• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Очерк
Восстанавливаю удалённый нечаянно рассказ )))

Разговор о Литсовете, подслушанный под новогодней ёлочкой, с кружкой горячего вина

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
 
 
Декабрь. Скоро Рождество. Морозец, снег на раскидистых еловых ветвях. К вечеру маленький северовестфальский городок Х. засияет сотнями огней. И тогда уставшие от предпраздничной суеты горожане собираются на главной площади под ёлочкой, где продают жаренные колбаски и горячее вино - глювайн.
Под звуки хрипловатого рожка поют херувимоподбные детские голоса:

O, Tannenbaum, o, Tannenbaum...

Их сменяет эйфоричный перезвон колокольчиков «Jingle Bells», но мелодию заглушают многоголосье толпы и взрывы смеха.
- Тебе глювайн простой или «тяжёлый»? - кричит мне в ухо Сибилла.
- Тяжёлый! - ору я в ответ.
В субботу можно позволить себе глювайн с добавкой рома, что и значит «тяжёлый». Сибилла протискивается к стойке - там уже толпятся мои друзья. Дама, продающая глинтвейн, не справляется с большим количеством желающих погреться горячим вином. Оставшись одна, я стала прислушиваться к разговорам. Очень интересное занятие, даже когда разговоры ни о чём.
Вдруг среди шума немецких слов выстреливает фраза. Мужской голос, на русском:
- ... а прояснив для себя их мотивы присутствия на Литсовете, проще будет...
Ого. Это что-то поинтереснее трёпа о том, где колбаски вкуснее. Я стягиваю вязанную шапочку в надежде расслышать про мотивы присутствия на литсовете. Но большая часть слов тонет в гомоне толпы.
- ... в интернет-пространстве... множество сайтов... Только на литсовете зарегистрировано почти 18 тыс. человек ... проводят уйму времени на его страницах... становятся в определенной степени зависимыми от него... В чем смысл этого времяпровождения? ...классика экономики и психологии...
- Ну так и в чём смысл времяпрепровождения... литсовете? - донёсся женский голос.
В это время странным образом умолкла музыка, и несколько молодых людей, всё время галдевших рядом, вдруг удалились, оставив после себя замусоренный стол. Теперь разговор про литсовет доносился уже не урывками. Я прислушалась к мужскому голосу - он был слегка с надломом, приглушенный, и улавливались в нём подзабытые за долгие годы интонациии университетского преподавателя.
- ...классика экономики и психологии убеждает нас, что предложений без спроса не бывает…
- Ну а поконкретнее? - бесцеремонно перебил женский голос. - Почему, например, только на Литсовете болтается восемнадцать тысяч?
- Это связано с потребностью людей в элементарном общении и самовыражении - отозвался мужской голос. - Определяющим здесь выступает краеугольный камень экзистенциализма - Ясперс, Сартр, Хайдеггер, Камю. Так называемое «одиночество в толпе». Любому человеку для того, чтобы чувствовать себя психологически и эмоционально комфортно, необходимо получать положительные сигналы в отношении своей собственной самооценки. Мы все хотим, чтобы к нам как-то относились - вернее, чтобы относились позитивно, эмоционально, по-доброму. Многие подсознательно приходят на литсовет именно за этим…
- Ха-ха, «по-доброму», - отозвался женский голос. - Там иногда такие «добрые» комментарии пишут...
 
 
 
Я, наконец, решаюсь оглянуться. Пока слушала, представлялся себе профессорского облика, немолодого, обязательно в очках, солидного мужчину и рядом - учёную даму: насупленную, без косметики, тоже в очках, которые ей не к лицу...
Они стояли в нескольких шагах от меня, держали фарфоровые кружки с глювайном, и ещё несколько таких же пустых кружек хаотично громоздилось на столе.
Он - немолодой, высокий, с взлохмаченной, подёрнутой сединой шевелюрой, рядом - тоже уже немолодая, стильно одетая дама. Яркий, но не вульгарный макияж.
Оба улыбались - возможно, из-за выпитого вина, а может быть, им просто нравилось быть вместе. Меня удивило сочетание серьёзной темы разговора с весьма несерьёзным, лукавым выражением глаз у этой странной пары. Между тем Мужчина продолжал говорить:
- Чисто внешне площадка литсовета предоставляет всё необходимое для самовыражения через свое творчество. Парадокс в том, что если текст, даже если и не находит адекватных оценок и откликов в полном объеме, на которые автор рассчитывал, он, автор, все равно испытывает положительные эмоции. Это очень важно.
- Потребность общаться, делится с мыслями... - кивнула Женщина.
- ...одна из базовых социальных потребностей в человеке, - продолжил Мужчина. - Любителей «графоманить» на Руси хватало всегда и присутствие на литсовете, через присвоение себе лейбла «Автор», позволяет каждому как бы и считать себя таковым… Здесь явная недоработка сайта. Я бы для тех, кто не имеет ни одной публикации, но зарегистрировался, - выделил титул «Гость», какой он автор…? Скажем, я бы в этих условиях, давно, - либо что-нибудь написал - в состоянии инсайда, или вывесил бы какие-нибудь свои книжки или публикации…
- Ну, так вывешивай - сколько их там у тебя уже, шесть, семь? - усмехнувшись, спросила женщина, но её собеседник, будто не слыша, продолжал говорить:
-…Так вот, а поскольку здесь все авторы, то даже оставляя свои комментарии на труды собратьев по перу, вынося им оценки, любой участник литсовета как бы присоединяется тем самым и к продуктам их творчества, испытывая чувство удовлетворения от осознания собственной значимости - «…я такой же, как они…».
Женщина слегка нахмурилась, хотела что-то сказать, но просто пожала плечами. Они оба были так увлечены беседой, что не замечали, что я наблюдаю за ними. Мужчина продолжал говорить:
- И ещё - очень важно для авторов литсовета, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами. Участие в организации и проведении конкурсов - это возможность проявить свою индивидуальность и собрать вокруг себя группу ведомых. Но на определенном этапе с неизбежностью возникает противоречие между ощущением их внутренних потенций к дальнейшему саморазвитию и закостенелыми формами сайта, который такое саморазвитие не предполагает. Тогда и наступает у некоторых авторов - либо «депресняк», который так и сквозит в каждой публикации, либо период исканий и стремление вырваться из порочного круга...
- Ой! - воскликнула женщина. - Давай потом дорасскажешь про стремления вырваться из порочного круга. Я уже опаздываю!
- Я ещё про информационно-познавательную функцию литсовета не сказал...
- В следующий раз! Мне очень жаль, но мне пора домой, там... Но, не важно.
 
Я краем глаза наблюдала, как они спешно прощаются - встретившись взглядом жмут друг другу руки и она торопливо уходит... Он смотрел ей вслед, а потом, пригубив вина, отставляет кружку и идёт - в другую сторону от той, куда убежала она.
-Уф, наконец! - выдохнула Сибилла, ставя передо мной кружку с горячим вином. - Ну и очередь сегодня за глювайном!
Вслед подошли мои друзья, принесли горячие жаренные колбаски и несколько кружек глювайна. Мы осторожно, чтобы не пролить вино, приподняли кружки.
- Прост! Прост! - послышалось со всех сторон и вдруг снова грянула музыка. Под звуки кроткого рожка запел херувимоподобными голосами детский хор:
 
O, Tannenbaum, o Tannenbaum...



Cвидетельство о публикации 408931 © Елена Ханен 13.12.12 01:16

Комментарии к произведению 7 (7)

Приятное открытие по имени Елена Ханн...

)))))

Комментарий неавторизованного посетителя

Спасибо! И Вас с Наступающим - да не будет число 13 несчастливым )))

В зарисовке антураж будет лишним. Красивое описание праздника здесь абсолютно излишне. А простота изложения оправдана - если бриллиант (идею) поместить в замысловатую оправу, все сконцентрируются именно на ней. Нужен был контраст между стереотипами праздника, и провокацией к размышлению над стереотипами форумов. Рассуждения мужчины за глинтвейном сами за себя говорят - масса анализа, при минимуме собственных работ.

Это напомнило анекдот: стандартная фраза, звучащая в Третьяковской галерее:

- Ух ты-ы-ы, это ж этот же...

Вроде как теоретически знаешь многое, но на практике получается не так, как задумывал. Хотя в этой зарисовке каждый найдёт свою грань и её преломление. В этом и кроется прелесть короткой формы - автор не успевает навязать категоричное мнение, предоставляя нам возможность рассуждать.

Вопрос завершённости рассказа остаётся открытым, но, главное, он вызывает споры и пожелания, значит своей цели достиг. Достучался :-)

Приятно, когда тебя понимают ))) Не зря текст причислен к жанру очерка, а не рассказа - чтобы и подчеркнуть некатегоричность и ненавязчивость суждений )))

«Парадокс в том, что если текст, даже если и не находит адекватных оценок и откликов в полном объеме, на которые автор рассчитывал, он, автор, все равно испытывает положительные эмоции.» - интересное наблюдение.

...примечательно, что Вы тоже обратили внимание на эту сентенцию. Возможно автор Очерка таким образом хотела подчеркнуть часто имеющий место быть -- уже изначально заниженный уровень притязаний и самооценки многих практикующих литераторов.

Тем самым, субъективно заданная неуверенность в своих силах и профессиональной правоте с неизбежностью всегда будет воспроизводить и подобные психологические состояния...

  • Savl
  • 16.12.2012 в 22:34

Привет! Не слишком эмоционально получилось. По этому цепляет вскользь. Со всем согласен. Никаких возражений. И это тоже недостаток. Хоть поспорить с чем-то надо. А героиня ясно сформулировала отношение к разговору. И с ней согласен.

Привет!

Привет!

Поспорить - дело хорошее, но не всегда необходимое в разговорах под ёлочкой)))

Иногда можно просто мирно поболтать, не так ли?

  • Savl
  • 19.12.2012 в 00:39

Я и говорю - со всем согласен. Только ровно всё как-то. В пол-силы. Фон ярче бы.

Привет!

В связи с тем, что программа Литсовета не восстанавливает прежние комментарии к произведению -- решил продублировать ранее сказанное... В том числе, и отзыв Автора на тот комментарий...

Елена, в одном из своих литобзоров Вы привели высказывание Вл. Солоухина, что «Искусство – как поиски алмазов. Ищут сто человек, а находит один. Но этот один никогда не нашел бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек». Этот тезис напрямую, мне кажется, имеет отношение не только к Литсовету или любому другому сайту, возникшему на основе интересов к литературному творчеству, но и вообще, в связи с эстетикой в целом.

Очень мало поклонников Теоремы Ферма, создающих объединения на основе этого интереса, а вот заниматься "более возвышенной деятельностью" (по Марксу), творить -- чувствует в себе силы практически каждый. Поэтому много серости и посредственности. Вл. Солоухин писал о сотне, считающих себя неофитами искусства, сегодня таковых десятки и сотни тысяч. Видимо это объективный процесс, связанный, в том числе, и с переходом процессов творчества на качественно иной уровень, определяемый уже не только талантом и способностями художника, но и степенью развитости IT-технологий, как бы парадоксально это не звучало.

Елена, Вы правильно обозначили реально существующий комплекс проблем в творческой сфере в целом. В единичных примерах попытались ухватить "Всеобщее". Но у Гегеля этот категориальный ряд представлен следующими понятиями: "Всеобщее -- Общее -- Особенное -- Единичное". Если интересно, попробуйте литературными средствами посмотреть поднятые Вами вопросы через призму этого понятийного ряда. Главное в творчестве не останавливаться и работать, в том числе, и над собой.

Успехов Вам.

ОТВЕТ: Елена Ханн

Георг, спасибо! Я рада, что диалог моих героев позволил сделать Вам такие интересные выводы, и появляется ощущение, что этот разговор продолжается )))

Это про этот сайт? http://www.litsovet.ru ?! Что, и такие задроты тут есть?

Наверное, это роботы, что нас читают денно-нощно, не оставляя следов, только номера.

Жирные колбаски и тёплая бяка до добра не доведут. Где здоровый огурчик под полтинничек белой? Где нормальный язык? Расстроили вы нас.

ЭТО про ЭТОТ сайт, то есть Литсовет ))) Вопрос о количестве задротов позволю обсуждать самим задротам - недосуг мне, вино остынет...