• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Статья

Афон в гостях у Тулы

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
   Экспозиция работ фотохудожника Костаса Асимиса в выставочном зале на Красноармейском проспекте стала в Туле одним из центров духовности. Посетителю предоставляется возможность увидеть монастыри Афона и их окрестности, святыни, хранящиеся в обителях, портреты монахов, восстановленные старые фотографии более чем столетней давности. Если бы речь шла не об этой выставке, то этими словами можно было бы ограничиться. Здесь же мы соприкасаемся с совершенно особым миром духовности. И она проявляется не только потому, что темой фоторабот являются монастыри и их обитатели, но и потому, что автор этих произведений сам духовный человек.
   Работы Костаса Асимиса говорят о монастырях полуострова Афон в Македонии и о монашеской жизни на протяжении многих лет, с тех пор, как появилась фотография. Но рассказ фотохудожника был бы неполным, если бы посетители не познакомились с предысторией и современностью такого удивительного явления, как Афон. А помогают им в этом работники выставочного зала под руководством Людмилы Павловны Горюновой, показывая перед знакомством с экспозицией фильм.
   Поэтому, когда мы, ведомые Натальей Павловной Фундаевой шли смотреть выставку, то знали основные сведения по истории, развитию и современному устроению Афона.
   Нам было интересно узнать, что в 44-м году н.э. к полуострову пристал корабль, с которого сошла на берег Матерь Божья, Святая Мария. Предание гласит, что в это время из расщелин стали раздаваться голоса: «Люди, обольщённые Апполоном, примите проповедь Святой Марии». Матерь Божья благовествовала местному населению Евангелие. И когда Она подошла к идолу Апполона, он застонал и с грохотом низвергся в море.
   История говорит о том, что большой вклад в развитие Афона внесли греки из Колхиды. А в 7-м веке сюда с Востока и Египта пришли аскеты, которые убежали от мусульманского вторжения. Монахи (исихасты) очищались, спасались от противоестественного, то есть, от страстей, в том, что естественно, то есть, в теле Промысел Божий и до сих пор сохраняет Афон для высшей духовной жизни.
   Сейчас на полуострове 20 монастырей – 17 в юрисдикции Греции, один Русской ПЦ, сербский и болгарский.
   Главный монастырь – Великая Лавра св. Афанасия был построен самим св. Афанасием по благословению Св. Марии и посвящён им Божьей Матери.
   Святой Афанасий хотел подвига уединения, но Божья Матерь поведала ему, что его предназначение в создании обители. Св. Афанасий задумался, чем он будет кормить братьев и строителей и пошёл искать пропитание для них. На расстоянии двух часов ходьбы он встретил Божью Матерь. Она сказала ему, чтобы он возвращался обратно, и что он найдёт кладовые полные продуктов. В подтверждение своих слов Она повелела ему ударить посохом о камень. На камне проступил крест и из него забил источник, который и по сей день даёт воду.
   Вначале монастырь хотели посвятить Божьей Матери, но она дала понять, чтобы праздник праздновали св. Афанасию, Её другу, который столько сделал, чтобы была эта обитель.
   Место упокоения св. Афанасия – собор в построенном им монастыре.
   Афон – независимая монашеская республика. По юрисдикции Афон находится под константинопольским Патриархатом. За порядком и безопасностью следит чиновник, назначаемый министерством внутренних дел Греции. А все вопросы решает синод (совет всех монастырей) и далее синод Вселенского Константинопольского патриархата. Столица Афона – Корея, где находятся представительства всех монастырей со своими домами и домовыми храмами. В Корее ведётся торговля рукоделием монахов и всем необходимым для жизни в обителях. В Корее находится администрация полуострова и храм Успения Божьей Матери.


   Выставка начинается огромной фотографией величественной и святой горы Афон. И небо, и облака, и море, и сама гора пронизаны светом. И хочется добавить – Божественным светом. Это впечатление не оставляет чуткого посетителя на протяжении всей выставки, так как каждая фотография Костаса Асимиса излучает этот свет. Высится ли на ней святой величественный белый монастырь, смотрит ли на тебя простой, ничем не выделяющийся, но исполненный духовной строгости лик старого монаха. Или вот жёлто-золотыми красками на зелёном, как сказочный замок, другой монастырь – и не подумаешь, что внутри это строгая обитель, где иноки отдают свою волю на крестное распятие и делание их - молитва, послушание, пост, мужество и постоянное бдение. Есть монастыри, несущие на себе национальный отпечаток своих строителей и насельников, который выражается и в архитектурных формах и в красках своих стен, крыш и куполов церквей. Все святые обители, независимо от своей принадлежности и различий как духовные жемчужины рассыпаны Божьей рукой по благодатной земле полуострова.
   Хочется сказать о художественных достоинствах фотокартин. Все они – свидетельство высочайшего мастерства автора. Об этом говорит и всегда самый удачный выбор ракурса, и игра красок, и глубокая выразительность портретов и жанровых сцен.
   Вот монах в молитвенном сосредоточении в храме, а из открытого окна буквально льются перед ним потоки света. А вот рядом с колокольней высокий стройный вечнозелёный кипарис. Или монастырь с почти крепостной стеной и элементом башни - какие образные рифмы! Поражают хранилища мощей монахов, мощи и пояс Божьей Матери. А вот фотография русских воинов, видимо участников похода – какие лица у простых солдат, не говоря уже об офицерах! Все лица отражают смысл – свой личный и народный, сегодняшний, тот, ради которого они, может быть, направляются вдаль, и глубокий вечный коренной смысл. На ряде фотографий изображены работающие монахи. С какой простотой и достоинством, смирением и молитвенным настроем они трудятся, делая столь необходимы вещи.
   Здесь туляне узнают, что одно время настоятелем Свято-Пантелеймонова монастыря был Макарий Сушкин из Тулы.
   Как много интересного и познавательного почерпнули мы на выставке. Огромная благодарность Костасу Асимису за его подвижнические труды! Признательность наша организаторам выставки – руководству Музея изобразительных искусств и непосредственно руководству Выставочного зала, всем работникам этого поистине очага настоящей культуры Тульского края!


   20 сентября 2010 г.


   © Яков Шафран
















Cвидетельство о публикации 313929 © Яков Шафран 20.09.10 17:41

Публикации