• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
На конкурс: Калина Красная

Кто этот человек?

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
   Да, вот этот конкретный человек, он кто? Скажем, Сократ, он кто? Откуда поглядеть. Когда по книгам, по большой истории, то великий философ, кто собой всю философию поделил на «до» и «после». Ну, и просто великий человек, кто посмел и сумел не послушать фигуры «Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен». Он не столько смертью, сколько жизнью своей «смерть поправ», стал бессмертен. По крайней мере, пока есть человечество, есть люди, и они без него не могут – он есть, значит, бессмертен.

   Но это по большой истории, это уже после, а если тогда, в той жизни? Те самые сограждане, какие мимо шли, кем его видели? Ушлым лентяем, бежавшим от дела, от святых обязанностей кормильца и главы семейства на площадь, в пустую болтовню. Сладострастником, завлекавшим речами в сети свои блистательных юношей – цвет Афин, – в силу юных лет еще несмышленых. Безумным бедняком, очевидно безумным, когда по славе своей влегкую мог стать богат, и семью держать в достатке и почете, а не в позорной нужде. Возмутительно безумным, потому что другие, которые в искусстве речей славы его не достигли, деньги брали, а он нет, когда каждый должен получать за ремесло свое, или не станет порядка в мире.

   Его никто не хотел убивать: пусть бы повинился и ушел с глаз долой, чтоб не дразнить больше нормальных людей и не смущать молодых. Но он посмел перечить власти, стоять на невиновности своей и выбрал глупую смерть. Глупую смерть в завершение пустой жизни, от какой ничего солидного, прочного не осталось: был каменотесом, но камней, положенных, не натесал, слыл мудрецом, но мудрых книг не написал, никаких вообще не написал, не обеспечил сыновей достойным наследством, не занимал почетных должностей, не… не… не… – одни разговоры. Вся жизнь – одни разговоры, которые ничто, которые только звук, вчерашний звук, исчезнувший, затихший навсегда. Да… пустая жизнь и глупая смерть, и будто его и не было, не то, что у других нормальных людей, которые правильно жили и потому поминают их добрым словом дети их и дети детей их...

   Так, кто он, этот человек? Скажем, Ходор. Он с нами здесь и теперь, мы мимо него каждый день ходим, и он нас раздражает. Нас, нормальных людей. Тем, что богач, а мы нет. Богач, а ни одного «забега в ширину», никаких публичных шлюх, яхт, дворцов, самолетов… Хоть бы пяток лет покуражился, оттянулся, как люди, как каждый из нас, чтоб было, что вспомнить потом, в старости, а мы бы любовались со слюнками. Иначе богачество зачем? А он в разговоры о нужных России проектах, на какие богатство станет тратить и начал уже – так мы и поверили. Понятно, что власти захотел, но обломилось. Только, когда обломилось, за бугор не удрал, как другие разумные нормальные люди, как каждый из нас. Сел в тюрьму вслед за своими, которые ему поверили, пошли с ним и пришли в тюрьму, и он за ними и с ними в тюрьму. Глупец! Так богатые себя не ведут: во власти и богатстве наверх только всякое дерьмо всплывает – это каждому известно. Потому мы не там, наверху, а здесь, потому и случай мимо нас, а-то б мы тоже показали.

   Все нормальные люди знают – тюрьмы у нас не для богачей. Ну, покаялся бы, встал бы в позу «зю», сделал бы «ку» перед нужным человечком – его бы и простили. Не звери же там, свои кругом люди. Но уперся, мол, не виновен, а невиновные не каются – это перед ними должны каяться виновные за произвол. Ишь, чего захотел! В нашей стране власть всегда права – все нормальные люди знают и так живут. Все: и богатые и победнее. Потому и живут. А кто забывается, тому первый кнут… второй и третий… Вот и ему второй добавили, чтоб внял, как пришло время каяться, «зюзюкать» и «кукукать», и вообще власть не раздражать больше, а говорить и делать, что велят. Не то до смерти сидеть будет. А он свое: мол, все люди смертны, и он – человек, а человеку с честью жить и умирать положено, потому и он с честью, как положено.

   Особенно богатых и властных Ходор раздражает. Они хорошо про себя знают, как они не люди вовсе, а так – этикетки на богатстве и власти, потому вся жизнь и все силы их должна быть отданы одной лишь цели – сохранению и умножению богатства и власти. Значит, и сохранению себя в качестве этикеток. А он, богач, показал, как человек не должен быть при богатстве, просто потому что человек больше богатства. Любого богатства, как велико бы оно ни было. Конечно, когда он человек. Потому в человеке может быть честь и достоинство, отвага и милосердие, справедливость и свобода. В человеке, не в богатстве – «не от денег рождается доблесть». Он раздражает, потому что все знают, что у денег не может быть отечества. Это верно, у денег нет отечества, но у него есть, очень даже есть отечество, ибо он не удрал с деньгами, а пошел в тюрьму в этом своем отечестве.

   Афиняне убили Сократа, потому что он не такой, как все, не такой, какими обязаны быть нормальные люди, и этой своей инаковостью всех пугал: вдруг вслед за ним и детки их станут жить не по заветам предков, а как захотят. Только детки все равно стали жить, не как предки, а как захотели, но в этом «как захотели» именно благодаря Сократу родился просвет, где путь есть к новому должному, именно твоему должному, тому самому, на котором стою и не могу иначе. Так что прав Сократ: он заслужил за дело жизни своей от афинян не обвинений и наказания, а хвалы и наград, и достойная смерть его стала вовсе не концом, не забвением, а началом бессмертия.

   Наши богатые и властные держат в тюрьме Ходора со страху: вдруг он выйдет на свет, и на фоне его всем вокруг станет ясно, какие они трусы и ничтожества, несмотря на все богатство их и власть. Только это пустое, потому он и в тюрьме на свету, именно там вырос настолько, что его уже ни в какую тюрьму не спрятать, его и в смерть теперь не спрятать.

   Афиняне убили Сократа… Нечто и про нас будут говорить, как мы в тюрьме невиновного человека гноили только за то, что он не такой, как все, просто честней, смелей, свободней, и мы его туда из зависти. Он-то уже доказал, что его вера стоит его жизни, а во что верим мы, и чего эта наша вера стоит – нам решать.
Cвидетельство о публикации 360498 © Кропот Е. 15.09.11 12:22

Комментарии к произведению 1 (0)

Это бкбья философия. Как хочется верить, что проигравший в политической борьбе был светочью.