• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Голосую
Журналы: Имена (№15 Май 2013)

Ленинград

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Синий город, стоящий по пояс в воде, -
От рождения ты был привычен к беде.

Здесь Нева подавилась Васильевским, как
Солнцем давится летний полярный закат.

Ленинград, ты от новых построек разбух,
Как от вклеек распух аккуратный гроссбух.

«Ленинград, я еще не хочу умирать!» -
На Песочной в бреду повторяла сестра.

В моей книжке остались ее номера,
Но теперь только ангелам их набирать.

Я глазами листаю гроссбух, и в висок
Ударяет мясистый трамвайный звонок.

Я ловлю позывные пропавших миров,
Шевеля кандалами глухих номеров.
Cвидетельство о публикации 413741 © Рослов П. 29.01.13 19:18

Комментарии к произведению 9 (16)

Отлично!

Спасибо!

Долго набирался мужества, чтоб решиться использовать в столь коротком тексте строчки классика. К счастью оказалось, что все хорошо понимают, в чем дело. Спасибо!

Сколько раз перечитываю и всё время слеза. И главное помню, что можно открыть и перечитать. В который раз от всего сердца - талантливо. Ничего не скажешь.

Валерий, спасибо огромное!

Сколько раз перечитываю и всё время слеза. И главное помню, что можно открыть и перечитать. В который раз от всего сердца - талантливо. Ничего не скажешь.

Думаю, что Мандельштам был бы доволен Вашим стихотворением, Павел.

Михаил, большое Вам спасибо!

Последняя строчка тронула. Образно.

Нина, спасибо!

Я не поклонник интертекста в поэзии в форме прямого цитирования. Но в этом стихотворением остаться "при своих принципах" не получилось.

Текст (во всяком случае - внешне) рождался самостоятельно. Где-то к середине процесса сочинительства я понял, что в строчках пробиваются очень знакомые интонации и что "замаскировать" их не смогу: мне не дадут этого сделать ни тема Ленинграда, ни размер. Я надолго отложил сочинительство этого текста. Когда к нему вернулся, решил, что "маскировать" ничего не буду. Наоборот: подчеркну цитатой.

Я не уверен в правильности своего выбора. Уверен разве что в том, что еще буду думать над этим текстом.

На всякий случай приведу одну заинтересовавшую меня цитату. В ней чувствуется чуть ли не ужас перед интертекстом:))) Вот она: "Каждый текст является ИНТЕРТЕКСТОМ: другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т. д. — все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык. Как необходимое предварительное условие для любого текста ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек". (Цит. по: Антология «Семиотика» М.: «Академический Проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2001 г., Вводная статья Ю.Степанова, стр. 36-37).

Очень интересная цитата. Спасибо.

интересно, можно ли привыкнуть к бедам?

Татьяна, спасибо, что заглянула:)

А что усомнилась в чем-то - так у каждого свой опыт:))))

  • Тинка
  • 02.02.2013 в 06:45
  • | кому: Рослов П.

Беда - это я:) Таня имела в виду, можно ли привыкнуть к моим придиркам:)

Моешь книжку записную? Как? В машине иль вручную?:)

В машине? В ручную? С какого перепугу?:)

  • Тинка
  • 31.01.2013 в 21:36
  • | кому: Рослов П.

С такого, что у тебя акцент на мОей, вместо моЕй:)

Это анапест, а в анапесте первые два слога безударные. Третий ударный слог как бы нивелирует дополнительные ударения, если таковые имеются.

Хотя согласен: слово, входящее в анапест, устраивается на первых двух позициях более "комфортно", если природное ударение у него на первом слоге. Но, чтоб далеко не ходить, у того же Мандельштама есть такая стопа анапеста: "еще есть". Можно найти очень много аналогичных примеров. Практика русского стихосложения легко допускает подобные конструкции.

  • Тинка
  • 01.02.2013 в 22:00
  • | кому: Рослов П.

Вот я и говорю: безударность перых двух слогов в слове моей оборачивается акцентом на мОей, в силу общей тенденции:

сИний гОрод

О`т рождЕ

здЕсь НевА

ЛЕнин грАд

сОлнцем дА

кАк от вклЕ

нА ПесО

нО тепЕ

Я глазА

в мОей кнИ

У каждого могут быть зазубринки, Пушкин употреблял много такого, за что сейчас ругают:)

Я не о зазубринках, я об общепринятой практике:)

В твоих наблюдениях есть рациональное зерно, с которым я согласился в предыдущем посте.

Пушкин не позволял себе подобных "вольностей". Но уже Некрасов использовал такие вещи вовсю. Вот из "Разм.у пар.под.": "его бог" (Повторя/я суди/его бог); "еще сном" (Еще сном/был глубо/ким объят). Двадцатый век в этом зашкалил. Пастернак: "моих медью" (даже губ/моих медью). Примеры приводить можно бесконечно.

В общем, практически все так писали, пишут и будут писать, и даже самые въедливые литературоведы не будут считать это "зазубринкой".

  • Тинка
  • 02.02.2013 в 06:46
  • | кому: Рослов П.

От дождёшься ты - лет через десять и до тебя, и до Некрасова, и до Пастернака доберутся:)

Вместе с такой компанией не стыдно быть поруганным:)

  • Тинка
  • 02.02.2013 в 12:49
  • | кому: Рослов П.

:)))

Образы, яркие, чёткие, при чтении рисуют картинку. Оч. здорово! Это поэзия.

Спасибо громадное!

Когда сочинял это стихотворение, переживал, как будет воспринята его близость к известному тексту. Ваше мнение мои тревоги снимает:) Еще раз спасибо!