Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Жанр: Публицистика
Форма: Очерк
Дата: 16.08.07 15:08
Прочтений: 4530
Средняя оценка: 9.62 (всего голосов: 8)
Комментарии: 14 (41) добавить
Скачать в [формате ZIP]
Добавить в избранное
Узкие поля Широкие поля Шрифт КС Стиль Word Фон
ПЕРВЫЙ после БОГА.
  
   17 августа исполняется 100 лет со дня рождения легендарного подводника, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны на море - капитана 1 ранга Богорад Самуила Нахмановича. Вся жизнь этого талантливого моряка была связана с морем, а лучшие годы жизни были отданы служению Отечеству.
   Самуил Нахматович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебск (Беларусь), в бедной еврейской семье рабочих. В 1935 году окончил Ленинградский Морской техникум и до августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского Морского пароходства. В Военно-Морской флот пришёл в конце сорокового, за полгода до начала Великой Отечественной. Обучившись военному делу в учебном отряде Подводного плавания, Самуил Нахманович поступает на Высшие специальные курсы командного состава Подводного плавания, в то время - Краснознамённый Учебный Отряд Подводного плавания (КУОПП) имени С. М. Кирова Балтийского флота. В июне 1941 года, после окончания Высших курсов, назначается на должность - помощника командира подводной лодки "Д-2".
   Подводные лодки типа - "Д" (Декабрист) являлись в то время новейшими дизель-электрическими подводными лодками. Высокопрочный клепаный корпус ДПЛ практически по всей её длине был спрятан в легкий корпус, что позволяло расположить в межкорпусном пространстве цистерны главного балласта. И этим самым увеличить глубину погружения. А сам прочный корпус был разделен на семь отсеков водонепроницаемыми переборками. На вооружении лодка имела шесть торпедных аппаратов в первом носовом отсеке, заряженные шестью прямолинейными парогазовыми торпедами и ещё шесть торпед были на стеллажах в этом же отсеке. И два торпедных аппарата в седьмом кормовом отсеке, заряженного аналогичными торпедами, но без запаса на стеллажах. На верхней палубе ДПЛ находились два 102-мм орудия, для ведения боя в надводном положении. Лодки этого класса были маневренны и быстроходны.
   Подводная лодка "Д-2", на которую был назначен Богорад, находилась в капитальном ремонте на одном из ленинградских судоремонтных заводов и числилась в составе Северного флота. Но с началом войны, а именно - 17 августа 1941 года, была зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота, и уже к концу года была спущена на воду. Так что, 17 августа - в судьбе тогда ещё тридцатичетырёхлетнего морского офицера была цифрой знаковой...
   В сентябре 1942 года "Д-2" вышла в первый боевой поход. Начался он не совсем удачно. При выходе в район патрулирования 24 сентября лодка попала в противолодочную сеть севернее о. Гогланд. Освобождение из неё заняло двое суток, и лишь крайне неблагоприятная для действия противолодочных сил погода позволила ей избежать встречи с противником. 26 сентября "Д-2" смогла окончательно освободиться от обрывков сетей и исправить повреждения вертикального руля. Затем, 14 октября, действуя на основных коммуникациях противника, экипаж "Д-2" атаковал из подводного положения одиночный транспорт фашисткой Германии - "Якобус Фритцен" и потопил его. Это была первая победа в те суровые дни. В ходе боевой службы было ещё несколько торпедных атак, но они не увенчались успехом. И только 19 октября в 17: 55 на линии Треллеборг - Засниц лодка встретила и атаковала конвой из двух паромов и пяти кораблей охраны. В результате атаки был поврежден железнодорожный паром "Дойчланд". Не плохой результат! Возвращаясь в базу и форсируя Финский залив "Д-2" была обнаружена сторожевыми кораблями противника и преследовалась ими более четырёх часов. За это время фашистскими бомбардирами было сброшено 48 глубинных бомб, но им не повезло, лодка благополучно вернулась в родную базу.
   За годы войны подводная лодка "Д-2", на которой начинал службу будущий герой - подводник С. Н. Богорад, совершила ещё четыре боевых похода и неоднократно одерживала победу в морских сражениях.
   В настоящее время "Д-2" - лодка-музей и находится в Санкт-Петербурге.
  
   В марте 1944 года уже опытный подводник капитан-лейтенант Богорад назначается командиром на подводную лодку "Щ-310" входящую в третий дивизион ПЛ БФ. Быть командиром подводной лодки - задача не столько почетная, сколь ответственная. Во все времена для подводников их командир считался - Первым после Бога. Ибо там, в замкнутом пространстве прочного корпуса, находясь в автономном плавании, только на плечи командира ложится ответственность за выполнение боевой задачи, за состояние корабля и духа экипажа. Командир в море всё - и мамка, и батька, и наградной отдел, и трибунал. Он - Первый, с него начинается корабль, ему вверен экипаж. Командир-подводник должен обладать интуицией влюбленного, быть невозмутимым из самых холоднокровных моряков, иметь здравое мышление практика и пылкое воображение романтика, уметь просчитывать боевые ситуации с гроссмейстерской скоростью и на много ходов вперед, при этом, не утрачивая терпения и выдержки завзятого рыболова. И, конечно же, опираясь на доклады акустиков - быть предприимчивым охотником и искусным следопытом. Из всех профессий на земле, профессия подводник - одна из самостоятельных, и вот почему. А потому что, находясь в автономном плавании неоткуда ждать рекомендаций и помощи, не придумала ещё наука постоянную связь с субмариной находящуюся под водой. Даже космонавты, там далеко в космосе, ежеминутно могут располагать на связь с Землей и воспользоваться рекомендациями ЦУПа, а подводники этого лишены... поэтому, только самоконтроль, только самостоятельность решений и только самодисциплина. И командир во всем этом - главная фигура, его решение - последняя инстанция. Всплыть на связь с береговыми оперативными службами - порой это смерти подобно, а при ведении боевых действий - тем более. Да и само поведение командира в тех или иных ситуациях - это искренне "сценический образ" обязывающий экипаж сыграть боевую драму с триумфальным или не очень концом.
   Подводной лодкой "Щ-310" Самуил Нахманович командовал до конца войны. Совершив три боевых похода экипаж ПЛ под командованием Богорада записал на свой счёт восемь потопленных и поврежденных кораблей противника, а так же множество ценных разведданных о дислокациях гитлеровских конвоев и кораблей. Действуя дерзко и смело "Щ-310" не раз вводила в ступор хваленую гитлеровскую морскую тактику. Грамотность командира и слаженные действия всего экипажа субмарины внесли вескую лепту в общую победу над врагами человечества. В марте 1945 года подводная лодка "Щ-310" награждается орденом Красного Знамени, а офицеры и моряки-подводники удостаиваются государственных наград. Командиру - присваивается воинское звание - капитан 3 ранга.
  
   У войны - не доброе лицо. И поведение воюющих в войнах - это зеркало, в котором отражается либо звериная гримаса, либо праведный лик. Вот только один факт, позволяющий ясно отличать - героев от убийц, озверение от добродетели, завоевателей от освободителей.
   Апрель 1945 года. Фашистская группировка издает жалостливые писки в Курляндском котле, и их командование в помощь посылает несколько танкеров с бензином в район Вентспилского порта. Подводная лодка "Щ-310" совершает боевое патрулирование западнее Либавы (Лиепая) в Балтийском море. Акустик докладывает в Центральный пост о шуме винтов и классифицирует их - как танкер. Командир всплывает на перископную глубину, и в туманной ранней дымке действительно обнаруживает невооруженный танкер "Геттеринг" идущий без охранного конвоя. Принимается решение - атаковать транспорт из надводного положения. Лодка всплывает, "Боевая тревога!" - личный состав экипажа готовиться к атаке. Но командир на капитанском мостике не спешит пустить торпеду по фрицам. "Не вооружены и без охраны - думает он, - стоит ли..." и он, используя громкоговорящую связь, предлагает экипажу покинуть борт, а командиру танкера прибыть на борт подводной лодки с "Вахтенным журналом". А ведь мог и утопить... Уничтожить с чувством глубокого удовлетворения... Кто упрекнёт?! Да ни кто. Через какое-то время фашистские моряки оставляют свой транспорт, а их командир выполняет приказание командира подводников. "Вахтенный журнал", бинокль и документация на перевозимый груз остаются у капитана 3 ранга Богорада, а плененные моряки убираются на шлюпках восвояси, целыми и невредимыми. Транспорт расстреливается и топится. И вот, уже в мирные 70-ые годы, капитан дальнего плавания Богорад Самуил Нахманович, на одном из сухогрузов Рижского Морского пароходства стоит на рейде Кильского канала в ожидании лоцмана порта. Всё тот же - капитанский мостик, но уже мирного парохода, всё те же - Балтийское, а туда дальше через канал, Северное - моря, но уже без коварных военных прибамбасов - мин, торпед и плутонгов, и всё тот же трофейный бинокль трёт грудь легендарного капитана. Вахта у трапа докладывает, что на борт поднимается прибывший немецкий лоцман порта. Капитан просит проводить его в ходовую рубку. Прибывший лоцман замер от неожиданного - он увидел свой бинокль, а в немолодом уже облике капитана узнал того командира подводной лодки, который даровал жизнь ему и его тогдашнему экипажу...
   Вот так порой пересекаются судьбы некогда стоящие по разные стороны жизнепонимания, и вот так иногда планида останавливает своё колесо на точке - Жить. А ведь мог бы измотанный войною подводник, тогда... Мог, и без упреков...
  
   9 Мая 1945 года - День Победы орденоносная "Щ-310" встретила в Ленинграде, где на судоремонтных верфях залечивала раны от боевых походов. А 8 июля 1945 года её командиру капитану 3 ранга Богораду Самуилу Нахмановичу указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3294) - "...за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками..."
  
   После войны отважный офицер-подводник продолжил службу в Военно-Морском флоте на Балтике. С июля 1945 года по апрель 1948 - он командовал подводной лодкой "К-56", а затем, уже капитаном 2 ранга, по февраль 1950 года - ПЛ "Н-28".
   В феврале месяце капитан 2 ранга Богорад С.Н. назначается командиром 1-ой бригады подводных лодок Балтийского флота, а с декабря этого же года по ноябрь 1952 - начальником отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны Штаба 8-ого ВМФ. 26 мая 1955 года герою-подводнику присваивается воинское звание - капитан 1 ранга. С октября 1959 года капитан 1 ранга Богорад С.Н. - начальник вспомогательных судов Рижской Военно-Морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года он уходит в отставку.
  
   Но на этом его связь с морем не заканчивается. Живя в Риге, Богорад трудится в Латвийском пароходстве и начинает свою мирную жизнь как бы заново. С 1962 года он ходит на сухогрузах вначале в качестве помощника капитана, а потом капитаном. Море не отпускает. Самуил Нахманович становится одним из лучших капитанов дальнего плавания. И только непредвиденные семейные обстоятельства, заставили сделать выбор в пользу суши, трагическая гибель жены сына (тоже - моряка), повелела альбатросу сложить крылья и приземлиться. Закаленные временем супруги Богорад, Элеонора Ивановна и Самуил Нахманович, стали растить и воспитывать двух внуков, пока их сын был в морях.
   "Жить прожить - не поле перейти", да и "поля" для ветеранов войны были чаще сложнее, чем сама жизнь, всё большей частью - минные и кровавые, но они их прошли. Прошли! Даровав мир и жизнь многим теперь уже поколениям. И нам надо не забывать об этом. Не забывать.
   Скончался Герой Советского Союза ветеран-подводник - 23 апреля 1996 года, в городе Риге и похоронен на Гарнизонном кладбище.
   А 17 августа этого года ему исполнится 100 лет. Не хочу писать в сослагательном наклонении, так как в этот день на могилу Героя к памятнику придут моряки ветераны подводного флота, родные и друзья Самуила Нахмановича, придут те которые его помнят и любят, и те которые только читали о нём на страницах печати, придут - ибо пока помнят - человек живёт.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Cвидетельство о публикации 153609 © Акиндинов С. А. 16.08.07 15:08
Число просмотров: 4530
Средняя оценка: 9.62 (всего голосов: 8)
Выставить оценку произведению:
Считаете ли вы это произведение произведением дня? Да, считаю:
Купили бы вы такую книгу? Да, купил бы:

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):
Если Вам понравилась цитата из произведения,
Вы можете предложить ее в номинацию "Лучшая цитата дня":

Введите код с картинки (для анонимных пользователей):

litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 326
Из них Авторов: 12
Из них В чате: 0