Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Жанр: Научная литература История Быль
Форма: Очерк Статья
Дата: 18.02.13 20:33
Прочтений: 7552
Средняя оценка: 10.00 (всего голосов: 11)
Комментарии: 0 (0) добавить
Скачать в [формате ZIP]
Добавить в избранное
Узкие поля Широкие поля Шрифт КС Стиль Word Фон
Тени великого прошлого (описания к главам 1 и 2)
Описание объектов
1. Береговые батареи Северной стороны.
   Казематированные Константиновская и Михайловская батареи (форты береговой обороны), которые севастопольцы почему-то упорно зовут равелинами, являются как бы визитной карточкой города. Но с тех пор сохранились не только они. Посмотрим, что сохранилось. Начнем с Северной стороны.
   "Волохова башня", была вооружена 8-ю 36-ти фунтовыми дальнобойными пушками и 2 орудиями малого калибра, прикрывавшими подходы к укреплению. До настоящего времени укрепление не сохранилось. На карте 1911г. еще встречается отметка "разв. Волоховой башни", но на более поздних картах упоминаний о ней нет. Вероятнее всего, она была уничтожена при строительстве царской батареи №1, часть двориков которой была сложена из камней башни. Ныне на ее месте дачные участки.
   Земляная батарея Карташевского имела на вооружении одно 36-ти фунтовое орудие, три пудовых единрога и один полупудовый единорог. Остатки ее, так же до настоящего времени не сохранились. На месте батареи Карташевского, впоследствии, была построена царская береговая батарея №3, ныне этот участок побережья занят дачными участками.
   Константиновская батарея имела на вооружении 50 шт. 24-фунтовых пушек, расположенных в казематах, 34 пудовых единорога, 4шт. полупудовых единорогов, шесть пятипудовых мортир, расположенных на открытых площадках. Батарея сохранилась до настоящего времени, и внешне выглядит неплохо. Однако, это всего лишь бутафория. Укрепление несколько раз перестраивалось и сильно пострадало во время второй обороны Севастополя.
   После первой бомбардировки Севастополя союзной эскадрой, орудия на верхней площадке укрепления не устанавливались. В начале ХХ в. укрепление получило шатровую кровлю. До революции рядом с батареей были построены береговые батареи № 5 и 6 Приморского фронта Севастопольской крепости. Их личный состав размещался в строениях форта. Там же была размещена станция управления гальваническим минным заграждением Севастопольской бухты.
У стен Константиновского форта были растреляны участники Севастопольского вооруженного восстания 1905г. После революции в Константиновской батарее располагались казармы артиллеристов береговой и зенитной батарей, расположенных рядом, а так же службы охраны рейда (ОХР).
В феврале 1942г. верхние перекрытия были усилены бетоном, и на крыше отлили бетонные фундаменты для зенитных орудий батареи зенитных автоматов №459 (командир ст. л-т Рейзин). На бетонных барабанах на крыше Константиновского форта разместили счетверенную зенитную пулеметную установку, 37-мм зенитный автомат 72К и 37мм экспериментальную спаренную башенную установку 66К.

Спаренная установка 66К на крыше форта

В последние дни обороны Северной стороны 19-24 июня 1942г. Константиновский форт стал одним из узлов сопротивления, обеспечивая вывод кораблей из бухты. Командовал этим узлом сопротивления к-н 3-го ранга Евсевьев. В ходе штурма его немецкими войсками, форт сильно пострадал, и до настоящего времени находится в аварийном состоянии. В 80-е годы ХХ века форт был облицован тонкой плиткой из инкерманского камня, а в амбразурах были установлены резиновые макеты орудий. Сейчас на территории Константиновского форта находится российская в/ч, и укрепление для осмотра недоступно.


 Константиновский форт 1912 год.

  Батарея на мысу между Константиновским и Михаловским фортами. Земляная батарея, была построена еще в 1785 году и модернизирована в 1793-м. В 1854-м была вновь оснащена орудиями. Был построен погреб боезапаса. Орудия располагались в двух уровнях. Верхний ярус батареи ныне застроен, а нижний сохранился и четко видна его планировка. Погреб боезапаса батареи ныне находится на территории частного владения.
   Михайловский форт. Имел на вооружении 8 шт. трехпудовых бомбических пушек, 16 шт. 36-ти фунтовых пушек, 12 шт. 24-х фунтовых пушек и 41 шт. пудовых и полупудовых единорогов. Сохранился до настоящего времени, в слегка перестроенном виде.
Рядом с фортом был оборудован гидроаэродром для морских ближних разведчиков МБР-2. Сохранившиеся до настоящего времени бетонные конструкции, находящиеся рядом с фортом, служили опорами крыльев для гидросамолетов.
   Форт сильно пострадал во время второй обороны, здесь располагался один из узлов сопротивления Северной стороны, составленный из бойцов 110-го зенитного полка, базы гидроавиации и ряда других частей. Командовал обороной форта командир 110-го ЗАП майор Хайрулин. По данным поисковиков, при расчистке одного из подвальных помещений форта были найдены останки 17 советских бойцов. После войны в форте находились шкиперские склады флота. В настоящее время в здании форта оборудован исторический музей.
   4-я батарея частично сохранилась до настоящего времени. Имела земляной вал, облицованный крымбальским камнем, два пороховых погреба. Укрепление имело собственную систему сухопутной обороны. На батарее были установлены 16 шт. 36-ти фунтовых пушек, 14 шт. 24-х фунтовых. На сухопутном обводе были установлены 4 шт. 18-ти фунтовых пушек и 12 единорогов. Укрепление имело в тыловой части круглую оборонительную башню, уничтоженную во время второй обороны. В 1929году на бруствере установили батарею 75мм орудий системы Канэ на бетонных фундаментах. Перед войной в укреплении находились казармы Местного (Караульного) стрелкового полка береговой обороны. В последние дни обороны Северной стороны на старой батарее находился один из узлов сопротивления, под командованием полковника Баранова. Основу гарнизона укрепления составили остатки Местного стрелковго полка БО. Ныне на территории батареи российская в/ч и объект для осмотра недоступен.
   Остатки Парижской, Святославовской и Двенадцатиапостольской земляных батарей, располагавшихся по обе стороны бухты, пока не найдены и не обследованы. Они имели на вооружении соответственно 17, 14 и 18 шт. 36 фунтовых орудий.
   2. Северное укрепление и сухопутная оборона Северной стороны.
   Единственным более или менее законченным сухопутным укреплением, построенным в начале ХIХ века было Северное укрепление, законченное в 1807 году. Оно представляет собой земляное укрепление, состоящее из рва и вала, восьмиугольной формы.
Укрепление имело трое ворот - Симферопольские, Севастопольские и Инкерманские, было окружено рвом.    В 1834г. ров укрепления был углублен облицован, известняком, сложенным насухо. Через ров были перекинуты подъемные мосты. Ширина сохранившейся части рва 5,4, глубина - 3,6 метра. Внутри укрепления размещались четыре казармы, общей вместимостью на один полк пехоты, три артиллерийских цейхгауза, два пороховых склада. Все ворота были прикрыты передовыми люнетами, которые до настоящего времени не сохранились (уничтожены застройкой). Помимо этого, перед Крымской войной, укрепление имело две вынесенных на запад, к берегу моря, батареи.
Гарнизон состоял из 3919 человек, в период Крымской войны комендантом укрепления был назначен капитан 1 ранга, (затем контр-адмирал) Ф.Д. Бартенев, именем которого до сих пор называют часть Северной стороны между улицей Челюскинцев и Братским кладбищем. На вооружении укрепления имелось 47 орудий, из них 23 - малого калибра.


Люнет Инкерманских ворот.

Во время Крымской войны, было начато строительство сухопутного обвода Северной стороны. Основой сухопутного обвода стало Северное укрепление, влево и вправо от которого был прокопан ров и насыпан вал.
Линия была обновлена в 1875-1895г.г. и служила Северным обводом Севастопольской крепости. Первоначально линия проходила до Панайотовой балки, затем была продлена до бухты Голландия. До настоящего времени этот обвод не сохранился (кроме самого Северного укрепления). Рядом с Северным укреплением, на немецко аэрофотоснимке, просматриваются остатки стационарной зенитной батареи (форт "Ленин").
На немецком аэрофотоснимке 1941г. западная часть обвода четко прослеживается до моря, восточная же (вместе с люнетом Инкерманских ворот) уже уничтожена застройкой.



   После Крымской войны укрепление использовалось под склады, в 1900 году на его территории построили казармы крепостной саперной роты. Во время второй обороны на территории укрепления располагались казармы Местного инженерного батальона (впоследствии 178-го ОИБ). В последние дни обороны Северной стороны в укреплении стихийно организовался узел сопротивления, возглавляемый командиром автороты инженерного батальона л-том А.Пехтиным. Ныне на его территории располагается российская в/ч.
«Нагорные редуты» представляют собой цепочку земляных укреплений -редутов перед обводом крепости. Всего были построены семь отдельных замкнутых редутов, получивших название "Нагорных". Еще один редут (№9) был построен рядом с тем местом, где впоследствии будет построена мортирная батарея №7. Фрагментарно сохранились и остальные редуты, однако эти земляные укрепления использовались во время второй обороны города, и до настоящего времени сохранились плохо.
   Частично сохранился редут №9 на левом фланге (перед фронтом) бывшей 7-й мортирной батареи (о ней будет рассказано отдельно). Правда, состояние его весьма плачевное, и он едва читается. Примерно в таком же состоянии находятся и остальные редуты.
Редут №8 перестроен в 1903-1905 году в бетонный форт (форт литер «Б», в немецком варианте «форт ЧеКа»). Использовался для подрыва боезапаса после войны. В настоящее время почти полностью засыпан. Его расположение выдают только отдельные бетонные глыбы на поле.
Второй форт (немецкое название «ГПУ») запахан полностью и на местности вообще не читается. На территории еще одного из редутов (в немецкой терминологии "форт Сибирь") ныне находится объект "Водоканала", объект практически полностью уничтожен.
Частично сохранился редут над дорогой со станции Мекензиевы горы на Северную сторону (форт «Волга»). Его территорию долгое время занимала в/ч. В 1916 году на его территории была оборудована четырехорудийная зенитная батарея, калибром 75мм (пушки «Канэ» на переделанном станке). Бетонные фундаменты орудий сохранились до настоящего времени. Частично сохранился редут над дорогой по Графской балке (форт «Аляска»), редуты над Сухарной балкой («Урал» и «Донец») находятся на территории в/ч и почти уничтожены.

«Нагорные» редуты на немецкой аэрофотосъемке.

 За время Крымской войны, для расквартирования русских войск, на Северной стороне были построены казармы. Казармы располагались в районе Графской балки, в районе Мекензиевского лесничества, в районе 2-го лесного кордона, горы Читаретир (Кара-коба). Практически все они были разрушены во время второй обороны Севастополя, и до настоящего времени не сохранились.
   Казармы в районе Графской балки использовались различными войсковыми частями и неоднократно перестраивались. В настоящее время территория, на которой располагались казармы, передана вооруженным силам Украины, однако по прямому назначению объект не используется.
   Казармы в районе Симферопольского шоссе (ныне в этом районе находится Мекензиевское лесничество) до революции использовались военизированной Лесной стражей (Кордон №1). Здания казарм были окружены каменной стеной с двумя воротами. Во время второй обороны Севастополя в казармах были расквартированы различные воинские части. В ходе боев казармы были разрушены.
   Казармы на хуторе Мекензия (Кордон №2) так же использовались лесной стражей. Рядом с хутором находилось небольшое кладбище, на котором хоронили офицеров и солдат стражи, погибших при исполнении служебных обязанностей. До настоящего времени, сохранилось лишь две плиты, с трудночитаемыми надписями. Мимо лесного кордона №2 проходила одна из дорог из Бахчисарая в Севастополь и Балаклаву. Она пролегала через современное село Красный Мак, мимо села Черекез-Кермен (район пещерного города Эски-Кермен) через хутор Мекензия (кордон№2) и далее разветвляясь на два направления. Одна дорога спускалась в долину Кара-коба и шла через Трактирный мост, между двух Федюхиных высот на Балаклаву. Во время войны 1854-55г. эту дорогу перекрыли т.н. Горчаковским или Новым редутом (чуть выше современной вч в долине Кара-коба). В годы войны в нем находился опорный пункт 8-й бригады морпехоты (2-го формирования). В настоящее время, редут уничтожен распашкой.
   Вторая дорога спускалась в Мартынов овраг и выходила к Инкерману. В Мартыновом овраге так же находились казармы, которые после войны отошли лесной страже, и получили название "Кордона лесной стражи №3". Рядом с развилкой оврага находится старое кладбище, на котором хоронили служащих стражи. Во время второй обороны в старых казармах располагался штаб 3-го сектора обороны. В самом овраге в землянках располагались резервы 3-го сектора. Развалины бараков ныне почти не читаются, колодец забросан камнями.
   Бараки на высоте Кара-коба (Читаретир) длительное время не использовались. Во время второй обороны здесь располагались советские части в т.ч. остатки батальона ВМУБО. До настоящего времени сохранились только следы каменных фундаментов деревянных строений и остатки рва, окружавшего русский лагерь.
   3. Береговые батареи Южной стороны.
   Южная сторона была укреплена сильнее, чем Северная. Однако, до настоящего времени почти ничего не сохранилось. Сказалось наследие Крымской войны.
10-я батарея была земляной, однако откосы вала были облицованы камнем. За бруствером находились два бомбических 3-х пудовых орудия, 29 шт. 36-фунтовых орудий и несколько пудовых и полупудовых единорогов. Батарея имела два заглубленных пороховых погреба и собственную систему сухопутной обороны. Она предназначалась для ведения огня по Карантинной бухте и рейду. Батареей, на которой находилось 58 орудий, командовал капитан-лейтенант 29-го флотского экипажа А. Н. Андреев. В царское время на ее территории располагалась 11дм. батарея.
В годы второй обороны в районе старой батареи № 10 находилась зенитная 76мм батарея №370 (два спаренных щитовых орудия 81К). До настоящего времени частично сохранились валы батареи, облицованные камнем. Описание и расположение этого объекта будет дано чуть позже, в главе, посвященной дореволюционным береговым батареям.
Александровский форт, прикрывавший вход в гавань Севастополя располагался на соседнем мысу. Форт представлял собой вооруженную 56-ю орудиями, каменную батарею. Из них два трехпудовых бомбических орудия, 11шт. 36-ти фунтовых орудий, 16шт. 24-х фунтовых, 4 пятипудовых мортиры. "Каменная часть ее состояла из прямой одноярусной батареи, длиною 36 сажень, с 13-ю оборонительными казематами и открытою обороной. С правого фланга к ней примыкала круглая двухъярусная башня. Она имела 11 сажень в диаметре, а в каждом ярусе по 7-ми казематов. С левого же фланга к каменной батарее примыкала земляная, длиною 70 сажень...". Форт был построен по проекту инженер-полковника К. И. Бюрно в 1845году. Батареей командовал капитан П. А. Козловский, а затем капитан-лейтенант Н. К. Христофоров.
   На мысу Александровский, от старой батареи практически ничего не сохранилось. Хотя рельеф мыса, на котором располагались более поздние батареи, построенные после Крымской войны, во многом повторяет форму старой двухъярусной батареи. Александровский форт был взорван при отходе русских войск с Южной стороны.
   Самый большой в крепости, Николаевский форт располагался на месте современного Приморского бульвара. Он был оснащен 10-ю бомбовыми трехпудовыми пушками 63-мя 24-х фунтовыми и 32-мя единорогами. Он был взорван русскими войсками при отходе на Северную сторону. Окончательно был разрушен английскими оккупантами при оставлении Севастополя в 1856м году. Обломки форта и его подвалы долгое время служили "гнездом разврата" (как писали в газетах того времени). Лишь к 50-летию обороны Севастополя в 1904 году здесь была построена набережная и разбит парк. Обломки форта использовали при строительстве набережной и частично были сброшены в море. Нижний ярус форта был засыпан. В 1975 году Штормом была разбита подпорная стенка напротив мостика "Эхо", открыв засыпанный вход в нижний ярус казематов. Руины здания комендатуры на левом фланге форта были перестроены в яхт-клуб. Здание бывшего дореволюционного яхт-клуба, частично разрушенное во время второй обороны использовалось в качестве летнего кинотеатра, ныне на этом месте построен ресторан.
   Между Александровским и Николаевским мысом, на мысу Хрустальные воды находилась земляная батарея №8. Батарея была оснащена двумя трехпудовыми бомбовыми пушками, 9-ю 36-фунтовыми пушками, 11-ю 24-х фунтовыми и 10-ю тяжелыми мортирами. Остальное артиллерийское вооружение состояло из единорогов и 18-ти фунтовых орудий. Батарея имела каменный пороховой погреб, впоследствии усиленный бетоном. Однако его месторасположение установить не удалось. До настоящего времени батарея не сохранилась, частично она уничтожена при строительстве "ГидроФизИна", частично при строительстве мемориалов. При строительстве развлекательного комплекса на бывшем пляже "Хрустальный" был вскрыт каменный водосброс ливневых вод с батареи. При строительстве мемориала были вскрыты и разрушены бетонные фундаменты орудий 1877-1905г. и бетонное укрытие, датированное тем же периодом. В первой версии книги указывалось: «До настоящего времени частично сохранилось караульное помещение (бывшее здание спасательной станции) - одно из самых старых зданий в Севастополе». К сожалению, информация устарела, здание снесено.
   Павловская батарея, несмотря на небольшие размеры, имела на вооружении 4 шт. 3-х пудовых орудий, 4 шт 36-ти фунтовых орудий, и до 20 орудий меньшего калибра. Батарея была взорвана при отходе на Северную сторону.
   
   4. Остатки бастионов Южной стороны.
   
   Первый бастион располагался на Корабельной стороне на левом берегу Килен-бухты, в районе современной ул Макарова, над железной дорогой. По проекту 1834 г. первый бастион предполагалось построить позади Ушаковой балки, но позже вынесли его вперед, за возвышенность между Ушаковой балкой и Килен-бухтой. В 1851 г. из крымбальского известняка построили оборонительную казарму с подвалом на 250 человек (автор проекта Ф. А. Старченко). Длина фасада казармы - 80 м, ширина - 12 м, высота - 4,2 м. На ее вооружении находилось 9 полупудовых крепостных единорогов. (До настоящего времени сохранилась только угловая башня на ул. Хрулева).



На месте будущего бастиона инженерная команда под руководством капитана Ф. А. Старченко построила батарею, вооруженную четырьмя орудиями, позже добавили еще пять пушек. У батареи в скале выдолбили ров. Но очертания бастиона укрепление приобрело только в начале июня 1855 г., когда моряки с корабля "Париж" соорудили в его тыловой части батарею, получившую номер 107. Бастионом №1 командовал капитан-лейтенант В. К. Орлов. После его гибели в июле 1855 г. укреплением стал командовать лейтенант 35-го флотского экипажа П. М. Никитин. Во время обороны Севастополя 1854-1855 гг. там появилось небольшое кладбище, уничтоженное во время второй обороны Севастополя. Пороховой погреб бастиона ныне перестроен в бомбоубежище под одним из домов.


1-й бастион

Во время второй обороны города в районе 1-го бастиона находилась сначала батарея 37мм зенитных автоматов, а затем полустационарная 45мм зенитная батарея №553 (командир Г.А.Воловик). Батарея была разделена на две полубатареи, одна из которых находилась в указанном районе.
Второй бастион находился на небольшой возвышенности на краю Килен-балки. На генеральном плане города Севастополя "с показанием высочайше утвержденного проекта" укреплений 1840 г. под номером вторым числилось укрепление на Малаховом кургане. Расстояние между 1-м бастионом и Малаховым курганом было слишком большим, поэтому в начале сентября 1854 г. на месте будущего бастиона была построена батарея из 6 орудий. Позже число пушек довели до 20 стволов. Вокруг укрепления в скальном грунте выдолбили ров. В связи с тем, что ров не удалось вырубить в скале на нужную глубину (не хватало шанцевого инструмента), на контрэскарпе вала возвели каменную стенку для прикрытия от штуцерных пуль противника. Командовал бастионом капитан-лейтенант 36-го флотского экипажа А. В. Ершов. Второй бастион и стоящий рядом Малахов курган были соединены Камчатским люнетом, Волынским и Селенгинским редутами. Укрепления были названы в честь полков, которые их строили и обороняли. До настоящего времени незастроенной осталась только территория Камчатского люнета. Во время второй обороны на Камчатском люнете находилась 85мм зенитная батарея № 54, перенесенная из района х. Лукомского.
  


Укрепления Малахова кургана

 Оборонительная башня Малахова кургана - одно из немногочисленных военных сооружений середины прошлого века, сохранившихся в городе до наших дней. Правда, сохранилось оно не в полном объеме. Верхняя часть сооружения разрушена, а затем перестроена.
В начале Крымской войны было решено построить на Малаховом каменную двухэтажную башню с бойницами, зубчатыми стенами и потайным выходом в поле. К строительству севастопольская инженерная команда под руководством Ф. А. Старченко приступила лишь в начале 1854 г. Средства на сооружение - 12.500 рублей - собрали жители города и моряки Черноморского флота. Башню построили из инкерманского камня. Ее высота достигла 8,5м, толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Два закрытых яруса башни имели 52 бойницы для ружейного обстрела местности. В башне предусматривались: часовня, пороховой погреб, помещение для снарядов и провизии. На верхней площадке установили пять крепостных 18-фунтовых пушек. 10 июня 1854 г. строительство башни было завершено. Первым комендантом башни был назначен командир 19-го рабочего экипажа подполковник И. Арцыбашев. Сейчас оборонительная башня выглядит законченным сооружением. На самом деле от нее сохранился только первый этаж, открытая площадка и часть второго этажа были повреждены при первой бомбардировке. Впоследствии верхний этаж укрепления был частично разобран, а своды первого этажа усилены слоем грунта. Фронтальная часть башни была полностью засыпана, так что из земли торчала только горжевая (тыловая) часть башни со входом. Т.е. укрепление использовалось лишь как укрытие личного состава, и боевого значения не имело.
Во время второй обороны Севастополя своды первого этажа были усилены слоем бетона, и в башне разместился КП 111-й береговой батареи.    Под Малаховым курганом с тыловой стороны находятся т.н. Лазаревские казармы и (через дорогу) казармы Брестского полка (ныне территория ВЧ).

  
 Третий бастион, построенный в 1854 г., прикрывал подступы к Южной бухте и центру города. Он входил в третью дистанцию оборонительной линии, которой командовал вице-адмирал А. И. Панфилов (1808-1874). Ныне большая часть бастиона застроена частными домами. Укрепления в частной застройке почти не читаются. Между третьим и четвертым бастионом находятся верховья Южной бухты. Местность в этом районе была заболочена и для строительства дороги сюда свозили грунт, извлеченный при строительстве Лазаревских казарм. Поэтому ранее это место называлось Пересыпь. Здесь были построены две батареи, которые ныне ушли под дорожное полотно в районе "Сталинского моста".

   Расположение батарей на Пересыпи и батарея «Грибок».


Укрепления 4-го бастиона
Кроме двух батарей на Пересыпи верховья Южной бухты прикрывала батарея "Грибок", располагавшаяся ниже Исторического бульвара.
Четвертый бастион, защищавший центр города, входил во вторую дистанцию оборонительной линии. Ею командовал вице-адмирал Ф. М. Новосильский. Если к началу обороны на бастионе стояло восемь 12-фунтовых карронад, то в августе 1855 г. он вместе с Язоновским редутом насчитывал 219 орудий. Два месяца бастионом командовал генерал-майор М. X. Шульц. С 5 октября 1854 г. по февраль 1855 г. бастионом командовал капитан-лейтенант А. И. Завадовский. После тяжелого ранения Завадовского командиром бастиона стал капитан-лейтенант В. Г. Реймерс. И он был ранен. С 1 июня 1855 г. до последнего дня обороны четвертым бастионом командовал капитан-лейтенант 44-го флотского экипажа П. А. Чебышев. Впереди левого фаса, за рвом бастиона располагалась 4-х орудийная батарея №38, которой до конца обороны командовал лейтенант Н. И. Костомаров. Слева от позиции находился блиндаж командира. Левее и ниже батареи Костомарова находились "бульварные" батареи: 31-я, 32-я, 33-я и 34-я, построенные осенью 1854 г. на Бульварной высоте. Орудия для них сняли с корветов "Пилад" и "Андромаха".
   Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А. О. Аслановича. Она включала в себя: пятый, шестой, седьмой бастион, 10-ю батарею. Территория бывшего пятого бастиона находится недалеко от площади Восставших. К моменту высадки десанта в Крыму на бастионе была построена только казарма аналогичная казарме 1-го бастиона и оборонительная стена к 6-му батиону. Казарму спешно вооружили, установив 5 орудий внутри и 6 пушек на верхней платформе. В казарме устроили пороховой погреб. Командиром бастиона назначили капитан-лейтенанта 44-го флотского экипажа Д. В. Ильинского. Левее пятого бастиона был построен редут №1, получивший название по имени командира лейтенанта М. П. Шварца. Улица, возникшая на месте этого укрепления, носит его имя.
   Редут, вооруженный 8 крепостными 12-фунтовыми пушками, имел важное значение, прикрывая пространство между четвертым и пятым бастионами. Впереди редута Шварца и пятого бастиона вырыли ров глубиной до 6 футов (1,8м). В связи с тем, что ров был неглубок перед рвом и по бокам укреплений насыпали земляные валы до 7 футов (2м) высоты и 6 ширины. Правый фас пятого бастиона укрепили, построив люнет №7, которым командовал М. Ф. Белкин.


  Система укреплений 5-го бастиона.
В настоящее время, практически вся территория 5-го бастиона занята парком, повторяющим его форму. Казарма полностью снесена. На месте люнета №7 (Белкина) находится кладбище коммунаров.
6-й бастион располагался в районе совр. частной застройки в районе гостиницы "Крым". Современная улица 6-я бастионная проходит по тому месту, где в первую оборону города находилась оборонительная стена между пятым и шестым бастионами. На том месте, где сейчас находится детский стадион, 1 декабря 1854 г. моряки с корабля "Ростислав" построили редут, названный Ростиславским. Он имел прямоугольную форму. Один из фасов редута образовали из строений военно-сухопутного госпиталя. Укреплением командовал лейтенант 37-го флотского экипажа Д. И. Бутаков. Бастион был почти полностью построен к началу осады, но из-за казнокрадства укрепление было слабым. Ров перед бастионом был глубиной всего 6 футов (1,8м).
   Стены казармы и оборонительной стены были тонкими. Но бастион имел полное вооружение. Пятнадцать крепостных орудий, установленных на поворотных платформах, обстреливали Рудольфову гору, Херсонес и прилегающую местность. Чтобы усилить бастион, по распоряжению В. А. Корнилова с Михайловской батареи доставили шесть бомбических орудий. Шестым бастионом командовал капитан-лейтенант 36-го флотского экипажа Николай Федорович Гусаков, а затем лейтенант С.А. Шумов. Седьмой бастион (командир - капитан-лейтенант Н. Л. Щеглов) так же был завершен к началу обороны. Бастион так же был каменным, но качество укреплений, опять же из-за казнокрадства, оставляло желать лучшего. Бастион находился на территории современного 24 завода ЖБИ ЧФ РФ. Справа к нему примыкала батарея №8 (на мысу Хрустальный, командир - капитан 2 ранга К. С. Реунов).


   5. Укрепления союзников.
   В отличие от русских укреплений, постройки союзников, расположенные вне городской черты, в некоторых местах сохранились. У подножья горы Гасфорта сохранились сильно перестроенные остатки Сардинских редутов, планировка их почти не читается, т.к. во время войны остатки редутов использовались бойцами 2-го полка и 7-й бригады морской пехоты, которые перестроили редуты под свои нужды. Стоявшая, после войны, на этом месте в/ч так же использовала насыпи, перестроив их для своих целей. Сардинское кладбище с часовней на вершине г.Гасфорта, так же не сохранилось. Часовня пережила войну, но в 50-е годы была уничтожена взрывными работами, на ее месте был открыт карьер. До недавнего времени сохранялись обломки часовни, чаша источника и обломки могил, но в 2007г. "некто неизвестный" снес остатки кладбища бульдозером.
   Ранее упоминавшиеся, шесть турецких редутов вдоль Воронцовской дороги (Ялтинское шоссе) сохранились лишь частично. Во время второй обороны каждый из этих редутов был усилен сборными железобетонными огневыми точками, и они стали узлами сопротивления. Впоследствии при изменении трассы дороги часть укреплений была срыта. Редут №1 сохранился почти полностью. Расположен он на вершине куполообразного холма, носящего имя Канробера. Холм расположен в 500м от Ялтинского шоссе, напротив памятного знака в виде звезды, при въезде в Севастополь. Представляет собой звездообразный редут, обращенный в сторону дороги. Редут двухуровневый. первый вал был предназначен для стрелков, второй для орудий. В годы войны он являлся опорным пунктом 782-го стрелкового полка 388-й дивизии. В вал были вписаны пять сборных железобетонных огневых точек, еще две находились у его подножья. Практически все огневые точки (кроме одной, расположенной на обратных скатах холма) разбиты. На вершине хорошо читаются остатки больших землянок.
   Редуты №2 и №3 часто считаются одним редутом, т.к. расположены на соседних вершинах двойной высоты. В настоящее время между высотами проходит шоссе, а обе вершины в настоящее время распаханы. сохранились лишь остатки рва на обратных скатах высоты с редутом №2 (ниже виноградников). Вдоль рва четко читаются обломки трех сборных железобетонных точек. Редуты №4 и 5 обычно так же считают одним редутом. Расположены они в районе современного ресторана "Шайба" и над дорогой на пос. Первомайка. Остатки редутов практически полностью уничтожены современной распашкой и застройкой.
   Шестой редут находился у подножья Сапун-горы, недалеко от новодельного памятника Киевскому гусарскому полку. Он был несколько перестроен, однако до сих пор видно, что он так же состоял из двух уровней. Нижний вал был предназначен для стрелков, верхний для орудий.
   Редуты, построенные в 1855году на высотах Аскети и Спилия до настоящего времени не сохранились на их месте, в начале ХХ века были построены укрепления Севастопольской крепости. В 1941-42г.г. в этом районе шли ожесточенные бои.
   Позиции союзников на Федюхиных высотах так же активно использовались во время второй обороны. Используя валы французских редутов 7-я бригада морской пехоты, организовала на высотах подобие опорного пункта обороны, вписав в старые валы 15 сборных огневых точек.
Линия обороны вдоль реки Черная была так же усилена сборными железобетонными огневыми точками (пулеметными и артиллерийскими) использовалась при обороне Севастополя. В редуте союзников, расположенном выше села Штурмовое, находилась зенитная батарея. Ныне большая часть плоскогорья Федюхиных высот распахана, и следы укреплений читаются фрагментарно. Чуть лучше сохранилась линия обороны вдоль Черной речки. Остатки Трактирного моста ныне затоплены и видны плохо.
   Линия обороны французских войск вдоль скатов Сапун-горы сохранилась фрагментами. Четко читаются лишь два редута, остальные укрепления сильно пострадали во время штурмов Сапун-горы, и были окончательно уничтожены при распашке под "Зеленый пояс славы".
   Неплохо сохранились два редута на высоте Горная и соседней с ней высоте. Несмотря на то, что валы укреплений сильно распозлись, планировка укреплений читается четко.
   На случай эвакуации французских войск, на месте средневековых Херсонесских валов были построены две отсечные позиции (т.н. "Линии Камъеж") первая проходила от верховий Стрелецкой бухты до района современного Автобата на Феоленте. Линия представляла собой каменную стену высотой и шириной от 4 до 6 м перед которой проходил ров. До настоящего времени сохранились лишь три редута и участок этой линии на протяжении около 1,5км. В двух местах владельцы садовых участков попытались зачистить вал и ров оборонительной линии для своих нужд. Зачистки показали, что оборонительная линия представляет собой не вал, а стену, сложенную из дикого камня. По кромке этой стены, имеющей ширину почти 6 м, выкопаны стрелковые позиции, датированные периодом 2-й мировой войны. Лучше всего сохранился фрагмент этой линии в районе современного садового товарищества "Наука", в одном из редутов этой линии разместилась водокачка. Неплохо сохранился и пятиугольный редут за троллейбусным парком в районе Камышевского шоссе. Остальная часть этой оборонительной линии уничтожена современной распашкой и застройкой. На месте правофлангового редута в ХХ веке разместилась советская зенитная стационарная батарея № 73.
   Вторая линия охватывала верховья Камышовой и Казачей бухт. До настоящего времени сохранился лишь один редут этой линии, да и тот находится в районе современной застройки.


   Что касается осадных укреплений англичан и французов, обращенных к Севастополю, то их судьба довольно интересна. Они были частично использованы для создания сухопутного обвода крепости в 1870-77году, и во время «военной» тревоги 1885-го года. Большая часть этих укреплений была застроена, однако, некоторые фрагменты перестроенных укреплений до сих пор неплохо читаются. Так, к примеру, неплохо прослеживается линия укреплений в районе Зеленой горы, перестроенная в 1877-м.


Прослеживаются линии английских траншей, пересекающие Лабораторное шоссе и Лабораторную балку. Неплохо прослеживаются фрагменты укреплений на высоте Суздальская, однако эти земляные укрепления сильно перестроены в последующие периоды.


Чуть в лучшем состоянии находится линия Камьеж. До настоящего времени сохранились достаточно большие фрагменты этой линии укреплений. К сожалению, в последнее время ускорился процесс разрушения этого достаточно любопытного памятника. «Линия Камьеж» представляла собой две сплошных линии укреплений, состоящие из рва, вала и нескольких редутов.



Фрагмент немецкой аэрофотосъемки времен войны, на котором показана «линия прикрытия эвакуации»
Глубина рва около 3,5м. Высота вала (во многих местах, это не вал, а толстая каменная стена) около 4м. Линия этих укреплений включалась и в «Тотлебеновские» проекты обороны и в систему укреплений 1-й Мировой войны и в систему укреплений во время второй обороны города (в качестве линии прикрытия эвакуации).
До настоящего времени от первой линии сохранились: прямоугольный редут и фрагмент вала в СТ «Наука» (район бывшего авторынка на Феоленте), и пятиугольный редут за новым троллейбусным парком. На территории еще одного редута (район х.Пятницкого) находится объект «Водоканала», еще два редута (в районе Щитовой и в районе ул. Степаняна) были уничтожены совсем недавно при застройке.
Вторая линия обороны скорее всего, достроена не была. На аэрофотоснимках 2-й Мировой войны прослеживается только один большой редут, и недостроенный ров. Редут частично сохранился на полигоне морской пехоты, но находится в крайне плачевном состоянии.


Редут 2-й линии


Схема линии укреплений









Тени великого прошлого

- 38 -



Cвидетельство о публикации 415814 © Odissey 18.02.13 20:33
Число просмотров: 7552
Средняя оценка: 10.00 (всего голосов: 11)
Выставить оценку произведению:
Считаете ли вы это произведение произведением дня? Да, считаю:
Купили бы вы такую книгу? Да, купил бы:

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):
Если Вам понравилась цитата из произведения,
Вы можете предложить ее в номинацию "Лучшая цитата дня":

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):

litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 321
Из них Авторов: 11
Из них В чате: 0