• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма:
Судья конкурса "Супердесятка - поэзия 2010" (Кубок журнала "рецензент")

шанти "Я – Каин. Я просто всегда мечтал о сестрёнке"

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
    

   Не плачь, братишка.
   Поверь в реинкарнацию.
   Когда будут стрелять с вышки,
   Знай - это я.
   Не спи, братишка.
   Готовься к полнолунию.
   Когда захлопнется крышка,
   Знай - это я.
   Не верь, братишка.
   Я не убийца,
   Но если астма или одышка,
   Знай - это я
   помню о тебе, верю в тебя, молюсь…
   но когда в метро встречаю кого-нибудь по имени Авель
   боюсь
   но не мести, а темно-
   ты ничего не хочешь мне сказать?
   высо-
   ты помнишь что обещал мне вчера?
   пусто-
   ты всегда такой или притворяешься?
   Я позвоню…

   Ваше, Андрей, творчество вообще для меня одно из самых загадочных и притягивающих. Оно не поддаётся анализу посредством формальной логики, поскольку создаётся средствами неформальной. За несколько лет общения, я много раз писала вам короткие отзывы, отражающие те чувства и эмоции, которые вызывают во мне ваши стихи. Попробую сейчас суммировать. Поэтому, не обессудьте, если повторяюсь.
   Попытаться чётко и конкретно объяснить суть смысла, заложенного в ваших стихах никчемное и глупое занятие. Ускользающий смысл на составляющие не разложишь. Но он есть, я это чувствую и ощущаю. И он многомерен. И прост одновременно. Может быть, именно поэтому ваши стихи всегда ассоциировались у меня с двумя вещами. Объемные картинки. С тем отличием, что рассматривая эти картинки, нужно косить глазами к переносице, а в ваших стихах - нужно косить ушами в сторону затылочной области, чтобы услышать хотя бы один мотив из тех, которые в них звучат. И вторая вещь - я об этом, если помните, как-то упоминала - митьковские картинки. Там тоже всё так просто и схематично, и наивно, и вместе с тем, глубина в этой наивности спрятана поразительная.
   Вы выстраиваете ряд образов, совершенно независящих друг от друга, и не имеющих друг к другу никакого, казалось бы, отношения. Они логически не связаны. И тем не менее, ведут эти образы к одному и тому же смысловому выводу. Но даже не в этом парадокс ваших вещей. Выводов, у вас, как правило, далеко не один. И они у вас, как правило, диаметрально противоположны - вы любите играть с читателем, уж не знаю, намеренно ли, автопилотно ли. Но, несмотря на эту диаметральность, ряд ваших образов идеально подходит любому из них. Я не просто так наиболее из ваших вещей люблю «каина». Это одна из немногих вещей, о которых я могу говорить, более или менее, связно и членораздельно. И для меня в ней наиболее ценно - возможность посмотреть совсем под другим, непривычным, углом, на такую устоявшуюся библейскую картинку. Братство - во всех смыслах, и родовом и общечеловеческом - духовная ценность, попрание которой противоречит самой природе и сущности человека. Однако, это попрание привычная реалия. И первородство ли причина этому попранию? И в чечевичной ли похлёбке дело, в конечном итоге? И многократное воплощение каинов-авелей в каждом поколении любых народов - не суть ли неотвратимости той самой «победы человека над человеком», которой вы так меня и ошарашили, и восхитили не так давно? Суть разбора - на правые и виновные - имеет ли смысл вообще, когда кто его знает, не более ли Авель виновен в том, что сумел (же!) чем-то вызвать в брате те стремления, которые собственно и привели к пролитию братской крови. Каины всегда окаянные. Авели всегда потерпевшие. Интересно, всегда такие, или притворяются?
   Перенос, кстати, из технических средств - потрясающе на месте и органичен. Без натяжек - «так было покрасивше». Очень редко этот приём несёт в себе такой мощный смысл, как в этом стихотворении - и интонационный, и семантический, и лексический.
   И самое интересное для меня открытие в вашем творчестве - понимание того, что каждая строка - есть завершающий вывод определённого размышленческого звена. Точный и короткий. И читать ваши стихи нужно несколько иначе, чем традиционно. От каждой строки нужно отталкиваться и идти от стихов. Думать назад. И чтобы что-то думать, приходиться читать много других вещей)) Это, наверное и есть элитарные стихи. Которые просто на аллюзии не поймёшь. В них по отсылкам ходить надо. Ваши химические прибамбасы я до сих пор вспоминаю с благодарностью - когда бы я ещё про «карбиды» (или как?)) прочла ))



шанти
Cвидетельство о публикации 337859 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 28.02.11 22:31