• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

Из истории Восточной Пруссии: ипподром Инстербурга

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
 Доклад на областной краеведческой конференции в г. Калининграде, 2009 г. "Из истории Восточной Пруссии: Ипподром в Инстербурге"*


 Так как до первой четверти ХХ века кавалерия оставалась основой любой армии, восточно-прусское коневодство в предвоенное время было на подъеме, поставляя в войска лучших лошадей, испытанных на резвость и выносливость, поскольку от этих качеств напрямую зависела жизнь человека в бою. По окончании Первой мировой войны, Германии, согласно Версальскому договору, запрещалось иметь армию. Конезаводчики Восточной Пруссии, потеряв основной рынок сбыта лошадей, вынуждены были перестраивать свою работу, потому что потребность в лошадях была ограничена только нуждами сельского хозяйства.
 Конным заводам «Георгенбург» и «Грос-Тракенен» пришлось значительно сократить использование чистокровных жеребцов и приступить к разведению более массивного типа лошади, в соответствии с требованием времени. Только с приходом к власти в Германии фашизма и началом подготовки к новой войне и в «Георгенбурге» и в «Тракенене» от разведения тягловой лошади вновь возвратились к производству лошадей облегчённого типа за счет использования чистокровных верховых и арабских жеребцов.
 Несмотря на все тяготы послевоенного времени, Инстербург продолжал удерживать репутацию одного из основных центров Восточной Пруссии по разведению выносливых скаковых и элитных лошадей. Помимо известного конного завода «Георгенбург», в Инстербурге ещё в 1833 г. начало работу конноспортивное общество «Союз турниров и скачек Инстербурга», а с 1869 г. в городе размещалось управление «Союза конников и конезаводчиков Пруссии по скачкам и спортивным зрелищам», занимавшееся организацией и проведением конных турниров с целью демонстрации возможностей выращиваемых лошадей.
 Самые первые конные скачки по инициативе владельца «Георгенбурга» Симпсона состоялись на лугах Альтхофа еще в 1839 г. После чего стали проводиться ежегодно осенью. Однако началом истории конноспортивных состязаний в Инстербурге со статусом национальных, следует считать 1913 год, когда здесь же, в Альтхофе, состоялся первый в Восточной Пруссии конный турнир. В программу соревнований вошли: испытания для дрессированных скаковых лошадей, в том числе специальные – с участием наездниц, квалификационные испытания для упряжек и собственно сами скачки с препятствиями. Однако, в связи с началом войны, от дальнейшего проведения турниров пришлось отказаться. В то время, как в Германии конные состязания проводились, в основном по английскому образцу, то в Восточной Пруссии, и в частности в Инстербурге, стала развиваться собственная конноспортивная традиция, где конезаводство было неразрывно связано с конным спортом.
 В 1919 г. с падением монархии и поражением Германии в войне в Инстербурге прекратил своё существование 12-й Литовский уланский полк. В то же время на базе конного завода «Георгенбург» была организована Государственная заводская конюшня. Завод стали комплектовать лучшими жеребцами Тракененского завода. В 20-х годах Союз восточно-прусских конников и конезаводчиков проводил отбор племенных производителей не только на рынке жеребцов в Кенигсберге, но и в Инстербурге, где проводились скачки 3-летних скаковых чистокровных лошадей на дистанции 1,5 мили, называющиеся еще - дерби, после чего проводился аукцион. В 1921 г. в Инстербурге была основана конно-спортивная школа, занимающаяся обучением всадников и дрессурой высокопородистых лошадей.
 Разведение лошадей в Инстербурге не ограничивалось конным заводом Георгенбург. Свой интерес в этом имел и сельский округ. Он тоже располагал ценным селекционным материалом и вел свою торговлю лошадьми. Большое количество лошадей имелось и в самом городе. Здесь было несколько крупных торговых предприятий, только одно из них продавало в год до 300 лошадей. Большим лошадиным поголовьем располагали пивоварни, извозчичьи предприятия, долгое время – почтовое ведомство, частные владельцы, и не в последнюю очередь – само городское управление, имевшее до последних дней не менее дюжины лошадей.
 С учетом этих обстоятельств, городские власти Инстербурга стали одними из первых инициаторов создания в Германии ветеринарных клиник. Великолепная клиника была создана в Инстербурге, на старом конезаводе, основанном еще в 1787 году. Здесь было оборудовано две операционных, многочисленные боксы, лабораторные помещения, дезинсекционная станция для лечения распространенной в то время чесотки. Также имелись: служебная квартира ведущего ветеринара, бюро, жилые помещения для ассистентов, операционной сестры и двух санитаров. В апреле 1919 г. город сдал вновь созданную клинику в аренду д-ру Вальтеру Лейбницу, который держал и собственных скаковых лошадей, принимавших участие в турнирах. Весь комплекс располагался на берегу реки Ангерапп и выглядел весьма живописно с выгулом, огороженным живой изгородью, круглыми площадками и парком. Клиника была рассчитана не только на город и округ, но с учетом имеющихся в Инстербурге условий разведения лошадей и на всю провинцию.
 Поначалу клиника была предназначена для приема 150 лошадей, преимущественно спортивного класса. Спортивных лошадей привозили не только из провинции, но и из Данцигской области, Померании, в отдельных случаях даже из Берлина и еще более отдаленных мест.
 Основной частью пациентов были именно лошади – примерно 95%. За годы работы в клинике, не считая обычных консультаций, было вылечено более 4 тысяч лошадей в стационаре и свыше 10 тысяч амбулаторно. 4% составлял крупный рогатый скот, остальное – свиньи и мелкие животные. Позже в ветеринарной клинике стали проводиться сложные операции, например, при повреждении внутренних органов проглоченными инородными предметами, что было новшеством для того времени.
 В 1926 г. на фольварке Цвион (ныне пос. Доваторовка) была оборудована испытательная станция для жеребцов, куда поступали ремонтные жеребцы в возрасте двух с половиной лет. Здесь они работали в течение года, после чего их подвергали экзаменовке.
 После закрытия в 1929 г. из-за мирового экономического кризиса конезавода в Гудваллене под Ангераппом и переводе его в Георгенбург Георгенбургский завод стал обеспечивать племенными жеребцами регион разведения скаковых лошадей тракененской породы, включавший в себя Инстербург, Гумбиннен, Даркемен, Шталлупенен, Пилькаллен, Тильзит-Рагнит и Мемель. Он становится крупнейшим в Восточной Пруссии и, наряду с Целле, наиболее значительным конным заводом, который обеспечивал высочайшее качество не только красивых, но и прекрасно выдрессированных жеребцов, носителей наследственного материала, примерно половина из которых поступала из Тракененского конезавода, а другая половина из других старейших и известнейших в Восточной Пруссии частных конезаводов.
 Но главным событием года стало строительство у излучины реки Ангерапп на ее левом берегу первого в Германии ипподрома с твердым покрытием.
 Об ипподроме в Инстербурге стоит рассказать особо. Новоиспечённый Инстербургский ипподром обладал уникальной трассой стипль-чез (англ. steeple - шпиль, chase - погоня), то есть трассой для скачек с препятствиями, отличающихся зрелищностью и высокой травмоопасностью. Первая такая трасса появилась в лондонском пригороде Сент-Олбанс в 1830 г. Через девять лет в местечке Эйнтри близ Ливерпуля впервые был разыгран приз «Большой Ливерпульский стипль-чез», который до сего времени, вместе с «Большим Пардубицким стипль-чезом» считаются самыми сложными и дорогими конноспортивными соревнованиями. Скачки с препятствиями на пятикилометровой дистанции проводились в Инстербурге с 1890 года, но выход на национальный уровень произошел с вводом в строй ипподрома.
 Между двумя мировыми войнами Инстербургский ипподром весьма успешно конкурировал и с Ливерпулем и чешским Пардубице, и в чем-то даже превосходил эти авторитетные конноспортивные сооружения. Не случись войны, нет сомнений, что ипподром в Инстербурге занимал бы сейчас одно из ведущих мест в Европе по части конных скачек с препятствиями.
 В Инстербурге трасса стипль-чез была сооружена внутри самого ипподромного круга на площадке окаймленной с трех сторон рекой Ангерапп. Одной из особенностей инстербургского ипподрома были рвы, заполненные водой, с жердяным барьером на стороне приземления. Прыжок совершался с крутого поворота, на что были способны только наиболее обученные лошади и отчаянные наездники. Для свободнокрепящихся барьеров и стационарных «мертвых» препятствий, имевших возможность варьирования по высоте и ширине, использовались: деревянный брус, бревна, плотный живой кустарник, земляной вал, различные канавы, рвы с водой и без. Всего таких препятствий было установлено 24, из которых «Инстербургский вал», «Тракененская могила» и «Тракененский вал» имелись только на Инстербургском ипподроме и отличались особой трудностью для их преодоления. Самое известное препятствие – 18-метровый по ширине «Инстербургский вал», состоящий из трех частей. С одной стороны опорная стена с низким барьером для прыжка, в середине – ров и снова барьер. Всю комбинацию можно было преодолеть, обладая высоким мастерством и смелостью. Именно на преодолении «Инстербургского вала» погиб знаменитый всадник Герд Хилленберг. Причем, этот известный спортсмен был не единственным, кто получил смертельную травму, преодолевая вал. Серьезным испытанием для спортсменов представляла и «Ирландская скамья» - двухметровое препятствие с двухметровым гребнем. Преодолевая это препятствие, нужно было преодолеть вплавь ров и взобраться вверх по пятиметровому склону. Более того, одно из препятствий было построено у самой реки, и, преодолев его, всадник и лошадь падали в воду реки Ангерапп, исчезая с головой, и должны были плыть, достигая противоположного берега. Специалисты отмечали высокую сложность инстербургской трассы, требующей от всадника предельного внимания.
 В числе инициаторов строительства ипподрома был отставной обер-лейтенант доктор Эрих Вёльки. Помимо удачного расположения в ландшафтной зоне за стадионом, ипподром имел богатый почвенный ресурс: мощный слой плодородистой земли, который в свою очередь лежал на толстой подушке гравия. В дождливое время такой грунт не раскисал, а в жаркую погоду не трескался благодаря высокой фильтрующей способности несущего слоя.
 От самого стадиона ипподром отделяла высокая насыпь с железнодорожной веткой и мостом на Тильзит.
 Ипподром был построен на землях бывшего поместья Ленкенингкен, позже переименованного в Георгенхорст, занимая первоначально площадь в 15 гектаров. В 1933 г. площадь ипподрома была расширена до 33 гектаров за счет вырубленных деревьев так называемого «Вороньего леса». В комплекс ипподрома входили: удобные выездные площадки для тренировок, соответствующие ландшафту препятствия, две трибуны, ресторан, несколько хозяйственных и служебных построек. У входа стояла бронзовая статуя лошади тракененской породы «Констанция» (Constanze) работы скульптора Рейнольда Кюбарта (Reinold Kubart, 1879-1937). Послевоенная судьба бронзовой «Констанции» неизвестна.
 В 20-х годах ипподром Инстербурга, максимально приближенный к природному ландшафту, становится лучшим в Восточной Германии и по праву становится самым привлекательным для спортсменов северной и северо-восточной Европы. На ипподроме стали проводиться квалификационные скачки для трехлетних кобыл. В 1922 г. здесь состоялся крупнейший Осенний конноспортивный турнир. Инстербург становится основным местом проведения таких турниров на востоке Германии. На турнире в Инстербурге проходили два ежегодных состязания: «Большой приз Восточной Пруссии» с 29 прыжками через 20 препятствий на маршруте длиной 1640 м и «Большое многоборье», состоящее из трех видов: выездки, парфорсной езды в Тракенене с протяженностью маршрута 12 км с 45 препятствиями и конкура.
 После смерти в 1928 г. покровителя Инстербургского турнира принца Фридриха Сигизмунда Прусского многоборье получило дополнительное наименование «Приз Фридриха Сигизмунда». Помимо этого турнира ежегодно проходили и другие конноспортивные мемориалы, например в честь барона фон Лангена, Акселя Хольста, а также в честь того же Герда Хилленберга и графа Гертца, погибших на соревнованиях.
 Самыми трудными считались скачки «Фон-дер-Гольтц Кверфельд» протяженностью 6200 м (с 1938 г. трасса была увеличена до 6900 м). Для победы спортсменам предстояло преодолеть 33 препятствия, некоторые из которых по два раза, в том числе основной ров шириной 7 м.
 К 1935 г. Инстербург по своим экономическим показателям и количеству населения становится вторым по значимости город Восточной Пруссии. В 1936 г. в городе разместилась 5-я отдельная кавалерийская бригада и её штаб, входившие в штатное расписание 1-го армейского корпуса. Конный завод «Георгенбург» наряду с заводом «Целле» становится крупнейшим предприятием Европы по разведению лошадей. В 30-х годах и популярность городского ипподрома Инстербурга перешагнула границы Германии. На соревнования приезжали спортсмены Латвии, Литвы, Финляндии, России, Польши Швеции, Норвегии, Венгрии, Румынии и других европейских стран. Весной каждого года на ипподроме проводился «Большой турнир», приуроченный к празднику Вознесения Господне, а осенью – «Международная Инстербургская турнирная неделя». Разработкой правил проведения турниров, которые мало видоизменились до сегодняшнего дня на ипподромах Европы, занимались выдающийся гипполог, руководитель Главного конезавода в Грос-Тракенене Зигфрид фон Лендорф, Эрих Вёльки и граф Курт Шпонек. Почетными гостями турниров неоднократно бывали известные знатоки и любители конного спорта. В том числе Пауль фон Белов и, конечно, принц Фридрих Сигизмунд Прусский.
 В Инстербурге и Тракенене проходила подготовка немецкой конной команды к Олимпийским играм в Амстердаме в 1928 г., в Берлине в 1936 г. и в Хельсинки в 1940 г. В 1937 г. в своем имении в Георгенхорсте все тот же Эрих Вёльки основал и возглавил конноспортивную школу, в которой проходили подготовку молодые спортсмены. Благодаря стараниям этого энтузиаста конного спорта, выпустившего в 1933 г. книгу о строительстве конноспортивных препятствий, была создана инстербургская конноспортивная школа, ученики которой не раз занимали призовые места на соревнованиях различного ранга в Европе. На почтовых штемпелях Инстербурга появилась вполне справедливая надпись «Инстербург – город лошадей и турниров».
 После перепланировки русла реки Ангерапп в 1933 г. в общей сложности были установлены 80 препятствий, из которых 18 были учебными. Рядом с ипподромом были разбиты площадки для поло и для обучения верховой езде, а также школа наездников с манежем для проведения зимних турниров. Трибун стало три, с которых взору представлялась вся территория спортивного сооружения. Правда, после вырубки «Вороньего леса» для зрителей исчезла интрига, когда все ждали, кто из всадников первым появится из-за деревьев.
 На четырех и пятикилометровых трассах проходили по двое скачек на каждой трассе. Соревнования длились два дня, во время которых буквально искры летели из-под копыт. Лошади и всадники творили чудеса. Даже зрителям нужно было иметь крепкие нервы, чтобы наблюдать за этими скачками. Не редко из стартовавших 16-18 наездников до финиша доходили меньше десятка. Остальные лошади либо падали от перенагрузки сами, либо теряли всадников на самой трассе, причем, серьезные увечья спортсменов становились чуть ли не нормой.
 Специфика Инстербургского ипподрома состояла в том, что стационарные препятствия можно было брать с двух сторон, так что можно было варьировать место старта. Мест старта было восемь и уже тогда все они были оборудованы электрическими таймерами.
 28 августа – 4 сентября 1938 г. в Инстербурге и Грос-Тракенене была проведена самая крупная Международная «Инстербургская турнирная неделя». На участие в турнире было подано около тысячи заявок. Больше всего спортсменов заявили команды Германии, Финляндии, Румынии и Польши. В программу соревнований вошли: военные конные состязания, скачки по пересеченной местности, скачки с препятствиями и показательные выступления. Конезавод Георгенбург в рамках турнирной недели устраивал здесь настоящие шоу с конными кадрилями, представлениями конных упряжек и демонстрациями с участием трехлеток с испытательной станции жеребцов в Цвионе. В свою очередь, размещавшийся в Инстербурге 1-й кавалерийский полк во время турниров демонстрировал кавалерийскую выучку своих эскадронов, которая была выше всех похвал.
 Через год в Инстербурге состоялся юбилейный конный турнир, отметивший 100-летнюю дату с момента их проведения. Последний Национальный приз был выигран сборной командой 1-го инстербургского кавалерийского полка и конной артиллерии, причем, у коллег из сборной России.
 Послевоенная судьба ипподрома печальна. Сначала на территории ипподрома стояли танки, а помещениях трибун разместилась пекарня. Все сооружения и препятствия со временем пришли в негодность и окончательно были разрушены несанкционированными действиями одной из воинских частей Черняховского гарнизона, расположившей на месте ипподрома склады ГСМ и химзащиты. От былой славы осталось только название улицы «Ипподромная».
 С весны 1937 г. руководство конным заводом принимает на себя д-р Мартин Хелинг. Здесь, в основном центре разведения восточно-прусских скаковых лошадей, ему удалось реализовать приобретенный в других местах многолетний опыт. Он видел свою задачу не только в поддержании восточно-прусской тракененской породы на имеющемся уровне, но и в ее дальнейшем развитии. Эту задачу он решал с блеском. Когда он выставлял племенных производителей на Восточно-прусском рынке жеребцов в Кенигсберге, это всегда становилось событием. Результаты хелинговской селекции в экстерьере и кондиции были настолько впечатляющими, что комиссии по отбору племенных производителей было всегда легко проводить классификацию. В 1938 г. конный завод «Георгенбург» располагал поголовьем около 240 великолепных восточно-прусских жеребцов. Даже клички лошадей отличались особой поэтичностью: Гордость Пруссии (Preussenstolz), Священное копье (Heilinger Speer), Зеница ока (Augapfel), Двуглавый орел (Doppeladler). Красивое имя считалось сродни хорошей визитной карточке, и в этом плане восточно-прусские конезаводчики превосходили своих коллег, например, из Ганновера.
 История конного спорта и конезаводства в Инстербурге завершилась в 1944-1945 гг., когда конный завод был эвакуирован вглубь Германии со всем персоналом и 433 племенными производителями, а также 800 лошадьми из Тракенена. Потребовалось более полувека, чтобы восстановить былую славу инстербургского, а теперь черняховского конезаводства и его знаменитых Международных конных турниров.
 В рассматриваемый период в Инстербурге проживал и работал инструктор верховой езды Генрих Больдт, у которого 23 февраля 1930 г. родился сын Гарри.
 Семья Больдт жила в Инстербурге недолго и переехала в Эссен, где Генрих Больдт, работая в школе верховой езды, стал очень неплохим тренером. Разумеется, его главным учеником был сын Гарри, который сел в седло уже в четырехлетнем возрасте. Помимо отца, большое влияние на юного всадника оказала Кейт Франко в дальнейшем известная спортсменка в мире выездки.
 В 1959 г. Гарри Больдт дебютировал в Чемпионате Германии и сразу занял третье место. В 1963 г. он уже отстаивает честь национальной сборной по выездке на Чемпионате Европы в Копенгагене, где занимает на Ремусе в индивидуальном зачете 2-е место. Через два года Гарри Больдт повторяет успех здесь же в Копенгагене. В 1966 г. впервые становится чемпионом ФРГ по выездке. Этого достижения он добьется еще в 1973 и 1977 гг., дважды будет вторым - в 1967 и 1974 гг., и один раз третьим – в 1975 г. Продолжая список побед Гарри Больдта, следует отметить две серебряные медали на Чемпионатах Европы в Киеве (1975 г.) и Санкт-Галлене, Швейцарии (1977 г.) и две бронзовые в Аахене (Германия, 1967 г.) и Аархусе (Дания, 1979 г.).
 Высшим же достижением в спортивной карьере мастера стало его участие в XVIII и XXI Олимпийских играх: в 1964 г. в Токио (Япония) и в 1976 г. в Монреале (Канада) в составе сборной Германии по выездке. И на тех и на других играх Гарри Больдт занял второе место в индивидуальном зачете и дважды становился олимпийским чемпионом в составе национальной команды, первый раз на Ремусе, второй – на Войчеке.
 В 1980 году, в возрасте 50 лет, он перешел на тренерскую работу, возглавив сборную ФРГ по выездке. На этом поприще Гарри Больдту удается добиться поистине фантастических результатов: его подопечные в период с 1981 по 1996 гг. выиграли 50 медалей на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах, из которых 31 были золотого достоинства. Никому еще на данный момент в истории конного спорта не удавалось превзойти достижения Больдта в выездке – ни в качестве спортсмена, ни в качестве тренера. Помимо своей спортивной «практики», Гарри Больдт является автором нескольких книг, среди которых настоящей хрестоматией считается его классический труд «Лошадь в выездке» (Das Dressur Pferdt), где изложены основы этого вида конно-спортивных соревнований.
 За высокие спортивные достижения, основание школы немецкой выездки Гарри Больдт был награжден золотым немецким Крестом Почета (Deutsche Reiterkreutz). Среди его учеников множество чемпионов различного ранга, в частности Ян Бемельманс, возглавлявший сборную Испании по выездке. Недаром Гарри Больдта нередко называют «тренером тренеров». Несмотря на солидный возраст, Больдт не оставляет тренерской работы и остается на данный момент лучшим в мире специалистом по выездке.
 Сегодня дважды олимпийский чемпион по выездке Гарри Больд - один из самых известных тренеров всего конно-спортивного мира. Он живет в австралийском городе Перт и является консультантом олимпийской сборной Австралии по выездке. Готовил сборную этой страны для олимпиады в Пекине. Специалисты считают, что Больдт обладает врожденным даром верховой езды, является тончайшим знатоком психологии лошади, благодаря чему его имя вписано золотыми буквами в историю конного спорта.


 *Инстербург (Insterburg, 1336-1945), один из главных экономических и культурных центров бывшей Восточной Пруссии. В результате Восточно-Прусской наступательной операции в январе 1945 г. был взят советскими войсками. С 1946 г. – носит имя генерала армии И.Д. Черняховского.


 И.В.Ерофеев
Cвидетельство о публикации 297875 © Ерофеев И. В. 11.05.10 21:12