• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Быль
Форма: Эссе
Голосую

Неистовый прыжок к свободе. Памяти Рудольфа Нуриева

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:











  • Цвет фона
  • Цвет текста

   Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья", 52(80), 12/12/2001
  
   НЕИСТОВЫЙ ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
  
   Памяти Рудольфа Нуриева
  
   8 октября 1992 года. Дворец Гарнье. Окончилась премьера балета "Баядерка" в постановке Нуриева. На сцене - министр культуры Франции Жан Лангом. Он должен вручить Нуриеву высшую награду Франции в области культуры - звания кавалера ордена Почетного легиона. Зал стоит. Награждаемый...сидит на сцене. Глаза его блуждают, щеки ввалились. У Нуриева последняя стадия СПИДа. Как пел его умерший от СПИДа любовник Фреди Меркури, "шоу маст го" - спектакль продолжается. Загробный мир опускает занавес над самым неординарным на сцене и в любви танцором двадцатого века. Его называли "Чингисханом балета", "неистовым". Его девизом были слова: "Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально".
   Рожденный в поезде
   В его официальной биографии пишут, что Рудольф Нуриев родился в Иркутске. На самом деле настоящая фамилия Рудольфа не Нуриев, а Нуреев. Нуриевым он стал позднее, когда стал знаменит. А Иркутск возник из-за того, что нельзя же было в паспорте записать, что человек ворвался в эту жизнь стремительно и оригинально, под стук колес несущегося по просторам страны состава, да так и прожил свою жизнь в пути: утром в Париже, днем в Лондоне, в на следующий день в Монреале.
   Нуреев появился на свет стремительно, так же, как прожил всю свою жизнь. Вылетел на свет божий вполне холодным утром 17 марта 1938 на стыке степей Центральной Азии и гор Монголии - в поезде, мчавшемся на Дальний Восток.
   Его мать Фарида направлялась к месту службы своего мужа Хамита, политрука Советской Армии. Хамит мечтал о сыне: в семье уже было три дочки. Младшей из них, десятилетней Розе пришлось принимать роды в поезде.
   Детство Нуриева прошли в Уфе. С 7 лет танцевал в детском ансамбле, с одиннадцати брал уроки у Удальцовой, бывшей солистки Дягилевского балета. В 16 лет его зачислили в труппу Уфимского оперного театра, а через год послали в ленинградское хореографическое училище Вагановой.
   Начинать занятия балетом в 16 лет - поздно. Рудольф занимался сутками напролет. Только так и никак иначе. Только так люди врываются в историю, становясь частью ее, неистово, упорно, до изнеможения, стремительно.
   Проблемы с техникой его бесили. В середине репетиции мог разреветься и убежать, а часов в десять вчера возвращался в класс и в одиночестве работал. После окончания училища он был зачислен в труппу легендарного театра имени Кирова (теперь как и до революции - Мариинского театра). Его талант искупал издержки его невыносимого характера. Ему прощали все. Солистка Кировского Наталья Михайловна Дудинская пригласила его в партнеры. Ей было 49, Нуриеву - 19. Все его партнерши будут намного старше его. В возрасте двадцати лет он был солистом Кировского театра.
  
   Прыжок к свободе
  
   В июне 1961 года, находясь на гастролях в Париже вместе с труппой Кировского театра, Нуриев решил остаться на Западе. В Париже он был занят только в последнем акте одного балета. Но публика шла смотреть именно на него, каждое выступление сопровождалось овацией. У него появилось множество друзей.
   Обстоятельства его побега сенсационны. Нуриев был гомосексуалистом и в Париже не смог удержать в секрете от агентов КГБ контактов с "голубыми". Тогдашний председатель КГБ Шелепин докладывал в ЦК КПСС: "Из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых - гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним профилактические беседы, Нуриев не изменил своего поведения...". Из Москвы пришло указание: Нуриева наказать.
   В аэропорту за несколько минут до отлета труппы в Лондон, где должна была пройти вторая часть гастролей, Рудольфу вручили билет в Москву со словами: "Ты должен танцевать на правительственном приеме в Кремле". Рудольф вспоминает: "Я почувствовал, как кровь отхлынула от моего лица. Танцевать в Кремле, как же... Красивая сказочка. Я знал: навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут забвению. Мне просто хотелось покончить с собой".
   16 июня 1961 года. До отлета в Москву - два часа. Нуриев позвонил своей подруге Кларе Сенн. Через двадцать минут Клара была в аэропорту с двумя полицейскими. Заподозрив неладное, сотрудник органов хотел изолировать Нуриева.
   Но тот совершил то, что позднее назовут "прыжком к свободе". Приземлившись, он попал прямо в руки французских полицейских . И попросил убежища. Под стражей его отвели в специальную комнату, откуда было два выхода: к трапу советского самолета и во французскую полицию. Наедине он должен был принять решение. Когда он решил остаться, в его кармане было всего 36 франков. С политикой его решение не было связано - ни Хрущев, ни Брежнев его не интересовали. В СССР Нуриев был заочно приговорен к семи годам тюрьмы с конфискацией имущества.
  
   Она была старше его почти на двадцать лет
   Общественное мнение... Да плевать он хотел на него. И имел право - на нестандартность. Любить женщину старше себя - в нашем таком мужском мире не очень-то принято.
   Через два месяца Нуриев танцевал в труппе маркиза де Кюваса, а через полгода съездил в Нью-Йорк к хореографу Джоржу Баланчину. В феврале 1962-го Нуриева приняли в Лондонский королевский балет, где блистал более 15 лет. Нуриев работал как одержимый - 300 спектаклей за год, каждый вечер на сцене, постоянные переезды. Он выдерживал, умудряясь частенько и крепко выпивать. Популярность его была феноменальна. Сдерживать натиск его поклонников помогала конная полиция. Нуриев был партнером английской балерины Марго Фонтейн. Марго ввела его в высший свет Англии.
   В момент их встречи ей было 43 года, ему - 24. Их сотрудничество началось с балета "Жизель". А в 1963 году балетмейстер Аштон поставил для них балет "Маргарет и Арман". Сам Нуриев возродил постановку балета Петипа "Баядерка".
   Многие журналисты писали, что их связывала платоническая любовь. Согласно одному из западных изданий, Фонтейн родила дочь от Нуриева, но девочка вскоре умерла. Так ли это, неизвестно. Однако очевидцы вспоминают страстные взгляды, которые Марго посылала Рудольфу.
   Откровенный мужской танец
   И опять - неистовый - эпатаж.
   Нуриев работал в труппах США, Европы, Австралии, блестяще танцевал принца в "Спящей красавице" и множество других партий, брался не только за классические, но и за современные постановки, работал с прославленными хореографами Роланом Пети, Морисом Бежаром. Именно Нуриев сделал роль партнера в балете значимой. До него в советском балете партнер воспринимался как второстепенный участник, призванный поддерживать балерину. Танец Нуриева был удивительно мощным. Он первым среди советских танцоров стал выходить на сцену в одном трико. До него танцовщики носили мешковатые короткие штанишки или надевали под трико трусы. Для Нуриева тело не могло быть стыдным. Он хотел показать не просто драматургию танца, но красоту и силу человеческого тела в движении.
   Его называли "неистовым". В XX-м веке нечто подобное делали лишь Вацлав Нижинский и Айседора Дункан.
   Мужская любовь в бешеном ритме
   Нуриев жил в бешенном ритме. Днем спектакль в Париже, наутро - репетиция в Лондоне, через день - представление в Монреале, через пару дней - гастроли в Токио. Оттуда - в Буэнос-Айрес, затем турне по Австралии, прерванное телевизионной съемкой в Нью-Йорке. Спал по 4-5 часов где придется: в машине, в самолете. Так он жил не год или два, а десятилетия. Он постоянно был окружен роем поклонников - пожилых дам и красивых юношей. Он шокировал тем, что прилюдно целовался взасос.
   Видя смущение окружающих, он приходил в восторг. И говорил, что это старинный русский обычай(!!!).
   У Нуриева были романы с легендарным солистом группы "Qween" Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном; и по слухам даже с незабываемым Жаном Маре. Но самой большой его любовью был танцор Эрик Брюн, звезда танца, огромного роста датчанин, танцевавший в "Жизели". Их роман длился до 1986 года, когда Брюн умер от СПИДа. "Все другие юноши были мимолетными увлечениями, - писал знакомый Нуриева. - Случайные встречи ради призрачного мгновения, иллюзии наслаждения, лишь бы не остаться одному". У Нуриева была слабость к собирательству красивых вещей - все его шесть домов были набиты антиквариатом. Два острова в Средиземном море обошлись ему в 40 миллионов долларов. Он любил роскошь, дорогие ткани и балетные костюмы, сшитые специально для него, облаченный в шелковый халат, он идеально вписывался в свои роскошные апартаменты. Костюмы он заказывал лучшим итальянским кутюрье. Они стоили десятки тысяч долларов. Коллекционировал живопись и скульптуру - изображения обнаженных мужских тел. Его огромная парижская квартира на набережной Вольтера была завешана нагими Аполлонами и эфебами. У него были квартиры в Нью-Йорке и Париже, дома в Лондоне и Сен-Бартельми, ранчо в США, два острова в Средиземном море.
   Чингисхан балета
   Вряд ли фильмы могут дать полное представление о "Чингисхане балета". Смотреть Нуриева нужно было на сцене. И все же замечательно, что он много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел фильм-балет с его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в фильме режиссера Рассела. Критика писала, что в фильме "Валентино" Нуриев сыграл себя. Сообщая о смерти Нуриева, многие телеканалы мира транслировали кадры из фильма, где танцовщик изображает умершего Валентино. Нуриев был еще и режиссером балета. В 60-х годах он поставил "Раймонду, "Дон Кихота" и "Спящую красавицу", "Щелкунчика" и другие балеты. В 1964 году на сцене Венской оперы Нуриев поставил "Лебединое озеро", вместе с Марго они исполнили главные роли - им устроили безумную овацию, занавес подымался больше восьмидесяти раз. В 1982 году артист получил австрийское гражданство, а последние свои годы Нуриев прожил во Франции, являясь с 1983 по 1989 год директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако большую часть времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была роскошная вилла.
   Смертельный вирус
   В конце 1984 года Нуриев пришел на прием к молодому парижскому врачу Мишелю Канези. Оказалось, что вирус СПИДа уже развивался в организме Нуриева в течение последних 4 лет. Страшную весть Нуриев воспринял спокойно, он был чрезвычайно богат и рассчитывая вылечиться с помощью денег. С этого момента он стал выделять на свое лечение до двух миллионов долларов в год. Нуриева решили лечить новым лекарством, которое следовало ежедневно вводить внутривенно. Однако Нуриев через четыре месяца отказался от инъекций. После этого какое-то время СПИД не давал о себе знать. Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной 1992 года началась ее последняя стадия. Нуриеву хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба дала ему такой шанс. На время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль.
   Прощание
   В 1988 году Нуриеву разрешили краткий визит в Уфу, чтобы проститься с матерью перед ее кончиной. А в 1989 году он наконец выступил на сцене родного Кировского театра. Было заметно, что он серьезно болен, но держался он молодцом. Будучи смертельно больным, Нуриев вновь приехал в Россию в 1992. Он уже не мог самостоятельно спуститься по трапу самолета. Он консультировал спектакли, на которые его возили в кресле. Но держался он до последних минут мужественно.
   3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести там последние сто дней. Ему требовалось лечение в стационаре.
   "Мне конец?" - постоянно спрашивал он врача. Тот не решался говорить ему правду. 20 ноября Нуриев лег в больницу и ничего не мог есть.
   Питание ему вводили через вену. Он умер тихо и без страданий накануне православного Рождества, 6 января 1993 года.
   Нуриев похоронен на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. У его гроба читали стихи Пушкина. Танцор лежал в гробу в строгом черном костюме и в чалме. Нуриева похоронили рядом с могилой Андрея Тарковского.
   Священник местной православной церкви рассказывает, что родственники Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому и по православному обрядам, поскольку незадолго до смерти он будто бы принял православие.
  
   Спустя год я была на могиле Нуриева на русском кладбище в Париже. Сфотографировала ее. Проявила пленку и ужаснулась. На фотографии явно видно светящееся пятно, словно неугомонный дух никак не мог покинуть могилу, улететь туда, куда ему и положено - на вечный покой. А на пленке этого пятна не было. "Никакого дефекта", - сказал мне мастер. Кроме ДЕФЕКТА НАШЕГО БЕЗУМНОГО МИРА. Не принимающего неистовую неординарность. НО ЭТО УЖЕ - О ДРУГОМ.. .
  
Cвидетельство о публикации 185498 © Виолетта Баша 12.02.08 05:05

Комментарии к произведению 2 (6)

Комментарий неавторизованного посетителя

- Сразу предупреждаю: у меня патологическое неприятие гомосексуалистов в брюках. И моя терпимость к ним выражается лишь тем, что никогда не призывал их уничтожать или отнимать то, что они сами себе способны сотворить.

- согласна...уничтожать не надо, пока они в рамках личного, это их дело, если не нарушают закон, но мне, например, был бы неприятен марш голубых в Москве, и Лужков со мной согласен, что отрадно...

- Увы, позже и история библейского Лота (которого почему-то называют героем) укрепила мое неприятие нестандартноориентированных...

- да уж...

- Тем не менее. Гомосексуалисты в той или иной области бытия человечьего ПРОЯВЛЯЮТ себя, пытаются доказать свою состоятельность как равноправной частицы общества или даже в силу своей, условно скажем, неполноценности пытаются поставить себя выше общества хоть каким возможным из человеческим талантом. Искусство (как культура) есть самое удобное поле для реализации самоутверждения своей "неполноценности" (нарошно слова беру в кавычки, ибо определения условны)...

- если гомосексуалист занимается искусством, и талантливо, то мне не важна его ориентация, мне важно то, что является предметом его искусства =- будь то картина , музыкальное произведение ( например Чайковский) и т.п... и если при этом не ведет пропаганда нестандартной ориентации...

- Что интересно? Лично для меня, как гром с ясного неба, звучало это сочетание: Нуриев и Меркури...

- И мне нравится "Квин"...

- А я любил слушать "Квин"... но не любил балет, и уже едва ли полюблю этот недоступный мне язык телодвижений (Не потому что тупой... Я прекрасно, благодаря нашему местному театру, понимаю язык хореографии, мастерски вплетенный в язык "традидиционного" театра...)

- бывает... а мне балет нравится, как и танцы вообще, фламенко особенно

-Моя мысль заключена в следующем. Полагаю, надо приложить нимало труда, нимало "повертеть" собственными мозгами и чувствами, чтобы разделить личность и его персонаж (в искусстве, в данном случае), чтобы через искусство, а не через личность что-то, хоть что-то дошло или вошло в нашу жизнь, бытие...

- и я об этом...

- Не уверен, что все искусство следует принимать безоговорочно...

- ни в коем разе!

- Едва ли пресловутый Борис Моисеев может своим "искусством" изменить или просто обрадовать, как красивая, но бесполезная вещица, чью-то жизнь...

- сейчас его и крапсивой вещитцей не назовешь...

мне забавно было смотреть на него в перьях на заре его "творчества", первые его выступления ( особенно "дитя порока" - песня, и прочие "лебеди" - были заметным шоу, но вообще-то я бы не поощряла такое "искусство")...

сейчас же он вызывает у меня неприятие, особенно на шоу "две звезды" - пошловат, как и Елена Воробей, они вместе просто отвратительное шоу...

- Но от "Щелкунчика" редкий человек, грубо говоря, не забалдеет... Как и от "Шоу должно продолжатся"...

- Точно, огромный драйв, я по Меркури и "Шоу маст гоу" - звучит как пророческое , зная о его судьбе - умер от СПИДа...

- Любую и каждую человеческую драму можно понять, это совсем не трудно. Мне ближе драма Оливера Твиста Ч. Диккенса, чем драма Нуриева.

- ... каждому - свое...

Я уже плохо помню Диккенса, читала его лет 30 назад...

- (Мне много чего не понятно в жизни человека. Например, почему импрессионистская "мазня" нынче украденная из швейцарского музея стоит во много порядков выше картин наших городских художников. Не понимаю. Хотя есть смутное подозрение: если сейчас у неизвестного художника купить за миллион долларов какой-нибудь эскиз, то ниже он уже никогда стоит не будет))

- это условность... то, что начинает "цениться" часто - условно принято за "шедевр", и часто же гораздо более совершенные вещит уходят в Лету безвестными...

И вот еще что. Чтобы было понятно. Я делала серию статей "Двадцатый век в лицах". В каждой судьбе искала не только то, что называется талантом, но и все, что сопутствовало, жизненную драму, второй план и т.п.... говорить о Нуриеве и не говорить о его личной жизни было бы не полным раскрытием образа...потому что эта личное наложило отпечаток на само творчество...

то же самое и про всех, о ком писала...

>>>Именно Нуриев сделал роль партнера в балете значимой. До него в советском балете партнер воспринимался как второстепенный участник, призванный поддерживать балерину.>>>

Любопытно, из какого это источника? Почему "именно Нуреев" и "до него в советском балете", когда уже были Чабукиани, Сергеев и "героическая" традиция советского балета?

>>>Нуриев был еще и режиссером балета.>>>

Новый термин для хорегорафа-постановщика?

>>>В 60-х годах он поставил "Раймонду, "Дон Кихота" и "Спящаую красавицу", "Щелкунчика" и другие балеты.>>>

Что касается "Раймонды", "Спящей" и "ДК", то Нуреев, наверное, создал всё-таки _свои редакции_ балетов Петипа?

Ссылки? Пожалуйста)))

"Имя Нуриева стало своеобразным символом в истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ. Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, даже покинул родину"

http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/noureev/

"Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и удивительно мощным."

http://www.apsara-dance.ru/index.php?option=com_c />

"Считается, что Рудольф Нуриев полностью изменил роль танцора в классическом балете."

http://www.ng.ru/culture/2007-05-18/100_nuriev.html

"Благодаря его страсти в балете роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины"

http://www.bulvar.ws/index.php?action=printpage;topic=17607.0

"Благодаря его страсти в балете роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины"

http://www.rian.ru/review/20060616/49615309.html

"Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины"

http://people.h15.ru/pub/a13755.php

"Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины"

http://www.allabout.ru/a13254.html

и т.д.

И предшественников его танец можно сравнить разве что с танцем Нижинского, а имен - имен всегда хватает... звезд вот - меньше...

режиссер балета как термин не новый, достаточно посмотреть поисковик Яндекса,

"режиссер балета"

http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%F0%E5%E6%E8%F1%F1%E5%F0+%E1%E0%EB%E5%F2%E0

Результат поиска: страниц 31 237, сайтов не менее 2 829

это - синоним

>>>Ссылки? Пожалуйста)))>>>

Вот в том и дело, что ссылки даны на пипл.ру, оллэбаут, бульвар, то есть сайты, которые тупо копируют друг у друга статьи и фразы про "страсть в балете", совсем не вникая в написанное (вернее, скопипащенное). Собственно, того, "чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия", добился ещё Нижинский (хотя тут стоит вспомнить и Вестриса, и Бурнонвиля, и Жюля Перро), поэтому интересно было бы обсудить, что _нового_ добавил к его достижениям Нуреев. Я говорила о тех, кто был после Нижинского, но до Нуреева: Чабукиани, Сергеев звёзды первой величины!

Вот и удивляюсь, почему все заслуги приписаны Нурееву.

>>>режиссер балета как термин не новый, достаточно посмотреть поисковик Яндекса,>>>

Термин, действительно, не новый, но корректно ли его применять к постановщику балетного спектакля? Раньше в балете режиссёр спектакля занимался тем, что следил, чтобы вовремя подняли-опустили занавес, поставили декорации, вышли герои, погас-зажёгся свет и т. д. техническая рутина, не творчество. Не знаю, с чего бы сейчас термину менять значение.