• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Некоторые литературные приемы в помощь начинающим авторам на примере создания конкретного произведения автором статьи.

Начинающим авторам. Создание романа на конкретном примере

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Помня о том, что и сам я не так давно относил себя к той категории, что вынесена в заголовок этой статьи, я, по мере сил и возможностей, стараюсь хотя бы изредка делиться, пусть и не особо большим, накопленным опытом, найденными решениями, советами с теми, кто находится в самом начале творческого пути. Было время, когда я тоже собирал по крупицам материалы, которые могли бы пригодиться мне в творчестве, был благодарен любым советам, а тем более конкретным примерам, показывающим, что и как нужно делать или чего ни в коем случае делать нельзя.
Поэтому сейчас, в этой небольшой статье, я и хочу попытаться рассказать, как я работал над одним из романов именно на конкретном примере. Возможно, и даже наверняка, не все мои приемы и советы пригодятся вам в дальнейшем, что-то может показаться спорным, что-то вы знали и без меня, но я думаю, что найдутся и те, кому пусть хотя бы что-то, но покажется в моей статье интересным и полезным. Пусть немного, пусть всего лишь крупица, но ведь и я, как рассказал уже выше, собирал подобную информацию точно так же - по крупицам.
Авторам, уже имеющим достаточный литературный опыт, мои откровения вряд ли покажутся полезными, кто-то, возможно, посчитает их наивными или совершенно очевидными, но я-то прекрасно помню, что подобные «наивности» и «очевидности» я когда-то с радостью и благодарностью впитывал в себя, словно росток под засушливым солнцем капли драгоценной влаги. Поэтому тем, кто считает себя в литературном творчестве достаточно искушенным, дальше читать, думаю, особого смысла нет.

В качестве примера я решил рассмотреть мой роман «По ту сторону чуда». Почему именно его, а не любой другой из пятнадцати созданных? Во-первых, я решил не рассматривать самые первые, ранние произведения - все-таки в них наиболее ощутимы недостатки и недочеты, связанные с отсутствием у меня во время их написания должного опыта. Исключил я из рассмотрения и самые поздние - в своем большинстве это произведения, написанные для различных серий, а технология написания «серийных» романов имеет специфические особенности, выходящие за рамки данной статьи и вряд ли имеющие большую пользу для начинающих авторов. В-третьих, этот роман для меня, пожалуй, один из самых любимых, а его главные герои воспринимаются мной почти как реально существующие люди. Наконец, в-четвертых, «По ту сторону чуда» - это смесь жанров (точнее, поджанров, поскольку жанр моих произведений всегда один - фантастика).

Но прежде чем непосредственно разбирать это конкретное произведение, остановлюсь на некоторых общих, первостепенных на мой взгляд вещах, без которых невозможно написать роман, который с удовольствием будут читать люди. И эти вещи не всегда можно описать четкими, однозначными правилами или инструкциями. Порой среди них встречается нечто сродни настоящему волшебству.
В первую очередь, это то, что связывает автора произведения и его читателей - та волшебная нить, которую можно назвать творческой, или даже духовной сопричастностью. Она возникает (да и то не всегда) тогда лишь, когда вы пишете действительно то, что вас волнует, интересует, чем вам не терпится поделиться с другими. Но одно дело связаться, и совсем иное - сделать эту связь гармоничной и неразрывной, хотя бы на время «подключения» читателя к тому, о чем думали, что чувствовали и что хотели вы ему сказать во время написания романа. Читатели в своем большинстве - проницательные и умные, их нельзя обмануть одними лишь красивыми словами и картинками. Если мысли пусты, если чувства фальшивы - они просто закроют книгу, отбросят ее, как ненужный хлам. Поэтому наша, как авторов, главная цель - достучаться до них, до их сердец, быть с ними предельно искренними и правдивыми, не опускаясь до легкомысленных заигрываний и соблазнений яркими фантиками, внутри которых вовсе не конфета, а серая, вязкая, неудобоваримая масса. Эта задача весьма непростая. Здесь существует очень тонкая грань между пустой, бестолковой развлекательностью и нудным, пусть со многих сторон и «правильным» морализаторством. Я всегда стараюсь не скатываться с этой грани, выдерживая баланс между этими крайностями. Книга должна увлекать, но она, в то же время, должна заставлять думать. Наверное, это у меня получается не всегда - здесь судить как раз читателям, - но поверьте, что я очень стараюсь.

Что ж, перейдем непосредственно к роману «По ту сторону чуда». Начну с сюжета - ведь это, как правило, тот стержень, на который нанизывается вся смысловая начинка произведения. Говорят (и, если вдуматься, скорее всего, не напрасно), что как таковых сюжетов во всей мировой литературе (сюда же следует отнести и драматургию с кино) едва ли больше десятка (цифры приводятся разные, но отклонения невелики - кто заинтересуется, может легко найти информацию и почитать об этой теме отдельно). Так что же, получается, что обо всем уже написано и все наше «бумагомарание» лишь напрасная трата времени? Не думаю. Во-первых, один и тот же сюжет можно (и нужно) нарисовать другими красками, рассказать другими словами. Это как огранка алмаза - камень один и тот же, а придай его граням новый рисунок - бриллиант заиграет совсем по-другому. Во-вторых, сюжеты можно переплетать, создавая, опять же, новые, неповторимые узоры.
Что же сделал я в данном, конкретном произведении? За основу я взял детективную составляющую. Главный герой у меня - частный сыщик, владелец сыскного агентства «Бритва Оккама». Казалось бы, совершенно ничего оригинального - таких произведений наверняка даже не сотни, а тысячи. Но я сделал дополнительный штришок: мой герой категорически не верит в чудеса и берется только за те дела, которые на первый взгляд, кроме как с позиции чуда, объяснены быть не могут. И он ставит себе целью эти чудеса развенчать, разоблачить и объяснить их с точки зрения современной науки. Стало уже не все так примитивно и просто, как показалось вначале! Тем не менее, и с подобными (или весьма близкими) сюжетами мне приходилось сталкиваться. Тогда я пошел еще дальше и сделал так, что основная часть этих дел и в самом деле имели под собой ту самую подоплеку, в которую категорически не желает верить мой главный герой. А вот это уже то самое неразрешимое противоречие для героя, которое и является по моей задумке главным в сюжете. Препятствие, которое нельзя преодолеть в принципе, но главный герой этого не знает, мало того - убежден в обратном, отсюда - множество возникающих коллизий, которые я и стараюсь обыгрывать. Причем, обыгрывать в юмористическом, даже гротесковом ключе.
Таким образом, я получил в одном флаконе детектив, фантастику и юмор - ту самую гремучую смесь, с которой мне самому было очень интересно, по-настоящему увлекательно работать.
Что же я «набодяжил» этой смесью? Сначала отправил героя в параллельный мир, где он встретил самого же себя, но альтернативного (с теми же, впрочем, характером и замашками), и когда они вдвоем пришли уже к удовлетворившему обоих мнению, что параллельные вселенные - это все-таки не чудо, а научный факт - отправил всю команду в мир… сказочный, что, казалось бы должно подорвать основы их мировоззрения… Впрочем, тут-то и началась основная детективная составляющая - поиски пропавшего царского сына, и героям на какое-то время стало не до чудес (которые, впрочем, они впоследствии все же «научно» объяснили и своим кредо не поступились). Красок добавила еще и любовная линия - точнее, даже не одна.
Вот такие «цветистые» декорации построил я для своего романа, постаравшись добиться максимальной уникальности для сюжета, избежав в то же время (как мне кажется) неудобоваримого на первый взгляд винегрета, увязав все эти нити в выглядящий весьма логично (для юмористической фантастики, разумеется) узор.

Но все-таки, какими красками ни рисуй окружающий мир (даже миры в данном случае), какими «чудесами» его ни пичкай, он останется всего лишь декорацией, пусть по-своему привлекательной, удивительной и самобытной. Главными же для меня всегда оставались и остаются люди. Для меня важнее и интереснее то, что происходит внутри человека, а не снаружи. Меня больше волнуют и увлекают переживания героя, его эмоции, его поступки в той или иной ситуации, нежели то, какими формулами описывается переход между параллельными мирами или каковы должны быть параметры стыковочного модуля сказочного звездолета, чтобы стала возможной его стыковка с МКС. Для меня герой должен стать настолько реален, чтобы я смог думать о нем, представлять его, будто он существует на самом деле и я знаком с ним лично. Только тогда я смогу понять, не обязательно при этом принимая, его посылы и поступки, только тогда я захочу наблюдать за тем, что происходит с ним по мере развития сюжета, как развивается он сам.
В этом плане интересней всего, конечно же, центральный герой романа - Олег Константинович Брокалев, он же сыщик Брок (по ходу развития сюжета, как я уже упомянул ранее, их даже стало двое). Неуклюжий, во многом просто нелепый, но страстно верящий в свою правоту и всеми силами пытающийся ее доказать, а потому весьма упрямый (если не сказать упертый), он постоянно попадает в такие же, как и он сам, нелепые, полные комизма и гротеска ситуации. Тем не менее Брок не опускает руки, не пасует перед трудностями, а идет дальше и, как правило, побеждает - правда, чаще всего не благодаря, а вопреки своим усилиям, что тоже является одной из «фишек» романа, изюминкой этого произведения. Иногда создается впечатление, что сыщик Брок - просто-напросто пустоголовый идиот. Тем не менее, за этой вызывающей смех маской скрывается человек, который если и не хочет верить в чудо, зато хорошо знает, что такое дружба и предательство, честность и подлость. Его взгляды кажутся порой нелепыми, перевернутыми с ног на голову, но все же они те же самые, которыми дорожит большинство из нас и на которых, по сути, и держится мир - хоть настоящий, хоть параллельный, хоть и вовсе сказочный. Доброта, честность, любовь - вот те киты, на которых держится любой из миров. Причем, любовь - это и есть главное чудо, с чем в конце концов приходится согласиться не верящему в чудо Броку. А еще он понимает, как важно, кроме любимой (пусть и очень-очень нужной) работы увидеть, что ты кому-то очень-очень нужен. А это и жена Брока Ирина, и его дочь Сашенька…
Подведя разговор к дочери Брока, я хочу пояснить, что кроме главного героя, который обязательно должен быть в произведении интересным, приковывающим внимание читателя (в данном случае - своей экстравагантностью, нелепостью, но в то же время доброй душой), желательно присутствие и таких героев, которые дополняют, чуть по иному освещают, порой оттеняют героя, заставляя его при этом стать более «объемным», некартонным, живым. Разумеется, при этом и сами они должны быть как минимум некартонными и запоминающимися.
Не стану перечислять всех, но главной в этом плане, конечно же, является восемнадцатилетняя дочь Брока Сашенька. Симпатичная, умная, порывистая, горячая - она кажется чуть ли не полной противоположностью отца. Но в том-то, опять же, и прелесть. Игры на контрасте - вполне в духе именно такого вот, динамичного, сумасбродного, гротескового произведения.
Контраст, кстати, довольно мощный инструмент, применимый не только к героям. Для примера, если действие происходит все время в одной и той же спокойной, солнечной (а то и вовсе обезличенной) атмосфере - это может приесться, вызвать скуку, обезличить и само действие. А когда на солнечное небо вдруг набегают тучи, которые разражаются мощной грозой - это, согласитесь, совсем иное восприятие. Конечно, данный пример условен, все время поливать героев грозовым ливнем тоже не стоит.
Как это ни парадоксально, но контрастным для главного героя в этом романе я сделал и его второе «я» - сыщика Брока из параллельного мира. Казалось бы - это он и есть, какой тут может быть контраст? Но ведь сыщик Брок, как уже говорилось, очень упрямый, а потому может отчаянно спорить с кем угодно, даже с самим собой. Брок №2, понятно, ему в этом не уступает. Вот и возникает то и дело между Броками соперничество, звучат насмешки, происходят всевозможные недоразумения. В итоге «на коне» то один, то другой, а «в луже», соответственно, противоположная сущность упертого сыщика.

Еще одна небольшая «фишка», которую я употребил при написании этого произведения (но которая вовсе не является обязательной, и используется авторами не так уж и часто) - это использование так называемого «романа в романе». Правда, здесь речь идет всего лишь о «рассказе в романе», но тем не менее. Я сделал одним из хобби сыщика Брока написание фантастических рассказов, и один из таких рассказов - частями - представлен в этом произведении. Но в данном случае это не просто необязательный «трюк» - рассказ Брока играет тут и некую сюжетную роль, помогающую обоим сыщикам в расследовании. Посмотрите, как это сделал я, - возможно, кто-то из вас в каком-нибудь своем произведении тоже возьмет подобный прием на вооружение.

Подведем некий предварительный итог. Итак, мы имеем в романе «По ту сторону чуда» замысловатый сюжет, неординарных главных героев, препятствия, то и дело возникающие на их пути (зачастую ими же и созданные). «А где же здесь антагонист?» - возможно, спросите вы. А это как раз и есть та самая упертость сыщика Брока, выраженная в его кредо «Чудес не бывает», которая постоянно по ходу действия сюжета направлена против него же самого. Это почти та же борьба с ветряными мельницами, только их строит для себя сам же главный герой. Но в итоге он все-таки побеждает, а победив, находит, открывает для себя то новое и важное, чего, возможно, еще очень долго не было бы у него без этих кажущимися нелепыми побед.

К сожалению, объем и рамки данной статьи не позволяют разобрать роман «по косточкам», указав все его литературные «каркасы» и составляющие. Но для серьезного знакомства с уже упомянутыми и многими другими важными понятиями существует множество специальных книг и учебников, посвященных литературному мастерству.
Если вам интересно то, что я вам успел рассказать, будет неплохо, если вы приобретете этот роман в электронном виде и подробно ознакомитесь с ним. Поскольку книга стоит всего 50 рублей, о финансовой стороне вопроса, по-моему, смешно даже и задумываться. Зато вы увидите сами, как у меня сделано то или иное из того, что я показал в этой статье. А если вы прочтете и что-то из более серьезной учебной литературы, то можете и самостоятельно найти в моем романе использование других важных инструментов и приемов.
Купить роман «По ту сторону чуда» в электронном варианте можно в таких интернет-магазинах как «ЛитРес», «Озон», «Амазон»:
Можно приобрести эту книгу и в бумажном варианте на «Озоне» (http://www.ozon.ru/context/detail/id/33985373/), но цена ее уже совсем другая, и я не собираюсь призывать вас выкладывать такие деньги, хотя, разумеется, и отговаривать от этого не стану.

Напоследок, в качестве небольшого бонуса, хочу поговорить еще вот о чем. Хорошо, роман написан, книга издана (о перипетиях книгоиздания я в этой статье говорить не буду - тема слишком сложна, да я и не являюсь специалистом в этой области). Даже не обязательно издана на бумаге - пусть вы ее опубликовали, скажем, на «Литсовете». Главное, что книга есть, и вы, разумеется, хотите, чтобы у нее появились читатели - причем, чем больше, тем лучше. Ведь пишем-то мы для них, а если книгу никто не читает, то ради чего было все затевать?
И вот тут я хочу дать вам пару советов. Первый из них очевиден: говорите о своей книге, не стесняйтесь рассказывать о ней в соцсетях, в письмах к вашим друзьям - да где угодно, где о ней могут прочитать заинтересованные люди.
Во-вторых (хотя это, в принципе, разновидность первого совета), попробуйте создать о книге буктрейлер. Надеюсь, вы не станете спорить, что визуальная, видеоинформация, зачастую воспринимается лучше и ярче, чем просто текстовое сообщение. Как сделать клип - вариантов много. Это может быть простенькая презентация со статическими картинками и несложным звукорядом; видеоклип с разыгранными сценами из книги (не обязательно приглашать профессиональных артистов, для начала можно позвать и друзей); клип с использованием мультипликации - или же комбинация всего перечисленного. В принципе, на что хватит вашей фантазии. Важно, чтобы буктрейлер не был слишком большим (достаточно 2-3 минут) - иначе зритель может заскучать. Разместите этот клип на YouTube и дайте на него ссылки в тех же соцсетях, напишите о нем друзьям и знакомым. Это весьма действенный ход, поверьте мне.
Кстати, для романа «По ту сторону чуда» я сделал такой буктрейлер. Правда, не имея в данной сфере опыта, пришлось изрядно повозиться, но в итоге я даже включил в него мультипликационные сцены. Да что долго рассказывать, посмотрите этот клип сами (он длится всего три с половиной минуты):

На этом, пожалуй, и все на сегодня. Мне хочется верить, что я хотя бы немного сумел помочь вам, подал какие-то идеи, задал творческий импульс. А теперь от души желаю вам удачи на интереснейшем, но далеко не легком пути литературного творчества! Много вам прекрасных книг и самых преданных читателей!
Cвидетельство о публикации 493206 © Буторин А. 09.11.15 20:06