• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр:
Форма: Стихотворение

Я пишу

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
   Я пишу:
   "Мать. У меня всё в порядке:
   берегу себя, как завещал Дарвин —
   не лезу под трактор, гуляя по грядкам.
   Позавчера был в Нарве"
   Я пишу:
   "Осталось чуть больше недели,
   картошка кончается, деньги тоже.
   Мы не болеем и так загорели,
   что все, как есть чернокожие!
   Здесь, ты знаешь, ласточки в небе
   снуют. И тяжёлые висят облака.
   Закаты такие, мама, что мне бы
   всё это в стихах. Но не умею пока.
   По дому соскучился просто жутко,
   доконал меня этот колхоз начисто.
   Отцу передай, что в его тужурку
   девушки наши отчаянно плачутся"

   Письмо маме.
   Единственному адресату.
   Ворох бумаг спасён из помойки.
   Оно отправлено в восьмидесятые.
   До перестройки.
   Исписаны шариковой авторучкой
   листы пожелтели, на сгибах припухли.
   Мама, ты знаешь — твои внучки
   так и не научились читать эти буквы.
   Мама! Зачем ты всё это хранила?!
   Письма, телеграмм поздравительных астрочки…
   Слышишь? — и здесь, над твоей могилой
   снуют ласточки.
Cвидетельство о публикации 355040 © Игорь Джерри Курас 19.07.11 22:43

Комментарии к произведению 14 (25)

Как хорошо.

Спасибо, Лена!

Игорь, Вы часто так пишете – когда, как мне кажется, трансформация чувства в слово у Вас происходит в сердечной чакре. Искренное чувство и искренное слово, отсутствие приукрашенности, надуманных чувств, холодных вычурных словесных построений, создаваемых исключительно менталом. Поэтому стихи Ваши и несут изначальный объём пережитого или постигаемого Вами – без помех и искажений. Поэтому и задевают они читателя так легко, но необременительно.

Спасибо, Татьяна! Мне трудно судить. Со стороны это всё, наверное, виднее. А мне "изнутри" трудно сказать, как и что пишется.

И я надеюсь, что Вы правы – потому, что именно так и "должны" идти стихи: от сердца к сердцу. В этом я убеждён.

Спасибо, что Вы это написали. Очень ценю Ваше мнение!

Игорь

Телеграмм поздравительных астрочки - ты мастер слова. Ключевых образов.

Раньше ведь письма долго шли и к датам телеграммы на почте, выбираешь букет, розы стоили дороже, и не всегда были, а обложка с асторочкой и ка рдиоиограмная желтая лента с печатными зубцами букв любимого сердца, - в порядке, целуем, здоров,я,. И точека. Кардиограмма всегда читалась от точки до точки и в основном между строчек, и как история болезни хранилась вечно. Какой -то вызов смерти людской души материнской.

Заветные коробки, полные поздравительных с марками и штемпелями.

Хранить вечно...

А знаешь, мои племяши билингвы, а как иначе, - дедушка с бабушкой приедут, они же вас не поймут... и учат, ничего.... и дедушк и бабушки приезжают....

Спасибо, Катя!

Мои тоже говорят и понимают по-русски. И могут (с горем пополам) прочитать русский печатный текст. Но русские тексты, написанные от руки, они, конечно, прочитать не смогут.

Рад, что ты сразу вспомнила эти астрочки на телеграммах! Всё правильно написала.

Спасибо ещё раз.

Гарик, я еще помню, а другие,. Потомки, рукописные. Открытки... это уже пости реликт

Рада, что твои знают русский. Ну что ж, как то без рукописного, читай вслух родные завитушки... ты мне просто пронял... у тебя там столько ненаписанной но проникновенной нежности к маме и прошлому....

Я читал летом. Нынче заслуженно в лучшие дня)

Успехов, Игорь!

С уважением,

Кот:-))

Спасибо, дорогой Кот! )

Щемящие ласточки...Пронзительные...Спасибо!

Спасибо, Елена!

  • *****
  • 17.12.2011 в 10:06

Поздравляю Вас, Игорь!

Спасибо!

Я прочитала стихотворение, комментарии и вот что подумала: никогда не стоит объяснять текст чем-то документальным (реальными событиями, на которых текст был основан, авторскими - реальными - переживаниями и впечатлениями), потому что этот текст - стихи, а стихи не относятся к жанру документалистики. Правда, твой стих - на стыке жанров, и он от этого выигрывает (имхо). Категории "искренний"-"неискренний" относятся к способам и качеству читательского восприятия, основанного на личном опыте, и если читатель не имеет "опыта чувств" автора, то он не поверит и в авторскую искренность, а этот "опыт чувств и переживаний" может быть весьма и весьма противоречивым, complicated (не знаю полного эквивалента в русском, "сложный" не подходит), не поддающимся логике.

В этом стихотворении чувства-переживания ЛГ – слоёный пирог, в котором каждый слой прикрывает предыдущий (я даже когда-то придумала название такому эффекту – «Синдром Мамочки», имея ввиду фразу Мамочки из «Республики ШКИД», обращённую к спасённому им пионеру: «Эй, голоногий, бубен потеряешь»)

Попробую доказать текстом «слоёность»:

Первая часть – письмо ЛГ матери, в котором он пишет, в общем-то, о себе, и только в конце письма проговаривается «По дому соскучился», но этим «Здесь, ты знаешь, ласточки в небе снуют» ЛГ тоже проговаривается: он не только по дому соскучился, но ещё и по духовному родству с матерью. В этой фразе – открытость, нежность, уязвимость, обнажённость души, которые редкие сыновья демонстрируют матерям. Это – первая пара «лица» и «изнанки».

Вторая пара –

«Отцу передай, что в его тужурку

девушки наши отчаянно плачутся» -

но я не буду писать о «двуслойности» этой фразы.

Третья пара –

«Мама! Зачем ты всё это хранила?!» - «синдром Мамочки» в чистом виде! На самом деле ЛГ бесконечно благодарен своей матери за то, что она хранила его письма, эта фраза – прикрытие нахлынувшей сентиментальности.

Четвёртая пара «слоёв»:

«Мама, ты знаешь — твои внучки

так и не научились читать эти буквы».

Здесь не просто констатация факта, здесь – эмигрантская боль, досада на то, что дети ЛГ не знают родного языка, непричастны к нему (можно долго спорить о том, что есть Родина, на самом-то деле я считаю, что Родина – это родной язык, но это, возможно, к делу не относится), но эта выглядящая «нейтральной» констатация прикрывает ещё и некое чувство (оправданное или не оправданное) вины ЛГ перед матерью.

А последние две строки – закольцовывают «ласточность» (духовное родство, душевную близость, память сердца – можно подобрать много «банальных» выражений для определения того, что всё равно не удастся определить, потому что слов не хватит).

Вот, собственно, что я хотела сказать. И весь этот "многослойный пирог" чувств автору, по-моему, передать удалось. ИМХО.

Спасибо, Лена! Вот эти слои (layers) ты очень хорошо описала.

Я согласен с тобой, что нельзя рассказывать "историю" стихотворения. Это его сразу привязывает к конкретным событиям, сажает на мель. Я уже не первый раз попадаюсь на эту удочку (наступаю на грабли). Надеюсь, что я, наконец, выучу этот урок для себя.

Мне хотелось бы добавить про "искренний-неискренний". Мне кажется, что подобный метод оценки литературного произведения вообще не может быть продуктивным потому, что, вообще говоря, литературное произведение - это не исповедь. Это художественный вымысел, который может основываться на "фактах", а может и не основываться на них. Если Ахматова пишет "дочку свою я сейчас разбужу", глупо обвинять её в неискренности на том основании, что дочки у неё никогда не было. Я даже поспорю с утверждением, что "если пишешь искренне, то получается искренне" и т.д. В искусстве всё гораздо сложнее (complicated). Можно душить на сцене Дездемону так, что искренне рыдает весь зал, и, при этом, строить смешные рожи людям за кулисой. Разговоры об искренности обычно возникают у людей, плохо знающих, как им воспринимать искусство. "Не затрагивает" - вообще ничего не объясняет. На таком уровне люди ведут дискуссии о поэзии тогда, когда им просто нечего сказать, а сказать "нужно" (по ряду причин). Ввязываться в дискуссию с такими оппонентами просто бессмысленно. И это нужно понять всем нам раз и навсегда.

Спасибо ещё раз!

И.Дж.К.

Лена, я очень рад, что ты всё это написала.

То есть, вроде бы - зачем? А написала.

Спасибо.

Не знаю, за что "спасибо". Написала - потому что захотелось написать) Т.с., мой ответ "дарвинистам")

По случаю анекдот вспомнила.

Подходит мужик к пивному ларьку, видит объявление «Пива нет» и говорит:

- Ну, что за вредная баба! Написала бы просто и ясно: «Пива нет», мол, так нет, она пишет: «Пива нет» (интонационно можешь оформить в соответствии с воображением)))

Подражание, оно и есть - "Поролоновый город"...

А вот знаете, я почему-то никогда не писала писем маме. То есть мне, конечно, не было кому писать , но ведь иногда пишут же и так, приносят на кладбище и даже читают вслух, как будто человек может услышать ( А может быть и слушает?).

Но я не писала. Так иногда, когда повзрослела, приезжала и рассказывала ей разную ерунду. И о колхозе тоже, кстати.

хотя, наверное, я просто сама себе рассказывала, чтоб не забыть.

Хорошие стихи! Мне кажется, лучшие! Спасибо! ( И за глупый отзыв простите)

Почему глупый? Очень искренний. Спасибо!

А я писал потому, что она писала. Отвечал на её письма. Как-то так у нас сложилось само собой.

Спасибо ещё раз!

И.Дж.К.

Я тоже никогда не писал маме, её уже нет...И когда я читаю такие вот сладкие "каки" - мне становится ещё больнее...По-моему - это сентиментальное жлобство!

Андрей. Если тебе стало больнее после этого стиха, прости меня. Я знаю, какая это невыносимая потеря. И знаю, какая это боль. Делать её ещё больнее, усиливать её – страшно.

Я сейчас прочитал твой стих про маму, и понял, что такие стихи (как твой, как мой), в принципе, никому не нужно показывать. Видимо, нам иногда необходимо зачем-то писать такие вот "сладкие каки", и мы их пишем в дурацкой, наивной надежде, что нас поймут. Дурацкая, наивная надежда.

Спасибо тебе за прямоту. Я бы так никогда не смог. И мне почему-то радостно это про себя осознать.

Спасибо, Игорь. Только позже начинаешь понимать то, что кричал человек с другой колокольни...

"снуют ласточки"

Я всё никак не понимала, о чём же?... эти знакомые ласточки!

Знчт, о тайниках и тёплых закоулках в потрёпанных клочках бумаги, и в тужурках, где находит пристанище беспокойная душа!

С благодарностью и уважением. Надежда.

Спасибо, Надежда! Никто не знает, где живёт душа: остаётся ли она в строчках, в простых предметах – или снуёт ласточкой. Но где-то она обитает, когда нас не остаётся.

Спасибо ещё раз.

И.Дж.К.

Замечательно... Прочесть бы сегодня все эти письма, что от руки и в конвертах...

А мамы - это мамы. Без которых совсем невозможно.

Спасибо, Игорь! Глаза полны слез. Но всё равно - спасибо!

Спасибо, Наталья! Очень тронут вашим вниманием!

И.Дж.К.

  • *****
  • 20.07.2011 в 15:26

Ах, какое стихотворение замечательное, Игорь, - мне бы так написать, но не умею пока...

Спасибо, Диана!

Слепая ласточка в чертог теней вернется

На крыльях срезанных с прозрачными играть

Анна! Спасибо вам за эту ассоциацию!

И.Дж.К.