• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Рассказ

Полеты наяву ( Ч.1. Армянский рейс. Ч.2. Промежуточная посадка)

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Полжизни прошло на вокзалах -

В Иркутске, в Калуге, в Москве....

Ст. Куняев

ПОЛЕТЫ НАЯВУ (Ч.1. Армянский рейс. Ч.2. Промежуточная посадка)

И снова командировка, уже вторая в этом месяце. И снова в Киев. Привычно занимаю свое место в салоне сто тридцать четвертой Тушки. Опять четырехчасовый довольно утомительный перелет с посадкой в Ростове. Да... Объекты были разбросаны в разных концах необъятной страны, а время, как известно, деньги, поэтому и самолетами, а не поездами. Не зря наша организация считалась самой летающей. Ну, разве еще МЧС или вахтовики. Но у них - спецборта, а попробовали бы они на обычных рейсовых самолетах, когда даже билеты превращаются в проблему, особенно, если нужно срочно. Или рейсов у нас было мало, или слишком уж мобильным было население нашей республики...
И поэтому мы очень обрадовались, когда самолеты из Еревана стали заправляться у нас в аэропорту. За это Грозному выделялось некоторое количество билетов в первом салоне повышенной комфортности. До Киева можно было долететь уже без посадки в Ростове, и уже не надо было искать запасной вариант полета через Одессу. Ну, вот, я и попала как-то раз на такой рейс, себе на голову.

Армянский рейс

Нас провели прямо к заполненному пассажирами самолету, параллельно велась заправка. Всех как-то быстро рассортировали, кажется, во второй салон. Осталась я. На свое место пройти было невозможно, в проходе салона стояли люди, и все места были заняты. Пришлось обращаться к стюарду за помощью. Он озадаченно посмотрел на меня, как будто я требую чего-то сверхъестественного, и, почесав в затылке, изрек:
- Пройдите во второй салон.
- Но у меня же место 4а!
Тогда он к кому-то подошел и попросту попросил уступить место. Мне было все равно, и я села. Весь салон с интересом смотрел на меня. Женщин в салоне не было. У меня же было впечатление, что нахожусь не в самолете, а в автобусе в часы пик: в проходе стояли люди, много людей. И было сомнение, сможет ли при такой перегрузке самолет оторваться от земли. Но ведь как-то он прилетел сюда, а те 6-7 человек, что сели у нас в аэропорту - сущие пустяки при лишних пятидесяти.
Вскоре мы взлетели, и началось... Народ заметно оживился, многие потянулись к сумкам. Появились бутылки и, нет, не стаканы - бокалы! Бокалы наполнялись вином. И со всех сторон потянулись ко мне:
- Слушай, девушка! Выпей с нами!
- У меня самое лучшее армянское вино, выпей со мной!
- Давай за дружбу, а?
Деваться мне было некуда: выйти было нельзя из-за стоящих людей, да и ремни еще были пристегнуты. Но пить в такой компании не хотелось. Тем более, что глазеть на меня не переставали, выворачивая головы на 180 градусов. Отбилась с трудом, сославшись на болезнь и запрет врачей. Да... Веселое начало полета. Стюард молча наблюдал за происходящим, стоя у кабины пилотов.
Дальше стало еще веселее. Как по команде закурили все, и, несмотря на вентиляцию, сизое облако окутало салон. Стюард опять молча наблюдал. Все по-прежнему оглядывались на меня. Я, давясь дымом, подсчитывала оставшееся до посадки время.
Вмешался стюард единственный раз, когда особенно неугомонный пассажир достал видеокамеру и направил ее на иллюминатор, пытаясь заснять территорию сопредельного государства*. Каким-то непостижимым образом пробравшись через толпу, он все-таки реквизировал предмет шпионского промысла. Отсюда следовало, что некоторые правила на этом борту все-таки соблюдались. Слава Богу!
Но, оказывается, радоваться было рано. Через проход наискосок от меня расположились играть в карты. Ну, и ладно, лишь бы угомонились. Но не тут-то было. В скудном на впечатления полете, где стоявшим пассажирам совершенно нечем было заняться, и даже выпить им не предлагали, это зрелище оказалось единственно доступным занятием. Людской поток как-то еще уплотнился около играющих, и я оказалась втянутой в самую гущу разворачивающихся событий. Игра велась со всем присущим южным людям темпераментом под громкие выкрики и комментарии болельщиков. От шума начинала болеть голова. К тому же жаждущая зрелищ толпа наседала на меня. Но, оказывается, и это было еще не все. Раздался какой-то особенно громкий вскрик, и один из играющих схватил другого за руку:
- Ты смухлевал!
- Тебе показалось!
- Ничего не показалось, что у тебя в руке?!
И тут - удар! Сцепились. Болельщики реагировали остро, помогая каждый своему игроку. Мне оставалось только вжаться в кресло, крепко зажмуриться, прикрывая на всякий случай лицо руками. И как это я отказалась сесть во второй салон?! Хотя... там и наблюдающего стюарда не было.
Когда же это кончится? Этого не знал никто. Но тут объявили посадку. И внезапно все прекратилось. Стоявшие пассажиры молча "заняли свои места", мы пристегнулись. Неужели всё? Господи!
Сели мы нормально. Самолет порулил к месту высадки. И тут в окно все увидели космическую легенду. Легенду звали "Мрия", на ее спине возлежал "Буран". Наш самолет описал круг, и мы смогли оценить ее огромные размеры. "Буран" выглядел странно маленьким, возможно, в сравнении.
Когда мы вышли к аэровокзалу, "Мрия" вдруг начала разбег по хорошо просматриваемой взлетно-посадочной полосе и при этом не казалась уже такой огромной: все-таки нас разделяло приличное расстояние. Но совершенно не чувствовалось скорости, шла она тяжело, и поэтому взлет показался неожиданным. А мы все, пассажиры и встречающие - армяне, русские, украинцы – стояли, забыв обо всем, и с замиранием сердца смотрели на гордость бывшего государства, когда-то объединявшего нас в единое целое, отправляющуюся в свой последний полет. И отчего-то было больно, что все заканчивается так бесславно .
А услугами Армянских авиалиний с тех пор я пользоваться перестала. Вот и лечу теперь обычным рейсом с посадкой в Ростове. И вспомнился рейс, когда эта посадка при возвращении домой чуть не закончилась для нас трагически. А начиналось это так.

Промежуточная посадка

Очень трудно было уехать с Завода вовремя, чтобы без проблем успеть в азропорт. Вроде и командировка закончилась, но либо находились незавершенные дела, которые непременно надо было доделать, либо тянули до последнего с подписанием процентовок, без которых уехать было, ну, просто никак невозможно. Выручало такси. Все-таки достаточно большой конец - 30 км до Киева и не меньше до Борисполя. Такие рейсы у таксистов особенно ценились. Вот и в этот раз с подписанием процентовок затянули настолько, что успеть в аэропорт можно было только на такси. И вдруг, подъезжая к заводу, вижу знакомую фигурку, бегущую к трассе от проходной. Димка! Да он же должен быть уже в аэропорту! Усевшись в салон автомобиля и едва отдышавшись, Дима объясняет:
- Заработался! Чуть не опоздал, хорошо, что Вы меня подождали.
Заработаться было нетрудно. Пробовали ли вы когда-нибудь обучить работе на компьютерах женщин-микробиологов в возрасте? Да еще когда об этом чуде техники мало кто имел понятие. И обучали, и инструкции составляли, и "защиту от дурака" делали - без толку. Вот эта защита нас и подводила - микробиологи почему-то всегда грешили на компьютеры. Не успеешь как следует вработаться, как очередной звонок:
- Опять у вас компьютер завис!
И приходилось постоянно бегать по длинному коридору, кубарем скатываясь по железной неудобной лестнице этажом ниже, и в очередной раз объяснять, как надо вводить данные. Надоело это до смерти, да и без нас ввод данных наверняка бы прекратился ввиду полной неспособности микробиологов к автоматизации. А сроки ввода системы приближались, и нужно было показывать результат. Вот Дима и надумал в последний момент ввести в уже отлаженную программу изменения.
В аэропорт мы прибыли вовремя, регистрация ещё не закончилась.
Отец Димы был летчиком, и все, что связано с самолетами, его особенно интересовало. И, конечно, место у иллюминатора досталось ему. Лететь несколько часов - довольно скучное занятие, и Димка начал "убивать" меня своей эрудицией. К тому же он знал, что я боюсь высоты, и намеренно делился информацией, которая не придавала спокойствия:
- А вы знаете, что ТУ-134 довольно старый самолет, уже вылетавший свой ресурс?
- Откуда, Дима. Я думаю, что у них ведь техосмотр какой-то бывает...
- Да он вообще с 1967 года выпускается. Вы хоть заметили номер на хвостовом оперении? Это порядковый номер выпущенного экземпляра. Чем он больше, тем новее самолет.
- Ну и какой же номер у нашего? Надеюсь, ты обратил внимание, я-то не знала...
- Не бойтесь, наш - не старше десяти лет
- А как ты определяешь год выпуска?
- Ну, это легко. Смотрите, всего выпущено 862 самолета за двадцать лет. Тогда в год получается в среднем 43 самолета. Ну, и разделите номер на 43, получите количество лет с момента начала выпуска.
- Понятно.
- А вы знаете, что это очень аварийный самолет? - не унимался Дима. - Более двух десятков катастроф за двадцать с небольшим лет, то есть, бьется в год по одному. А в этом году ещё не было!
- Я только одну аварию знаю. И то по вине экипажа. Помнишь в 86-м, в Самаре при закрытых шторках сажали самолет. Так на нем Валентина Григорьевна из отдела ТЭО летела. Выжила. Она, вообще, очень везучий человек: побывала ещё и в автомобильной, и в железнодорожной катастрофах, и с минимальными потерями..., - тоже пытаюсь блеснуть эрудицией.
- Все аварии - по вине экипажа. Техника надежней, а человеческий фактор, его трудно учесть.
-Да, ладно, хватит пугать-то. Еще накличешь беду. Летчик, он тоже жить хочет, - успокаиваю я себя - Тем более, вон он Ростов. Посадка начинается.
Посадка, действительно, началась. Вот выпущены шасси, показались ограждения аэропорта. Еще чуть-чуть, и мы сядем. Но вдруг натужно взвыли двигатели, нос самолета резко задрался, и мы взмыли вверх. Что-то не то, мелькает мысль. Но тягомотный разворот на второй круг утопил в зародыше возникшие сомнения. А всезнающий Дима, который все время смотрел в иллюминатор, отслеживая ситуацию, и переносил перегрузки гораздо легче, изрек:
- А ведь мы сейчас чуть-чуть не грохнулись. Уже почти коснулись взлетно-посадочной полосы, но с другой ее стороны стоял самолет на взлет. Не взлети мы - был бы подвиг Гастелло.
Без него я бы точно не догадалась. Да и весь салон сидел спокойно, не ведая, что были на краю.
- Летчик успел принять решение до точки невозврата, - продолжал комментировать Дима.
Вот он, человеческий фактор! Повезло!
А ведь ничего случайного в мире нет, подумала я тогда. Все, происходящее во внешнем мире, является ни чем иным, как отражением происходящего во внутреннем мире мыслей и чувств человека. Чуть не притянули мы к себе беду своими разговорами о катастрофах. Ну, как после этого не поверить Д. Витале, утверждающем, что фактор притяжения работает всегда.
На этот раз промежуточная посадка в Ростове закончилась благополучно.
_____________________________
*23 августа 1990 на 1-й сессии Верховного Совета Армении была принята декларация "О независимости Армении". В результате была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения. 21 сентября 1991 состоялся всенародный референдум о выходе из состава СССР. 94,99% принявших участие в голосовании высказались за полную независимость Армении. 
Cвидетельство о публикации 196245 © Калужникова М. 11.04.08 00:08

Комментарии к произведению 6 (8)

Комментарий неавторизованного посетителя

Между прочим, там нет ничего придуманного, кроме Мрии и Бурана, которые были в другом рейсе. А живой свидетель есть и еще: сразу за Вашим комментарием - комментарий Олега, который летел, как и Вы, московским рейсом.

Мария, конечно же я знаю, что там нет ничего придуманного. Там и придумывать ничего не нужно. Бери и пиши, что есть. Получится ещё круче, нежели, если придумывать. А про рейс этот армянский мне ещё мой брат рассказывал. Рассказывал ещё перед тем как меня туда угораздило... И я ему тогда не поверил. А зря... И ладно б, если бы это был единичный случай. Но на Армянских авиалиниях такая практика, к сожалению, это система...

Ну, да, даже по нашим впечатлениям уже четырех человек (Вы, Ваш брат, Олег и я), можно говорить о системе.:-)

  • Олег
  • (Аноним)
  • 07.06.2008 в 16:45
Комментарий неавторизованного посетителя

Вот и я про то же.

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=198091

Спасибо, я читала.

получил удовольствие от прочитанного, спасибо:)

Рада. И Вам тоже спасибо.

Машенька, землячка, рассказ понравился, легкий простой язык, спасибо, что вы записали меня в друзья

Спасибо и Вам, Зина, за высокую оценку моего скромного труда. Мы,ведь, даже жили в одном городе целых 6 лет. Ваши рассказы мне тоже нравятся.

Маша! Молодчина, что вышла на страницы Литсовета. Поздравляю с дебютом. Желаю дальнейших творческих созиданий.

С уважением Сергей Кобяков

Спасибо, Сергей Николаевич!

Только не сама вышла, а уговорили )))

Теперь придется работать, ЛС не любит лентяев )))