проявлять чувства, ласку и нежность даже к мужьям - было не принято.

В рассказе как всегда мне нравится простота стиля, которому следует Лидия, сохраняя свой творческий почерк. Но не хватило красок, которые бы более ярко описали первое чувство. И правильно внучка заметила, что отсутствие сексуального оттенка кажется странным. Еще интересно, знали ли родители о первом чувстве? Знали ли подруги? Очень удивила учительница литературы: такой такт, уважение и такое тонкое понимание! обычно в те годы с учениками не церемонились.

Любовь в рассказе выражена одним чувством - видеть его, видеть и смотреть в глаза - как высшее наслаждение! конечно же сейчас, с возрастным цинизмом, в это просто не верится... но такие чувства имели место быть, но чувства эти были скорее придуманными, даже если и сильными, они служили заполнением душевной пустоты романтически настроенной личности. имхо.

спасибо за рассказ. Думаю, все тут же вспомнили свои первые детские увлечения) А. Р.

ps еще нашла неточность:

"Я очень страдала за ним" лучше написать просто: "Я очень страдала" так будет литературнее. А еще хотелось бы узнать, как проявлялись страдания, где ухало и хотелось ли плакать?

Анна! Спасибо вам огромное за такой развернутый комментарий, глубокое прочтение.

Эту историю я услышала из первых уст. Как услышала - так и постаралась донести до читателя, сохранив манеру и стиль рассказчика. Лично мне эта история и стала интересна тем, что, не нагружая красками и прочими оттенками, суть остается глубокой, содержание искренним.

Бабушка, она же Инна Ларичева, главная героиня - какой была в юности, такой и осталась. От того, что она не поведала о слезах или прочих оттенках чувств, не значит, что их не было. В конце рассказа она ведь все подитожила, сказав, что создала свою любовь из мечтаний из своих, да и про девичьи грёзы тоже в рассказе есть. Все остальное, я считаю, читатель должен прочувствовать сам, сделать свои выводы и предположения. Как автор, я излагаю фабулу, а нанизывать на нее оттенки - не было такой задачи в данном рассказе. Как раз хотелось краткости, строгости, нравственности, наконец! Не настаиваю, что мне все удалось - со временем что-то, да исправлю, как обычно). Неточности - сразу), спасибо вам!

И за неравнодушие к моему творчеству, моим героям - отдельное спасибо. Кстати, "литературности у меня хватает в рассказе "Кот и Масленница" - там взрослая героиня сполна раскрывает гамму чувств и оттенков. А здесь - бабушка как считает нужным, так и рассказывает, умышленно избегая сексуальных и прочих оттенков, в ее понимании ничего общего не имеющими с нравственностью, культурой поведения и моралью семиклассницы, своей внучки. Более того, она явно дает понять, чтобы создать семью и прожить в любви, сохранив семью, с детского сада о сексе совсем ни к чему знать! Надо знать - о Любви! Чистой и светлой. Такова ее мораль, как мне, автору, думается).

Анна, если еще на достаточно развернуто ответила, то лишь потому, что сама еще постигаю то, что написала. Вот как "заухает" - так и сразу все доработается, допишется, раскраситься)). С наилучшими, Л.

Лида! Интересный рассказ, готовый сценарий. Я бы с удовольствием посмотрела фильм про эту историю. А внукам всегда хочется знать как жили их родители и бабушки с дедушками. Хоть они и считают, что это было так давно.

А почему бы и нет?))) Спасибо, Ирина, ты меня перехваливаешь, но порой это вдохновляет. Найдутся и те, кто поругает - вот и встанет все на свои места).

Мне эта история понравилась своей чистотой. Молодая девушка, скромная и невинная, пережившая первую школьную любовь, вышла, в итоге, удачно замуж и прожила всю жизнь в любви и согласии, сохранив семью, вырастив детей и воспитывая внуков. Чем не пример для подражания современной молодежи, ее же внукам, как минимум!

Помню, моя бабушка тоже мне рассказывала о своей первой любви - там нравы и правила были еще строже, мораль еще суровее. Мне, как и внучке моей героини, Лизе, все было в диковинку, не верилось, что так было. Вот и у современных внуков свои представления.

Должна быть золотая середина во всем. И непременно - нравственность и мораль в основе взаимоотношений полов. Любовь! Стремление к полноценной семье и продолжению рода. Все просто. И - так сложно. Может, этот рассказ поможет кому-то не быть одиноким и несчастным, а кому-то - вспомнить свою первую школьную любовь. И прокрутить в воспоминаниях кино своей юности... Л.