• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Быль
Форма:

Электричество высокого вольтажа

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста


В старомосковских литературных кругах о ней говорили, называя по имени, как императрицу, не произнося фамилии. Ее боготворил Пастернак. «Ускоренное биение крови», - с восхищением отзывался о цветаевской поэзии композитор Прокофьев. Критик Вейдле, не любивший творчества Цветаевой, был потрясен «насыщенностью всего ее существа электричеством очень высокого вольтажа».


ТРЕКЛЯТАЯ СТРАСТЬ

Юная Марина Цветаева познакомилась с юным Сережей Эфроном в Коктебеле у поэта Волошина. В январе 1912 они обвенчались.
Осенью 1914 года у Марины начался роман с поэтессой Софией Парнок, известной своим пристрасием к однополой любви. Она на десять лет старше Марины.
Оставив Марину гореть в огне ипепеляющей страсти, Сергей уходит братом милосердия на фронт. София усмехается ему вслед: не ты, о юноша, расколдовал ее.
Марина пытается вырваться из властных рук. «Я дотла расхищена, разлюбите меня», - просит она Софию. В начале 1916-го Марина перегорела. «И в глазах ненависть. Ненависть наконец-то освободившейся рабыни».
На пороге «посудной и мыльной лужи», которая ждет ее за рубежом, беспечная и обеспеченная Марина напоследок говорит Софии: «Благословляю Вас на все четыре стороны».
Она назовет этот роман часом своей первой катастрофы. Фотография Марины Цветаевой еще долгие годы будет стоять на туалетном столике Софии Парнок.

ПОЭМА КОНЦА.

Любовные увлечения – пища поэзии. Главная страсть Марины – собеседничество, а физические романы, по ее словам, - лучший способ проникнуть в душу.
В 1923 году, в Чехии, Марина обрушивает лавину безудержной любви на  друга Сергея по университету Константина Родзевича. Родзевич – герой ее двух лирических поэм. Она создает, выдумывает его образ, мало считаясь с действительностью.
«Я видел его два раза, - вспоминает известный критик Марк Слоним, - он мне показался себе на уме, хитроватым, не без юмора, довольно тусклым, среднего калибра.»
Через два года в Париже Марина подарит свадебное платье невесте Родзевича, а покуда в Москве над поэмой, ходящей в списках, рыдает потрясенный Борис Пастернак. По ночам, когда домашние разойдутся спать, он пишет письма в Прагу, потом в Париж. Иногда несколько писем в неделю. «О, как я Вас люблю, Марина!.. Марина, у меня волосы становятся дыбом от боли и холода, когда я тебя называю».

И ТОГДА НАСТАНЕТ ЛЕТО НАШЕЙ ВСТРЕЧИ

Перед отъездом Марины за границу, Пастернак был с нею на похоронах вдовы Скрябина.
«Как могло случиться, что, плетясь вместе с Вами за гробом Татьяны Федоровны, я не знал, с кем иду рядом?»
Новый сборник стихов Цветаевой взволновал поэта до слез. Это внезапное потрясение поэзией послужило началом долгой, горячей переписки:
- Марина, я боготворю тебя. Ты – невероятная награда мне за за рождение и блужданья, и веру в Бога и обиды.
- Пастернак, я с такой силой думаю о Вас.
- Марина, я видел тебя в сквозном, бесконечном сне... Это было первее первой любви.
- Борис, я так люблю твое имя.
- Марина, я должен был скрыть до нашей встречи, что никогда уже не смогу разлюбить тебя... У меня есть цель в жизни, и эта цель – ты.
- Борис, Борис, как мы бы с тобой были счастливы, - и в Москве, и в Веймаре, и в Праге, и на этом свете, и особенно на том, который уже весь в нас...
Их заоблачный, заочный роман никогда бы не вписался в обыденные рамки. Понимая это, Марина оттягивает «катастрофу встречи», к которой стремится Пастернак.
В 1935-ом они все же встретились на международном конгрессе защиты культуры от фашизма. Огонь прежних лет отпылал. Пастернак был выдворен на конгресс волей великого вождя. Он устал от жизненных невзгод еще больше, чем Марина от своей бедной парижской жизни.
Талантливо и зло она рассказывала после в Москве как беспомощно искал Пастернак в Париже платье для жены. Просил померить платье Марину, но спохватился – не подойдет. «У Зины такой бюст!»

ОБЪЕЛАСЬ, ОПИЛАСЬ ГОРЕЧЬЮ

В 1937 году имя Сергея Эфрона скандально замелькало в парижских газетах в связи с убийством советского чекиста-невозвращенца Игнатия Рейсса. По словам Родзевича, Сергея запутали и завербовали. Он мечтал вернуться на Родину и зарабатывал это: возглавлял группу, ищущую Рейсса, был причастен к нашумевшему похищению генерала Миллера, вербовал эмигрантов для отправки в Испанию, что было запрещено французским правительством. Провалившийся советский агент, он вынужден бежать из Франции.
Марина потрясена. Обстоятельства ломают ее долгое сопротивление возвращению на Родину. Ее мрачные предчувствия не соответствуют светлым ожиданиям всех остальных членов семьи. Но Аля и Сергей уже в СССР, а «одна я здесь с Муром пропаду». «Там я не уцелею».
... В 41-м Эфрона расстреляют. Алю ждут шестнадцать лет лагерей и ссылки. После долгих мытарств Марина повесится в эвакуации, в Елабуге. Мур погибнет на войне.
Cвидетельство о публикации 466123 © Посояр 04.11.14 23:36

Комментарии к произведению 2 (1)

Весь кошмар в том, что это - сжато изложенная БЫЛЬ.

Быль была гораздо хуже. Французы выдавали русским паспорта без права работать, пароходные компании обещали плодородные земли в Парагвае. Там умирали от голода и тропических болезней.

Меня ваш короткий рассказ потряс. Я когда-то увлекался чтением В.Пикуля, мне очень нравились его короткие, лаконичные, но емкие по содержанию Миниатюры. Исторические. Что -то подобное я читаю у вас. Спасибо, очень здорово. Буду рад видеть вас на моей страничке...если вы любите песню.