• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: mardi gras
Форма: история
Иллюстрации к произведению:
о высоком и низком
Jedem das Seine

о высоком и низком

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
От моего дедушки мне в наследство остались лишь сто восемьдесят шесть томов библиотеки всемирной литературы – и одна история

Мы стоим на лестничной площадке и курим. Хозяин квартиры, в пиджаке старого фасона поверх тельника, похож на загулявшего боцмана.  В одной руке он держит папиросу, а в другой – книгу, «Братья Карамазовы», в потрёпанной суперобложке. Непонятно, зачем она ему далась, в этом сумраке. Видимо, снял по инерции с полки любимую, пролистал пару страниц – и утонул в воспоминаниях. Такое случается.

Слышно, как ворчливо бурчит старый лифт за стеной. Где-то ругаются. Хозяин прокашливается, будто старый граммофон, смотрит на книгу, потом на стену прямо перед собой. Щурится, начинает говорить:

- От дедушки в наследство мне перешли лишь сто восемьдесят шесть томов библиотеки всемирной литературы – и одна история. Это всё, что нужно было, чтобы я вырос достойным человеком. К сожалению, я проиграл эти шансы  в деберц и на бильярде, изгваздал в махорке, портвейне… самом дрянном – «Золотая Осень», «Три Топора»… я вообще был знатным железным дровосеком и наломал дров. Наделал тел, если вы понимаете, о чём я…

…мой дедушка застал Войну ребёнком. Я видел пару старых фотокарточек – знаете, чёрное пальто, которое явно велико – и варежки на резинках. Шарф укутал подбородок и взгляд такой – нахмуренный, серьёзный. Лет девять, может быть чуть старше. Он жил неподалёку от Дома Государственной Промышленности, Госпрома. Символ Харькова, железобетонный гигант тысяча девятьсот двадцать восьмого года выпуска… пять тысяч людей работали в три смены, чтобы возвести эту громадину. Самый большой в Европе небоскрёб, конструктивизм – наш ответ ар-деко  

Вавилонская башня, лестница в небо к  новому богу - Индустриализации. Чудо, увиденное в Харькове,  как сказал Теодор Драйзер. Уж кто-кто – а этот разбирался в монументальных вещах…

…во время Войны, в Госпроме укрывались обезьяны – сбежали из зоопарка неподалёку. Они стали символом нашего сопротивления фрицам, несломлённым духом Города, этаким Фимой с Москалёвки – хамовато щерит фиксы, играет финкой, по субботам – выходной, а по жизни – торгаш с Благовещенского рынка. Моё почтение, уважаемый, шо на продажу, пока не проверил?.. Э-хе-хе…

Арийцы охотились на этих обезьян – из идеологических соображений. К августу сорок третьего в живых остались три макаки-резуса. Они остались, а немцы – ушли. Естественный отбор, не иначе.

Отступая, нацисты решили взорвать Госпром. У цивилизованных европейцев принято убирать за собой. Обстоятельные ребята.  Какой-то отчаянный харьковчанин остановил взрыв – ценой своей жизни. Немцы вволю поизмывались над ним, тело потом обнаружили в подвале... то, что осталось от тела. Тогда фрицы подожгли Госпром – но всё зря. Так, накоптили только – а ведь говорили им: прикрутить фитилёк. Дранг нахт Остен, дурачьё

…можно представить, в каком состоянии Дом-гора был после Войны. Большая часть Города была уничтожена… но я заговорился, вот сама история, слушайте.

Однажды, эти два мальчика – мой дедушка и его друг – решили залезть на крышу последнего, тринадцатого этажа. В подвале самого высокого корпуса Госпрома тогда располагалась артель «Универсал» - занимались обшивкой населения – переделывали военную форму в гражданскую одежду. С немецкой трофейной – снимали знаки отличия: бляхи, пуговицы, нашивки…

Сам подъезд пустовал. Чёрный от гари, искорёженный, щербатый – на верхних этажах и вовсе не было лестничных пролётов, надо было карабкаться по уцелевшим ветвям арматуры. Я думаю, Дарвин сделал себе имя на маленьких любопытных мальчиках, отчаянных засранцах…

Лезть страшно. В груди жжётся отвагой, сердце щемит от радости. Рокочущий дух пионеров. Первооткрывателей. В голове звенит сжатая, перекрученная пустота. Под ногами – зашёлся в беззвучном рёве зёв бездны. Холодок по спине, липкий пот глаза разъедает. Дышится сбивчиво, отчаянно, с хрипом.

Когда на вершине – будто второй раз родились: грязные и ободранные, с дрожащими коленями и негнущимися пальцами, мокрые насквозь, из груди рвётся победный крик.

Хозяева мира.

Мгновения сладкие, но – очень недолгие.

Потому что вскоре они увидели под стеной надстройки, прямо напротив выхода на крышу, большущую, просто титаническую кучу дерьма. Драйзеру бы понравилась. Вокруг были рассыпаны фрицевские пуговицы, а над кучей горела надпись, огненно красными литерами по белой штукатурке:

 

«ЗДЕСЬ СРАЛ УНИВЕРСАЛ»

 

Хозяин заходится в ржавом, скрипучем смехе. Его лицо, при этом, напоминает старый пень, по которому прошла трещина: кря-я-як.

 

- Был взвешен на весах и найден очень лёгким…

 

Cвидетельство о публикации 304821 © Максим Неко 02.07.10 13:53

Комментарии к произведению 7 (23)

Спасибо.

Мне нравятся ваши миниатюры.

Они мало того, что фактурные... они - узнаваемые?

Даже если именно этого опыта у меня нет.

Все равно - хорошо.

Потому что - кстати :)

Спасибо большое. Очень рад, что Вы заглянули и Вам понравилось. Значит, артисты моего цирка не зря едят свои сухари и пьют свой виски *улыбается*

Совершенно точно не зря :)

Удачи Вам и сил. Оно того стоит.

А мне никак не понравилось, узнаю любимое сплетение 80-х - все советское - неудачная, бездарная шняга, а потом, я видел их всех рядом..., и они пили дармовое виски и...оказались некрасивыми.:))

Я не закладывал данного смысла в историю. Жаль, если он там читается. Мне казалось, можно увидеть гордость хозяина квартиры - и за страну, которая смогла построить Госпром. И за людей и, простите, животных той страны, которые выбили немцев обратно на их штрассе.

Эта история о высоком и низком человечьем - в принципе, в отрыве от идеологии.

Что до адептов теории "тупого совка" - то я, минимум, настороженно отношусь к таким людям. Максимум - они у меня интерес вызывают, как у клинического психолога.

Один персонаж уже плавно перешёл в чёрные списки посетителей нашего бродячего цирка за комментарий в духе "всё советское - говно", здесь же.

Госпром и Газпром - как они соотносятся?:)

Ответ "никак" наверняка будет не совсем точным, но он первое, что приходит на ум.

Хаюшки, позвольте вклиниться.

Была дивная притча, некий сатрап без памяти влюбился в храмовую жрицу.

Все объяснения о посвященности ее бог и невозможности соединения ни скем не возымели смысла. Сатрап - пообещал взять храм приступом.

Жрица , как Мопассановская Пышка решает принести себя в жертву и просит 40 дней для подготовке к новой жизни.

КОгда срок прошел - сатарап трепеща от предвкушения ворвался в храм, кинулся к идущей, покрытой драгоценным покрывалом жрице, сорвал его - и оторопел. Перед ним была иссохшаяся мумия - полу-скилет , и только глаза... А где же твоя красота? ЧТо ты с собой делала?

- Я просто очистилась, а красота - вот она, я собирала ее все сорок дней, пока постилась и молилась , что б быть достойной тебя, о мудрейший.

И несколько прислужниц внесли подносы уставленные драгоценными сосудами. С красотой понятно:)))

так что пирамида , Достойная Драйзера меня не удивила:)))...

Вот только тащить все это наверх? Ну что ж, это все еще одно проявление загадочности человеческой души, не измеряемой аршином:)))

кэт

это не про душу - это про Дарвина, снова-таки. о том, что все души прекрасные порывы у нас упираются в нашу обезьянью сущность, рано или поздно. все эти наши мега-планы, карьерные лестницы, освободительные войны. это же всё смешно, адски, мне так кажется :)

Для того что бы выжить в серьезных противостояниях типа вооруженных групповых конфликтах вслючаеются колллективная муладхара - нижний уровень энергий , наиболее близкий к животным инстинктам, стоит ли удивляться обизьяннему проявлению:)))...

В моем случае была индивидаульная работа - и очищался человек духовно я экскременты - в флакончики...

А че куча флакончиков у стены "Универсала" смотрелась бы неплохо:))))

Даже классик говорил - что больше всего хочется забравшись на верх - плюнуть в низ... так что надо сказать спасибо , что групповое освобождение носило локальный характер, а не "носилось" простите в воздухе.

кэт

"книгу, «Братьев Карамазовых», " - уверены, что название склоняется? )) "Хозяин прокашливается, будто старый граммофон, смотрит на книгу, потом на стену прямо перед собой" - два предложения...

Если б было графоман - тогда три, а тут грамофон. ))

Это ещё и любимый роман, а не только автор.

Спасибо за замечания! С братьями и вправду нелепица вышла, исправил. А вот с устным счётом у меня плохо. Да и с письменным не лучше. Не совсем понимаю, о чём Вы в данном случае, Ден :)

"Хозяин прокашливается, будто старый граммофон. (Точка) Смотрит на книгу, потом на стену прямо перед собой." Иначе получается, что "будто старый граммофон, смотрит на книгу". )))

А, мои любимые восьмёрки. Тут уже подводит то, что я его писал с той пунктуацией, которую слышал для устного пересказа, ав тексте не всегда получается передать интонацию "после запятой" :)

Просмотрю, исправлю.

изв, Маша, но Ден (я т.е.) прав. )))

вполне одно предложение. советую автору слушать свое горло.

я слушаю горло, Виктория *улыбается* просто профессия психолога располагает соглашаться с людьми. даже если вовсе не собираешься следовать их мнению. я ещё утром отправился в текст со скальпелем и молоточком, проверил - да, вполне себе одно предложение.

__________________________

спасибо, что не забываете, Виктория.

у меня на подходе история про одного себе джея, шутка для своих; без инцеста, правда, но может получиться забавно *смеётся*

хм. помыслить смеяться над джеем не умею.

ибо горло его мною любимо. накрепко. до натачивания ятагана.

шутки бывают разные; а матросики были не смешные - а забавные; две большие разницы, как говорят у них в Одессах. это будет трибьют, не издёвка. смеяться над джеем никак не могу, симметрично.

Моя обратная реакция проста и незатейлива: с лучшим дня, Макс!

Большое спасибо!

Для меня это минимум неожиданно. Всё, вместе взятое *оторопело смотрит на жёлтую книжечку*

А, книжечка? Ну "дык"... все у кого она появилась (внезапно) тоже смотрели оторопело. И я в том числе. Помнится смотрел. Тогда вам поздравление двойное выходит. Так вот. А я тогда совсем другое имел в виду. Помните мой комментарий на "о похоронах и танцах"? Нечто более... одухотворённое, что ли. Ну да ладно.

И вот тут я категорически упёрся лбом в выбор между историей - и фактами. С одной стороны, без фактов - не совсем понятна история. С другой стороны, истории, в принципе, совсем необязательны эти моменты - с обезьянами, подрывами и героическими горожанами. То есть - эти моменты значительны, интересны даже - но история не про них. Мне кажется, их можно убрать. Но когда убираю - история тут же становится какой-то слишком уж скомканной. Оставляю - слишком трудной, чтобы её проживать, чёрт.

Хорошо бы получить обратную реакцию читателей, чтобы выяснить данный момент.