• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Эссе

Рецензия на рассказ Michel (Илоны Муравскене) «Уроки рукоделия Три девицы под окном» Номинация: Рецензент

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Рукоделие. Это чисто женское. Мужики многое умеют делать руками: гнут подковы, собирают новые автомобили из старых запчастей и вместо того, чтобы купить жене новый фен, вставляют в старый какой-нибудь болт. Но я не могу назвать это рукоделием. Рукоделие – это, когда руки делают своё дело, а ты думаешь совсем не о том, что они делают. Совсем не о том…
Рукоделие - это погружение в себя. Это женское…

Сегодня я не хочу делать разбор достоинств и недостатков представленной на рецензию вещи. Не потому что люблю прозу Michel и по этой причине не вижу в ее «Уроках» недостатков. Я вижу, но…
Это очень женское произведение, а женщины непоследовательны, в их сумочках всегда можно найти ненужную или случайную вещь. Сегодня я не буду упрекать автора за непоследовательность, не буду вопрошать, что делает в ее сумочке тот или иной странный предмет.
Потому что март, потому что весна.

Michel умеет создать атмосферу и передать настроение. Её проза вызывает эмоции, бередит чувства. Её тексты способны растревожить память. Michel не прячется за словами, она узнаваема, она на виду в своих текстах, но, несмотря на это, она неуловима. Невозможно поймать ее за руку и воскликнуть: «Вот оно! Теперь мне понятно, как это сделано!» В этом есть магия таланта. В этом секрет рукоделия

Это произведение язык не поворачивается назвать рассказом. Оно даже внешне не похоже на рассказ, и выглядит как милая вещица, любовно сделанная женскими руками. Невеликая по объему, изящная безделица, из тех, что украшают скромный быт, которыми можно любоваться, думая о своем, которые играют роль ключика от закрытых для праздного любопытства уголков памяти.

Michel дает уроки. Она учит лоскутному шитью, вышиванию, вязанию. Кому предназначены эти уроки? Кого замыслил обучить автор хитрому женскому ремеслу? Читателя? Или своих героинь?

«Три девицы под окном» - так автором обозначено в названии. Но сколько героинь в этом рассказе, мне неизвестно. Да и неважно. Три, семь или только одна непростая женская судьба…
В рассказе семь крошечных новелл. Семь уроков. Вышивание, шитье, вязание… Иголка, спицы, крючок – обязательные спутники. Хочется, чтобы получилось, чтобы было красиво, чтобы как на картинке «Незнакомка в парке». Но шить и вязать собственную судьбу не просто. Можно уколоться.

Героине Michel тоже непросто. Ее руки перебирают бисер, укладывают лоскуты, отматывают нитки, а память оживляет картинки из прошлого - утраты, унижения, предвестники несостоявшегося счастья.
Она справится с собой, она выживет. Всё «совершенно не страшно: слишком тупые ножи и чересчур низкий этаж».
Она расправляет дрожащими пальцами накрахмаленную ткань и, прежде, чем вышивать, прошепчет тому, с кем никак не может расстаться душа: «Bonne voyage».

Я не поняла, что произошло между героями, почему не сложилось, почему он ушел. Я поняла другое: судьба натягивает на пяльцы твое полотно и, больно протыкая его иголкой, вышивает короткими стежками встречи, разлуки, потери, обиды, измены, унижения.
Хочется думать, что кто-то виноват, что это была чья-то злая воля, что не повезло… Но стоит заглянуть в себя и понимаешь - всё своими руками… своими руками…
Рукоделие…
Cвидетельство о публикации 373464 © Пурис З. В. 04.01.12 18:00