• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Очерк
На конкурс "Автор (писатель) в шкуре критика". Разбор произведения "На день раньше" В.Батаева

Выбор Ви и Владимира Батаева

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Выбор Ви и Владимира Батаева

Существует множество миров.

Каждый миг привычный нам мир расщепляется

на бесконечное множество других миров

с отличающимися друг от друга прошлым и будущим.

(Р.Бах)

У человека всегда есть выбор, потому что в каждой временной точке существует несколько миллионов вероятностей развития жизни как отдельного индивидуума, так и мира в целом, что и позволяет фантастам писать о параллельных мирах. Причем человек находится в ситуации выбора постоянно: купить ли к обеду белый хлеб или ржаной, какой галстук подойдет к этой рубашке - полосатый или в горошек, приготовить ужин или перекусить в Макдоналдсе. Даже элементарный выбор - встать с первой трелью будильника или, выключив электронного зануду, подремать еще минут эдак десять - влечет за собой то или иное возможное развитие жизни. Встал бы вовремя - не носился бы потом по квартире, теряя тапки, обжигаясь кофе, не опоздал бы на автобус и не нервничал бы из-за возможности получить выговор от начальства по поводу задержки на работу. Но ты сам выбрал это. Только ты.
Множество дверей перед нами, и не каждую мы открываем. Какую-то мы, потоптавшись, так и оставляем закрытой, в другую же влетаем, без приглашения, не постучавшись и не подбирая ключа. Вот и девушка Виктория (или Ви, как ее называли друзья) сама, без чьего-то наущения, оказавшись перед дверью квартиры малознакомого мужчины по имени Блэк, открывает ее и определяет тем самым свою судьбу. Просто она открыла ее на день раньше. Впрочем, обо всем по порядку...
Рассказ Владимира Батаева "На день раньше" написан на одну из любимейших, на мой взгляд, у фантастов тем о множественности миров, существующих параллельно.
Целый ассоциативный ряд возникает в памяти - начиная от "Алисы в Зазеркалье" Л. Кэрролла и заканчивая "Черновиком" С. Лукьяненко.
Начало рассказа с его шарадами интригует, концовка - разочаровывает. Развитие действия напомнило мне телесериал, в 149 сериях которого переливается из пустого в порожнее одно и то же, а в заключительной, 150-й, за считанные секунды пролетают годы, все узлы моментально распутываются, герои находят друг друга, женятся и производят на свет детишек и прочее в том же духе... О чем это я?
Герои прорисованы штрихами, их внешность оставлена на воображение читателя. Зато чересчур подробно описана квартира Привратника, до отказа наполненная книгами. Блэк предстает перед нами любителем фэнтази и пива, а также параллельных миров. О Виктории известно еще меньше. Любопытна, как все представительницы прекрасного пола. Умна (можно предположить, что не блондинка) - разгадывает все предложенные ей шарады (кстати, неизвестно откуда взявшиеся - сам хозяин теряется в догадках). И, к сожалению, не доверяет своей женской интуиции - так не терпится ей попасть в квартиру Блэка на день раньше. Ох, знала бы она, что задумал этот ее новый знакомый! А, кстати, что же он действительно задумал?
Рассказ полон недомолвок и непонятностей. И дело не в открытом финале, который сам по себе - прекрасный прием, позволяющий держать читателя в напряжении до конца повествования.
Кто такой Блэк, мы узнаем в последней фразе, а вот зачем ему понадобилось так издеваться над бедняжкой Ви, с какой целью он ее вообще приглашал, кого так опасается Привратник и потому избавляется от свидетеля - так и остается загадкой. Причем, по-моему, не только для читателя, но и для самого автора (уж больно он торопится закончить рассказ).
И все же, если висит ружье, оно должно выстрелить. Зачем автору понадобилось такое подробное описание квартиры: и "тамбур", и дверь, ведущая на балкон, и то, что квартир-то вообще оказывается две... В общем, очень пространное начало и скомканный финал (или не финал?) портит впечатление от рассказа.
Затронутая в произведении тема множественности выбора жизненных путей и свободы этого самого выбора для человека так и приглашает к дальнейшим размышлениям. И что там ждет в Зазеркалье современную Алису? А если бы она пришла на день позже, или все-таки в назначенное время? Как могла бы сложиться ее судьба в этих случаях?
Если расширить концепцию, может получиться неплохое произведение, в виде трилогии: "На день раньше", "Днем позже", "Вовремя".
Cвидетельство о публикации 165618 © Марыкова И. А. 25.10.07 11:35