• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Философия
Форма: Афоризм

Афоризмы и суждения - опыт самодумания ч. 1 2004-2012

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Очень трудно заставить себя самостоятельно мыслить: всегда ведь легче катиться по уже проложенной кем-то колее. Но когда-то пришел момент, и я понял, что мне уже не нужны никакие книги и чужие мнения, потому что по любому вопросу у меня теперь имеется или возникает свое собственное. Это то, что иногда называют забавным словом "самодумание".

Из всех созданий природы самыми красивыми являются представители животного мира. Все-таки человек, испорченный достижениями современной цивилизации, не может претендовать на звание быть самым красивым творением природы (за исключением отдельных индивидуумов).

Декабрь 2004 года


"Выйти в нужное время, и оказаться в нужном месте, в нужное время" (Кастанеда). Со мной это постоянно происходит. Я назвал такое явление "синхронизацией". Это, например, когда вы думаете о каком-то человеке или он вам в данный момент нужен, и вдруг он появляется. Либо вы думаете о какой-то книге или фильме, и вот она (он) перед вами, на прилавке. То ли это телепатия, то ли все происходит в едином информационном поле и строго взаимосвязано, не знаю. Я даже перестал этому удивляться и воспринимаю это как нечто само собой разумеющееся.

Май 2005 года


Некоторые люди не желают признавать ничего, кроме личного опыта. Знания человека, основанные только на его эмпирическом опыте, крайне ограниченны и однобоки. То, что было нормально для человека до изобретения книгопечатания, совершенно неприемлемо в наши дни. К тому же совершенно неоценим опыт других людей, которым надо пользоваться, а не холить и лелеять свой собственный.

Август 2005 года

Обыватель обожает копаться в грязном белье выдающихся людей, думая, наверное, что его личное грязное белье как-то поднимет его до уровня последних. Для литературоведа тот факт, что великий человек имел беспорядочные половые связи, нетрадиционную ориентацию, избивал собственную жену и издевался над своими детьми, проявлял необычайную скаредность, страдал душевными болезнями, пьянствовал, был наркоманом, проигрывал все деньги на скачках, рулетке или в карты, подделывал векселя своих родителей, сидел в тюрьме за различные преступления вплоть до убийства, регулярно посещал злачные места и растлевал малолетних, представляет интерес лишь с той точки зрения, как это отразилось на его творчестве и какие автобиографические черты несут его произведения.
Каким бы ни был великий человек отвратительным в личной жизни, нам важно только его творчество. Остальное - для любопытных и специалистов.

Любите книги и людей
В плену безудержных страстей,
Ведь гениев средь нас так мало,
Зато полно вокруг вандалов.

Я все время жду, когда наступит настоящая жизнь, а она не наступает. А жизнь, между тем, проходит, как будто мимо меня.

Как правило, человек сам на себя возлагает моральные обязательства, ибо в области морали он обладает наибольшей свободой выбора.

Человек по природе своей стремится к безответственности, а его всю жизнь хотят приучить к ответственности. Некоторых удается приучить.

У каждого человека свой внутренний нравственный закон и своя нравственная память - что-то он волен забыть, а что-то не забудет никогда.

Философии как положительной науки у нас больше нет. Осталась история философских учений. С ней можно ознакомиться для общего образования, но руководством к действию она перестала быть.
Философия всегда была царицей наук, которая стояла над ними. Она позволяла привести в систему хаос мнений и оценок. Превращенная сама в хаос, она утратила свое общественное значение.

Ноябрь 2005 года


На работе обычно бывает так: вначале тебе говорят, что ты слишком молод, потом тебе говорят, что ты слишком стар. Середины почему-то нет.

Почти еженедельно я ловлю себя на мысли, что мое восприятие мира постоянно меняется. И, похоже, конца этому никогда не будет.

Стоит мне подумать или, не дай бог, сказать о чем-то плохом, как это немедленно совершается. Считать это предвидением или самопрограммированием - не знаю.

Январь 2006 года


Опыт без ума лишен всякой перспективы, ум без опыта - лишь дело времени.

Июнь 2006 года


Перфекционизм - это то, что отравляет нам жизнь, но весьма нравится нашим работодателям.

Июль 2006 года


Свободный доступ ко многим, в большинстве своем правильным книгам, не сделал нашу жизнь лучше. Что проку в том, что мы сейчас можем читать что угодно, когда что-то не так в датском королевстве?

Сентябрь 2006 года


Свести к крайностям и исключениям можно любое суждение, только пользы от этого никакой не будет. Для того, чтобы познать какое-то явление, необязательно разлагать его на атомы, иначе, увлекшись мелочами, вы самого явления просто не увидите.

Стремление к так наз. объективизму в оценках людей и событий, в конце концов, приводит человека к отсутствию всяких принципов. Все зыбко, неопределенно, многозначно, мозаично, рафинировано - и в результате возникает нечто бесформенное и хаотичное. Слово "объективизм" имеет отрицательный оттенок, когда ничему не дают определенных оценок и в результате скатываются к беспринципности. Я считаю, что лучше иметь ошибочные принципы, чем никаких.

Июнь 2007 года


Часто прилагаешь огромные усилия для достижения своей цели и ничего не получается, словно пытаешься пробить каменную стену, но потом оказывается, что так и должно было быть и достижение прежней цели только помешало бы нынешнему благоприятному результату.

Август 2007 года


Андре Моруа "Открытое письмо молодому человеку о науке жить":

Если же, наоборот, жизнь столкнет вас с человеком по-настоящему злым, то есть с беднягой, не способным посмотреть правде в лицо, ожесточенным, черствым, - порвите с ним. Из вашего общения не выйдет ничего путного. Пусть даже ваш противник не лишен достоинств и пользуется уважением окружающих – раз вы оба так устроены, что не переносите друг друга, забудьте о мире. Лучше прямой разрыв, чем кисло-сладкий компромисс. Пусть вами движет не злопамятность, а желание соблюсти моральную гигиену. Скажите себе: «Я предпочитаю с ним не видеться, чтобы не выходить из себя». Будем общаться с теми, кто нас любит. Те, кто ненавидит нас, подавляют и унижают нашу душу. Да и о чем говорить с врагами: «В споре рождается истина, лишь если спорят друзья. Да и то не всегда…»
Я тоже до определенного возраста старался поддерживать дружеско-приятельские отношения со всеми окружающими без исключения, даже с такими, которых все просто ненавидели. Потом прочитал у Моруа о моральной гигиене и подумал, зачем я трачу на них свои душевные силы. Поэтому теперь общаюсь и дружу только с теми, кто меня любит.

Человек постоянно повторяет свои ошибки не в силу того, что он не понимает, как их преодолеть, а из-за неспособности противостоять стихийным проявлениям своего характера. Именно он, а не разум, властвует над всеми его поступками.

Говорят "храбр, как лев". На самом деле, по настоящему храбр лишь человек, который подвергает себя смертельному риску не ради того, чтобы насытиться, а ради идеи, пусть даже ничтожной и безумной.
Поэтому правильнее говорить "храбр, как человек"!

Январь 2008 года


Я думаю, что Шекспир так много и хорошо сказал о природе, человеке и обществе, что другим авторам осталось только слегка дополнить его.

Февраль 2008 года


К сожалению, жизнь ничему не учит, потому что большинство людей живет не умом, а сердцем. Поэтому и опыт для них оказывается совершенно бесполезным.

Март 2008 года


Экзистенциализм - это оптимистический фатализм ("радостно покорись своей судьбе").

Июнь 2008 года


В исторических фильмах и романах всё изображается более концентрировано, чем в жизни, иначе уже через десять минут просмотра или прочтения вас бы потянуло на сон. В этом случаи возможны преувеличения и обобщения, передача подвигов и поступков менее известных исторических героев более известным, введение вымышленных персонажей и событий (написано в ответ на критику историками фильма "Колчак").

Октябрь 2008 года


Всякое пристрастие филолога, который обязан всегда «быть над схваткой», превращает литературоведение и историю литературы не в науку, а в собрание субъективных мнений.

Меня всегда напрягала лингвистика, литературоведение и литературная критика, где сколько ученых, столько и мнений, однако в этих науках все же есть вполне определенный материал - язык или текст. История, помимо разнообразия мнений и неизбежной политизированности, имеет дело с такой ненадежной фактурой, что вряд ли может называться наукой.

Для современной молодежи целый пласт культуры, который когда-то был для нас само собой разумеющимся, просто умер. Его выбросили на свалку как старое барахло. Встречаются единицы, но это белые вороны в своем окружении.

Думаю, что именно рефлектирующие герои – самые интересные в мировой литературе. А бугаи, пробивающие каменным лбом каменные стены, интересны только подросткам.

Август 2010 года


Мне кажется, бог зол и постоянно требует жертвоприношений. Послав вам удачу, он тут же требует компенсации. Но он и справедлив. Приняв от вас жертвоприношение в виде случайного несчастья, тяжелой болезни или крупной неудачи, он тут же посылает вам какой-нибудь неожиданный подарок судьбы.

Научись в каждом предмете находить для себя что-то интересное.


Февраль 2011 года


По-видимому, бог – гениальный шахматист. Он ведет свою тонкую игру, в которой мы всего лишь пешки. Он может превратить нас в ферзя или любую другую фигуру, либо пожертвовать нами ради только ему понятных целей.

Март 2011 года


Напрасно искать какую-либо логику во взаимоотношениях людей: в них царит абсурдное и иррациональное начало. Никакие правила религиозной или светской морали на них не действуют. «Чем хуже, тем лучше» - вот их закон.

Бог создал людей и окружающий их мир на доброй, разумной основе, но своим наместником на Земле оставил дьявола.

Речь большинства политиков – это набор традиционных фраз и однообразных заклинаний, в которых нет ни одного слова правды. За этой плотной завесой скрывается их хищное и своекорыстное существо.

Апрель 2011 года


Так наз. свобода выбора - это иллюзия, и бог (или дьявол) играет нами, как захочет. На самом деле, у нас есть только свобода выбора умереть раньше времени.

Теперь даже школьники говорят, что чтение фэнтези такое же пустое убивание времени, как и большинство компьютерных игр. Мое мнение, что фэнтези - это паразит на теле литературы. Читать о том, что никогда не было, не бывает и не может быть в принципе – бессмысленное занятие. Фэнтези - это всего лишь товар в яркой упаковке. Как элемент массовой культуры она находится на литературной периферии, способствует отупению и деградации читателя.

Все мировые религии рождены мечтой лучших умов о царстве справедливости и добра. Но люди своим стяжательством, тщеславием, догматизмом, мракобесием и жестокостью извратили их настолько, что их создатели ужаснулись бы полученным результатам.

Людям свойственно переоценивать деяния предков и чрезмерно возвеличивать героев древности. Часто они не замечают гениев настоящего, но поклоняются менее значительным личностям прошлого. История для них становится своего рода мифом со своими Медеями, Андромахами и царями Эдипами, приобретающими вселенское и вневременное значение.

Если оценивать человека высоко, то вызывает недоумение окружающий его мир злобы и несправедливости. Если оценивать его низко, то всё сразу встает на свои места.

Июнь 2011 года


Я думаю, для отдельно взятого человека путь добра вопреки окружающему его миру зла оправдан. И хотя путь этот тернист, а иногда смертельно опасен, на нем рождаются новые праведники и герои.

Не стоит искать в исторических фильмах реальных героев и фактов. Все они поставлены «по мотивам» исторических событий и не могут считаться ни хроникой, ни документом. Киноискусство имеет свои внутренние законы, в соответствии с которыми стремление к художественности, да и просто занимательности ведет к подмене действительности красивым вымыслом. Оно не только опирается на различные исторические мифы, созданные в угоду политической конъюнктуре. Оно само творимая легенда (по поводу сериала «Котовский»).

Поражает крайне спокойное, если не прохладное, отношение древнегреческих философов к своим богам. При этом вся последующая философия настолько пронизана и переплетена с христианской догмой (особенно в России двух последних веков), что разница между философией и собственно теологией почти стирается.

Июль 2011 года


Я думаю, каждый настоящий философ вполне самодостаточен. Его учение можно ругать, хвалить, трактовать в угоду политическим веяниям, причисляя к различным «измам», но оно навсегда останется таким, каким его создали – отдельным, независимым миром.

Удивляет, как современные российские «философы» после поражения в холодной войне и крушения социализма в мгновенье ока превратились из материалистов в идеалистов. Вы могли бы себе представить обратное превращение Сократа в связи с проигрышем Афинами Пелопонесской войны или Гегеля в результате захвата Пруссии Наполеоном?

В Советском Союзе если и не издавали слишком одиозных для коммунистической идеологии философов, вроде Ницше, Шопенгауэра или Штирнера, то, по крайней мере, посвящали им отдельные пусть даже критические, статьи в отраслевых энциклопедиях и словарях. Современные российские «философы» в аналогичных изданиях подробно разбирают учение какого-нибудь второстепенного американского или западноевропейского философа, известного только своим студентам, но Маркса, Энгельса и Ленина как мыслителей игнорируют. Для них «Святого семейства», «Нищеты философии», «Анти-Дюринга», «Немецкой идеологии», «Диалектики природы», «Философских тетрадей», «Материализма и эмпиокритицизма» просто не существует по принципу: «нет социализма – нет марксизма».

У всякой критики своя критическая масса,
Ей часто недостаточно словарного запаса,
И быстро разогревшись в полемическом пылу,
Она напоминает больше злобную хулу.

Наше общество заражено геронтофобией. Мало того, что на хорошую работу берут только до 35 лет, но и на бытовом уровне унижают и презирают пожилых людей. Скажите, пожалуйста, чем хуже «старая кляча» и «старый развратник» молодых? Или «выживший из ума» лишенного ума с детства?

Жаль, что судьба диктует нам свои решения, а не мы ей.

Барон Брамбеус (О. И. Сенковский): «Есть ли у вас хорошие книги?» - Нет; но у нас есть великие писатели. – «Так, по крайней мере, у вас есть словесность?» - Нет, у нас есть только книжная торговля.
Великой русской литературы больше не существует. Обломки ее еще барахтались на поверхности в послевоенный период, а сейчас и вовсе исчезли из вида.

Компьютерные программы не только развеяли ореол избранности чемпионов мира и супергроссмейстеров, но и отчетливо показали, что для них шахматы - в большей степени не игра умов, а игра нервов, в которой они почти никогда не бывают равными самим себе.

Демократия как форма государственного правления выявила свою слабость во время Второй мировой войны, когда была фактически разгромлена гитлеровской Германией. Демократия и сейчас показывает свою неспособность справиться с экономическими кризисами, международным терроризмом, ростом преступности, наркомании, проституции и миграционными проблемами.

Художественная литература – это не философский трактат, который надо трижды перечитать, чтобы до конца понять.

Классическая философия ищет систему в хаосе, философия постмодернизма сам хаос делает системой.

В афоризмах главное – лаконичность, ясность, законченность и парадоксальность мысли с элементами провокации, чрезмерного обобщения и даже преувеличения (для большей яркости). Своей смелостью они могут вызывать не только сомнения, но и полное несогласие с ними. Это их отличает от обыденных суждений.

Август 2011 года


Ребенок воспринимает свою жизнь как локальный линейный процесс. Взрослый ощущает свою взаимосвязь с другими живыми и умершими людьми, а также с земным пространством и временем (прошедшим и будущим). Мудрец постигает свою связь с бесконечностью и вечностью космоса.

Гений может любить таланта, но талант – гения никогда.

Социализм… Какую хорошую идею погубили!

Читая книги, пропускайте предисловие. Иначе потом вы не сможете отличить своего личного мнения от навязанного вам извне, либо попросту забудете, что в нем было написано. Лучше это сделать в конце, тогда вам особенно будет приятно обнаружить, что ваше мнение во многом совпадает с мнением специалиста, написавшего это предисловие.

Сентябрь 2011 года


Там, где царит слепая вера,
Не разум правит, а химера.

Достаточно сказать пару звучных малознакомых иностранных слов, и ты тут же приобретаешь репутацию умного человека. Печальнее всего, что пустые фразы, обильно приправленные ими, могут дурачить целые народы.

Октябрь 2011 года


Н. Г. Чернышевский писал: «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему». Очевидно, и о боге можно сказать нечто подобное (с учетом того, что в пантеистических религиозных и философских системах природа обожествляется).

Учение о дискурсе интересно тем, что в большинстве своем связанная с ним фразеология (как в устной, так и в письменной форме) обслуживает интересы политической власти, олигархии и определенной группы поддерживающих их интеллектуалов. Например, демократическая фразеология, преобладающая в ведущих странах мира, не только безраздельно господствует в них, но и манипулирует сознанием народных масс всех зависимых от них стран.

Позируют американские кинозвезды, раздаются «Оскары», тратятся миллионы. И все это ради того, что даже искусством нельзя назвать. Каков зритель, таково и кино: раз он готов платить за пустышку, значит, он ее и имеет.

Ноябрь 2011 года


Всякая религия – это своеобразная философская система, некритически усвоенная массами, возведенная в догму и законсервированная на многие века.

Казнь Сократа и Иисуса из Назарета – это равновеликие события, которые одинаково потрясли их современников. В первом случае это привело к формированию множества различных философских школ и классической древнегреческой философии в целом, во втором – к массовому распространению христианства. Я не считаю гибель Сократа менее значительным событием, чем смерть Иисуса еще и потому, что польза философии для человечества бесспорна, а вот польза всякой религии сомнительна.

По сравнению с философией, религия – это вещь в себе и для себя. Если первая способствовала созданию всех наук, то внутреннее развитие второй вело либо к мертвой догме, либо к сектантству – вещам не столько бесполезным, сколько вредным для людей.

То, что я писал в советское время, напечатать было нужно, но невозможно. Теперь напечатать это можно, но не нужно.

Декабрь 2011 года


Коммунистическое общество навсегда останется недосягаемой целью для человечества, потому что оно неспособно справиться с присущей ему от природы жадностью и ленью.

Январь 2012 года


Статьи Добролюбова, обличающие самодурство героев пьес Островского, вполне актуальны и для нашего времени. Увы, самодурству нынешних начальников, опьяненных своей безграничной властью над подчиненными, нет предела: жестокое, часто беспричинное преследование хороших работников и необъяснимое поощрение и снисходительность к лентяям и бездарям; принятие самоубийственных для фирмы решений, невзирая на настойчивые предупреждения специалистов; грубость, чванство и моральный садизм по отношению к сотрудникам фирмы. Их ругают за мелкие проступки и прощают крупные, ими постоянно понукают, загружают срочной работой, которая уже на следующий день может оказаться никому ненужной. Как правило, такие начальники руководствуются не требованиями логики и пользы дела, а своими капризами и настроениями. Все это создает в фирме атмосферу полного хаоса и абсурда, дезориентирует нормальных работников, держа их в состоянии каждодневного нервного стресса, лишает их всякой инициативы, способствуют неоправданной спешке, штурмовщине и совершению ими серьезных просчетов. И наконец, в полном соответствии с Добролюбовым, отсутствие у самодуров «прямого и здравого взгляда на вещи» позволяет хитрым и подлым людям, нашедшим это слабое место в своем начальнике, ловко манипулировать им в личных целях, натравливая его на других сотрудников и расчищая себе место под солнцем. В результате такие самодуры терпят полное поражение и бывают с позором изгнаны вышестоящим руководством. И вот тут в них вдруг просыпается позабытая ими человечность: уходя, они становятся такими чуткими, понимающими и доброжелательными, расхваливая перед новым начальником своих подчиненных, которых еще вчера так безжалостно третировали и унижали.

Февраль 2012 года


Мы никак не можем приспособиться к времени: в Советском Союзе нас не печатали за безыдейность, в России – за идейность.

Раньше у нас были такие хорошие переводчики, что мы литературу любой страны воспринимали как собственную.

Март 2012 года


В глобальном, философском смысле бытие закономерно, а рождение, жизнь и смерть каждого отдельного человека – случайность. Он всего лишь пылинка в космосе.

Апрель 2012 года


Ищи сначала правила и лишь затем исключения.

Словарный запас профессора филологии и слесаря-сантехника так же не сопоставим, как лексикон современного человека и неандертальца. Однако первых двух одинаково причисляют к Homo sapiens.

Всё, что нас так восхищает в пьесах Шекспира, можно найти в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиях Аристофана и Менандра, творивших за две тысячи лет до него.

Когда-то казавшаяся утопической идея Прудона «о переходе правительства политического в правительство экономическое» ныне реализовалась в ряде европейских демократий. К сожалению, наше государство больше занимается политикой, чем экономикой. Если это было вполне объяснимо во время господства социалистической идеологии, то такой перекос в настоящее время не имеет никакого оправдания. Итак, меньше политики, больше экономики! Иначе всякие разговоры о демократии в нашей стране - это чистый макиавеллизм.

До демократии нам так же далеко, как при Советской власти до коммунизма.

Вольнодумие породило механистический материализм Франции (Ламетри, Гольбаха, Дидро); моральное лицемерие – идеалистическую философию Германии (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля); догматизм православия – религиозную философию России (Хомякова, Соловьева, Булгакова, Франка); деловитость – материализм Англии (Гоббса, Толанда, Гартли).

В окружающей нас природе поражает не только её разумная организация, равновесие и гармония, но и её устойчивость, стабильность и, несмотря на различные катаклизмы и разрушительную деятельность человечества, стремление к самосохранению.

Очень трудно в философии придумать что-то новое, однако гораздо полезнее прийти к каким-то умозаключениям самостоятельно, чем прочитать об этом. Тогда эти идеи станут частью вашего собственного мировоззрения, а не образования.

Из письма Н. П. Огарева – Н. М. Сатину (27 декабря 1841 года, Берлин) о лекциях престарелого философа Шеллинга:
«Изложение его вяло. Гегелем он подавился и не может проглотить его. Студентами он частью принят грубо; третьего дня он опоздал, извинился, хотел просидеть 10 минут после звонка; студенты зашаркали. Это свинство. Шеллинг много сделал и заслуживал бы более уважения. Но вот настоящие требования: выйти из абстрактности, выйти из формализма, выйти из пантеизма; отдать человеку свободу воли. Я немало мучился этими вопросами, хотя славянская лень мешала строго заняться ими»
Увы, наши студенты именно таковы: считают каждую минуту, чтобы урвать её для перекура и пустой болтовни. Они бы и самого Гегеля не постеснялись бы оборвать на полуслове. А уж «славянская лень» и безразличие их не имеет границ. Все они учатся для галочки, а не для знаний, потому что, на самом деле, их ничего не интересует, кроме безделья и развлечений. Учась в МГУ ещё в советское время, я видел, что люди, которые занимались действительно ради знаний, а не диплома, были белыми воронами, над ними надсмехались и их недолюбливали.
Недаром и о современных студентах два года назад я написал в своём стихотворении «Анне Чапман и другим российским разведчикам» следующие строки:
«Спроси себя, чего ты сделал
В свои неполных тридцать лет?
Учился с ленью, холил тело
И проклинал весь белый свет».

Из письма Огарева Герцену (Берлин, 2 февраля 1845 г.):
"Раз и навсегда: природа не ставит глупых случайностей; она вольно играет ими, но это вольное разумно и, следственно, не бессвязно. Это вольно-случайное - фантазия природы; по крайней мере, природа движется в этом, как движется фантазия в художественном произведении, - вольно, но стройно, безгранично, но целесообразно" (наверное, лучше не скажешь и о случайном, и о литературе).

Май 2012 года


Казнить, отдавать на растерзание толпе и сажать в тюрьму на пожизненный срок свергнутых правителей (Саддам Хусейн, Муамар Каддафи, Хосни Мубарак) за их жестокость при подавлении народных волнений неправильно и несправедливо. Почти всегда их действия вызваны государственной необходимостью, поэтому и судить их как простых граждан нельзя.

Если Генштаб – это, по мысли Б. М. Шапошникова, «мозг армии», то Верховный Главнокомандующий – его воля. Без жесткого руководства, создания материальных условий для проведения в жизнь принятых решений и личной проверки их выполнения все предложения Генштаба так и остались бы на бумаге (к вопросу о роли Сталина в войне).

Стоит ли читать современную литературу? Думаю, не стоит: значение её вполне определится лишь лет через пятьдесят. Жизнь так коротка, а еще не прочитано столько действительно хороших книг.

Политические убеждения сродни религиозным, поэтому всякие споры, касающиеся политики, как и веры, совершенно бесполезны.

Взрослые с годами добреют, дети – злеют.

Июнь 2012 года


Демократия = слабость государства. Она может существовать в странах, где нет внутренних и внешних проблем. Как только такие проблемы возникают, она показывает свою неспособность их решать. Демократия проигрывает все войны и революции.

США потому еще сильны, что это никакое не демократическое, а фашистское государство. Поэтому и Гитлер был силен.

Фашизм Германии и США имеет одну и ту же основу - государственный эгоизм. По сути, они такие же расисты, как гитлеровцы: население Америки - это высшая раса, остальной мир - это недочеловеки.

Свергая одних богов, ставят других, но они редко бывают добрее.

Всегда настраивайте себя на долгое ожидание, тогда будет легко перенести короткое.

Национализм никогда не был признаком прогресса, а лишь отсталости.

Стихи должны больше взывать к чувствам, чем к рассудку. Поэтому мне не нравится вся эта словесная эквилибристика современных поэтов, когда приходится перечитывать строки несколько раз, чтобы понять, что хотел сказать автор.

Тему яркой образности в поэзии закрыл Есенин. Лучше его никто не напишет. Поэтому и соревноваться с ним в этой области – бесполезное занятие.

Шико может быть только один.

Цель государства – бороться с хаосом.

Я думаю, все литературные сюжеты можно свести к каким-нибудь десяти основным канонам.

Сентябрь 2012 года


Столько еще хороших книг не прочитано! А жизнь короткая. Стоит ли ее тратить на то, чтобы выискивать жемчужину в куче навоза?

Человек хочет властвовать над природой, а не может даже управлять собственным организмом, который живет своей независимой от его воли и сознания жизнью.

Спорить ради принципа, а не поиска истины совершенно бессмысленно.

Дух человека силен, а плоть слаба. Достаточно не давать ему спать, и тело его побеждает волю (по поводу пыток в НКВД).

Октябрь 2012 года


Восхищение тем, как американцы благоустроили свою жизнь, какие они, в отличие от нас, доброжелательные и отзывчивые - это восхищение рабов рабовладельцами. В стране, которая живет за счет ограбления всего мира, включая Россию, можно себе позволить роскошь быть добренькими. И не говорите, что люди там хорошие, а правительство и олигархи плохие. Они такие же соучастники преступлений, как и немцы при Гитлере.

Раньше имели «социализм с человеческим лицом», теперь имеем капитализм - с нечеловеческим.

Американцы любят показывать в своих фильмах, как они спасают мир. Хотя, на самом деле, надо спасать мир от американцев.

Водители не стремятся сбивать пешеходов, пешеходы не хотят того же. Векторы их нежелания летального исхода, вроде бы, удваиваются. Между тем это происходит постоянно. Пешеход, рискуя, ставит себя в положение самоубийцы. Водитель в такой же ситуации готов стать убийцей.

Ноябрь 2012 года


В шахматной теории существует термин «избыточная защита», означающий, что пункт защищен большее число раз, чем атакован. Сталинские репрессии (превентивный террор, социальная инженерия) – это как раз избыточная, доведенная до абсурда защита государства от собственного народа.

На работе ругают не за глупость, а за лень.

В результате сталинских репрессий была уничтожена не только вся советская элита, но и низвергнуто в нищету и забвение несколько поколений их потомков. Мало того, что ближайшие родственники репрессированных также подверглись преследованиям и притеснениям, даже после реабилитации они так и остались выброшенными из своего круга. Была нарушена связь времен, преемственность поколений, утрачены прежние социальные связи. И никакие реабилитации, компенсации и льготы государства уже не могли этого исправить.

Ницше со Штирнером роднит своеобразный «философский цинизм»: они сорвали с философии покров святости и начали говорить о тех вещах, о которых все знали, но предпочитали из приличия умалчивать.

В истории и литературоведении не должно быть ничего личного, иначе это не наука, а сведение счетов.

Суммарный вектор деятельности Сталина положительный. За репрессии он несет целиком ответственность как руководитель государства, хотя одной его воли было для этого мало. В них была виновата практически вся страна.

Беда многих ученых заключается в том, что они вначале делают выводы, а потом придумывают их доказательства.

В исторической науке недостаток точных знаний, бесспорных доказательств и проверенных фактов у нас легко заменяется идеологической убежденностью.

Декабрь 2012 года
Cвидетельство о публикации 460763 © Владимир Рыскулов 18.08.14 14:37