• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

Шестое августа по-старому

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Я прихожу сюда, где восковые лица,
Где спины гнутся, как под ветром лес.
Куда приходят бабки помолиться,
На скудных телесах рисуя русский крест.

Дыханье остановит и осушит
Прозрачные слезинки у свечи.
Вокруг мурлычат, согреваясь, души,
Как пестрые котята на печи.

Здесь ясно видится, что страшный суд
Свершается уже на этом свете.
Меня сюда седеющие дети,
Когда настанет время, принесут.

Здесь равнодушный шум Москвы
Сливается со свеч горящих треском.
Но только здесь единственное место,
Где будут говорить со мною, как с живым.

Когда смолкают песнопенья
И крест выносят на амвон,
В напутственном благословеньи
Я слышу: «Лазарь, выйди вон».

Я прихожу сюда, где восковые лица,
Где спины гнутся, как под ветром лес,
Куда придут когда-то дети помолиться,
Рисуя на себе на мой похожий крест.

19 авг. 2013
Cвидетельство о публикации 433224 © Рослов П. 19.08.13 06:55

Комментарии к произведению 12 (25)

Комментарий неавторизованного посетителя

Хорошее стихотворение. Легкая рифма, легко читается. Мне понравилось. Спасибо. Алексей

Алексей, спасибо огромное за комментарий!

Обычно легко читается то, что тяжело пишется:))) Я сочинял стихотворение довольно долго. Даже при долгом сочинительстве возможно разное, даже огрехи:)))

Очень Вам благодарен за добрые слова!

Хорошие стихи. Весьма и весьма.

Спасибо огромное!

Очень понравилось Ваше стихотворение! защемило...И особенно хорошо последними строчками закольцовано!

Закольцованность была предрешена темой. Спасибо, Елена!

Не стану вдаваться в подробности, наверное это и не нужно. К разным стихам и разное отношение. Да, хорошие, да, многим нравятся, да, многие пишут, что хорошо. Мы же честно общаемся. Поставил десять, поддавшись на обаяние. Ну Вы же всё равно знаете, что лучшие стихи не такие.

У автора к своим стихам тоже разное отношение. Думаю, всякий автор ранжирует свои тексты: для него есть лучшие, любимые, успешные и т.п. Некоторые впечатления иногда формулируются не привычным для автора способом и приемлют не все «оболочки». Для таких текстов место, может, и не рядом с «лучшими». Но и у текстов бывает ротация, всякое случается.

Спасибо!

"Но только здесь единственное место,

Где будут говорить со мною, как с живым."

--------------------------------------------

Процарапал весь стих!

Спасибо!

Уважаемый Василий Иванович!

Рад, что зашли на мою страничку. Большое спасибо! Очень ценю Ваше мнение о стихах.

С уважением

П.Р.

Застряла на "скудных телесах"... Надо глянуть словарь, конечно. Но телеса - это же объёмно!

Этимологически "телеса" - это множественное число от "тело, плоть" (ср. "небо-небеса"). Со временем они стали наполнятся "объемом" в случае шутливого использования. Но тема стихотворения позволяет применять лексику в ее первоначальном значении.

Конечно, оттенок ироничности остается. Предварительно "задействованы" не совсем нейтральные "бабки". Бабки указывают не только на возраст, но и на некоторую степень родства, что для данного стихотворения значение имеет. Понижение стиля мне казалось просто необходимым в данном стихотворении, иначе могла бы получиться неискренняя декларативность.

Надя, благодарю за коммент, позволивший мне пояснить некоторую специфику использованной в тексте лексики. Всегда очень рад Вам:)

Хорошо. Душевно. Разностоповость не напрягает.

Александра, большое спасибо!

Действительно потрясающее стихотворение.

Какое "имеет значение количество слогов"? Зачем это знать?

Здесь -- поэзия. Остальное -- лишнее...

Олегг, спасибо большое за такой эмоциональный отзыв! Сами понимаете, как приятно найти читателя, с которым происходит духовная встреча. Всех благ!

Гут!!!!!!!!!

Спасибо!

На этом сайте я не очень ожидал приветственных слов этому тексту. То есть совсем не ожидал. Но осмелился:))))

Спасибо еще раз!

Паш, а если не под ветром, а по ветру? И смысл вроде подходит, а читается куда как легче...

Где спины гнутся, как под ветром лес. 10 слогов

На скудных телесах рисуя русский крест. 12 слогов

и дальше то так, то этак... может, подровнять?

Несомненно, твой вариант лучше, но для меня "по ветру" как-то совсем не звучит. Впрочем, может, надо просто привыкнуть к этой версии. Спасибо за рекомендацию.

На предмет "подровнять количество слогов": я намеренно выбрал разностопный ямб. Правда, некоторые теоретики разделяют разностопный и вольный ямбы. На всякий случай, чтоб в и-нете не рыться: разностопный - это когда существует чёткая и предсказуемая организация строк с различным количеством стоп, а вольный предполагает стихи, состоящие из строк, которые часто никак не организованы и кол-во стоп в них может колебаться бессистемно. Получается, я намеренно выбрал "вольный ямб":))))

Выбор обусловлен тем, каждый размер "диктует" содержание. Это не мной замечено. У Пастернака в "Докторе Живаго" есть любопытные наблюдения на этот предмет. Думаю, что в связанности содержания и размера очень много личных пристрастий. Для меня шестистопный ямб - очень торжественный; пятистопный - серьезный, философичный; четырехстопный - универсальный. В "вольном" ямбе, конечно, это все нивелируется, хотя что-то - пусть самая малость - остается. Вроде бы, объяснился?:))))

  • Тинка
  • 28.08.2013 в 20:40
  • | кому: Рослов П.

ЛАДЫ, УДОВЛЕТВОРЕНА:)

Здоровско!!!

Еще вспомнил одно определение шестистопного ямба - шестипудовый:)))) Действительно, в чистом виде тяжеловат. А в сочетании с "разностопьем" очень даже неплох:)))

  • Тинка
  • 29.08.2013 в 07:00
  • | кому: Рослов П.

пример приведи, я врублюсь получше:) наверное это будет звучать типа прозы?

Вот чистый шестистопный (шестипудовый) ямб:

Не я́сно ль вѝд любви́ глаза́ моѝ узре́ли?

О! Ко́ль все стра̀сти вну́трь тепе́рь уж закипе́ли.

Доса́да, я̀рость, гне́в, и не́нависть, и ме́сть,

Полки́ страшѝлищ все́х, что зло́ба в ку̀пе све́сть

Мгнове́нием могла́ во все́й моѐй утро́бе;

Вы, кро́вные сестры́, а дще́ри ѐй же зло́бе,

Ну ж, де́йствуйте, уже́ яд врѐмя изблева́ть,

Мне лю́дскость, чѐсть, любо́вь здесь до́лжно забыва́ть...

(В. К. Тредиаковский «Деидамия»)

А вот пример, где шестистопный ямб сочетается с другими ямбами:

Здесь равнодушный шум Москвы (4 стопы)

Сливается со свеч горящих треском (5 стоп)

Но только здесь единственное место (5 стоп)

Где будут говорить со мною, как с живым (6 стоп)

(П.Рослов "Шестое августа по-старому")

  • Тинка
  • 31.08.2013 в 20:35
  • | кому: Рослов П.

А не басни ли Крылова в этом размере писаны?

Крылов практически всегда использовал в баснях вольный ямб. Только "Стрекоза и муравей" написаны хореем. Может, есть и другие исключения, но я их не помню. Тем не менее вольный ямб нельзя привязывать только к басням.

Боратынский писал элегии вольным ямбом. Самая известная:

"Не властны мы в самих себе.

И в молодые наши лета

Даем поспешные обеты -

Смешные, может быть, всевидящей судьбе".

А потом Есенин его использовал в "Письме к женщине", в "Руси советской", в "Руси уходящей". Для меня образцом была именно эта линия, а не басенная.

  • Тинка
  • 01.09.2013 в 22:56
  • | кому: Рослов П.

А это:

Мартышка в зеркале увидев образ свой

По-моему, то и есть.

А... лучше не брать образцы, лучше быть самостоятельным:)

То есть самому новые размеры придумывать? Это же почти невозможно. Или же скажем так: это будет невыносимо вычурно, как мне кажется.

  • Тинка
  • 04.09.2013 в 21:00
  • | кому: Рослов П.

Ну ты ж можешь писать логаэдом ;)

Конечно, логаэд - интересная штука, но чем он лучше вольного ямба? Вольным ямбом написаны "Горе от ума" и "На смерть поэта" и еще много чудесных вещей. В нем легко изменением стоп расставить смысловые и эмоциональные акценты. Вольный ямб - гибкий, удобный, продуктивный размер

  • Тинка
  • 06.09.2013 в 19:48
  • | кому: Рослов П.

Кстати, а Ум от горя не читал?:)

Не читал:) Даже не слышал о таком:))))

шестипудовый:)))) Действительно, в чистом виде тяжеловат. А в сочетании с "разностопьем" очень даже неплох:)))

Согласна!

Ольга, очень рад что Вы заглянули:))))

О размерах хорошо порассуждать после написания текста. А обычно (у меня) мелодия будущего стихотворения сама диктует размер, она может надиктовать и "шестипудовый":) И не важно, как я оцениваю этот размер в теории:))) Впрочем, это понятно, это у всех:)))

Спасибо!

Спасибо большущее!!!