• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ

Два письма

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
***
        Да, я обиделась. Просто мне показалось, что ты напился немного...
       И даже не немного, ты был совсем пьяным. Слышал бы ты себя! Господи, какие же ты глупости говорил! Но ты и не вспомнишь...
       Я тебе никогда не рассказывала про мою родительскую семью и о том, как я росла. Мне не хотелось об этом говорить, как-то было стыдно рассказывать. 
       А сейчас мне хочется рассказать, чтобы ты все-все обо мне знал. Ты же мне родной теперь человек.
       Родители мои жили плохо друг с другом. Теперь мне до этого нет никакого дела - я сумела отстраниться от их проблем. Но в детстве я была втянута в родительский конфликт. Мама постаралась — нет, не со зла, просто от безвыходности и потому, что иначе не умела.
       Я очень любила папу. Самое мое радостное воспоминание детства, как бегу я навстречу к нему, дух от счастья захватывает, смеюсь — да, так, что почему-то плакать хочется и вижу его распахнутые в ожидании руки. Вижу, как он улыбается, как еще задолго в ожидании склоняется мне навстречу, чтобы подхватить, осторожно подбросить, не выпуская из рук, и прижать к себе. И тогда я чувствовала его любовь всем своим телом.
       Он постоянно со мной занимался - играл, читал мне книжки, гулял, каждый день покупал мне по одной наклейке и дарил, когда забирал из детского садика. Как же я его ждала всегда! У нас вся ванная комната была в наклейках – на каждой плитке от пола до потолка по наклейке.
       А мама всегда занимала (как многие мамы, впрочем) скорее поучительскую роль - уроки сделала, ты ела, с кем гуляла? И на этом общение заканчивалось. Она всегда была занята – то на работе, то приготовить ужин нужно, а вечером, чтобы отдохнуть от нас, уходила в гости к своей маме, которая жила этажом ниже.
       Папа любил выпить. И маме это очень не нравилось (ну а кому понравится?) И, к сожалению, чем больше ей это не нравилось, тем больше он пил. В итоге он стал алкоголиком. Скандалы в семье усиливались и учащались. Во всех этих скандалах, конечно, виновником был папа - ведь это он приходил с работы пьяным. «Вот видишь, Мариша, какой плохой у тебя папа! - восклицала она каждый раз, - а ты его любишь!»  Мариша видела, что когда папа пьет - то все плохо, все ругаются и делала вывод, что папа действительно плохой, если он не может не пить ради нее и мамы. А как плохого папу любить?
       Мама втягивала меня в конфликт с изощренной фантазией. Она прятала от папы деньги у меня под подушкой, и я соглашалась - я уже была на маминой стороне. Когда папа доставал ее своими просьбами дать три рубля, она говорила: «Нет у меня денег, нет, отстань от меня! Я все деньги отдала Марине, если у тебя совсем не осталось совести – иди, проси у своей дочери. Не стыдно?!»
       Ему было стыдно. Он держался до последнего, пока не становилось так плохо, что стыд заглушался болью, и он шел ко мне – иногда даже ночью будил и дрожащим голосом просил: «Доченька, пожалей папу, дай, пожалуйста, три рубля, мне очень плохо. Я все, все отдам с зарплаты!». У него дрожали руки, в исступлении он плакал, пару раз вставал на колени…
       У меня разрывалось сердце! Но мама мне строго настрого запрещала давать ему деньги. И я думала - она права, что слабость проявлять нельзя в такой ситуации, что будет только хуже - он напьется и все повторится снова.
       Но было что-то еще в этом кошмарном унижении отца. Я никому никогда этого не говорила, но ты поймешь, я знаю. В такие моменты у меня была власть над ним, власть над любимым человеком, и мне это нравилось. Из-за его постоянных запоев мы сильно отдалились друг от друга, совсем перестали общаться, а я скучала по нему прежнему, по его любви и вниманию. И получалось так, что я нужна была папе только в те моменты, когда ему нужны были три рубля. И вот тогда он был в моей власти. И я решала - дать ему деньги или не давать и наказать за то, что он разлюбил меня. И я часто его наказывала.
       Помню, мне снились навязчивые сны - отец опять пришел пьяным. Это было так страшно, что я плакала и просыпалась. Страшно не от того, что он был «страшным», когда пил - нет, как раз наоборот, становился милым и разговорчивым. Но как это всегда бывает - он был дурачливо-навязчивым в таком настроении, говорил глупости и глупо улыбался. Все это раздражало маму, и она начинала кричать. И все сводилось к скандалу.
       Так, постепенно любовь к отцу сменилась презрением, а любовь к маме… Любовь к маме была правильной, «книжной» - маму надо любить, потому что это мама, она одна единственная и никто ее не заменит.
       Мы никогда совместно не отмечали праздники, потому что папа мог «развязаться» (отец стал кодироваться от алкоголя – мама настаивала). И даже Новый Год не отмечали. Правда, елка была - мы всегда ее наряжали вместе с папой. Под елкой не было подарков от Деда Мороза, а только от родственников (стандартный набор - шампунь, носки, мыльце). А друг другу мы никогда подарки не дарили, зачем дарить бесполезные вещи, тем более, что шампуня, мыла и носков хватало на несколько лет вперед. В Новый год папа ложился спать, так его и не дождавшись, а мама уходила к своей маме на этаж ниже. Когда я стала постарше - она брала меня с собой.
       С мамой у меня отношения не складывались. Мои попытки поделиться с ней чем-то близким всегда заканчивались плохо - припоминались в какой-нибудь ситуации не в мою пользу. Я быстро это сообразила и стала держать рот на замке. 
       Был такой случай. Я ходила в "кружок" и делала там цветочки из ткани, пропитанной желатином, получались довольно красивые брошки, заколки и просто цветы в вазу. Однажды мама отдала мои запылившиеся цветы бабушке, чтобы она отвезла их на могилу деда. Я когда это узнала - ужасно расстроилась, и мы поскандалили. Было даже не цветы жалко (хотя их тоже - все же сама делала и работа была довольно трудоемкая), а то что она мои вещи отдала и меня не спросила. Я выбежала из дома и тут же подвернула ногу в лодыжке и очень сильно - нога моментально распухла. Я вернулась домой и расплакалась от боли. Папа бегал вокруг, прикладывая холодные полотенца, и сам чуть не плакал, а мама сказала: «Это тебя Бог наказал, за то что ты пожалела цветы на могилу деда...»
       Наверно больше нет смысла рассказывать, почему мои отношения с родителями довольно прохладные - с папой не сложилось, потому что он "плохой", а с мамой - просто не сложилось.
       А потом я вышла замуж за Марка - мне было 20, а ему 25. Я была так этому рада! А когда появилась Настя, то вместе с ней ко мне пришло детство – с Дедом Морозом, новогодним столом и подарками под елкой.
       Папа стал меньше пить. Он просто обожал внучку, как меня в детстве и играл с ней в те же игры – ходилки, шахматы, прятки, покупал журналы с коллекцией карточек. Я снова увидела в его глазах любовь. Мама меня учила, как правильно приготовить пюре из яблок и свежую малину с сахаром, чтобы не закисла. И это меня совсем не раздражало, мы стали почти подружками.
       А потом Марк стал выпивать. После работы – пиво, по выходным – коньяк. Ко мне вернулся кошмар детства, от которого я бежала, которое я спрятала, замуровала в своем сердце. И все повторилось как в страшном сне. Я умоляла не пить, ругалась, злилась. Нет, Марк наверно не был алкоголиком, просто любителем, но я не могла вынести даже намека глупой дурачливой улыбки на его лице – от этой пьяной улыбки у меня все застывало внутри, каменело. Что-то навязчивое неосознанное просыпалось внутри и не давало… Я стала отказывать ему в сексе. Я не давала ему себя демонстративно, именно потому что он выпил. Я стала шантажировать этим, приучать как собаку Павлова: выпил – секса нет, трезвый – пожалуйста. Не помогло, однажды весной он убежал к той, которая давала без условий, и помахал мне хвостом. Наверно, это правильно, ведь та принимала его любого, такого как есть, а я любила только трезвого.
       Ну вот, теперь ты знаешь обо мне все. Сережа, теперь ты понимаешь как важно для меня, чтобы ты не пил! Пожалуйста, не напивайся при мне, я не хочу тебя потерять. Я просто этого не переживу!

                                                                                                      ***

       Господи, Мышка моя! Прости! Я больше никогда не буду напиваться! Даю тебе слово. Я буду пить с тобой не больше бутылки вина на двоих. Но напиваться никогда не буду. Я теперь понимаю историю с Марком. Я теперь лучше всё понимаю. Спасибо тебе за это доверие, любимая. Люблю тебя, моя хорошая. Бедная моя девочка драгоценная.
       А мои родители тоже плохо жили. Потому, что мама болела всегда, а папа за ней ухаживал. Но из-за того, что он за ней ухаживал (т.е. был таким замечательным мужем), он решил, что может изменять маме. И мама очень этим мучилась - ощущала свою беспомощность и невозможность как-то повлиять на ситуацию. В 26 лет у нее нашли злокачественные образования в левой груди и сделали ампутацию. Это ее спасло на долгие годы, пока в 64 она не умерла от рака легких, видимо, метастазы все же остались, а может это был новый очаг болезни. Представь, какой по-женски ущербной она себя чувствовала все эти годы.
       Всё моё детство, когда мы с папой где-то отдыхали, вокруг нас были какие-то красивые тётеньки, про которых папа просил не говорить маме. С тётеньками папа иногда ходил на "взрослое кино", а я должен был укладываться спать один. Я помню, что как-то проснулся среди ночи, а папы не было. Видимо, он всегда приходил только под утро, когда ходил с тётеньками "в кино". У папы всегда были отначены деньги - и довольно много. Пару раз я видел его с "чужими тётями" в разных частях города.
Это тоже сломало мне жизнь, на самом деле. Я бы, возможно, не женился на Вере, если бы думал, что не смогу ей никогда изменить. Но я думал, что так, как жили мои родители - это нормально. А раз так, то можно жениться на ком угодно - какая разница-то? Как-то похожим образом я и думал тогда: ну, женюсь на хорошей девочке, а захочу ещё девочек - кто же мешает? А если бы не было такого примера, я бы подумал: это окончательно - готов ли я? И ответил бы: нет, не готов.
       Моя мама всегда кричала на отца, унижала его публично. Иногда было очень стыдно. Никогда нельзя было предсказать, что может сделать или сказать моя мама. Видимо, это была истерия. С годами это улучшилось и совсем прошло к старости. Мне было жалко отца, но я-то знал, что у неё есть основания ругаться с ним. И я не мог понять, что мне с этим делать.
       Ещё моя мама не любила родителей папы (моих дедушку и бабушку) и открыто говорила про них всякие дурные вещи. Мне было это безумно больно потому, что я боготворил деда и очень любил бабушку. Когда я был маленький (мне стыдно в этом признаться сейчас) я даже рассказывал дедушке, что про него говорит моя мама. У него всегда грустнели глаза, он вздыхал, а я чувствовал себя ужасно потому, что мне было жалко и его, и маму - и я не понимал, как же так происходит, что они все не могут любить друг друга.
У нас было много традиций в семье (праздники, гости, подарки), но всё это было на фоне какого-то глобального вранья, которое я понимал даже в детстве. Но и мама, и папа меня безумно любили. Оба занимались со мной - т.е. я не могу здесь пожаловаться на невнимание с их стороны.
       Знаешь, я когда вчера пришел от тебя, застал скорую у нас дома. У моей опять подскочило давление. Я ужасно перепугался, врачи сказали – был гипертонический криз, и всё могло очень плохо закончиться. И что ее сейчас нельзя оставлять одну. Она звонила мне весь вечер, а я же телефон отключал. У нее последнее время то давление, то мигрени – возрастное наверно.
       Мышка, моя любимая, я не смогу завтра к тебе прийти, как мы договаривались! Не обижайся! Мне нужно будет ее к травнику какому-то везти. Говорят, он – чудесник и был знаком с самим Павловым - лечит от всех болезней отварами трав, а диагнозы ставит по рефлексам человека.
       Я приеду к тебе в следующую субботу, любимая моя девочка. Я знаю, ты будешь встречать меня и поспешишь навстречу. И я распахну тебе свои объятья, обниму крепко-крепко и не выпущу тебя из них до самого позднего вечера. Я рад, что мы помирились. Ты не брала трубку. Наказывала меня? Мне было так плохо без тебя.
Cвидетельство о публикации 402360 © Ирина Терра 08.10.12 17:40

Комментарии к произведению 5 (44)

Говорят, настоящего мастера видно сразу. Уже с первых строк Терра предстает блестящим профессионалом, литератором с большой буквы «Л», и это впечатление по мере чтения только углубляется.

Остановлюсь на некоторых моментах – индикаторах ярких граней таланта Терры.

1. Терра радует требовательного читателя новыми, незаезженными образами: «У меня разрывалось сердце» (сразу представляется, насколько сильна, взрывоопасна боль героини) или «стала держать рот на замке» (у читателя перед глазами возникает возвышенный анахорет).

2. Постоянные инверсии в тексте придают письмам не только подлинной поэтичности, но и столь необходимой непосредственности, разговорности – очень важная находка Терры. «Я когда это узнала». «И было очень много на нее обид».

3. Нетривиальный подход к описанию эмоций, акцентирующий глубину переживаний героев: «Все это раздражало маму, и она начинала кричать и морализаторствовать. И вот это было страшно, потому что вело к скандалу.» То есть, крики мамы – это еще далеко не скандал, а мирная к нему прелюдия. Каким будет вызревший скандал, не хочется даже представлять.

4. Специальные смысловые акценты-маркеры, образуемые путем смены рода какого-либо предмета: «шампуни хватало на несколько лет», либо времени «Когда я стала постарше - она брала меня с собой».

5. Терра дарит читателям радость минимализма – 49 раз на 3,5 страницах повторяется глагол «был»! Действительно, очевидно, что использование иных глаголов могло напрямую дискредитировать текст, Терру непременно обвинили бы в украшательстве и в попытках отвлечь читателей от идеи, от сути произведения.

6. Удачное и своевременное использование неологизмов: «А мама всегда занимала поучительскую роль». Головокружительная контаминация «учительской» и «поучительной»!

7. Крайне трогательным моментом представляется изображение духовной близости авторов писем с помощью особенностей их речи, которые оказываются до умиления идентичными. Характерные примеры из письма Сережи: «отначены деньги». «я когда вчера пришел от тебя». «Оба занимались со мной - т.е. я не могу здесь пожаловаться на невнимание с их стороны.» Несомненно, это настоящая любовь, и всё у героев будет хорошо.

Остается только поздравить Терру с феерическим дебютом и пожелать поскорее занять свое законное место в литературном цеху.

;)

По поводу п. 5 - повторов не 49, а всего лишь 36. )))))))))))))))))))))))

Но самое интересное наблюдение, брат, что ты смог позволить себе такую роскошь: дочитать так называемый росссказ мастера прозы Терры до конца, ну, ты моньяк, однако. ))))))))))))))))))))))) Буквы читать любишь? )))))))))))))

Послушай, брат, сейчас все тебе разъясню.

Как ты можешь оспаривать литдостоинства росссказа, если в комментах столько положительных отзывов? Неужели ты не понял, что они группой прорываются, понимаешь, делетанты, бесталантны, неграмотны, но пытаются покорить местного читателя именно своими недостатками, и это правильно, где благодетель отдыхает, начинает главенствовать бездарность, дурак дурака, как говорится. И что, да, таков мир Литсовета, да, здесь марку держат тупые, в основном, ну, кроме моей Юлии, которая им виртуозно подъигрывает, бабы или мужики, мутировавшие в баб. На сайте что главное, знаешь? - число заходов и тыков в контентку! Ну, вот эти тупые бабы и тыкают в рекламу, покупают, так сказать, всякую дребедень и печатают свои книги недорого, а что? Мы имеем с них хороший доход. Они так тупы, что тыкают в одну и туже контекстную рекламку до 10 раз на дню каждая. ДА! ДА! ДА1

Ты против. Сейчас везде так. А что такого, тупость сайты берет, поэтому россказ Терры и не рассказ, в общем-то, а какие-то почти личные переживания неадекватки, какой она, по сути, и является, написанные на три одинаковых голоса, здесь это любят, чем больше стону и слезок, тем более истой считается здесь проза и поэзия, Литсовет, быстрее, клуб бездарных личностей, пытающихся заявить о себе в качестве творческих.

Ну, вот, возьми, например, Малину, ну, поэтка такая есть, перескажу тебе её последнее стихо: сирень - это круто, не убивайте себя, если меня не станет, живите, уроды. - вот, в общем, и все, но, по словам Макоши, даже акуло местного пира Куриц не заметил оплошности ЛГ, которая пытается уберечь своего читетеля ценой трехкатренового разглагольствования от суицида, так он тебе и повесился, Малина, на-ка, выкуси. И представь себе: двадцать восторженных отзывов на нескольких сайтах, включая, конечно, ЛС. Это, видно, те, кто не поддастся на уговоры Малины и сделает роковой прыжок как только, тк сразу, так сказать! Вот, так и живем, понимаешь ли? )))))))))

Спасибо, Нечаев, такое внимательное прочтение заслуживает благодарности. Вижу - старался, филологическими терминами рассыпал, аж глаза слепит) Покрасовался, тоже бывает. Жаль, что ты написал не со своей авторской страницы, но для этого нужна смелость...

Что касается "незаезженных" образов, неологизмов, инверсий и т.д. - да, все это присуще стилистике разговорной речи, из которой и состоят письма (= рассказ). Ну согласись, было бы удивительным использовать правильную художественную речь в столь эмоциональных письмах ЛГ, которые пишут друг другу не ради "подлинной поэтичности" и любви к искусству, а просто ради любви. Да, ты прав, эти приемы (а не находки) придают рассказу столь необходимую непосредственность и разговорность. Я уже не говорю о том, что инверсии часто используются для придания иного смысла, выразительности, интонационного выделения отдельных слов. Так что ничего страшного в инверсиях нет, особенно в разговорной речи и в рассказе о письмах непрофессиональных литераторов. ЛГ такие, какие есть, и ничего тут не поделать. Критиковать ЛГ за то, что они пишут не по правилам - довольно глупо, автора рассказа - еще глупее (логику включи).

Вот тут проверься на логическое мышление - довольно интересный тест

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/10-on.html

Особенности речи двух ЛГ не вижу столь идентичными, какими ты пытаешься их представить, твои примеры - не говорят об идентичности. А вот духовную близость - это ты хорошо заметил, вероятно ЛГ одного интеллектуального и духовного уровня, что и привлекло их друг к другу, соответственно и речь похожа.

Свое место в лит цеху я хорошо знаю, это ты не волнуйся.

Твой восторженно-ироничный отзыв был бы достаточно полезным и интересным, будь он к месту. Не тот рассказ прокомментировал.

Желаю тебе таких же головокружительных разборов неравнодушных читателей на твоей авторской странице, чтобы и ты смог занять свое законное место в лит цеху благодаря полезной критике.

Успехов! :)

Нечаев, так это ты написал "Березовую аллею" и занял в конкурсе "Homo sapiens 21 века – ...сапиенс ли?" почетное 40-вое место (а я была судьей этого конкурса). Так это месть что ли такая?) Фу, некрасиво. Зачем теперь кипятиться. Хороший рассказ у тебя, просто другие оказались лучше - конкурс есть конкурс. Выиграешь еще в других - потенциал есть.

И зря рассказ убрал. Его не стоит стыдиться, не шедевр, конечно, но хороший.

Жалок ты, Зорин - бугага. Оставляю здесь твою каку, чтобы все видели - насколько ты жалок. Зависть и злоба переполнили душу твою (инверсия для поэтичности). Ну не сложилась твоя лит карьера, ну не признали тебя сильные поэты, ну бездарь ты и неудачник. Так что же?) Займись еще чем-нибудь - мало ли в жизни видов деятельности. Посади картошку, огурчики, салатик - все польза будет. Ну а здесь ты чего добьешься? Ты думаешь кто-то тебя слушает и всерьез воспринимает? Увы...

Жалкий ты персонаж, как Соленый в "Трех Сестрах" - тот тоже на публике фигню говорил, а тет-а-тет даже интересным собеседником был. И все из-за неуверенности в себе, стеснительности. Я, так думаю, в жизни, в семье - ты может даже и адекватный и, вполне возможно, добрый чувствительный человек. Да только слишком амбициозный. Неуверенность и болезненные амбиции - вот твои враги. Литсовет и его авторы, современная проза и поэзия - тут ни при чем.

Найди в себе силы, будь добр к людям и они отплатят тебе тем же. А пока - тем, что заслуживаешь.

  • Макошь
  • 08.06.2013 в 02:47
  • | кому: Ирина Терра

Огурчики ему полезно: из него каменный цветок всё никак не выйдет) Сам с собой уже разговаривает) Добили его инверсии жизни)))

собака бывает кусачей, только от жизни собачей...)

хочется человеку выразить себя, иного способа не нашел, выбрал самый простой - тявкать из-под маски. ну на то он и моська)

Тебе - респект!

Лбами всех столкнуть хочет) Но чтобы лбами столкнуть, нужно сначала к этим людям втереться в доверие, а он так недальновидно упускает этот психологический момент)

"Ни дружбы, ни вражды, скотина, не выносит"(с) )

Взаимно!)

не столкнет, надорвется.

Зорин А. Г., да я собственно, от этого сайта ничего и не хотел, кроме конкурса. Вы в грубой форме прояснили то, о чем я мог смутно догадываться, единственно не понял, куда кто тыкает и какие это дает привилегии )).

Терра,

Не понял, с какой авторской страницы я должен был писать? Имя мое высветилось, пишу о рассказе в комментариях к конкретно этому рассказу. Что не так?

По спорным пунктам.

Вообще в письменной речи (а герои письма все же писали) речь все же невольно упорядочивается. Тем не менее, разумеется, использовать огрехи устной речи верно, но в таком случае можно было бы придать очень много фирменных «огрехов», черточек, каждому из героев, а не ограничиваться простым «оскудением языка» с помощью «был» и т.д. Почитай удивительный роман «Фокси Ти», там с языком вообще чудеса творят.

Присылай ссылку на «тот рассказ» - прокомментирую (в течение недели) ;)

Я в цеху не собираюсь место занимать, но спасибо за предложение ;)

Далее

Конечно, месть. А ты думала, я терпеть буду?)) (вчера обсуждал с подругой, красиво ли было мстить, и логическими аргументами убедил ее в правильности своего действия).

Если бы не твоя 4-ка и не 1-ца одной твоей коллеги, было + 20 с лишним мест вверх (что впрочем, тоже без толку).

И за «хороший рассказ» 4-ку не ставят. Как бы.

ПС. Моя знакомая хотела убежать из дома в четыре (ЧЕТЫРЕ) года. Еще она хотела сломать отцу нос (в те же 4 года).

На фоне этого читать про травму из-за пьяного взгляда (причем даже не озлобленного, как у многих выпивших бывает), и алко – кажется несерьезным. Душа героини слабее сигаретной бумаги, рвется от малейшего ветерка… как она вообще жива в нашем мире при такой «мимозности»?

In_Тень_Dante: 6

Savl: 5

Алёна Подобед: 7

Булачный: 4

Бычков В. Н.: 6

Джон Маверик: 5

Игорь Джерри Курас: 6

Ирина Терра: 5

Логинов В. А.: 7

Рогожников В. Я.: 8

Рудев Т. Ю.: 7

Тинка: 1

Вот оценки за твой рассказ. И я поставила не 4, а 5, и по моим критериям оценивания - это хороший рассказ. Тебе не кажется, что все судьи не могут ошибаться. Если рассказ всеми судьями оценен на среднюю оценку - 5, 6, 7, то это более менее реальная картина. И потом какая разница на 40-м месте он оказался или на 30??? Все равно до лидеров ему далеко.

Думаю, ты новичок в конкурсном деле) Иначе так не переживал бы из-за ерунды.

Ты вот один мой рассказ прочитал и весь извелся, а я 130 рассказов - из них более половины я никогда в жизни читать не стала бы, даже если бы приплатили. Делай выводы)

Да, по поводу авторской страницы - я сначала подумала, что ты клон (у тебя же на странице рассказов нет), а тут столько пакостников-анонимов, которые доставляют себе удовольствие в оскорблении авторов, что волей неволей к автору с "чистой" страницей начинаешь относиться с подозрением. Поэтому и на "ты" сразу заговорила (вообще-то я не "тыкаю" незнакомым людям). Но раз так уж пошло - надеюсь, ты не против.

Рассказ мой любой можешь комментировать, я не против. К критике прислушиваюсь, делаю выводы.

Фокси ти - прочту, будет время.

По поводу этого рассказа. Ну нельзя придать фирменные огрехи. ЛГ - обычные среднестат люди - говорят на обычном среднестат языке, здесь нет оскуднения языка и быть не может. Придать фирменные огрехи - так это и персонажи будут уже другими (более фирменными), а я изобразила именно такими - со своими собств огрехами, с простой речью - соответствующей ЛГ.

Алекс, ну реально смешная у вас получилась месть. Неужели же вы не заметили, что этот рассказ полностью состоит из писем (и называется "Два письма"!), и в нём вообще нет авторской речи?! Довольно смешно ставить на вид автору, что в таком рассказе много инверсий и не тот род у слова "шампунь". Вы бы ещё Чехова осуждали за ошибки в его рассказе "Письмо учёному соседу" или в письме Ваньки Жукова (рассказ "Ванька") нашли смешные ошибки. Да половина русской литературы состоит из писем - или из рассказов попутчиков/собутыльников (или "найденных" рукописей, которые "доверено" издать автору) - и в каждом этом рассказе есть и инверсии, и стилистические огрехи. Странно вообще отождествлять речь персонажа с авторской речью. А уж тем более делать выводы о грамотности/безграмотности автора на основании стилистического анализа речи его героя.

Довод о том, что можно было "придать очень много фирменных «огрехов»" - спорен. Это слишком простой (и поэтому, слабый) приём. Его всегда видно даже у маститого автора. Скажем, у того же Чехова в "Учёном соседе", есть "перебор" с "фирменными огрехами", с чем сам Чехов впоследствии соглашался.

Что касается подсчёта слова "был" в русском тексте, то дело это вообще неблагодарное. Посмотрите для интереса, сколько раз повторяется слово "был" в первых пяти главках "Анны Карениной" http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0080.shtml

Вот смотрите на один только абзац:

"Половина Москвы и Петербурга была родня и приятели Степана Аркадьича. Он родился в среде тех людей, которые были и стали сильными мира сего. Одна треть государственных людей, стариков, были приятелями его отца и знали его в рубашечке; другая треть были с ним на "ты", а третья треть были хорошие знакомые; следовательно, раздаватели земных благ в виде мест, аренд, концессий и тому подобного были все ему приятели и не могли обойти своего; и Облонскому не нужно было особенно стараться, чтобы получить выгодное место; нужно было только не отказываться, не завидовать, не ссориться, не обижаться, чего он, по свойственной ему доброте, никогда и не делал."

А ведь здесь не речь лит. героя, а речь автора! Великого Толстого!

В любом случае, месть у вас получилась какая-то куцая и неуместная, если уж честно. Я тоже судил этот конкурс, и мне тоже пришлось прочитать 130 рассказов. Дело это трудное, занудное, неблагодарное, отнимающее много времени. Не надо мстить тем, кто согласился на судейство. Это выглядит недостойно и глупо. Особенно, когда месть получается настолько неудачной, что ничего, кроме улыбки (и одобрения местного кретина) она ни у кого не вызывает.

Спасибо!

Игорь

  • Нечаев А.
  • 11.06.2013 в 11:40
  • | кому: Игорь Джерри Курас

все ваше сообщение отталкивается от слова "месть" - поэтому такое серьезное восприятие ;)

попробуйте обозначить другим словом, получится всё проще :)

По поводу Толстого - не довод. В то время и при его объемах нормально работать над текстом не было времени, да он (с высоты своего положения) и не считал, скорее всего, это нужным.

У Бальзака я тоже видел после каждой фразы диалога "Сказал" вместо глагола, точно описывающего характер или эмоции говорящего.

Сегодня это назвали бы небрежностью автора и непроработанностью текста.

По поводу Терры - вот нет ощущения, что эта "простая" речь получилась целенаправленно. У меня сложилось впечатление, что Терра писала "как получится". Якобы, главное, смысл. Может я не прав, но мне так показалось.

Как-то так :)

по поводу оценок :)

Обрати внимание, что наиболее зрелые люди из жюри, Логинов В. А. и Рогожников В. Я. поставили наивысшие баллы, для меня - это важный критерий.

Странно, мне казалось, что 4 :) Ну я и на 5 собирался ответить.

У чучмека произведений не нашел, а к савлу и маверику сходу придраться не получилось, т.к. там какой-то изврат, фантастика, еще что-то, и не было на поверхностный взгляд явных ляпов, а скачивать, читать и вникать я поленился.

Но как 5 может быть нормальной оценкой? :)))

По поводу провала я не переживал, а злился, т.к. не считаю, что там многие рассказы были вообще лучше.

По поводу огрехов написал ниже в ответе следующему автору :)

"сходу придраться" )) Ну вот ты и обозначил свой мотив. Теперь придерись к Письму на деревню дедушки, думаю, ты найдешь там много невыверенных огрехов разговорной речи - "Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать"

«По поводу Терры - вот нет ощущения, что эта "простая" речь получилась целенаправленно.» Вот и хорошо, что нет, меня это радует) Значит простую речь получилось передать естественно, без усилий. Это всегда плюс для автора.

К рассказам Маверика у тебя вряд ли получится придраться, он - мастер слова. И то, что у нас с ним сходные оценки - не то, чтобы для меня важный критерий, но еще больше убеждает меня в правильности оценки.

«По поводу провала я не переживал, а злился, т.к. не считаю, что там многие рассказы были вообще лучше.»

Если тебя не убеждает, что большинство судей невысоко оценило твой рассказ, то самое удобное - посчитать, что все дураки и сами писать не умеют. Такое амплуа непризнанного гения - естественная защитная реакция уязвленного самолюбия. Если тебе от этого легче - ну слава богу)). Наверно многие так думает после провалов в конкурсах, вот только в основном молчат. понимают - всенародно объявлять что тебя недооценили, что не было рассказов лучше, что теперь буду мстить - выглядит нелепо и по-детски.

А рассказы-победили все же лучше. Но это мое мнение) А так же мнение всех судей (см оценки).

я тут совсем не в теме, и в конкурсе не участвовала, и не судила, и вообще не при делах.

А вот про словечко "был" захотелось реплику кинуть...

Озадачилась тут в одном тексте заменой буквы "е" на "ё" - так требует издательство. Чтобы было проще искать слова для замены, пользовалась поиском в тексте, и пришла в ужас - сколько же оказалось в этом тексте, к примеру, повторов словечка "всё".

Попробовала заменить - и поняла, что замена будет выглядеть искусственной заплаткой, нарочитой, неестественной, ни для смысла, ни для звучания ничего не дающей, только ради того, чтобы доказать кому-то, что автор - "не графоман", и слово "был" у него не повторяется так часто. И поняла, что живая речь, точность смысла гораздо важнее этих подсчетов (что касается подсчетов, могу еще отправить к Л.Чуковской "В лаборатории редактора" - она там высмеивает редакторов и корректоров, занимающихся этими подсчетами и заменами, и тоже приводит много примеров из классики, про местоимения, к примеру, на которых тоже многие авторы помешаны).

Я вот прочитала текст Ирины, не замечая этих "был" - так они естественно вписаны в речь. А если бы все фразы с "был-была" перестроить, произвести замены, проверьте сами, насколько неестественно, тяжело будет читаться. Проблема эта надуманная, на мой взгляд, страшилка для начинающих авторов. Ну, или если очень надо найти повод придраться - так Игорь прав, почему тогда надо придираться конкретно к этому рассказу Ирины, а не к классикам?

Если считать, что все классики не имели возможности работать с текстом (хотя и переписывали по много раз, между прочим!), и поэтому не образцы для подражания, то хотелось бы увидеть то, что с Вашей точки зрения является образцом. Но будет смешно - Толстой не пример, а вот Вася Петров - посмотрите, учитесь! у него нет слова "был"!)

Кстати, язык Толстого - это язык, на примере которого учат в литинститутах, язык или есть, или его нет - уверена, если бы Толстой знал нужную замену слову "был" - ему язык подсказал бы это без всякого редактирования, сразу. Иначе какой он вообще классик?

Предлагаю Вам "помочь" Толстому, раз тот, бедняга, не имел возможности редактировать свои произведения, и исправить в приведенном Игорем отрывке все недочеты - в частности, изъять слово "был". А мы попробуем сравнить, насколько отредактированный Толстой звучит лучше.

"Половина Москвы и Петербурга была родня и приятели Степана Аркадьича. Он родился в среде тех людей, которые были и стали сильными мира сего. (ваши предложения?)

Одна треть государственных людей, стариков, были приятелями его отца и знали его в рубашечке; (надеюсь, Вы не предложите слово "являлись"?)

другая треть были с ним на "ты", ("общались"?)

а третья треть были хорошие знакомые; (???)

ну дальше сами)))

следовательно, раздаватели земных благ в виде мест, аренд, концессий и тому подобного были все ему приятели и не могли обойти своего; и Облонскому не нужно было особенно стараться, чтобы получить выгодное место; нужно было только не отказываться, не завидовать, не ссориться, не обижаться, чего он, по свойственной ему доброте, никогда и не делал."

а правда, интересно ведь!

А высчитывать слово "был" в разговорной речи писем - и подавно смешно)). Было бы удивительным выправлять речь пишущих друг другу ЛГ (именно ради смысла «Якобы, главное, смысл», а не ради красивой передачи мысли без "лишних был").

В том-то и дело, что в письмах ЛГ - главное смысл, разговор "по душам". Художественной правке такой разговор не должен подвергаться, иначе это были бы уже не те ЛГ, которые я хотела изобразить, а совсем другие - ну, например, профессор литературы и доцент кафедры филологии (и то сомневаюсь, что они в письмах друг другу задумывались бы о правильной стилистике своих текстов)).

  • Макошь
  • 12.06.2013 в 21:52
  • | кому: Ирина Терра

"нет ощущения, что эта "простая" речь получилась целенаправленно" - так это же плюс, а не минус: "выпирающее намерение" часто не элегантно смотрится)

  • Макошь
  • 12.06.2013 в 21:53
  • | кому: Нечаев А.

" У Бальзака я тоже видел после каждой фразы диалога "Сказал" вместо глагола, точно описывающего характер или эмоции говорящего.

Сегодня это назвали бы небрежностью автора и непроработанностью текста"

Забавно)

  • Макошь
  • 12.06.2013 в 22:04
  • | кому: Ирина Терра

Ир, мне, кстати, рассказ тоже кажется хорошим: хорошим языком написан, тема не избитая. Я бы "7" поставила.

ну а я 5 поставила, у меня была своя градация оценок, в основном от 3 до 8, 9-ки и 10-ки - исключение (таких рассказов было мало)/ Хороший рассказ, язык хороший. но мне не хватило эмоций, впечатления, чего-то - что выделяло бы рассказ из общей массы/ Сюжет показался недоработанным/

"Сюжет показался недоработанным" - согласна, некоторая "пунктирность" имеется. А вот с тем, что "эмоций не хватило" - не согласна: тема не позволяет.

Эх, всё-то ты придираешься к словам (сходу придраться) :)) - читай тогда так: "сходу видны огрехи" :).

По поводу естественности скажу так: суть в том, что при таком подходе любые косяки и недоработки можно списать на "простую естественную речь" и тогда не придется напрягаться, как вышло так и вышло. Мне это кажется неправильным.

Меня уязвило то, что понимающие в литературе люди из числа моих знакомых высоко отзывались об этом моем рассказе (не подумай, не ради того чтоб меня порадовать, т.к. другие вещи им не все нравились, и они критиковали их), а тут ставят 4, 5 и 6. Мы с тобой вроде как покорешались, поэтому на тебя я не злюсь ))). Но от своего мнения об уровне жюри я пока не отступлюсь (хотя я судил по произведениям всего двух членов жюри, и произведения меня ну никак не убедили).

далее, я не объявлял всенародно, а упомянул только в твоей ветке :). ъ

И не писал, кстати, что не было рассказов лучше. Читал всего 2,5 рассказа - один про нытье по теме соц сетей (не понравился), второй - про шарик (показалось слишком просто, хотя сейчас все скажут, что в простоте сила, но я опять не соглашусь), победителя начал читать, но был на работе и не смог закончить, да и не хотелось почему-то. Кстати и среди оценок победителя видел 5-ку, поэтому с таким разбросом оценок субъективный фактор превосходит объективный. А у меня тема неприятная, неудобная, чивоужтам :).

по поводу эмоций - заметил, что всем женщинам какие-то эмоции нужны, экзальтация.

Регулярно пишу путевые заметки/очерки. Одна знакомая критиковала, мало эмоций, все монотонно, в том году решил поднять градус, другие люди говорят: получается, какой-то истерик писал, восклицательные знаки, факелами горящие нервы и т.д.

Всем не угодишь.

Если я уравновешенный, мне не вообразить мир холерической женщины :))

Так что мужчинам, которым чрезмерные эмоции не требуются, рассказ в общем-то и понравился.

А редактура классиков... Можно подумать, у них мало косяков :). То что прокатывало в 19-м веке, сейчас бы было задроблено акулами-редакторами.

Роман Беккета "Мерфи" отвергло 40 кажется издательств, а потом вдруг его объявили классикой.

мне кажется ты неправильно понял - не твоих эмоций в рассказе мне не хватило, а моих эмоций-впечатлений от рассказа. Судьи - они же тоже люди)) И подвластны ощущениям от прочитанного, по которым нередко и судят. По сути есть два мотива в заинтересованности прочтения текста - получение знаний/ получение эмоций - иначе зачем читать? В твоем рассказе - ни того. ни другого я не получила (и даже бабушку не жалко было - сейчас придет старушка, увидит произвол и примет меры)/ При этом, как ты скажешь, "сходу придраться" и не к чему - нет явных огрехов)

И всем не угодишь - в этом ты прав/

а рассказы победители все же стоит прочесть)

хм :)

после твоего сообщения задумался, что бы я хотел вызвать у читателя.

Скорее всего, размышления

(знания - вряд ли, т.к. все же это вероятностное развитие событий, а не факты, эмоции - тоже не было целью, наверно все-таки размышления о преступлении и наказании (нравственном/материальном).

Ира, рассказ сильный - и светлый. Потому что они, бедные герои, идущие по замкнутому кругу, любят и жалеют друг друга. Это, может быть, самое главное в рассказе.

Спасибо, Аня! Как же вы хорошо подметили! Любят и жалеют... И правда становится светло. И это самое главное.

Спасибо! Я света не видела в рассказе, а теперь вижу)

Cильно.

Герои, действительно, "достоевские".

Каждый со своим "подпольем". И содержательный "вектор" очень достоевский: чем больше пытаешься вырваться, тем больше увязаешь. То же и с восприятием: затягивает и не отпускает даже после финальной фразы.

Юля, спасибо!

Рада, что понравилось, что затягивает и не отпускает).

Очень хотелось написать именно так).

Хороший получился рассказ, Ира! Рад, что ты снова пишешь прозу - пишешь глубоко и сильно.

Место, где отец просит у дочки денег, а дочь ощущает свою власть над ничтожным отцом звучит трагично, почти зловеще. Ты показала маленькими штришками контуры громадной травмы детской души. И "запрограммированность" судьбы героя тоже хорошо показана - он полностью повторяет жизнь своего отца - и жизнь, как бы в отместку, складывается для него таким же, как и для его отца образом. Очень здорово!

Вот, что подумалось. Твои герои (при всей непохожести) сродни героям грустных чеховских рассказов. Они на словах осознают неправильность своей жизни, своей ситуации, своих поступков - но ничего не могут сделать. Не могут, как правильно написала Лена, выйти из этого предначертанного им (ими самими?) круга.

Тут ещё много чего можно написать, но это уже тогда получится целая рецензия )

Спасибо, Игорь!

В том-то и дело, что предначертанного ими самими круга (у тебя там знак вопроса, значит ты сомневаешься что сами)). Взрослые "дети" неосознанно повторяют паттерны поведения своих родителей, даже травматичные и трагичные в своей сути.

Ты вот чеховские рассказы вспомнил, а мне подумалось про Неточку Незванову у Достоевского. Наверно у нее была бы приблизительно похожая судьба, после всех детских страданий и мучительной любви к отцу.

С большим интересом прочитала. Здесь столько "всякого-разного-психологического", что не рассказ, а торт-наполеон получается: под одной подоплёкой - другая, под ней - третья и т.д. А в результате получается, что герои так и не вырвались из своего "круга", так по нему и ходят.

Сложный рассказик-то у тебя получился. Не однозначный. Есть где покопаться!

Спасибо, Лена!

Да, так и не вырвались из круга. Мне это и хотелось показать - неосознанное повторение родительского макета семьи. Причем уже взрослые люди понимают и видят эти повторения, пытаются от этого избавиться и переделать все по-своему, но в итоге - бегут по замкнутому кругу.

Известный факт - дочери алкоголиков выбирают себе в мужья пьющих людей или делают их такими! Потом естественно страдают от этого и обвиняют судьбу, карму... Но никому даже и в голову не придет признать - что они сами сделали этот выбор. И все потому что любовь к мужчине (в детстве - к отцу) переплетена с ощущениями страдания, унижения, власти, помощи и сострадания к "больному" человеку. И любят такие женщины именно тех - кому можно "помочь". А если помогать пока не в чем, так делают так, чтобы было в чем)) Удивительный парадокс.

Это не парадокс. Тут у тебя всё точно психологически выверено. Когда нормальные психоневрологи берутся лечить алкоголика, то начинают с его жены.

Думаю над твоим рассказом с момента его прочтения. Здесь есть ещё один момент: женщины, которых в детстве часто и жёстко критиковали отцы, выбирают себе в мужья людей, на фоне которых они кажутся себе "крест несущими" и почти святыми в "страдальческом самопожертвовании". Но у некоторых всё равно когда-то наступает "поворот", озаряет их. Ты этого поворота не захотела показать? Т.е. твои герои так ничего и не поняли? И никакого "поворота сознания" или переоценки (хотя бы, детского опыта и предпочтений) с ними не происходит? Мне вот именно этого не хватило здесь...

  • Макошь
  • 10.10.2012 в 02:11
  • | кому: Ирина Терра

И ещё один интересный момент. Твои герои повторяют два "круга": с детства они любят "круг со знаком минус" и отстраняются от "круга со знаком плюс", в дальнейшем - бегут по "кругу-минус" с отношением к этому кругу из "круга плюс", причём эти "круги" соотносятся между собой почти так же, как и этот пресловутый "инь-янь". Сумбурно выразила мыШль, но, думаю, ты меня поняла.

Вот! В том-то и дело, что даже осознав, поняв, "озарившись" - трудно что-то изменить! Они конечно все понимают. ЛГ Сережа говорит -

"Это тоже сломало мне жизнь, на самом деле. Я бы, возможно, не женился на Вере, если бы думал, что не смогу ей никогда изменить. Но я думал, что так, как жили мои родители - это нормально." Но даже понимая это, он никогда не оставит свою больную жену, какая бы сильная любовь у него не была к другой.

а Марина тоже все понимает, но при этом у нее есть зависимость - от воспоминаний детства. Никаким пониманием от этих чувств уже не избавиться. Образ любимого отца настолько сильно смешан с пьянством и пьяным поведением, что она неосознанно стремиться к этому образу и сама же его отталкивает. Она сама того не желая спаивает своих любимых мужчин. зачем? потому что любимый человек - это пьяный человек ("рефлекс" детства), но при этом тот же рефлекс (установка) говорит ей о том, что это очень плохо (мамино поведение). и она раздражается и скандалит как мама. Понимаешь, тут настолько глубоко эти паттерны поведения засели, что даже все это понимая - не уйти от этого. Тут сознание понимает, а бессознательное чувствует,любит, властвует, унижает, наказывает....

Ой, чего-то я увлеклась разбором собственного сочинения)))

Спасибо тебе за такое внимательное прочтение! мне очень приятно)

тут ведь знаешь еще чего есть?))) У Сережи мама была скандалисткой - она кричала и унижала отца. А сыновья любовь посильнее дочерней бывает. А теперь Марина кричит на Сережу, когда тот напивается. тебе не кажется, что у Сережи нет вариантов...) - как стать алкоголиком.

Мне кажется, что и у Серёжа, и у Марины вариантов - множество. Но ты показала слабовольных героев, предпочитающих не задумываться, плыть по течению, зеркалить именно "порочные круги" и не делать себя. Слабые, зависимые люди. Им даже в голову не приходит, что кричащую и унижающую отца мать нужно просто-напросто пожалеть и понять, потому что она глубоко несчастный человек. Здесь всё очень многослойно. Да и у Серёжи этого вариантов достаточно: ну, например, сходить к сексопатологу и подлечиться.

  • Макошь
  • 11.10.2012 в 02:05
  • | кому: Ирина Терра

Рассказ твой из головы не идёт...

)) срочно зайти к Азе Фрид и прочти что-нибудь позитивное и смешное).

так бывает иногда. может где-то что-то перекликнулось...

  • Макошь
  • 11.10.2012 в 23:16
  • | кому: Ирина Терра

Понятно, Ир) Т.е. с макошиной прялочки не хочешь пыль стереть и напрясти своим героям какой-никакой выход "фсветлоебудущее"?)))

нет, иначе потеряет смысл весь сюжет. Да и не такое оно у них мрачное) Любят же как могут "сейчас", а будущее - это вообще темная лошадка)

Пойду уроню скупую скорбную слезу...

))) Нет! Не нужно!)

Ты мне очень помогаешь, Лен. Спасибо тебе.)

  • Макошь
  • 12.10.2012 в 01:47
  • | кому: Ирина Терра

Да какая тут от меня помощь...(

Тебе спасибо за рассказ!