• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ
Голосую
"И такие актеры нужны. Как без них? Без массовки откуда и примы возьмутся!" - говорила она сама себе в утешение...

Детский кукольный театр. Глава 1.

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Глава 1. Актриса драматического театра.

Она была актрисой областного драматического театра в небольшом провинциальном городке. Направили её в этот городок по распределению после окончания театрального училища, на три года. Комнату дали в общежитии. Оклад — по тарифу, в соответствии с опытом работы и образованием. Роли тоже дали, аж целых три: Малыша в «Карлсоне, который живет на крыше», Пеппи в «Пеппи — длинный чулок» и Пьеро в «Буратино». Все — в детских спектаклях. Нет, конечно, во взрослые ее тоже ввели — в небольшие эпизодические роли, в основном - маленьких детей или подростков, а то и просто давали подработку в массовке и без слов, чаще - сказочных персонажей или фигур.
Да, ей была уготована роль травести. Других не предлагали. И ничего! Она привыкла выступать на всевозможных детских утренниках и различных массовых мероприятиях и давно уже смирилась со своей участью. « И такие актеры нужны. Как без них? Без массовки откуда и примы возьмутся!» - говорила она сама себе в утешение.
Так вот и началась ее взрослая самостоятельная жизнь. Тем и была довольна. Радости добавляло еще и то, что она была не одна в этом чужом городке — вместе с ней приехала и ее закадычная подружка, тоже по распределению и в тот же, один единственный на весь город, театр. Они вместе учились в школе с первого класса, потом поступили в одно училище, закончили его и теперь снова вместе будут служить в одном театре и жить в одной комнате!
Она вполне соответствовала своему амплуа травести - была маленькая, худенькая, да и красотой не выделялась. Так, серенькая мышка — как про таких говорят. С короткой стрижкой, она  действительно была больше похожа на мальчика. А вот ее подружка — так настоящая красавица! Ей было дано многое: и на лицо — просто куколка, и русая коса - до пояса, и фигурка такая, что все оборачивались. И как они, такие разные, сдружились — далеко не все понимали, а они и не объясняли никому. Подружки были настолько привязаны друг к другу, что их и не посмели разлучить, а направили на отработку в один театр. Только подружку сразу наделили кучей ролей и в основном — главных, а уж её саму — чем смогли... Так и сказали, не скрывая и не стесняясь, а молодые актрисы всему были рады, ведь они - вместе. Первое время не могли наговориться - впечатлений от новой жизни было более чем достаточно. Со временем  видеться стали все реже и реже — у каждой сложилась своя творческая жизнь. Только вот у красавицы-подружки и достаток складывался в соответствии с востребованностью, а она сама, как могла, концы с концами сводила — старые спектакли снимали с репертуара, а в новые её не спешили вводить. А жизнь такая дорогая...
Незаметно пролетел целый год. Первый год ее службы в театре.
Сидела она как-то раз одна в комнате, в довольно грустном настроении и перебирала свои вещи. На дне старого театрального чемодана, что достался ей в наследство от родителей, лежали две любимые куклы. Куклы не простые, а театральные. Давненько она их не доставала, совсем закрутилась в никчемной будничной суете. Бедные куклы, они тоже совсем залежались. Они молчали, когда их не брали в руки, но стоило только надеть их на руку, как они сразу оживали и начинали говорить на разные голоса. Совсем не простые были эти куклы. Куклы — артисты! Каждая из них сыграла не одну роль в своей кукольной жизни. Вот, например, эти самые, которых звали Клоун и Мальвина — папина и мамина любимые куклы...
Воспоминания унесли ее далеко-далеко, в другую жизнь, в далекое и невозвратное детство, в котором самым ярким воспоминанием для нее были ее родители и их счастливая семья...

 Папа и мама познакомились еще в театральном институте. Сразу влюбились, поженились и всю жизнь прослужили бок о бок в Детском кукольном театре. Долго у них не было детей и когда они совсем смирились и мечтать перестали, то Бог послал им наконец-то такого долгожданного ребенка — самую любимую в их жизни куклу. Нянчили дочку всей труппой, там не делили на своих и чужих. Дети таких артистов, у которых нет бабушек и дедушек, живут в одной театральной семье — за сценой, под сценой, спят и играют в гримерках или оркестровых ямах, трясутся во всех видах транспорта, колеся с родителями по гастролям. Когда девочка подросла и пошла в школу, то они перестали мотаться по городам и весям с гастролями, а прочно осели в своем городке. Им даже квартиру дали — весь театр хлопотал за них. У мамы подошло время выхода на пенсию  и ее перевели на должность костюмера, в том же театре, где она стала заботиться теперь об артистах как настоящих, так и кукольных. И дочка всегда была при ней, рядышком. Когда же и папа вышел на пенсию, то театр к этому времени реорганизовывали в какой-то другой и они оба уволились. Здоровье стало подводить: у папы болели руки и ноги, поднималось давление и его все чаще стали забирать по скорой в больницу; мама тоже стала быстро уставать, хвататься за сердце и пить капли. Жить стало сложнее, двух пенсий на все катастрофически не хватало. Но духом они не пали! С куклами тоже не могли расстаться. Папа сказал однажды:
- Куклы должны жить и работать. Это мы постарели, а они — нет!
И он придумал свой театр. Маленький детский театр кукол. В четыре руки - для них с мамой.
К тому времени у папы появилась машина — инвалидками их называли, но это было не важно. Папа шутил, что их предки  вообще были бродячими артистами, выступали на площадях и весь реквизит носили на себе, а   в лучшем случае - тряслись в повозках.  У них же — железный конь. В эту машину они помещались втроем, плюс их заветный сундучок с куклами, складной ширмой и прочим театральным реквизитом.  Их стали приглашать в клубы, школы, детские сады, детские дома, санатории, интернаты. Они стали выезжать со спектаклями всюду, куда позовут. Постепенно они приучили и свою дочь к этому нелегкому ремеслу, стали вводить ее в свои спектакли — сначала подручной, а потом и вовсе разрешили выступать с небольшими ролями. Когда же дочь подросла и окончила школу,то другого пути и не было, как поступать в театральное училище - семейная традиция.
И она поступила. Училась, а на каникулах помогала родителям в выездных спектаклях. Она знала все роли наизусть и часто заменяла мать, когда та себя не очень хорошо чувствовала. Родители не могли прекратить свою концертную деятельность, потому что это была их привычная жизнь и потому, что очень хотели помочь своей девочке прочно стать на ноги, ведь они уже очень не молоды...
Когда дочь  заканчивала второй курс, тяжело заболел папа. Вскоре его не стало. В память о папе, и просто потому,что надо было выживать как-то теперь самим, они с мамой еще время от времени продолжали давать представления, но и мама все чаще стала болеть и не могла уже выступать. Дочь стала давать представления самостоятельно, в каникулы или праздники — чтоб куклы жили, а главное - подрабатывать надо было, ведь маме требовались дорогие лекарства. Но мама без папы долго не прожила — она ушла ровно через год, день в день. Случилось это как раз накануне выпускных экзаменов. В напутствие она успела сказать дочери те же слова,что и папа:
- Не нажили мы богатств. Ты и наши куклы — вот наше богатство. Помни, дочь, что куклы — они живые и всегда будут с тобой. Они — это мы. Это твоя жизнь, твой хлеб. Люби их, как нас и они тебе всегда помогут — и в радости, и в невзгодах!
Дочь запомнила и усвоила родительское напутствие. Похоронили родителей рядом. Театральные помогли во всем. Горе было таким огромным, что дальнейшее все было, как в тумане — экзамены, суета, какая-то другая жизнь...
Когда предложили распределение в другой город - согласилась, не раздумывая. Тяжело было одной в квартире, где все напоминало о счастливом детстве с папой и мамой. Даже куклы не утешали, потому что они тоже сильно горевали... Уезжая, она взяла с собой  папин старый театральный сундучок да самых любимых кукол ее родителей — папиного Клоуна и мамину Мальвину.

(продолжение следует)
15.03.2013г.
Cвидетельство о публикации 423695 © Лидия 25.04.13 18:39

Комментарии к произведению 5 (5)

Лида! Прочитала с большим интересом. Написано легко, живо, со знанием дела, замахнусь на большее - как у лучших мастеров.

Ирина! Какой сюрприз - ты читаешь и этот рассказ! Признаться, сама люблю своих театрально-кукольных героев - вот они точно были мастера! Попробовала о них рассказать. Рада, что тебе нравится. Спасибо!)) Л.

Здравствуйте, Лидушка! С удовольствием прочла про театр, в детстве театр видела только в шестом классе. Очень жаль, но так сложилась жизнь! Во взрослой жизни при любом случае старались посетить театр всей семьёй! Столько было радости, потом дома сама сшила детям игрушки, что бы одевать их на руки! Конечно это не такие, как в театре, но всё же! Я шила, а дети сами рисовали им лица..Сейчас же часто ходим с внуками.

Очень рада за вашу героиню, для меня театр - это тайна! Сказка!

Суважением, Наталия.

Спасибо,Наташа, что читаете мой рассказ. Хотелось немного сказки, немного тайны, ведь только с виду бывает все просто, но внутри у каждого свой мир и свое закулисье, свой театр жизни.

Радует ваш интерес к теме и что ваши внуки тоже любят кукольный театр!Л.

Чудесное начало захватывающего повествования... У меня вот в детстве тоже была такая театральная кукла, Настенька, в русском сарафане с ромашками по голубому полю и розовой каймой, с простодушным приветливым лицом. При одном только взгляде на её весёлые синие глаза и открытую добрую улыбку невольно хотелось тоже улыбаться... Вот же талантливые умельцы - кукольных дел мастера!

Ирина! Спасибо за твои замечательные воспоминания! Извени, что с опозданием отвечаю - лето, дача, связь...

Конечно, кукольные мастера - просто волшебники, а когда они еще и детям помогают приблизиться к сказке, то это вообще великое дело!

Приятно читать, что и ты в детстве узнала о кукольных дел мастерах и у тебя даже своя кукла была! Сколько добра и радости оставила Настенька тебе на всю жизнь в память о себе, ведь верно?

Надеюсь, прочтешь и другие главы и нам будет еще о чем поговорить! Л.

Чуть не пропустил. Прошу прощения!

Для меня закулисная жизнь - потёмки. Надеюсь, что благодаря Вам потёмки рассеются. Слог - легкий, язык - прекрасный, тон - задушевный! Пойду читать дальше.

С Вербным Воскресением Вас, Лидочка! Храни Вас Господь!

Виктор Николаевич, спасибо, что читаете!Тут не совсем о закулисной жизни, ВЫ дальше сами поймете. Надеюсь, это тоже будет интересно.

Вас тоже с Вербным Воскресением!Светлым днем!

как хорошо, просто, правдиво - уже с нетерпением жду продолжения... Радостно, что девочка найдет свою роль, только свою... почему-то очень волнительно, вот как взяла она в руки куклы... ну Вы понимаете...

Спасибо,Галя! Ваши добрые слова меня очень вдохновляют!

Да, этой молоденькой актрисе уготована своя особенная роль...

Я и сама волнуюсь, описывая характеры и действия героев, тем более - сказочных!

С радостью буду публиковать продолжение и надеюсь не разочаровать ожидания.