• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Эссе

Рецензия на рассказ Анна Агнич «В консервной банке» Номинация: Рецензент

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
«Старшина Миклевин воткнул армейский нож в податливую жесть и, ловко ведя лезвие по кругу, вскрыл банку болгарского лечо. В голове мгновенно сложилась картинка, даже целый мультфильм. Будто он отгибает жестяной кружок, заглядывает в банку, но лечо там нет, а есть фигурка с жестянкой в руках. Маленький человек пялится в свою совсем уж крошечную банку, поднимает голову и смотрит Миклевину прямо в глаза. Старшину пронзает догадка: он медленно поднимает голову и вместо потолка видит над собой зазубренную дыру и немигающие глаза на огромном лице. Великан в свою очередь поднимает взгляд...»
Такой странный случай произошел с главным героем. Удивившая его картинка не исчезла. С этого момента и до самой кончины, чтобы ни делал старшина Миклевин, он делал это в компании своих разнокалиберных близнецов, повторяющих каждый его жест. Это событие легло в основу рассказа Анны Агнич «В консервной банке», оно же, собственно, и является его содержанием.
Рассказ похож на прелестную вещицу или забавную штучку или на что-то в этом роде. До крайности простая и до такой же крайности замысловатая история. Первое впечатление от чтения сродни детской радости при виде диковинной игрушки. Но поскольку я давно уже не дитя, а рецензент, мои восторги утратили былую непосредственность, зато обрели патологическую подозрительность, с которой я всматриваюсь в каждый абзац, в надежде понять, «как оно работает?»
Я ринулась на поиски сюжета, но притормозила по причине отсутствия такового. Цепочка Миклевиных, явившихся к герою, не послужила пружиной для действия, не породила никаких событий и мало что изменила в жизни самого Миклевина, за исключением того, что озадаченный постоянным присутствием необычного окружения, он быстро оценил преимущество своего нового положения. Теперь ему всегда было с кем выпить, а исполнение супружеского долга за компанию с остальными «Миклевиными» стало происходить более результативно. Старшина ничего не изменил в своем жизненном укладе - ни работу, ни жену, ни привычки. Он даже дослужился до капитана, а в финале цепочка его близнецов не прекратила существовать, невзирая на смерть героя.
Сакраментальный вопрос: Что хотел сказать автор своим произведением? С тех пор, как я окончила школу, мое отношение к этому вопросу изменилось - он начал мне нравиться, а задачка «угадай намерение автора» стала представляться по-настоящему занимательной. Интрига в том, что авторы вообще могут обходиться безо всяких намерений. Могут просто пошутить, а потом наблюдать «из паццтола», как критики корчатся в поисках глубинного смысла их новорожденного опуса. А еще могут написать первое, что взбрело им в голову, не обременяя себя идеями, и тогда на свет является поток сознания, зафиксированный вордом в момент отхода автора ко сну.
Последний вариант я отмела как не имеющий отношения к данному случаю, по той причине, что повествование Анны Агнич сияет ничем не замутненной логикой. Старшина Миклевин ведет себя в соответствии со своим званием и служебным положением, не изменяет своим маленьким слабостям и чужд бредовым идеям. Снисходительная симпатия автора к герою неведомым образом распространяется и на читателя. И когда ему становится не подсилу вообразить, или осознать «цепочку Миклевина», читатель не раздражается, не волнуется и не боится быть уличенным в невежестве.
Какие мысли роились в голове автора, когда он затевал этот рассказ? С какой целью поставил он старшину Миклевина во главе бесконечной цепочки?
«Кто ищет - тот всегда найдет!» - эти бессмертные слова Лебедева-Кумача сказаны о литературных критиках. Критики - круче кладоискателей – в любом месте они найдут всё, что задумают. Поэтому даже в консервной банке, которую подсунула им Анна Агнич, они смогли обнаружить «макро и микромиры», «пропорции созерцания», «сигналы из мозга», «причинность» и «мироздание», концепции современного естествознания всех мастей, «бесконечные прямые», «классический детерминизм», Эдипа с Эйнштейном и диплодоков с сороконожками. Таким образом, автор был уличен не только в замахе на Альберта нашего Эйнштейна, но и попытке создать новую философию.
Поговорить о физике явления можно по прочтении любого произведения, было бы желание поделиться своим глубоким знанием предмета. Художественная литература умеет играть в игры разума, даже иногда балует читателя научными парадоксами, но, как ни крути, главной ее целью был и остается человек. В данном случае старшина Миклевин, который однажды узнал, что он звено в длинной цепочке. Не просто один из Миклевиных, а Миклевин, начинающий бесконечную череду своих близнецов. «Внутри земного шара находится другой, гораздо большего размера» напоминает автор, помещая в эпиграф слова Ярослава Гашека. Мы не можем не согласиться с классиком. Тем паче наша голова, имея гораздо меньший размер, нежели земной шар может вместить себя несоизмеримо больше – все планеты существующих и несуществующих галактик со всеми населяющими их организмами, всех зверей, и всех людей, включая Миклевина и даже самого Эйнштейна вместе с его теорией относительности. Каждый из нас – житель двух миров. В одном мы живем, а другой носим в себе.
Открыв консервную банку, Миклевин совершил открытие – он не просто старшина, он - начало большой цепочки, уходящей за пределы родной военной части. Не самая впечатляющая картина, но и Миклевин - не Аристотель. Он солдат, и его картина мира проста как дислокация военной части в мирное время. А за то, что его герой оказался способным увидеть большой мир в пределах консервной банки, растрогавшийся автор наградил его долгой счастливой жизнью и званием капитана.
А почему нет? Миклевин это заслужил!
Cвидетельство о публикации 373465 © Пурис З. В. 04.01.12 18:08

Комментарии к произведению 1 (4)

  • Savl
  • 15.02.2012 в 23:37

Удивительно наблюдать, как бесхитростный солдат исследует мир – вскрывает некий объект, и... находит там себя. Головокружительная находка. Для солдата, может, и неожиданная. Кант тоже удивился, наверно. Вначале. Затем следует попытка выйти за пределы собственного мира. Что же можно там увидеть? Что, кроме себя самого? Дальше можно бунтовать, например, или смириться, наслаждаясь порядком бытия. Солдат не бунтует по определению. Махамудра говорит по этому поводу – имманентность без всякой надежды. Все мы солдаты.

Не менее удивительно наблюдать за рецензентом, когда он вскрывает попавший ему в руки объект. То, что Вы там нашли, вызывает симпатию. Привет!

Спасибо!

Очень ёмкий отзыв и ужасно приятный.

Анну Агнич сюда приведу. Она должна это прочесть)))))))))

  • Savl
  • 16.02.2012 в 14:23
  • | кому: Пурис З. В.

Почему нет?

Она китайцев или индийцев древних начиталась, или немцев старых, или чутьё у неё фантастическое на русскую философию, или всё вместе.

Умница.

Привет!

  • Savl
  • 16.02.2012 в 19:04

Привет!

  • Savl
  • 16.02.2012 в 19:43
  • | кому: Savl

Вот, освободился на минутку. Покорён Вами, девушки, как всегда. Привет!