• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

На Иудею опускался вечер...

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

На Иудею опускался вечер -
Суровых башен меркнущий абрИс,
Креста прямые высохшие плечи,
Ножом вошедший в небо кипарис...
Трещали неуемные цикады,
Косился взгляд ночного фонаря
На травостой запущенного сада,
На смуглый камень стен монастыря.
Кромешный август, первый день недели,
Ущербная библейская луна
И встреча у могилы Руставели
В безмолвии, дрожащем, как струна.
Cвидетельство о публикации 36383 © Александр Бурш 05.09.05 07:31

Комментарии к произведению 25 (38)

День добрый, Александр!

Под лунным светом спит Иерусалим.

Цветут маслины звёздные над ним.

И тишина объемлет Палестину...

Так хочется, - взять крепкую холстину, -

и кисть, и краски... -

чтоб всё передать...

Но надо здесь сначала побывать.

С сибирским теплом Виктор )))

Спасибо Вам за отклик. Там действительно надо побывать. Мне повезло - я был там.

  • *****
  • 20.08.2009 в 21:36

!!!!!!!!!!!!!!!!

!!!!!!!!

Комментарий неавторизованного посетителя

Я с Вами тоже согласен.

Шана това, Саша!

У мэтука у мэвурэхэт.

И тебя с Новым годом, Ириша!

Что-то я проглядела его в свое время, рада, что все ж наткнулась. Класс. Спасибо.

Это тебе, Лен, спасибо. Большое спасибо.

Комментарий неавторизованного посетителя

Ну уж прямо уважаемый! Вы меня, Рита, не пугайте.

Комплексовать начну.

Да, Руставели был похоронен в Иерусалиме, в монастыре Святого Креста. Он там провел значительную часть своей жизни. Раньше монастырь пренадлежал Грузинской Церкви. Потом был выкуплен Греческой.

Теперь между ними тяжба. Трудно понять, кто владелец.

За добрые слова о стихе спасибо Вам. Рад познакомиться. Ваш Саша.

Очень образно.

Замечательные стихи.

Так и хочется там побывать.

Таки советую поехать. Не пожалеете.

Спасибо, что прочли и откликнулись. Рад знакомству. Саша.

Моя мечта поехать по святым местам,

на Мертвое море. Но, к сожалению, в ближайшее время это, увы, невозможно.

:(

Саша, узнаваемо и осязаемо. Второе важнее, мне кажется, для тех, кто здесь не был, но благодаря твоим строкам может прочувствовать почти всеми органами чувств рельефность, сочность, цвет, глубину и вечность... Саша, могу лишь искренне позавидовать проникновению в суть вещей.

Твой Арон.

Спасибо, Арон, дорогой! Мне было важно это от тебя услышать. Обнимаю крепко. Привет Иерусалиму. Твой Саша.

Это настоящая живопись..а ритмика какая..мяфф!!! Респекты!! Прошу прощения за эмоции)))Счастья Вам!!

Не только прощаю, но и благодарю. Ваш Саша.

Потрясающе, Саша! Настолько потрясающе, что просто помолчу, чтобы не нарушать эту тишину! И перенос ударения только работает на всю структуру стиха в целом.

Спасибо, оль! Ты, я смотрю, тоже снизу начинаешь.

Схожие у нас с тобой повадки. Твой Саша.

Ага! Но у тебя это низ верха. :==)))) А скоро я к тебе в подвальчик переберусь и буду там основательно ковыряться. Там у тебя мнооого добра запасено в отличие от меня. :==))))

Заглядывала на твою страничку, заглядывала - есть ли новенькое? Нет и нет! И вот - дождалась. Наконец-то, братец! Рада, что вернулся.

А я после отпуска никак в ритм не войду, ничего не успеваю пока.

Да мне тоже не пишется. Пустота какая-то. Вот насилую сам себя буквально. Может раскачаюсь. Может нет. рад видеть тебя. Не исчезай. Твой Саша.

Саша, здорово! Удивительный дар: найти именно ТЕ слова. Вот только "абрИс"...

А что "абрИс"? Нормальный абрИс, по-моему. Замечательный даже. Вполне подстать кипарису :)))

После этого стиха ещё нормы языка запросто измениться могут :)

Видал, Костя, на что замахиваемся?! Будем нормы менять. А ты загрустил.

Спасибо тебе, Костя. Рад, что ты зашел. Саша.

Саша, замечательно! Радости тебе. Лена

Спасибо, Леночка!

Замечательно! С нетерпением ждала Ваших, Саш, новых творений. Сама уезжаю на три недели, надеюсь, вернусь не с пустыми руками :-) А стихотворение очень красивое!

Спасибо Вам! Счастливого пути и удач! Саша.

;-)))))))))))))))

Саша, можно похвалить?

Замечательные находки: креста прямые высохшие плечи, косился взгляд ночного фонаря, смуглый камень стен монастыря.

Саша, можно пожурить?

Абрис ударение на первый слог (знающие споткнутся). Во втором катрене трещали неуёмные цикады, а в конце третьего безмолвие, дрожащее, как струна Можно, конечно, понимать, что безмолвие между теми, кто встретился у могилы Руставели. Но, что это за такая встреча (непростая, в безмолвии), может ради двух последних строк, внезапно появляющихся, всё и написано? Тогда почему название На Иудею опускался вечер?

Саша, разреши мои сомнения.

Все Витя можно. Тебе все можно.

"На Иудею опускался вечер..." - не название. Это первая строчка стиха. Стих названия не имеет. Ну, и по традиции что ли, именуется первой строчкой. Честное слово, Вить, не я традицию установил.

С "абрисом" пошел на определенный риск. Решил, что перенос ударения, в данном случае, допустим.

Может и не прав. Посмотрим. Ну, а чтобы знающие пока не спотыкались, после твоей жалобы, пойду, означу ударение. Я, вообще, редко это делаю. Доверяю читателю.

Во время встречи, погруженной в молчание, треск цикад не нарушает безмолвия, а увеличивает его напряжение.

Во всяком случае, для участников встречи.

Вот, попрбовал разрешить. Как мог. Твой Саша.

Саша, про то, что использован приём выбора названия по первой строчке, я понимаю, но просто предположил, что ради двух последних (повторяюсь). Очень часто убеждался в том, что точно подобранное название сначала привлекает внимание к стихотворению, а после прочтения вызывает удовлетворение именно своим точным соответствием.

Треск цикад увеличивает напряжение безмолвия согласен.

Где ты нашёл мою жалобу??? Я написал комментарий малость сумбурно, но жалоб там и близко нет только восторг и пожурение, как размышление о возможностях совершенствования

С радостью, что ты умеешь ТАК писать.

Витя.

Я, Вить, не совсем уверен, что понял тебя. Если сможешь, подтверди прав ли я - ты полагаешь, что этому стиху надо дать название, увязанное с двумя последними строчками? Так?

не сосредотачивайся, дорогой, на слове "жалоба". Это мои попытки шутить неуклюжие. Лучше скажи, допустим ли по-твоему перенос ударения в данном случае.

Спасибо тебе за все. Твой Саша.

Саша, мне больше нравится откликаться стихами на стихи. Поэтому тут у меня получилось сумбурно просто что-то заметил Сам смотри, как быть

У тебя здесь главное встреча (таинственная, намёком) , а вечер красиво опускается

Абрис кипарис. Ударение, как ни крути, - нестандартное. Ножом вошедший в небо кипарис... на фоне других замечательных находок, которые я перечислил, смотрится беднее, несколько прямолинейнее. Если припомнить что-нибудь из этого вечера и заменить кипарис, то и абрис отпадёт (там какой-нибудь силуэт башен может появиться).

Саша, всё это мои размышления, не более того Ты АВТОР!!!!!!

С жалобой дошло :-))

Я уже вчитываюсь в другие твои новые

... в другие твои новЫЕ... - поторопился :-(((

В новОЕ вчитался и высказался :-)))

  • Ln
  • 05.09.2005 в 18:57

Очень красиво! Сурово и чеканно! Чудесно!

Спасибо, Дин!

Красивое стихотворение.

Только не оставляет чувство некоторой незаконченности (недосказанности)...

Или так задумывалось изначально?

Спасибо,Саш!

Отдельное - за "Еврейский Квартал". Получился глубокий цикл. Надеюсь, у него будет продолжение?

Ника

Насчет "Еврейского квартала" не знаю. Поживем - увидим.

Но рад, что ты заходишь. Очень рад, Ник. Спасибо тебе большое. Саша.

Саш, привет!

Я из отпуска только-только!!!

Вот, сразу к тебе!

состязаться поддевизом "Кто похвалит тебя лучше всех и кто больше изюму накопает в твоем стихе" я не буду, ладно?

просто скажу. что очень понравилось стихотворение!!!!

Это тот случай, когда поэзия выше грамматики!!!!

удач!!!!!!!!!!!

С возвращением тебя, Нат! Как отдыхалось?

Спасибо за комм. Я не все в нем понял, но понял, что понравилось. И рад конечно. Очень. Спасибо, Нат! Твой Саша.

Слушай, Саша, после таких рецензий уже даже и сказать нечего. Ну хотя бы скажу просто, что ты молодец! И что это настоящая поэзия - место, время, ощущения и мысль в одном "флаконе" :)))

Спасибо тебе!

Спасибо тебе, Галя!

ЗдОрово, Саша!

И здравствуй.

Здравствуй, Серега! Спасибо тебе за комм. Я только с твоей страницы вернулся. Неужели ты меня действительно подозревал? Ну и ну!

Подозревать не подозревал. Но в смысл реплики не совсем "въехал".

:-)))

Что-то меня дрожь пробрала... как будто сама на кресте оказалась...

Избави тебя Боже!

Не скажу за математическую точность, но настроение создано очень хорошо. Атмосфера почти руставели(евская) :)

(Как я её себе представляю:))

Безмолвие, звенящее цикадами - можно так сказать? :)

В нём - и напряжённое ожидание, и свет, и тьма, прошлое и будущее... Кстати, очень хочется знать, что дальше было :)

Хотя я понимаю, что жанр здесь другой.

Спасибо!

И.

Ириш, вот Юра рассказы напишет и ты все узнаешь.

Чего ж гадать наперед?

Спасибо тебе. Саша.

  • N.
  • 05.09.2005 в 08:48

После Юриного эмоционального выступления, вроде бы как и добавить нечего... Просто потрясно, Саша. Это - одно из твоих лучших, мне кажется.

Ну, это тебе, Дим, виднее. Я ведь их честно судить не могу. За каждым разное стоит. Я тебе доверюсь лучше. Спасибо. Спасибо тебе. Саша.

Сегодня ты написал не просто красиво. Ты написал еще и невероятно ёмко, лаконично - совершенно дикая, просто до неприличия дикая информативность каждой фразы. Скупо, но математически точно выделены именно те характеристики предметов, местности, времени, событий - которые для них наиболее значимы. В двенадцать строчек решительными, но экономными мазками вписан почти целый рассказ. Причем, что характерно, сюжетную линию каждый может домыслить сам. Поражён! Несомненная десятка.

Здравствуй, Саша!

Юра, ты меня доконать хочешь. Но все равно - спасибо. Спасибо, Юр! Твой Саша.

Это ты меня доконал :))

Я теперь писать не смогу минимум сутки. Сам-то понимаешь, что написал? Боюсь, что нет - есть подозрение, что поэты работают интуитивно. Казалось бы, ну крест и крест. Как его описать? Ну стоит крест. Ну печаль навевает. Может вызовет ассоциацию, что умер кто.

Однако "крест"-"плечи", "крест"-"высохшие"-"плечи"... И все! Сработал спусковой механизм воображения, и мы видим в наступающих, зловещих сумерках ЧЕТКИЙ, давящий душу силуэт креста, который все ещё заметен из-за четкости контуров, хотя краски, детали местности - уже смазаны, неразличимы. Откуда ощущение четкости? Потому что не просто "плечи"- а "высохшие", как у изможденного, измученного человека, может даже - старика (что само по себе уже ассоциируются с древностью, а значит и с вечностью). Что такое плечи? Да Он там висел, когда муки за нас принимал! Крест ведь... неспроста такую форму имеет - на поперечной перекладине ПЛЕЧИ, ПРЕДПЛЕЧЬЯ были. Кисти кровоточащие, прибитые...

Кто теперь посмеет возразить мне, что

"Креста прямые высохшие плечи"

глупая, бессмысленная, надуманная фраза??? Что это - поэзия ради поэзии или рифмоплетство?

Продолжить разбор полетов? "Кромешный август", "травостой запущенного сада", "смуглый камень стен", "Ножом вошедший в небо кипарис", "встреча ... в безмолвии, дрожащем, как струна" - я по каждой фразе напишу целый рассказ. Что и пытался доказать - ёмкость+образность. И сюжет - у каждого читателя свой.

И прости за многословие. Успехов тебе.

Юр, напиши!