• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

О философии поэтики

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста




Как читать и понимать статью "О философии поэтики".

Статья, предлагаемая автором, рассчитана на подготовленного читателя, но это не значит, что её содержание безразлично для начинающего писателя. Именно ему, не вооружённому ни особыми литературоведческими знаниями, ни жизненным опытом профессионала нужен этот краткий сборник мыслей принципиального характера. Что значит "принципиальный характер мысли"? Это значит, что мысль начальная, она находится в начале рассуждения, в исходной части науки. Ухватившись за такую мысль "с хвоста" разматывая, наподобие смотанного клубка, можно получить длинную нить размышлений, которая, порой может проходить через целый раздел изученного добросовестными учёными знания.
Автор не взял на себя задачу распутывания предлагаемых мыслей, не разматывал "клубков", а постарался обеспечить мысленный доступ читателя не к "хвосту", а к началу каждого клубочка, скрытого слоями намотанных на него нитей. Понятно, что когда нить смотана в клубок, трудно судить длинна она или коротка и насколько она прочна на разрыв. Некоторые клубочки совсем прозрачные и нить коротка, там читатель легко может удостовериться в правоте автора. Другие клубки состоят из ниток тёмного цвета, поэтому начало нити, которое обозначает автор, не поддаётся легкому умозрению. Здесь труднее сказать прав он или не прав. В таком случае надо попробовать взять на веру, то, что он излагает и перейти к другому "клубочку". В конце концов, рано или поздно все "клубочки" будут размотаны и перед читателем возникнет ясная картина той системы, которую долгие годы исследовал и вкратце изложил здесь автор.
Советую отнестись к этой статье как к словарю-справочнику или краткой энциклопедии, которые бывают необходимы не каждый день, а по мере необходимости, когда по ходу кропотливого писательского труда возникает соответствующий вопрос. То есть хорошо иметь её в своей библиотечке не слишком далеко, а, как говорят, "в шаговой доступности". Ещё лучше, если она будет прочитана в часы досуга, свободные от напряжённой включённости в писательский процесс. Даже простое перечитывание этой статьи в разное время может дать свежий взгляд на возникающие творческие проблемы, поможет их разрешить правильно и с наименьшими затратами.

Сергей Сметанин

О философии поэтики

1. Два подхода к поэтике

Произведение поэзии есть элементарная единица духовного производства, следовательно подлежит изучению с философских позиций. Исторически сложилось так, что подходов со стороны философии немного. В первую очередь это формально-логический и диалектический подходы.

С точки зрения формальной логики поэзия есть раздел литературы, использующий систематическое нарушение логических законов и правил для достижения особой выразительности речи.

С точки зрения диалектики, поэзия есть раздел литературы необходимо предшествующий духовной жизни общества в новых обстоятельствах. Другими словами это есть способ предварительного освоения действительности необходимо творческим образом. Происходит постоянное выделение стихов из синкретичной праздничной "пьесы" играемой людьми на сцене эпохи. Поэзия есть первая часть триединой литературы, состоящей из родов поэзии, прозы и драматургии.

По аналогии с предметом философии, предметом поэтики является отношение действительности и поэтического слова. Но если с формально-логических позиций это действительность прежде всего самого поэтического текста (соотношение частей текста друг с другом), то с позиций диалектики — это отношение общественного бытия к поэтическому сознанию, выраженному в тексте целиком. Сознание может быть как индивидуальным, так и коллективным, национальным или общечеловеческим.

По-разному воспроизводится поэтами многообразие бытия. В первую очередь, оно отражается традиционно-мифологическим (народно-бытовым, героическим и религиозным) способом, затем философски (материалистически и идеалистически), затем под влиянием различных прикладных практик и наук.

При условии удачного изображения действительности, которое не надо путать с логически верным её отражением, оно обретает характер художественной правды. То есть, первообраз корректного с научной точки зрения отражения действительности достигается именно поэтическим способом. Пусть приближенно, грубо, но прогностически достаточно для постановки стратегических целей. О тактике, видимо, говорить в данном случае не стоит, так как теория любой тактики исчерпывается требованием готовности гибко реагировать на любые изменения положения вещей.

Формально-логический подход к поэтике обычно исчерпывается перечислением и исследованием способов применения поэтических средств, таких как инверсия, аллитерация, рифма, поэтический метр и тропы, и в сущности не является глубоким и по большому счету философским подходом. Но на первом этапе овладения поэтикой он является необходимым и наиболее эффективным.

Диалектический подход к ней чаще всего сводится к рекомендациям противоположного свойства. Это или призыв к полной свободе самовыражения, под которой подразумеваются новейшие способы «расширения сознания», или требование непременной «ангажированности» личности поэта до полного растворения её в религиозной общине, партии, либо классе.

Сами авторы могут и не думать о том, что возможно научное осмысление их увлеченной, иногда весьма хлопотной и восторженной деятельности, тем более поиск в ней каких-то правил мудрости. Но лучшие из них, сами того не подозревая, неизбежно действуют так, как этого требуют законы поэтики.


2. Третья поэтика.

Поэтика устной речи ориентирована на звуко-образное творчество, опирающееся в первую очередь на слуховое чувство и инстинкты. Материалом её является сама звуковая речь, инструментом — моменты возникающие в первую очередь их звукового повтора и в последующем развившиеся до единиц, которые реально могут уместиться в памяти отдельного человека.

Если обратиться к поэзии народов, у которых до сих пор сохранены отношения первобытности, например, к народной поэзии народов Крайнего Севера, то можно удивиться количеству наглядных примеров композиционной привязки произведений устного творчества к среде обитания. Это и названия примет местности, и какие-то памятные события, и факты сезонной смены погоды. Существуют даже произведения, которые связаны с каждым индивидуумом в отдельности, так называемые личные песни. Что-то вроде устной визитной карточки или паспорта.

Дописьменные знаки, которыми могли быть природные, архитектурные, бытовые, культовые предметы и процессы, служили формированию содержания и содержательному оформлению этих инструментов. Племя и род как таковые могли только косвенно определять их объём. Принцип выделения из среды посредством называния или указания, принцип звукового сопровождения и наложения звуковых форм друг на друга, был важнейшим на этом этапе развития человечества. Среда метилась деятельностью, сопровождаемой звуком и затем звуком самим по себе.

Принципом поэтики устной речи является мифосообразное отражение действительности в гармонии звука и соответствия его среде. Грубо говоря, это указание на значение, которое несут природные условия человеку для улучшения его жизни в них.

Поэтика письменной речи направлена на зрительно-смысловое творчество, которое опирается не только на чувство, но и на крепнущий разум. Письменная речь позволила обойтись без звукового повтора как организующего момента, для логики речи образовались иные ориентиры, кроме реалий мифа. Отпала необходимость запоминания огромного количества структурированных для устного воспроизведения сведений. Появилась возможность многократно возвращаться к единожды зафиксированной иероглифической, а потом буквенной записи.

Литературоцентричность культурной жизни Советской России была ярким примером бытования этой поэтики. Можно сказать что принципом поэтики письменной речи стало уяснение смысла действительности и подход к возможному максимальному освоению сил природы.

В устных преданиях со временем накапливались тёмные места, непонятные для следующих поколений, но добросовестно передававшиеся далее и далее. Точно такие же темные места есть и в памятниках письменной речи. Значение и смысл их утрачены, их невозможно понять на уровне современных отношений. Но сам факт закреплённости на материальном источнике даёт надежду на расшифрование в будущем, то есть в любом случае возможности письменной речи здесь оказываются богаче. И как носитель знания, книга находится значительно выше устного предания, особенно специальная книга, рассчитанная на сохранение и передачу знания.

И поэтика информационной эпохи имеет свой принцип. Он основан на главном преимуществе, которое даёт машино-авторский текст, сменивший носитель с бумажного на электронный. Преимущество это заключается в возможности связать любую часть осмысленного текста с другим посредством гиперссылки.

Если в устной речи звуком можно было воспроизвести реальный звук и указать на реальный предмет или процесс, а в письменной посредством знака (буквы) закрепить для многократного осмысления особо оформленную значимую часть речи, то с помощью гипертекстового языка возможно как иллюстрировать речь схемами и рисунками, так и отсылать в доступные места мировой электронной библиотеки к конкретному документу. Это на порядок увеличивает возможности уяснения и усвоения необходимого знания, подкрепляет его доказательностью и оптимизирует творческий процесс самопознания, без которого не обойтись человеку, выбравшему путь знаний.

Принципом новой поэтики (виртуального реализма) является межтекстовое формирование явления машино-человеческой речи посредством языка разметки.

Возможно за поэтикой виртуального реализма следует ещё одна поэтика, поэтика принципом которой явится прямое осмысленное и законосообразное воздействие на действительность. Это когда ссылка приобретёт характер регулирующего сигнала в системе воздействия на природу не только слова, но и природу как таковую.


3. Поэтическое мышление.

Когда названы философские и практические подходы к поэзии, понятно, что нужно определиться с тем, какого же рода эта духовная деятельность, чем она схожа с другими её видами и в чем её особенность. Чем характеризуется поэзия как мышление? Можно ли её исследовать с этой стороны?

Исторически поэтическое мышление древнее и глубже научного. Исторически поэтическое мышление предшествует философскому и научному, будучи орудием человека в эпоху перехода от дикости к цивилизации. Варварство, глиняный горшок и бронза — время становления поэтического мышления, в ту пору оно было большей своей частью мифологично (религиозно).

Поэзия, по своему происхождению и сути дело женское, видимо, поэтому наибольшего успеха в ней добиваются мужчины, сохранившие в себе душу ребенка. Важным свойством поэтического мышления является очеловечение природы, а так же оприродствление (обожествление) собственных душевных свойств и исторических достижений человека.

Поэтическое понятие сохраняет еще черты представления, поэтическое суждение — ближе к композиции образов, а поэтическое умозаключение практически равно эстетическому переживанию — таковы формы поэтического мышления.

Будучи необходимым продуктом общения, оно никогда не было вытеснено прозой и наверняка не будет вытеснено в обозримую эпоху. Сохранению его способствует и то, что оно принадлежит к женскому типу мышления, остается в семейном воспитании в виде колыбельных песен, стишков и сказок. Его творческая суть  всегда будет востребована в любом виде искусства и изобретательства.

Изобретение, открытие, первопроходство не просто поэтичны, но часто исключительно поэтичны хотя и не словесны. Поэтичными делает их ощущение, которое вызывает необходимость в описании и пересказывании. Это ощущение нового, юного, свежего, которое всегда волнует женщин и не оставляет равнодушными мужчин. Это чувство свободы.

Поэтическое мышление обнаруживается в содержании и композиции произведений искусства и приписывается автору как авторский замысел или, соответственно, идея. Кроме того оно возникает в душе зрителей, читателей, слушателей в форме эстетического переживания. Эстетическое переживание может быть индивидуальным и групповым, коллективным, массовым.

Поэтическое мышление художника предлагает нам, прежде всего, свои плоды, в то время как эстетическое переживание – это процесс потребления этих плодов, сопровождаемый удовольствием, процесс свободного возникновения в душе необходимого сочетания представлений, образов, в рамках задуманного автором. Иначе говоря, идея произведения имеет художественное значение, а публика, переживающая это значение эстетически, получает художественное понятие (представление) об этом значении. Наслаждаться поэзией, не обладая развитым слухом, всё равно, что смотреть кино с повязкой на глазах.

Замысел, идея произведения, поскольку они имеют отношение к готовому произведению, кажутся статичными, не подлежащими какому-либо изменению. Всякое изменение, которое может быть произведено с ними, обычно относят к предварительной работе художника. Безразлично, производилась ли эта работа осмысленно, планомерно или вылилась сама собой в результате вдохновения,  озарения. Но на самом деле подвижность в духовной жизни царит точно так же, как движение в природе.

Художественное общение автора и публики всегда происходит на фоне какого-то количества положительных или отрицательных чувств. Публика не только удостоверяется в приеме информации, но одобряет, восторгается, заражается желанием передать ее другому, распространить как можно шире, либо выражает свое недовольство по поводу напрасно потерянного времени. От уровня культуры публики зависит восприятие произведения, порою восприятие высоко-духовной вещи может стать для массы непосильным трудом.

Поэтическое мышление — есть возникновение, сочетание и соподчинение представлений, возникающих у читателя, зрителя в процессе чтения, созерцания либо иного восприятия произведения искусства. Уничтожение нелепых представлений — тоже в какой-то мере дело поэзии.

Поэтическая мысль — есть звуко-(образно-) смысловое единство так или иначе оформленных образов, дающих возможность аккумулировать и передать открытую или вновь изобретенную автором духовную ценность. Элементы поэтической мысли суть фрагменты картины, возникающей перед читателем, зрителем.

Автор и публика одновременно влияют на выбор и жизнь жанра в поэзии. Долговечность успешного поэтического произведения, кажется, не зависит от жанра. В каждую эпоху сосуществуют образцы великого творчества мировых авторов, которые достойно представляют духовность человечества в любом виде от эпиграммы до эпопеи. А злоба дня выдвигает на передний план то, что требуется именно сейчас. Следовательно потребность правильного выбора стоит всегда как перед автором, так и перед читателем.

Если автор написал гениальное произведение им нужно восхищаться. Чем глубже его понимаешь, тем более обогащаешься как личность.

Если автор не позаботился о том, чтобы его произведение было ясно и трогательно в целом, то понимание произведения состоит в соображениях по его разделению на части и восприятию их раздельно.

Если автор пишет преднамеренно темно и резко с целью отпугнуть непосвященных, то понимание ему не нужно, следовательно, такое произведение нужно отложить в сторону.

Отсюда три вида эстетической деятельности с текстом: сопереживание, домысливание, забвение.


4. Как при помощи слова получается знание?

Слово — это элементарная единица речи. Оно же является элементарной единицей поэтики. Правда, при этом основным в слове является представление. Тот факт, что речь имеет форму какого-либо языка, не должен вводить в заблуждение относительно материала, который изучает филология. Филология, занимаясь изучением речи, увлеклась этой стороной его формы и длительное время пыталась речь как предмет исследования подменить плодом своей деятельности — метаречью (языком).

Слово — то, что человек в речевом общении славливает (улавливает) из проводящей среды (воздуха, другого материального носителя звуковых колебаний). Слово в речи — это некий ряд звуковых или письменных знаков, называемых звуками или буквами. Звуковая форма слова проявляется в устной речи, в аудио- и видеозаписи,  буквенная в речи письменной, в виде записей, документов, книг или электронных текстов.

Слово в языке — то, что является предметом изучения лингвистики, и по существу есть некая абстракция, могущая в реальной речевой действительности существовать от случая к случаю, а для некоторых носителей языка (потенциальных производителей речи) и вовсе не существовать.

Знаковая форма слова — другим словом его значение, позволяет ему не просто быть носителем смысла, но аккумулировать этот смысл, накапливать словесное знание.

Внешняя форма слова — его прямое значение, фиксируемое обычно толковыми словарями, несет бытовое или школьное знание.

На втором уровне форма слова несет расширенное значение, так называемое понятие слова, о понятиях слов информация находится в энциклопедических и специальных словарях и отражает научное знание.

Внутренняя форма слова несет глубинное этимологическое значение, является выражением его поэтической сути, и несет культурное знание (знание культуры).

Духовное богатство человечества во многом состоит из слов речи. Из слов состоят философские трактаты, священные книги, учебники, сценарии фильмов и игр, информационные сообщения, планы и молитвы, произведения поэзии, прозы и драматургии.

Художественное произведение обычно представляет собой некое целое, направленное на эстетическое переживание и по форме должно напоминать слово.

Слово имеет два основных свойства. Оно служит для пользы человека и заполняет его досуг.

Как знаковое единства слово имеет количественные и качественные характеристики. С количественной стороны оно имеет определенное число звуков (фонем), выразимых на письме некоторым числом букв.

Качественно звучащее слово отличается от письменного слова воспринимающим аппаратом. Для устной речи это уши. Для письменной — глаза. Хотя, оба сводятся к воздействию на артикуляционный аппарат. Известно, что дети в процессе обучения, читают, шевеля губами – беззвучно проговаривают каждое слово.

Навык чтения без шевеления губ, одними глазами, не снимает механизма воздействия на аппарат проговаривания.

Говорение (внутреннее проговаривание) слова может происходить автоматически, без участия чувства и сознания и с их участием, когда происходит выразительное чтение (декламация) или научение (понимание) с помощью слова. В последнем случае говорение сопровождается переживанием представлений и соображением понятий.

Поскольку переживание представлений заставляет подключиться весь организм человека от мышц до всех систем организма, оно представляет собой нечто вроде сна наяву, сопровождаемое сопутствующими сну явлениями: отдыхом и восстановлением сил. Соображение понятий в ходе проговаривания позволяет оценить их правильность или оригинальность и отметить в памяти истинность говоримого.

Речевой (артикуляционный) аппарат — результат долгой эволюции. Слово шлифовало аппарат, аппарат влиял на слово. Взаимодействие их несомненно.

Слово — элемент не только речи, устной или письменной. Слово — элемент оперативной и долговременной памяти человека говорящего.

Одним из результатов артикуляционно-словесного взаимодействия является аллитерация. В сущности, все слова русского языка, включая заимствованные, приспособлены к произнесению речевым аппаратом русского человека. Коль скоро число звуков ограничено, повторяемость созвучий — закон как устной, так и письменной речи. Художественное слово ориентировано на использование этой повторяемости в качестве косвенного средства передачи единства в многообразии.

Художественное слово нацелено на максимальную выразительность и многократную воспроизводимость. Не исключено его действие как нравственного регуляторного механизма общества.

Кроме того, звучащее слово имеет определенную силу звука, тембр, высоту тона, которые тоже поддаются количественному выражению. Письменное слово тоже имеет количественные характеристики: четкость, контрастность, величину букв, наклон и толщину линии, цвет, фон, расположение относительно строки.

Суть поэтики — знание того, что к поэзии относится и действует на создание художественного целого, а так же того, что в ней лишнее и не может быть полезным в стихосложении.

Знание при помощи слов получается двояко. Во-первых, с помощью значений из толкового и энциклопедического словаря, во-вторых, благодаря этимологии. Спорно, что знание появляется благодаря художественному воздействию слова. Но пока существуют люди, они будут обнаруживать смысл во всём, ведь любая бессмыслица, отделенная разумом от прочего, обретает тем самым какой-то оттенок значения.

Какова причина поэзии? Потребность в возвышенном, в красоте (эстетическом переживании = эстетическом освоении действительности) порождает поэзию. Поэзия есть очеловечение, одомашнение природы. Почему очеловечение речи возникает благодаря ее ритмизации?

Поэтические размеры напоминают ритм сердца, слышимый в минуты волнения, возбуждения, или наоборот засыпания, то есть в моменты интимные, следовательно, особо человеческие.

Для чего нужна поэзия? Кажется, скорее для развлечения, но если иметь в виду то, что поэтика есть творчество, то становится ясным его значение для развития общей культуры человека.


5. Как с помощью слова возникает поэзия?

Слово — это некий ряд звуковых или письменных знаков, называемых звуками в устной речи,  буквами в речи письменной.

Первая и главная форма слова есть его телесная, внутренняя форма, форма которую создавали на протяжении веков органы говорения: рот, язык, губы, легкие, гортань человека. Это форма движения и положения этих органов, которая даёт о себе знать прежде всего звуком — непосредственным продолжением их колебания в воздухе.

Слово — то колебание воздуха, которое человек должен услышать, имея возможность произнести его самому.

В поэзии основным в слове является представление. Поэтическим можно назвать произведение, в котором каждое слово помогает в выполнении особой задачи автора. Эта задача — создание единого представления. Неважно на каком языке создается стихотворение. Яркое представление помогают составить особым образом подобранные слова. Поэтика помогает составлять слова иначе, чем обычно принято, следовательно элементарная единица поэтики — поэтический инструмент. Иногда это слово, иногда словесный оборот, иногда метод построения слов.

Знаковая форма слова — иначе говоря, его значение, позволяет ему не просто быть носителем смысла, но аккумулировать этот смысл, накапливать словесное знание, помогать представлению превращаться в понятие и наоборот. Форма стихотворения помогает запомнить уникальный порядок слов, из которых оно сложено, и дает возможность неоднократно возвращаться к поэтическому произведению или отрывку.

Внутренняя форма слова несет глубинное этимологическое значение, является выражением его поэтической сути, и несет культурное знание (знание культуры). Эта форма отражает потребность поэта в высказывании, а означает его заявление о себе, о своем месте в жизни.  Способствует этому практическая неотделённость этой формы слова от тела человека. Сложно судить о выразительности чтения, не видя глаз и жестов автора, но знатоки говорят, что даже походка поэта незримо отражается в его "походке" слов.

Надо понимать, что поэтика не может отказаться от многовекового культурного развития человечества, поэтому современное отдельное стихотворное произведение несет признаки не только внутренней формы но и внешней и высшей. То есть оно должно не только представлять собой факт культуры, но и подлежать толкованию на чувственном уровне, оно должно быть доступно пониманию.

Иначе говоря, стихи непременно должны быть связаны с побуждением, чувством и мыслью, как любой акт духовной деятельности.

Тем не менее, грубую ошибку сделаем мы, если будем считать, что если стихи непонятны или недостаточно понятны, то это уже не стихи.

Ошибка поменьше ожидает нас, если мы откажемся считать стихами те произведения, которые недостаточно воздействуют на наши чувства. Множество читателей могут быть не только взволнованы, но и потрясены тем, что для нас почти безразлично. Просто мы по-разному чувствуем.

Но, наверняка, невозможно сделать ошибки, если отказать в праве называться стихами тем сообщениям, которые не имеют отношения к внутренней форме слова. Стихотворения написанные бесцельно, ни за чем и ни для чего, после чтения которых невозможно ничего сказать об авторе и его отношении к жизни, не заслуживают названия стихотворений. Пусть они даже каким-то таинственным образом воздействуют на наши чувства, пусть самым высоконаучным смыслом наделены слова, из которых они состоят, поверьте, — это не стихи.


Член Союза писателей России, поэт

Сергей Сметанин


Cвидетельство о публикации 458291 © Сергей Сметанин 14.07.14 23:55

Публикации


Комментарии к произведению 2 (1)

Хорошо написано и в целом (кроме последнего абзаца, но это уже мои проблемы)) согласен.

Однако одну фактическую ошибку стоит исправить: роды литературы — эпос (≠ проза), лирика (≠ поэзия) и драма (некоторые выделяют эссеистику), они основаны на разных подходах к рассказыванию и субъекту(-ам) речи. А поэзия и проза — это формы речи, отличающиеся своими просодическими признаками, синтаксическим управлением (синтаксис и "надсинтаксис"). Эпос может выражаться поэзией, а лирика прозой, драма и тем, и тем.

Спасибо за отзыв и конструктивное замечание. Подумаю, как лучше и на что исправить "роды".

С уважением