• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ
Голосую

Пятый элемент

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:











  • Цвет фона
  • Цвет текста
   Великий Мотиватор
   
   Олег Викторович Локшин, директор фирмы «Макситрон», был менеджером новой формации. Из тех, кто пришёл на смену «красным директорам». Он был хорошо образован, стильно одевался, имел степень MBA, свободно владел английским языком, стажировался за границей и наизусть цитировал Ли Якокку и Тома Питерса. В отличие от руководителей старой формации, в обиходе которых доминировали слова «договориться», «выбить», «разрулить», «порешать», «дать откат» и т.д., он налево и направо сыпал такими терминами как «миссия», «видение», «человеческие ресурсы» и «мотивация».
   Мотивация вообще была его излюбленной темой. Он считал, что только лишь деньгами человека к рабочему месту не привяжешь и верил в то, что нематериальная мотивация зачастую является более важной, чем материальная. Он запоем читал отечественные и зарубежные деловые бестселлеры, стараясь в полном объёме перенять современные методики управления людьми и воодушевления их на трудовые подвиги.
   Локшин постоянно экспериментировал, пробуя в действии то «управление прохаживаясь», то «оценку 360 градусов» и даже додумался до такой штуки, как «мотивационный супермаркет». Идея была в том, что каждое достижение и упущение сотрудника оценивалось определённым количеством баллов, а потом эти баллы суммировались в электронной таблице и, в зависимости от набранного количества баллов, сотрудник мог выбрать себе в «мотивационном супермаркете» бонус по душе.
   Сотрудники не очень-то вдохновлялись его идеями и периодически беззлобно подшучивали над ними. То они сравнивали его постоянные инициативы с анекдотом про то, как Егор Кузьмич Лигачёв красил в разные цвета забор коровника в колхозе «Светлый путь», чтобы коровы больше молока давали, то сочиняли для "мотивационного супермаркета" смешные слоганы наподобие "наши е-бонусы за ваши е-баллы".
   Локшин об этом слышал, но особо не расстраивался. Он беззаветно верил тому, что писали в умных книгах «гуру» менеджмента и знал, что рано или поздно его система начнёт давать результаты. А сотрудники, посмеиваясь над его методиками, в то же время с благодарностью принимали сам факт заботы о них и действительно очень редко увольнялись.
   Единственными, кто не поддавался абсолютно никакой мотивации, были программисты. Это были «коты, которые гуляли сами по себе» и на них не действовали ни привычные «кнуты», ни намазанные мёдом «пряники». Наверное нужна была какая-то особая методика, какой-то секретный ингредиент, «пятый элемент», чтобы управлять этой породой людей.
   Вот и сейчас в отделе кадров лежало заявление об увольнении от Виталия Нечаева, одного из ведущих сотрудников ИТ-отдела. Ему недавно предложили возглавить интересный проект в крупной сети супермаркетов и он, ни с кем не посоветовавшись и никого не поставив в известность, дал согласие. Заявление у него Локшин принял, но не подписал, договорившись с норовистым программистом, что они окончательно вернутся к этому вопросу после новогодних каникул.
   Сейчас, в конце декабря, когда большинство контрактов уже были исполнены, платежи получены, а западные партнёры все поголовно праздновали Рождество, Олег Викторович работал над новой идеей. Час назад он попросил в отделе кадров анкетные данные всех сотрудников и терпеливо вносил в электронный органайзер их дни рождения, чтобы не забыть, кому позвонить, кому письмо или открытку отправить, а кому и подарок вручить. И сразу же наткнулся на знакомую фамилию.
   - Танечка, - набрал Олег Викторович секретаря по внутреннему телефону. - Я вижу, что у Виталика Нечаева из ИТ-отдела первого января день рождения. Постарайся организовать ему доставку цветов на дом. Думаю, ему будет приятно.
   - Постараюсь, Олег Викторович, - послышался в трубке голос секретарши. - Только я не уверена, что первого января будет работать служба доставки цветов.
   - Желание ищет возможность, а нежелание - причину! - назидательным тоном ответил ей Локшин. - Вот и постарайся найти возможность.
   - Задача ясна, Олег Викторович, постараюсь, - вздохнув, ответила Татьяна и, повесив трубку, вернулась к украшению новогодней ёлки в приёмной.


   Миссия выполнима.

   Утром первого января Локшин проснулся поздно, около полудня. После выпитого накануне у него немного шумело в голове. Он вяло побрёл в туалет, принял душ, почистил зубы, умылся и поплёлся на кухню, где уже суетилась жена, наводя марафет после новогоднего застолья.
   - Пока ты спал, тебе, похоже, на телефон СМС-ка пришла, - сообщила она Олегу, блаженно смакующему из чашки ароматный кофе. - И в такой день тебе покоя не дают.
   - Хороший менеджер всегда должен быть наготове - изрёк Олег между двумя глотками «арабики» и потянулся к телефону.
   Действительно, в телефоне было сообщение, полученное в 09:59: «Именинник поздравлен. Подарок вручен. Татьяна».
   «Вот и славно! Значит, нашла-таки возможность», - подумал про себя Локшин и подлил себе в чашку кофе из кофейника.


   Танечка

   После долгих, сытых и пьяных новогодних праздников Локшин, наконец, появился на работе. Как раз в тот момент, когда он просматривал накопившуюся за несколько дней почту, зазвонил телефон внутренней связи. Он взглянул на дисплей и увидел, что ему звонит Вика Захарова, зам по персоналу или, как он любил называть её на современный лад, HR-менеджер, то есть Менеджер по Человеческим Ресурсам. Локшин поднял трубку.
   - Олег Викторович, здравствуйте. У меня только что был Виталий из ИТ-отдела и забрал заявление об уходе, - в голосе Вики звучала некоторая озадаченность.
   - С чего это вдруг? - удивлённо поднял брови генеральный директор. - Ему что, отказали на новом месте?
   - Не знаю, - ответила Вика. - Об этом он не говорил. Он вообще был какой-то возбуждённый. Всё время рассказывал, как ваш секретарь, Татьяна, утром первого января, в десятиградусный мороз и в снегопад поехала за 40 километров на электричке в другой город, чтобы вручить ему от вашего имени букет цветов по случаю дня рождения. Жесть!

   Декабрь, 2010
Cвидетельство о публикации 327764 © Абенд А. 23.12.10 09:29

Комментарии к произведению 2 (1)

Текст логически выглядит довольно стройно, но только до тех пор, пока речь идет о поиске методов удержания ценных специалистов (собственно, вокруг этой мысли, как можно понять, и строится сюжет). При этом кульминацией рассказа, как мы видим дальше, является история о том, как секретарь, проявляя безграничную ответственность, преданность корпоративным идеалам, героическими усилиями выполняет поручение шефа. И тут внимание читателя переключается на другой персонаж, который, по сути, является во всей этой истории главным действующим лицом. Оказывается, это не директор компании молодец (потому что якобы нашел способ тронуть загадочную душу своего специалиста и тем самым спас компанию от кадровой потери), а секретарь молодчина, поскольку доставила цветы в нужное время и нужное место, невзирая на природные катаклизмы. Выполнила с честью, так сказать, свой служебный долг.

То есть, хочется разобраться – в чем, собственно, мораль сей басни? Мне кажется, что в данном случае логично воспеть героизм «рядового райяна» и причины, побудившие к этому. Ибо интересно, чем руководствовался человек, будучи при исполнении нелегкой задачи? И в чем секрет мотивации? Ведь добиться ТАКОЙ исполнительской дисциплины от сотрудников мечтает каждый уважающий себя директор фирмы. Неправда ли?

мой с недавнего времени руководитель, считающий себя весьма прогрессивным, каждое совещание жонглирует 2 фразами: дам премию, лигу премии...

хороший рассказ и тема хорошая. спасибо.

Спасибо!