• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Репортаж
Форма: Статья

Визит в центр современного искусства «Пинчук«PinchukArtCentre» или «Белая дыра» Вознесенского в центре Киева

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
"Киса, разрешите спросить вас,
как художник художника: вы рисовать умеете?"
(гениальный Бэндер в жёлтых ботинках...)

В киевском международном центре современного искусства «PinchukArtCentre», входящего в структуру Фонда Виктора Пинчука (некоммерческой организации, основанной металлургическим магнатом и зятем экс-президента Кучмы) проходят последние дни экспозиций нескольких современных художников. В этот раз у авторов работ различный подход к творчеству: здесь и бессюжетная живопись и чистая абстракция, и романтический реализм, и продолжительные рефлексии на социальные темы. Выставка может служить одним из более-менее объёмных слепков арта XXI столетия, и я решила окинуть прощальным взглядом текущие экспозиции («Коллекционную платформу», работы Гэри Хьюма, Джеффа Уолла) и заодно выяснить, что способен узреть в современном искусстве дилетант.
Что же может найти в творчестве XXI столетия человек, не считающий себя художником?

…Мои отношения с современным искусством в сфере живописи и фотографии похожи на лёгкий адюльтер морским вечером, полным солёных брызг, поверхностных бесед, задорных стрелок у глаз, хрустального смеха и легких, вздымающихся на ветру юбок. Наша связь родилась от жгучего «хочу», неуёмного любопытства и легкомысленного морского воздуха. Кто назовёт это любовью? Курортный роман! Здесь можно было бы остановиться, любезно отметить оригинальность и неожиданность точек зрения модных течений современного визуального искусства и отправить приключение «я и модерн» в коллекцию кратковременных романов, если бы не одна вещь…
Дело в том, что в кое-что из литературного модернизма, постмодернизма и пост-постмодернизма способно разбудить мурашки на моей коже, бабочек в животе и участить сердцебиение. Мне знакома дрожь от необычного созвучия, тепло по всему телу от новаторского подхода, глубокое наслаждение от странной, дикой, зато удачной рифмы. Многим такие реакции не понятны так же, как мне не ясно, отчего у кого-то сбивается дыхание при виде странного вида masterpieces современного арт-пространства. Усматривая в этом необходимость лишь настроиться на верную «волну», войти в состояние La Dolce Vita, дабы «узреть» и испытать экстаз той же меры, что и от литературных экспериментов, я упорно навещаю выставки и центры современного искусства и пытаюсь «найти удава в шляпе».
Вот и сегодня я забрела в международный центр искусства XXI столетия, на открытую платформу для творцов и творчества – PinchukArtCentre. Самостоятельная прогулка по залам убедила меня в том, что мой тип мировоззрения настроен на восприятие картины в целом, на ощущение общего замысла во всей его шири, и лишь потом обращает внимание на частности. Благодаря этому свойству я ощутила торжественный дух арт-центра, органичность разбиения пространства на секторы, порадовалась соразмерности пропорций… Это настоящая «белая дыра» Вознесенского! Место, где спрессованы «сгустки будущего»!

«Мы стоим на перекрёстке
Трассы духа с трассой Минской» - воистину это здесь.

Атмосфера грядущего, свежесть, чистота линий… Идеальный фон, где хорошо смотрятся и Иисус, и Дарт Вейдер, и Ленин, и сам Будда, и Рэй Чарльз, и почтальон Печкин, и продукция фирмы Apple…
Если бы первые впечатления касались обособленных экспозиций, я бы поостереглась столь скоро называть PinchukArtCentre «белой дырой». Моё дилетантское сознание, сопротивляющееся гипнозу экспозиций, увы, нирваны не достигло. А вот пару впечатлений оставить разрешило. Оговорюсь заранее: в целях чистоты эксперимента я позволила оценкам быть субъективными, без оглядки на существующие рецензии.
Удивительно, насколько разные авторы в этот раз представлены в арт-центре.
Джефф Уолл, представитель ванкуверской школы постконцептуальной фотографии, помимо классической фотографии создающий снимки на прозрачной основе, размещённые на подсвеченном боксе, вызвал недоумение. Как я узнала из последующей экскурсии, фотографии нынешней выставки представляют собой отражение техник автора, а не несут особую смысловую нагрузку. Это удивило, так как выставку подобного рода было бы уместнее проводить не в арт-центре, несущем культуру в массы, а на выставках, рассчитанных на более узкую аудиторию.
Вернувшись к фотографиям в очередной раз, я всё же смогла оценить особенности стиля художника.
Джефф Уолл масштабен, громоздок и придирчив. Он - педант-шизофреник, замечающий складки на выглаженной простыни и не знающий, то ли расстраиваться, то ли любоваться игрой помятостей. Вы краем глаза отмечаете детали, подчёркнутые фотографом, и пытаетесь вернуться к общей картине, но Джефф Уолл настойчиво возвращает вас к абсурдным мелочам, заставляет концентрироваться на них, наполнять их своей энергией - и, нравится вам это или не очень, меняет вашу точку сборки мира...
«Коллекционная платформа» представляет собой джем работ разных авторов и требует отдельного обзора. Прежде всего, это юмор, энергетика и философия Запада. В снимках и художествах прослеживается динамика, действие как первичный мотив и конечная цель. Экспозиция порадовала остроумием и лаконичностью.
Гэри Хьюм - представитель художественного направления "Young British Artists", строящееся на провокациях, прямолинейности и свободе от метафор.
Он играет прохладой и блеском, удивляет, забавляет… Мой Гэри Хьюм похож на маленького мальчика-блондина, который дарит взрослой женщине подснежники и ждёт взаимности. Некоторые работы автора действительно не вызывают желания искать скрытый подтекст. Здесь важно эстетическое приятие - или неприятие. Однако картины серии "Лошадь и тревога", являющиеся аллегорией исторических событий, навели на мысль, что художник не до конца следует своему художественному направлению. Тонкие аллюзии - разве это прямолинейность?..
...Чем дольше я играла в игру «найти десять признаков гениальности данного полотна», тем больше убеждалась, что современное искусство затеяло заведомо успешное развлечение со зрителем: чем дольше мы рефлексируем над картиной или фотографией, тем глубже погружаемся в мир собственных ассоциаций. Чем богаче ассоциативная база, тем более изощрённые рефлексии способен построить смотрящий. Зритель начинает знаменитую «игру в бисер» - и процесс рефлексии и есть единственным смыслом этой игры… Образец искусства перестаёт быть вашим партнёром в романе, он тактично удаляется, оставив вас любить самих себя различными способами.
Всё ещё надеясь найти в выставке полноценного собеседника, я решила поучаствовать в официальной экскурсии. Видимо, вселенная услышала мой призыв послать мне партнёра для творческих рефлексий, но то ли неверно интерпретировала смысл запроса, то ли современную выставку посчитала негодной для бесед со мной… В итоге, моим партнёром по новому покорению вершины творческого Парнаса стал невесть откуда забредший в центр фигурист. Мысленно скорчив вселенной сердитую рожу и вздохнув от невозможности прямого диалога между мной и искусством, я попыталась извлечь из происходящего двойную выгоду. Одним ухом я слушала комментарии гида, а другим – реплики спортсмена, намереваясь получить объёмную картинку мнений об экспозициях. Увы, у собеседника оказалась дикая фантазия и неуёмное чувство юмора, что сместило точку восприятия искусства из области тонких материй в область бытия.

При новом знакомстве экспозиции воспринимались легче, они уже не претендовали на гениальность, а задорно усмехались и ненавязчиво обращали внимание на новые аспекты реальности. «Тревожная лошадь» окончательно убедила меня, что попытки превратить лёгкий роман с современным искусством в серьезные отношения лишат это самое искусство львиной доли обаяния, и что истинные шедевры современности, в которые я смогу влюбиться, арт-центр уготовил на завтрашний день. Смирившись, я оглянулась и пожелала великолепной «Белой дыре» арт-центра поскорее открыть окна в грядущее во всю ширь, чтобы новые достойные "сгустки будущего" нашли путь к зрителю. Возможно, среди них даже появятся работы, которые заставят испытать по отношению к современному искусству чувства более глубокие, чем мимолетная влюблённость...

Врезка-заставка:
Даты экспозиций: 4 февраля 2012 года – 1 апреля 2012 года
«Успешно завершив 2011 год и объявив победителей второго сезона первой национальной художественной премии в Украине, «PinchukArtCentre» уже в начале февраля представил сразу три параллельные выставки. Их участники, несмотря на довольно весомый «послужной» список, впервые выставляются в стенах одного из самых известных в Восточной Европе центров современного искусства». (Таисия Бахарева, Сергей Тушинский)
Ссылки:
Пинчук Арт Центр: http://pinchukartcentre.org/
Экспозиция Гэри Хьюма: http://pinchukartcentre.org/ua/exhibitions/current/17154
Гэри Хьюм: http://en.wikipedia.org/wiki/Gary_Hume
Экспозиция Джеффа Уолла: http://pinchukartcentre.org/ua/exhibitions/current/17155
Джеффа Уолл: http://en.wikipedia.org/wiki/Jeff_Wall
Экспозиция «Коллекционная платформа»: http://pinchukartcentre.org/ua/exhibitions/current/16345
Cвидетельство о публикации 386276 © Леди Икс 16.04.12 12:34

Комментарии к произведению 1 (0)

А Вас интересно читать. Растёте, Татьяна Игоревна!