• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Статья

Марина Новикова Верлибр изыскания дилетанта

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Почему такое название? Я никогда не увлекалась верлибрами. Нет, читать - читала, но при этом не могла отделаться от мысли, что автору было просто лень или не под силу зарифмовать строчки.
Не одна я так думала. Как утверждает Владимир Монахов в статье "Мысль живёт не вширь, а вглубь себя", Александр Кушнер резко высказывался по поводу верлибров: "Верлибр хорош только изредка!". Олег Хлебников настаивал, что русский язык еще не исчерпал своих возможностей до того, чтобы верлибр стал вдруг столь же обязательным. Евгений Евтушенко заявлял, что по-настоящему свободным стихом могут пользоваться только поэты, которые полностью освоили грамматику поэтического мастерства в области регулярного стиха.
http://nashaulitsa.narod.ru/Monahov-Misl.htm
Впервые столкнулась с необходимостью написать верлибр, занимаясь "сочинительством" в классе поэта и сценариста Майкла Линча (Michigan State University). Надо сказать, что в англоязычной поэзии верлибр более распространён, чем у нас.
Итак, мой первый верлибр. Дело было летом на юге Франции, и мой верлибр был про гигантскую жабу размером с котёнка, реально увиденную мной на асфальтовой мостовой прованского городка. Этот мой опус на английском языке не сохранился, о чём я нисколько не жалею.
И вот новая встреча с верлибром, на этот раз, на Литсовете, в рамках конкурса "Соло для двоих". Боже, как я ругалась! Но тут же полезла во всемирную паутину разбираться, что же это такое - верлибр? С результатами этих поисков я и поделюсь с заинтересованными читателями.
Первое, что бросилось в глаза: почти все русскоязычные статьи приводят одно и то же определение верлибра, слово в слово, не ссылаясь при этом на первоисточник. Вот это определение:
Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ века. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр.
Автором определения является Вадим Руднев, лингвист и философ, автор книги Словарь культуры ХХ века.
http://www.kulichki.com/moshkow/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt
Ещё одно определение:
Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.
Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137.
http://slovar.lib.ru/dictionary/verlibr.htm
Как видите, в этом определении не столь категорично провозглашаются негативные характеристики верлибра. "Может не быть рифмы" - значит, что верлибры могут быть и рифмованными. Говорится здесь и о повторяющейся интонации, и о своеобразном ритме стихотворения.
Поскольку слово верлибр (vers libre) - изобретение французов, я полезла искать французское определение верлибра. И вот что нашла (сокращённый перевод мой):
Верлибр - стих, который не представляет никакой регулярной периодической структуры: ни ритма, ни рифмы, ни строф. Между тем, он сохраняет некоторые характеристики стиха: как минимум, это разделение фраз на строки, благодаря чему свободный стих остается распознаваемым как стих.
Другие характеристики, напоминающие регулярную поэзию: присутствие прописных букв в начале строки и звуковых повторов (некоторые "верлибристы" поддерживают, и даже в существенной мере, принцип рифмы или созвучия в конце строк), переменный, но обнаруживаемый размер, и т.д.
http://abardel.free.fr/glossaire_stylistique/vers_libre.htm
Опять же, противоречивое определение. Сначала - "ни ритма, ни рифмы", а потом допускается "принцип рифмы или созвучия в конце строк".
В определении верлибра нет полного единодушия. В английской литературе понятие верлибра более широкое. Так, из англоязычной Wikipedia узнаём, что существует три вида верлибров:
    - свободный ямбический стих или вольный ямб
    - ритмический стих или белый стих
    - свободный стих, где непостоянство ритма является главным условием
http://en.wikipedia.org/wiki/Free_verse#Some_types_of_Free_Verse
В русской традиции вольный ямб и белый стих верлибрами, вроде бы, не считаются, хотя тоже существует некоторая путаница в этих понятиях. Попробуем разобраться.
1. ВОЛЬНЫЙ ЯМБ - ямб, у которого длинные строчки незакономерно чередуются с короткими.
Это, например, размер русских басен:
"На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж, было, собралась" (Крылов)
2. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих с чётким ритмом. Белый стих обладает определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Пример:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного. (Кольцов)
3. СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих с непостоянным ритмом. Может быть как рифмованным, так и нерифмованным.
Примеры рифмованного верлибра:
Улица быстрым потоком шагов,
Плеч, и рук, и голов
Катится, в яростном шуме,
К мигу безумий,
Но вместе —
К свершеньям, к надеждам и к мести!... (В. Брюсов)
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
Чуть войдешь в здание:
Отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский)
Примеры нерифмованного верлибра
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй. (А. Блок)
Там
в незримой протяжённости
твоего зрачка
в шар сжимается
горизонт... (Пётр Соловьёв)
А есть ещё разновидность верлибра - УДАРНИКИ. Это акцентные стихи без чёткого ритма, но с фиксированным числом ударных слогов в строке. Ударники могут быть как рифмованными, так и нерифмованными:
Примеры нерифмованных ударников
Вечерний сумрак над теплым морем,
Огни маяков на потемневшем небе,
Запах вербены при конце пира,
Свежее утро после долгих бдений,
Прогулка в аллеях весеннего сада,
Крики и смех купающихся женщин... (М. Кузмин)
Рифмованный ударник
..И когда
осталось
на баррикады выйти,
день
наметив
в ряду недель,
Ленин
сам
явился в Питер:
— Товарищи,
довольно тянуть канитель! —
Гнет капитала,
голод-уродина,
войн бандитизм,
интервенция ворья,
будет! —
покажутся
не более родинок
на теле бабушки,
древней истории. (В. Маяковский)
Приведённые выше примеры верлибров из пункта 3 взяты из поэтического словаря Квятковского.
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0751.htm
А теперь для сравнения несколько примеров из материалов конкурса "Соло для двоих", полуфинал, посвящённый верлибрам. Привожу лишь фрагменты стихов.
Пример 1
Ни на кого Вы не похожи.
Не похожи...
И что же сделать с этим? Как мне жить?
Я — тоже не похож. Сам по себе...
Прохожий. (С. Стукало)
---!---!-
--!-
-!-!-!-!-!
-!---!---!
-!-
Частично рифмованный верлибр. Ритм меняется, длина строки тоже.
Пример 2
Когда порой осенней яркий луч
На день, на час разрежет серый саван
И мастихином золото набросит
На голубом подрамнике небес (С. Колонов)
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
Это белый стих. Чётко прослеживается ритм ямба.
Пример 3
В твоих руках,
Пожелтевших от времени,
Временем сморщенных,
Маленький букетик
опавших листьев. (Декабрина)
-!-!
--!--!--
!--!--
!---!-
-!-!-
Верлибр, нерифмованный, двухударник (два ударных слога на строку), ритм переменный.
Пример 4
Захлебнувшись заморским теплом,
Онемев от восторга
Перелетные птицы следят
за мерцаньем колибри,
За полетами бабочек, крылья которых с ладонь,
И считают что сад-это рай. (М. Генчимахер)
--!--!--!
--!--!-
--!--!--!
--!--!-
--!--!--!--!--!
--!--!--!
Чётко прослеживается ритм анапеста. Длина строк разная. Белый разностопный анапест.
Вывод
Верлибр - свободный стих. Это особый творческий метод, основанный на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме, не ограниченной жёсткими рамками. И он свободен не только от ритма и рифмы, но, как ни парадоксально это звучит, и от необходимости полностью избавляться от оных. То есть верлибром, помимо разбитой на строчки прозы, могут считаться и рифмованные строки, и нерифмованный стих с выраженным, но непостоянным ритмом. Автор верлибра волен выбирать, хочет ли он начинать каждую строку с заглавной или с прописной буквы, ставить знаки препинания или не ставить, разбивать стих на абзацы или нет.
В таком случае - ура верлибру!
Новикова Марина
Cвидетельство о публикации 176854 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 28.12.07 09:40

Комментарии к произведению 2 (2)

Комментарий неавторизованного посетителя

И в чем смысл сего труда? Имхо, халтурка ;-))

Да знаете, Иван, как-то делать было нечего, дай, думаю, про верлибры напишу. После длинного рабочего дня, чем же ещё-то заняться? Простите великодушно, что не получила на то Вашего разрешения.

:-)))

На самом деле меня попросили написать этот обзор. Сказать по правде, на Вашу доброжелательную критику я как-то и не рассчитывала.

С наступающим Новым Годом!

"как-то делать было нечего, дай, думаю, про верлибры напишу. После длинного рабочего дня, чем же ещё-то заняться"

а такое впечатление и складывается. Точнее, впечатление, что кому-то в школе на литкружке задали написать реферат - и этот кто-то старательно обложился словарями и переписал оттуда несколько определений.

Вас также с наступающим.