• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Миниатюра

Утро в маршрутном такси

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Сегодня утром сажусь в маршрутку. Занимаю свободное место рядом с водителем. Не успев даже раскрыть сумку и достать деньги, слышу его раздраженный голос: «Эй, мужик, вылезай! Ты меня достал!».

Тех, кто сидит в салоне, я не вижу, поэтому к кому он обращается – не понимаю. На одной остановке со мной садился парень – почему-то решаю, что требование водителя относится к нему. Чем он провинился – неясно. В салоне никто не встает с места, водитель трогается. Через пару кварталов маршрутку «тормозят», входит женщина. Водитель говорит громче и злее: «Слышь, ты; я сказал, вылезай; надоело!». Я оборачиваюсь; все в недоумении, никто не выходит. Дверь закрывается, едем дальше. «Ты уберешься или нет?» - почти кричит водитель; еще через пару кварталов останавливает машину; вылезает, открывает снаружи дверь в салон и выкрикивает с ненавистью и презрением: «Мужик, я тебе сказал, пошел вон отсюда или я тебя сам сейчас вышвырну!». И тут все понимают, о ком идет речь, замечая в углу салона маленького, грязного старика.

«Так Вы мне?» - спрашивает испуганный старик, вжавшись в кресло. «Тебе! Убирайся скорее!» - «Я же хотел заплатить – Вы сказали: не надо…» - «Я сказал: пошел вон, а не «не надо»! Выметайся живо!» «Ой, уйду я, ты только не ругайся – сейчас, подожди, найду свою дорогую. Я ее под креслом спрятал, чтобы не взяли, не обидели», - старик, нагнувшись, перебирается в конец салона, шарит под сиденьем.

«Убирайся быстрее!» - свирепеет водитель. «Подождите, - доносятся сочувственные голоса пассажиров, - он что-то спрятал, ищет». «А чего у него там?» - интересуется кто-то. «А кто его знает. То ли куртка, то ли сумка, то ли бутылка. Спрятал, говорит, чтобы не украли». «Забирай скорее свои вонючие манатки и вылезай отсюда!» - нетерпеливо кричит водитель. «Ездят бомжи всякие, как после них к поручням прикасаться», - вставляет молодой парень. Старик копошится в углу.

«Ну, где там твое тряпье?» - водитель порывается в салон. Но старик уже нашел; медленно, сгорбившись, выбирается между кресел. «Ты извини, пожалуйста, нас, сынок», - говорит без злости, только с обидой, водителю. «Наконец-то убрался!» - бросает раскрасневшийся от ярости, с побледневшими голубыми глазами водитель и идет на свое место.

Я оглядываюсь и вижу: стоит на обочине усталый, жалкий старик, бережно прижимая к груди напуганную и грязную белую пушистую кошку. Кошка смотрит на меня большими, круглыми, печальными глазами.

Маршрутка трогается с места. Как сквозь мутное стекло, расплывается широкий проспект ясным сентябрьским утром.

(17.09.2008, 22:37, г. Волгоград)
Cвидетельство о публикации 387194 © Маша Халикова 23.04.12 22:24

Комментарии к произведению 4 (6)

Не знаю, где и в каком месте высказать своё мнение. Попробую это сделать в Ваших комментариях.

Я тоже зашёл по рецензии, т.к. совершенно не понял, что подразумевала рецензент под "нехудожественностью прозы". Такое ощущение, словно она сама себе противоречит. Другое дело, если бы она (рецензент) объяснила свою логику тем, что кошка старичка-пассажира показалась ей картонным/ненастоящим (то бишь плюшевым) персонажем, т.к. в рассказе именно так и сказано: "пусть вытаскивает своё тряпьё из-под сиденья и выметается". Т.е. подразумевалась именно плюшевость/картонность описываемой кошки. Но проблема в том, что рецензент поверила в то, что это была реальная кошка. Таким образом у меня сложилось странное ощущение о том, что ненастоящий/нехудоженный не рассказ, а, собственно, рецензии, которые пишет дама, избранная рецензентом года. То есть, я не хочу сказать, что из-за одного этого рассказа (из-за того, как плоско она его отрецензировала), можно судить об остальных двух её рецензиях на лирику, как таковую. О том, что читать её рецензии или сверять их с миниатюрами на предмет рецензентской профпригодности - совершенно необязательно тратить на это своё драгоценное время. Я хочу сказать лишь то, что Ваш рассказ получился интереснее, чем целый рецензент года.

То есть, чем интересен этот рассказ. Сейчас объясню... Тем, что, если бы кошка старика была настоящая, то история не казалась бы такой художественной. А если кошка плюшевая (обычная меховая белая-пушистая игрушка), то можно понять водителя маршрутки... Хм, представить себе, как и каким образом достал его этот старик. Представить, что он часто садится в маршрутку и устраивает там кошачьи концерты. Об этом можно прочитать только между строк. Поэтому водитель каждый раз его высаживает, жалуется пассажирам: "Он меня уже достал, этот клоун!", а старичку доставляет лулзов смотреть на удивлённых пассажиров, которые ничего не понимают: "Чё этот водила на него наехал? Чё ему вообще сделал этот дед? Едет божий одуванчик - никому не мешает".

Ну, это моё просто такое мнение, сложившееся о рассказе.

То, о чем Вы пишете в третьем абзаце, - трактовка весьма интересная и неожиданная. Спасибо. :-)

здравствуйте, автор.)

миниатюра - она миниатюра и есть, зарисовка из жизни в данном случае.

на мой взгляд - тут нечего рецензировать (я через рецензию зашла если что)

картинка есть, эмоции и взгляд со стороны тоже есть, чего же боле?

что вы хотели услышать о рецензентов?..

прочитав рецензию, я решила что речь идет о серьезном, глубоком, даже философском, исследовании большого произведения, а тут...

вы уж меня простите, Маша, не хочу вас обидеть, но заказывать рецензию на такой текст лично я бы не стала.

может вам была нужна не рецензия, а просто доброжелательная критика с указанием косяков? тогда другое дело, это я бы поняла.

но это мое личное мнение, еще раз простите)

---------

если позволите, маленькое замечание по поводу вот этого кусочка.

«Наконец-то убрался!» - бросает раскрасневшийся от ярости, с побледневшими голубыми глазами водитель и идет на свое место.(с)

и раскрасневшийся-то водитель, да еще "с побледневшими голубыми глазами" - слишком много красок сразу.

ну а уж "побледневшие глаза" - это вообще, извините, никак невозможно))

кстати, водители маршруток ну ооочень редко сейчас встречаются со светлыми глазами. ну бывают исключения, конечно.

ну вот, целую кантату я выдала в ночи.

еще раз прошу простить. но вы же мнения хотели услышать)

с уважением, Самапосебе.

Спасибо за то, что нашли время высказать свое мнение. )

А вспомните при возмущении "глаза на выкате" или что-то подобное. "Побледневшие глаза" - великолепно! Драгоценная находка.

Искать ничего не пришлось - именно так оно и было. )

Спасибо,Маша. Хорошая миниатюра.

Прочла рецензентов и не поняла, почему они посчитали, что нет стиля и художественности. Нет, я не отрицаю их точку зрения - она у каждого своя. По-моему не надо вводить в текст никаких аналогий и размышлений. На то она и миниатюра, чтобы минимумом слов обеспечить максимум содержания и дать толчок мыслям или чувствам читателя. У Вас здесь нет лишних слов.А редко или часто происходят такие события в жизни - не так важно, потому что есть ситуации к которым нельзя привыкать и чаще вспоминать об этом. Это не значить что я такая умная и хорошая - не знаю как бы поступила в подобной случае. Но спасибо, что заставили ещё раз подумать.

С уважением,ГЕС. ))).

На самом деле, это моя первая миниатюра, поэтому на высокую оценку не претендовала - было просто интересно услышать мнение пишущих людей.

Критика, кстати, во многом оказалась конструктивной. Так, З.В. Пурис справедливо отметила, что "речь идет не о снежинке, залетевшей в машину, автор соприкоснулся с болезненной социальной проблемой и ограничиваться только эмоциями мне кажется нечестным по отношению к тому же старику с кошкой", а Е. Васин невольно дал столь же справедливый ответ на это замечание: "Мы не умеем решать проблемы, мы можем либо молчать, либо кровь пускать".

Что касается моего мнения по этому поводу, оно ранее уже было оформлено в рассказе "Двое суток в плацкартном вагоне" (где, кстати, размышлений очень много): "Иногда с нами бывает такое, с чем мы ничего не можем поделать, хотя не в силах это терпеть, и моя встреча с Ираидой Семеновной относится именно к этому разряду. Я не могла спокойно смотреть, как летит в окно ее мусор, но мои слова на нее никак не действовали. Мне оставалось просто переждать эти двое суток совместного пути, чтобы выйти, наконец, в Кургане наутро и навсегда о ней забыть. /.../ Когда я сидела в ту ночь на полке рядом с Ираидой Семеновной, спустившись к вечернему чаю, и видела, как очередной пакетик с мусором даже незавязанным "незаметно" полетел в окно, я уже знала, что о ней напишу, потому что это единственное, что я могу сделать".

В этой миниатюре решила не повторяться, потому что самим фактом ее написания уже сделала, что могла.

Насчет "стиля и художественности" же могу сказать одно: стремление к совершенствованию безгранично. Будем работать. ) Спасибо за поддержку. ))

Замечательный рассказ. Напомнил мне "Белый пудель"...

Спасибо.