• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ

Рецензии на произведение:

Шустерман Л.
На конкурс Жанры 3. Третий тур. Обстоятельства по героям повествования. Одушевлённые предметы

Подлинная история одиночества Карандаша, изложенная им самим в письмах, дневниках и записках, обнаруженных после его смерти и так никем и не прочитанных

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста



Милая Фло    Дорогая Фло,
я понимаю, что между нами   я надеюсь, у тебя всё в порядке, но если будут проблемы, знай, ты можешь на меня рассчитывать. Всегда и во всех случаях.
Твой   К.
PS Любые проблемы, Фло. Любые.

***

Мои способности открылись рано. Помню слова, которые сказал моим родителям смотревший меня доктор:
- У вашего сына большой потенциал. Он способен провести линию больше пятидесяти километров и противостоять давлению в двести пятьдесят пять атмосфер. И всё это при уникальной твёрдости.
Говорили, что я пошёл в деда. Он был знаменит тем, что ни разу не ломался и прожил долгую жизнь. О его прямолинейности ходили легенды.  Он делал только верные шаги, умел вовремя остановиться и не нуждался в участии ластиков - ни один из этих суетливых любителей примазаться к чужой славе не мог похвастать, что хотя бы раз оказывал ему услуги.  
Родители мной гордились и прочили мне большое будущее. Да что родители, я сам себе прочил это будущее и верил, что скоро жизнь вознесёт меня на небывалую высоту. Но я был молод и, конечно, мечтал о любви. Я жаждал встретить ту, которая оценит меня по достоинству. Моё воображение рисовало её стройной, нежной, с мягким характером, твердыми принципами и изящным носиком.
И любовь пришла... Но та, которая завладела моим сердцем, отличалась от нарисованного идеала как небо от земли.
Фло… О ней можно было сказать: «девушка с выдающимися формами», но, если быть честным, одинаково выдающимся было всё её тело. Фло была обычной толстухой. И даже её нос не был исключением. Он тоже был толстым.
Я полюбил её раньше, чем увидел. Сначала  услышал её  смех - хрипловатый, волнующий. Я споткнулся и начисто забыл, куда шёл. Мной овладело неясное беспокойство, непостижимым образом  я уже тогда понял - это она - та, которую я буду любить. И стоило мне оглянуться и увидеть её фигуру, обтянутую платьем ядовито-розового цвета, как  моя только что родившаяся любовь мгновенно превратилась в страсть. Наш роман вспыхнул как спичка. Узнав о нём, мои аристократические родители испытали шок. Мой выбор их разочаровал и возмутил. Конечно, они восстали против Фло. Они сочли её вульгарной девкой и были недалеки от истины - Фло не отличалась ни манерами, ни воспитанием, к тому же от нее постоянно разило спиртным.
Я с пониманием относился к их желанию пресечь наши отношения, и где-то в глубине души сам находил их неестественными, но ничего не мог с собой поделать. Фло околдовала меня, я ходил перемазанный ее розовой помадой, не допускал мысли о разлуке с ней и надеялся, что мои способности противостоять давлению, помогут примирить родителей с этим фактом.
Однажды Фло не пришла на свидание. Такое бывало и раньше. Прождав положенные полтора часа, я бросился ее искать. В тот вечер мне это не удалось. Только спустя неделю я встретил ее в торговом центре. Абсолютно трезвая, в линялом платье, которое язык не поворачивался назвать розовым, она примеряла перед зеркалом колпачок. Моя радость, не успев вспыхнуть, омрачилась тем, что Фло была не одна. Такое тоже бывало – незадолго до этого случая я застукал её в компании на редкость тупых цветных карандашей. Тогда я быстро разогнал молодчиков, и Фло этому не противилась. Сегодня она была в обществе толстого маркера зловещего черного цвета, и вместе они производили впечатление супружеской пары, посвятившей субботний день покупкам. Фло меня не заметила, она не сводила глаз со своего чёрного борова, и в этом взгляде было столько восхищения и преданности, что мне захотелось умереть.
Когда я вернулся домой, родители сразу всё поняли.
- Сынок, забудь её. Она - Фломастер. Значит, всегда будет только марать и мазать. Обляпать всё вокруг, напачкать в душу – для Фломастера обычное дело.
Я понимал, что они правы, но было поздно - я уже сломался.
Больше я не видел свою Фло. О ней ходили разные слухи. Кто-то говорил, что она уехала в другую страну, кто-то видел её на свалке, кто-то уверял, что она умерла, отравившись техническим спиртом…
Иногда мне снится её смех, я просыпаюсь среди ночи, долго прислушиваюсь к темноте, и меня охватывает острое желание, смешанное с тоской…

***

Я никогда не копался в своей родословной. Ее знали мои родители - этого было достаточно. Я считал себя потомком древнего аристократического рода, а мои многочисленные родственники поддерживали во мне это заблуждение.
И вот сегодня я узнал, что мои великие предки - те, чьи портреты висят в нашем доме на почётном месте, - преступники, казненные на электрическом стуле. Говорят, на них нет вины, но даже этот факт ничего не меняет. Ни Сакко, ни Ванцетти никогда не были аристократами, они - обычные работяги, а карандашная фабрика была названа в их честь по недоразумению.
Лучше бы я узнал это раньше. Или не узнал никогда. Эту новость я воспринял как личный крах. Словно из-под меня вышибли постамент. Как табуретку из-под висельника.

***

Я пишу это письмо без всякой надежды, что ты когда-нибудь его прочтешь. Пишу и не знаю, хватит ли у меня твердости бросить его в почтовый ящик.
Ты был моим другом. Говорят, в дружбе всегда один раб другого. Ты - мягкий и податливый, не способный сделать верный шаг - был рабом. А моя исключительная твердость и умение провести самую точную линию давали мне право на роль хозяина. Я учил тебя жить, радовался твоим маленьким успехам. Я любил тебя, не без снисходительности, конечно…
Когда начались сокращения, ты ушёл к художникам. Для тебя это был шанс избежать безделья и прозябания, но я воспринял этот шаг, как отказ от профессии, как путь в никуда. Я смеялся над тобой, когда ты начал рисовать. Мне - стороннику прямых и чётких линий, это представлялось  глупостью.
А потом, спустя несколько лет я попал на твою выставку. Первая же твоя картина меня поразила игрой света и тени. Я сразу хотел уйти, но не ушёл - заставил себя посмотреть всё и даже оставил запись в книге отзывов. Ты не знаешь, чего мне это стоило, а я не могу это описать.
Я вышел из галереи, поехал на вокзал и там снял дешёвую шариковую ручку. Не запомнил ни её лица, ни возраста, только следы чужих зубов на её треснувшем колпачке.
Вернулся домой под утро, перемазанный мерзкой синей пастой и полный отвращения к себе. Паста так и не отмылась. Я соскоблил ее ножом, с тех пор на левом боку у меня незаживающий след – содранная кожа.
Я не знаю, в чем моя ошибка. Не знаю, была ли она вообще. Ведь то, за что я себя казню, больше похоже на страх -  я боюсь твоей славы.

***

Я долго искал замену Фло… Вспоминаю себя, провожающего взглядом нарядные дорогие ручки. Их участь завидна – они красуются на столах, блистают на высоких собраниях. Но познакомиться с ними невозможно. Их хранят в специальных футлярах. Они изолированы от простых карандашей.
Конечно, можно было найти себе пару в ближайшем окружении. Вспоминаются вполне приятные дамы – миловидные, добрые, трудолюбивые. Но я не принимал их в расчет, не думал о них, как о спутницах жизни. Я полагал, что место Фло может занять только небожительница.
Сейчас поздно думать иначе…
Я постарел и даже устарел. С тех пор, как появился компьютер, моя исключительная твердость никого не интересует. А моя безупречная линия в сравнении с той, что выдает автокад, неряшлива и неточна.
Я никому не нужен. Без меня можно обойтись. Всё, что мне осталось, это собирать пыль и путаться под ногами. Один, без дела, без любимой женщины и без друзей. Я не жду помощи, сочувствия - сейчас мне это уже не нужно. Не жду прихода любви и приезда друга - мне уже всё равно. Я пишу эти записки только для того, чтобы...
Cвидетельство о публикации 385733 © Пурис З. В. 11.04.12 14:37

Комментарии к произведению 15 (43)

Рассказ читать забавно. Если это всего лишь упражнение на заданную тему, — оно приближается к гениальным упражнениям. Как твёрдая прямая линия длиною в 5-ть километров.

Спасибо, Зинаида Владимировна, доставили большое удовольствие!

Спасибо, Николай! А за приближение к гениальному еще раз спасибо)))

Да, это было написано по заданию - одушевлённые предметы.

Не удержалась, Зинаида, и я - как не выразить соболезнования?(( Жалко, жалко Карандаша((( Исписался, истерся, закончился...

Поэтому фраза "обнаруженных после его смерти и так никем и не прочитанных", кажется мне не справедливой по отношению к Карандашу - можно, я буду читать так:" обнаруженных после его кончины и так никем и не прочитанных ранее"?

Теперь то мы прочли и под глубоким, глубоким впечатлением от такой несправедливости забвения и не внимания. А сколько других Карандашей узнали себя?.. Спасибо Вам, Зинаида! :)))Л.

Спасибо, Лидия, за сочувствие моему Карандашу!

И, конечно, я разрешаю читать фразу "обнаруженных после его..." так, как вам хочется)))

Такой яркий, очеловеченный образ получился, что как не прочувствовать? Истончили бедного Карандаша, источили...

И спасибо Вам, Зинаида, за ваше доброе участие - раньше вот карандаши продавали в коробке по шесть, двенадцать и двадцать четыре штуки, вот и не страдали они от разобщенности, яркости было много и среди своих, да и жизнь их была не в одиночестве.

А может, всему приходит конец рано или поздно, ведь теперь редко пишут карандашами, все больше по клавишам стучат и с мышками дружат. Все перемешалось.

Но история интересная, заставляет думать. А это очень хорошо. Л.

Прочитал для порядку! Язык - (стерва, вскрывающая причины отторжения, являет свою скупость изложения)... Почитывая Бабеля, Сельвинского, Олешу, Асеева, Есенина.... да задрало сравнивать веники с великими.:) (Пишите, конечно, Зина и прочие.:)

Спасибо, что разрешил)))

Вообще-то ты должен был его прочитать, когда жанры судил.

Вообще-то, Зин, когда я сужу, я читаю всё, чтобы выставить оценку так, как считаю должным.:)))

Ну, значит, буду гордицца, что ты моего Карандаша читал аж два раза)))

Это нормально и правильно.:)

  • Savl
  • 06.08.2012 в 00:49

Не хотел читать во время конкурса. К комментариям моим в этот период Вы несколько напряжённо отнеслись.

В смысле нашей беседы, не вижу ясной картины. Ваш герой имеет славных предков, которые кассиров мочили во имя идеи, и, не побоюсь сказать, старушек рубили прямо на конвейере за светлое будущее. Рефлексии может у него и остались. А жизнь должна наладится.

И если упереться в "личную жизнь" то любой твёрдый товарищ понимает - успех пропорционален количеству попыток. А тут никаких попыток. Это 8М - для наброска на один, два раза хватит.

Мой герой и новатор и инфраструктуру создаёт, куда и уходит. И Личная жизнь у него удаётся периодически, как и должно быть у здорового животного.

Вещь Ваша выверенная. Но только в первом слое. Привет!

Спасибо, Павел, за отзыв!

Правда, не помню, чтобы я напряженно отнеслась к каким-то из ваших коментов. А что касается моего героя: то не уверена, что у него наладится жизнь. У вашего героя всё сложилось, но мой герой – не герой вовсе. Я не писала историю героя, я писала историю одиночества. А одиночество, на мой взгляд, это наказание.

Карандаш наказан одиночеством как раз за то, за что вы его корите – за отсутствие попыток. Ему слишком многое было дано при рождении, и он решил, что этого достаточно, что ему не пристало искать, просить и т.п.

Друг появился в его жизни без каких-то усилий с его стороны, любовь – всего лишь следствие физиологического импульса. Он не сумел их вернуть, и ему в голову не пришло найти новых друзей или обрести новую любовь.

Согласна, успех пропорционален количеству попыток. Но не согласна, что любой твёрдый товарищ это понимает.

«Мягкий» друг моего Карандаша это понимал – он сделал попытку поменять свою жизнь и стал художником. А твердые, по-моему, конечно, разумению, не умеют что-либо изменить в себе и своей жизни. Они до последнего цепляются за свои принципы - в этом собственно их твердость и состоит.

  • Savl
  • 06.08.2012 в 18:38

Я много общаюсь с животными. Я вижу, что верность, или привязанность к формам поведения есть объективная слабость. Слабый зверь работает только с одним человеком, а сильному всё равно, была бы правильно отдана команда. И если команда отдаётся не правильно, не корректно, он сам отгадывает, что нужно делать. И берёт ситуацию под свой контроль.

Главное наличие и сила внутренних посылов. Они облекаются в нужную форму поведения. Сила жизни - главное.

Ваши герои, которые не герои, остаются в убыточном сегменте жизни, поскольку вернулось кастирование общества. И самодвижущимся камням больше нигде нет места.

Элементарная нехватка силы. А ни какая не твёрдость. Но в то же время жизнь уводит живых людей из социальной медицины, социальной педагогики. Хотя не социальными эти отрасли и быть не могут. Вот этого жаль.

Но есть и другая сторона. Есть люди с чисто интеллектуальными приоритетами. С высокой жизненной силой. Это действительно твёрдые люди. Они не видят ничего, кроме своего интереса, всё остальное - декорация для них. И они тоже не попадут в социальные отрасли.

И, наконец, сила жизни - жестокая штука, она бесчеловечна. Она не вяжется с нашей пошлой, лицемерной прохристианской моралью.

Это, как раз, источник моих рефлексий.

А Вы формулируете это как наказание, то по челюсти, то - одиночество. И в этом Ваша сила жизни. Увидел слабого - отними у него ресурс, потому, что знаешь, чувствуешь, отнимется и у тебя. В своё время. Не век же быть сильным.

Если просто дал в челюсть слабому - решил дворовый вопрос. Если сформулировал - нужно Дахау строить. И это правильно. То есть логично. И это приближает общий конец. Поскольку формулировка тем и сильна, что ставит дело на поток. А поток исчерпывает ресурс.

Это не касается качества исполнения Ваших рассказов, ессно.

История карандаша умильно связана с советской историей и советской фабрикой, на которой упокоился революционный паровоз. Недолетел... Чёрт.

Привет!

Ага, умильно))) Именно это ощущение у меня и было, когда вспомнила карандаши своего детства.

«Элементарная нехватка силы. А ни какая не твёрдость» – само собой, твердость моего Карандаша – это только ярлык, которым он гордится.

А в отношении силы жизни: наверное, сила жизни – главное. Скорее всего, это так и есть. Фишка в том, что она есть и всё, и ничего нельзя поменять. Ни сломать, ни перестроить, ни усовершенствовать. Данность, с которой невозможно спорить. Наверняка есть энное количество людей, способных олицетворять это силу. Если честно, мне они, могучие, «не вяжущиеся с прохристианской моралью» не интересны (пока). Мне интересно, почему обычный живой человек оказывается смятым этой самой силой? И еще интересно, есть ли способ ужиться слабости рядом с силой и сохранить достоинство. Ну, в общем, много всего из серии «сила человека в его слабости»)))

  • Savl
  • 06.08.2012 в 22:34
  • кому: Пурис З. В.

Между безвольными машинами и монстрами желаний есть прослойка, если Вы читывали Горького. А если не случилось, гляньте - о мещанстве. Вот такое наше достоинство. Привет!

  • Savl
  • 08.08.2012 в 18:56
  • кому: Пурис З. В.

http://www.litsovet.ru/index.php/litobzor.view?litobzor_id=7516

Спасибо, Павел, за информацию к размышлению. И тоже решила ссылочку вам прислать)))

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=396326

Вот это мог бы написать мой Булкин. За что, собственно, и получил от меня челюсть. Так сказать, упреждающий удар.

  • Savl
  • 09.08.2012 в 18:36

Какой же это Булкин? Это тот самый, кто сказал а нельзя ли мобилизовать двадцать тысяч рабочих и десять тысяч мещан, поставить сзади пулемёты и расстрелять пару сотен. От этого самого можно хорошо получить. Мы с Вами определились. Нам обоим этот человек не попутчик. Но какова первозданная честность и кровожадность!

Теперь неплохо бы определиться с собственной дорогой. Для начала дадим по челюсти всем булкиным - а как же, упреждающий удар. Нет, лучше лагерь для них построим, волосы сострижём на тюфяки... чёрт было это уже. Так наш мещанский лидер делал когда-то.

Даже не надейтесь сразиться, Зина.

Привет! Спасибо за ссылку. Получил искреннее удовольствие.

)))

Рада, что угодила!

Да я и не собираюсь сражаться, я так, щелбаны в рассказах раздаю пока никто не видит)))

  • Savl
  • 31.08.2012 в 01:14
  • кому: Пурис З. В.

Вы даже не представляете, какая со мной истерика сталась, когда я вспоминал от ваших щелбанов, как перестал быть советским человеком .Привет!

А вы не представляете, Павел, как мне жаль, что я этого не видела))))))))

  • Savl
  • 07.09.2012 в 00:25
  • кому: Пурис З. В.

Я, вероятно, своеобразный человек, слишком впечатлительный. Например, когда мне было лет двадцать, и мой дивизион вывели из Афганистана, мне попалась передовица из Комсомольской правды. Там была какая-то фигня настолько не похожая на то, что я видел, что меня пробил истерический смех часа на два, а то и больше.

А ведь до того читал газеты, Комсомольскую правду особенно.

Но жалко всего.

И на счёт, что не видела - так я Вам целый рассказ про это написал. Привет!

Одушевленный предмет-то получился!

Спасибо, Люда!

А ведь графит и алмаз роцтвеники! Так он и вправду благородного происхождения!

Отличный рассказище! :) И Фломастерица такая светская дама получилась!

Спасибо, Митя!

Действительно, выходит мой карандаш "из дворян", а я про это родство даже не вспомнила. Кабы я геологию изучала б, да кабы химию хоть бы учила.

Вот и задумаешься о пользе знаний)))

Да я тут про стойкого оловянного солдатика уже говорил, (но солдатик - не значит солдат, просто сказать "стойкий оловянный офицерик" как-то...)

Стойкий оловянный офицерик - понра)))

Это тот самый знаменитый одноногий карандаш? Хорош!!!

Он не одноногий!

Он одинокий))))))))))

Спасибо, Михаил Петрович!

А я, прочитав "Квафу", решил, что главное - ноги))) Вот и верь после этого женщинам.

Как страшно жить!

Во! И у меня легкие ассоциации с оловянным солдатиком!

квафа будет лишняя))) а так - шедевр!

Квафу повесила! Типо шутко. Не на Жанры, но во имя))))

Зинаида, все просто отлично! Образы, олицетворения, сравнения - три раза УРА!!! Занимательная история вещей в таком коротком исполнении и так широко. Харизма у рассказа зашкаливает, кто бы мог подумать, что у простого карандаша такая "Санта Барбара".)

Спасибо, Евгений!

Ваше мнение для меня имеет особое значние)))

Про Санту Барбару:

Покушаюсь на славу Карамзина: И карандаши любить умеют!))))

В таком случае, я - графитовый Гитлер: столько карандашей перегрыз, переломал и в пыльных ящиках сгноил. А они, оказывается, любить умеют... Как теперь жить, с такою виной. =)))

Трогательная история и поучительная.

Особенно про автокад - наше общее будущее.

Вот умеете вы кашу из топора...

Топор Фрид - остальное ваше.;-)))

Спасибо, Виктор!

Действительно, каша из топора)))))

А Азе надо или бутик открыть "Топоры для вас", или конкурс новый организовать с простым и скромным названием "Топор")))

Рассказ, который я так давно хотел прочитать.

Такое вот ощущение

Спасибо!

Вам спасибо, Виталий, за такие слова)))

Брава ,бэлла е молто саджа.

Комплименти!

Слушай, там про твердость и линию в 5 км я не сразу въехала,

чаровательно - из жизни Пиннокио от концелярии...

Интересно, что на итальянский не перевести - там все эти причиндалы женского рода - а на французский пойдет).

Спасибо, Кэт!

Ты меня озадачила. Это я штоле должна переводить? Я ниасилю))))

Зин, рассказ-то какой хороший!

Привет, Ларис! Если честно, не ожидала таких отзывов. Спасибо!

Или он тебе понравился, патамушта короткий?)))))

необычный! задумка хорошая и реализация)))

Да задумка-то не моя))) Аза на Жанрах разъясняла задание на третий тур - про неодушевленных героев и грит, ну например про одинокого карандаша. Я подумала, кто их знает, этих предметов, кто там у них одушевленный, кто нет. А этот уж точно)))

Жалко, хороший мужик, хоть и мечтатель. Небось пятой, а то и шестой твердости. Был бы помягче, жил бы попроще, жену, детишек завел бы. Хотя все равно бы кончился, даже еще быстрее.

С днем рождения, Зина! Чтобы легко писалось и хорошо жилось. И в огороде чтобы все росло и цвело.

Спасибо, Анна, за сочувствие моему герою и за поздравления, конечно))))

Хороший рассказ.

Ох уж мне эти твердые прямые линии((( все уже поняли, куда они ведут...

Ишь ты, Саша сказала хороший!

Спасибо)))))))))

я сто раз говорила, даже тыщу, и даже отличный говорила, и даже геньяльный))) Не наговаривай.

С прошедшим!)))

Геньяльний ни разу не говорила!!!

)))))))