Голосую
  • Полный экран
  • в избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
О произведении:
Жанр: Публицистика
Форма: Очерк

ПЕРВЫЙ после БОГА.

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:











  • Цвет фона
  • Цвет текста
  
   17 августа исполняется 100 лет со дня рождения легендарного подводника, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны на море - капитана 1 ранга Богорад Самуила Нахмановича. Вся жизнь этого талантливого моряка была связана с морем, а лучшие годы жизни были отданы служению Отечеству.
   Самуил Нахматович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебск (Беларусь), в бедной еврейской семье рабочих. В 1935 году окончил Ленинградский Морской техникум и до августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского Морского пароходства. В Военно-Морской флот пришёл в конце сорокового, за полгода до начала Великой Отечественной. Обучившись военному делу в учебном отряде Подводного плавания, Самуил Нахманович поступает на Высшие специальные курсы командного состава Подводного плавания, в то время - Краснознамённый Учебный Отряд Подводного плавания (КУОПП) имени С. М. Кирова Балтийского флота. В июне 1941 года, после окончания Высших курсов, назначается на должность - помощника командира подводной лодки "Д-2".
   Подводные лодки типа - "Д" (Декабрист) являлись в то время новейшими дизель-электрическими подводными лодками. Высокопрочный клепаный корпус ДПЛ практически по всей её длине был спрятан в легкий корпус, что позволяло расположить в межкорпусном пространстве цистерны главного балласта. И этим самым увеличить глубину погружения. А сам прочный корпус был разделен на семь отсеков водонепроницаемыми переборками. На вооружении лодка имела шесть торпедных аппаратов в первом носовом отсеке, заряженные шестью прямолинейными парогазовыми торпедами и ещё шесть торпед были на стеллажах в этом же отсеке. И два торпедных аппарата в седьмом кормовом отсеке, заряженного аналогичными торпедами, но без запаса на стеллажах. На верхней палубе ДПЛ находились два 102-мм орудия, для ведения боя в надводном положении. Лодки этого класса были маневренны и быстроходны.
   Подводная лодка "Д-2", на которую был назначен Богорад, находилась в капитальном ремонте на одном из ленинградских судоремонтных заводов и числилась в составе Северного флота. Но с началом войны, а именно - 17 августа 1941 года, была зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота, и уже к концу года была спущена на воду. Так что, 17 августа - в судьбе тогда ещё тридцатичетырёхлетнего морского офицера была цифрой знаковой...
   В сентябре 1942 года "Д-2" вышла в первый боевой поход. Начался он не совсем удачно. При выходе в район патрулирования 24 сентября лодка попала в противолодочную сеть севернее о. Гогланд. Освобождение из неё заняло двое суток, и лишь крайне неблагоприятная для действия противолодочных сил погода позволила ей избежать встречи с противником. 26 сентября "Д-2" смогла окончательно освободиться от обрывков сетей и исправить повреждения вертикального руля. Затем, 14 октября, действуя на основных коммуникациях противника, экипаж "Д-2" атаковал из подводного положения одиночный транспорт фашисткой Германии - "Якобус Фритцен" и потопил его. Это была первая победа в те суровые дни. В ходе боевой службы было ещё несколько торпедных атак, но они не увенчались успехом. И только 19 октября в 17: 55 на линии Треллеборг - Засниц лодка встретила и атаковала конвой из двух паромов и пяти кораблей охраны. В результате атаки был поврежден железнодорожный паром "Дойчланд". Не плохой результат! Возвращаясь в базу и форсируя Финский залив "Д-2" была обнаружена сторожевыми кораблями противника и преследовалась ими более четырёх часов. За это время фашистскими бомбардирами было сброшено 48 глубинных бомб, но им не повезло, лодка благополучно вернулась в родную базу.
   За годы войны подводная лодка "Д-2", на которой начинал службу будущий герой - подводник С. Н. Богорад, совершила ещё четыре боевых похода и неоднократно одерживала победу в морских сражениях.
   В настоящее время "Д-2" - лодка-музей и находится в Санкт-Петербурге.
  
   В марте 1944 года уже опытный подводник капитан-лейтенант Богорад назначается командиром на подводную лодку "Щ-310" входящую в третий дивизион ПЛ БФ. Быть командиром подводной лодки - задача не столько почетная, сколь ответственная. Во все времена для подводников их командир считался - Первым после Бога. Ибо там, в замкнутом пространстве прочного корпуса, находясь в автономном плавании, только на плечи командира ложится ответственность за выполнение боевой задачи, за состояние корабля и духа экипажа. Командир в море всё - и мамка, и батька, и наградной отдел, и трибунал. Он - Первый, с него начинается корабль, ему вверен экипаж. Командир-подводник должен обладать интуицией влюбленного, быть невозмутимым из самых холоднокровных моряков, иметь здравое мышление практика и пылкое воображение романтика, уметь просчитывать боевые ситуации с гроссмейстерской скоростью и на много ходов вперед, при этом, не утрачивая терпения и выдержки завзятого рыболова. И, конечно же, опираясь на доклады акустиков - быть предприимчивым охотником и искусным следопытом. Из всех профессий на земле, профессия подводник - одна из самостоятельных, и вот почему. А потому что, находясь в автономном плавании неоткуда ждать рекомендаций и помощи, не придумала ещё наука постоянную связь с субмариной находящуюся под водой. Даже космонавты, там далеко в космосе, ежеминутно могут располагать на связь с Землей и воспользоваться рекомендациями ЦУПа, а подводники этого лишены... поэтому, только самоконтроль, только самостоятельность решений и только самодисциплина. И командир во всем этом - главная фигура, его решение - последняя инстанция. Всплыть на связь с береговыми оперативными службами - порой это смерти подобно, а при ведении боевых действий - тем более. Да и само поведение командира в тех или иных ситуациях - это искренне "сценический образ" обязывающий экипаж сыграть боевую драму с триумфальным или не очень концом.
   Подводной лодкой "Щ-310" Самуил Нахманович командовал до конца войны. Совершив три боевых похода экипаж ПЛ под командованием Богорада записал на свой счёт восемь потопленных и поврежденных кораблей противника, а так же множество ценных разведданных о дислокациях гитлеровских конвоев и кораблей. Действуя дерзко и смело "Щ-310" не раз вводила в ступор хваленую гитлеровскую морскую тактику. Грамотность командира и слаженные действия всего экипажа субмарины внесли вескую лепту в общую победу над врагами человечества. В марте 1945 года подводная лодка "Щ-310" награждается орденом Красного Знамени, а офицеры и моряки-подводники удостаиваются государственных наград. Командиру - присваивается воинское звание - капитан 3 ранга.
  
   У войны - не доброе лицо. И поведение воюющих в войнах - это зеркало, в котором отражается либо звериная гримаса, либо праведный лик. Вот только один факт, позволяющий ясно отличать - героев от убийц, озверение от добродетели, завоевателей от освободителей.
   Апрель 1945 года. Фашистская группировка издает жалостливые писки в Курляндском котле, и их командование в помощь посылает несколько танкеров с бензином в район Вентспилского порта. Подводная лодка "Щ-310" совершает боевое патрулирование западнее Либавы (Лиепая) в Балтийском море. Акустик докладывает в Центральный пост о шуме винтов и классифицирует их - как танкер. Командир всплывает на перископную глубину, и в туманной ранней дымке действительно обнаруживает невооруженный танкер "Геттеринг" идущий без охранного конвоя. Принимается решение - атаковать транспорт из надводного положения. Лодка всплывает, "Боевая тревога!" - личный состав экипажа готовиться к атаке. Но командир на капитанском мостике не спешит пустить торпеду по фрицам. "Не вооружены и без охраны - думает он, - стоит ли..." и он, используя громкоговорящую связь, предлагает экипажу покинуть борт, а командиру танкера прибыть на борт подводной лодки с "Вахтенным журналом". А ведь мог и утопить... Уничтожить с чувством глубокого удовлетворения... Кто упрекнёт?! Да ни кто. Через какое-то время фашистские моряки оставляют свой транспорт, а их командир выполняет приказание командира подводников. "Вахтенный журнал", бинокль и документация на перевозимый груз остаются у капитана 3 ранга Богорада, а плененные моряки убираются на шлюпках восвояси, целыми и невредимыми. Транспорт расстреливается и топится. И вот, уже в мирные 70-ые годы, капитан дальнего плавания Богорад Самуил Нахманович, на одном из сухогрузов Рижского Морского пароходства стоит на рейде Кильского канала в ожидании лоцмана порта. Всё тот же - капитанский мостик, но уже мирного парохода, всё те же - Балтийское, а туда дальше через канал, Северное - моря, но уже без коварных военных прибамбасов - мин, торпед и плутонгов, и всё тот же трофейный бинокль трёт грудь легендарного капитана. Вахта у трапа докладывает, что на борт поднимается прибывший немецкий лоцман порта. Капитан просит проводить его в ходовую рубку. Прибывший лоцман замер от неожиданного - он увидел свой бинокль, а в немолодом уже облике капитана узнал того командира подводной лодки, который даровал жизнь ему и его тогдашнему экипажу...
   Вот так порой пересекаются судьбы некогда стоящие по разные стороны жизнепонимания, и вот так иногда планида останавливает своё колесо на точке - Жить. А ведь мог бы измотанный войною подводник, тогда... Мог, и без упреков...
  
   9 Мая 1945 года - День Победы орденоносная "Щ-310" встретила в Ленинграде, где на судоремонтных верфях залечивала раны от боевых походов. А 8 июля 1945 года её командиру капитану 3 ранга Богораду Самуилу Нахмановичу указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3294) - "...за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками..."
  
   После войны отважный офицер-подводник продолжил службу в Военно-Морском флоте на Балтике. С июля 1945 года по апрель 1948 - он командовал подводной лодкой "К-56", а затем, уже капитаном 2 ранга, по февраль 1950 года - ПЛ "Н-28".
   В феврале месяце капитан 2 ранга Богорад С.Н. назначается командиром 1-ой бригады подводных лодок Балтийского флота, а с декабря этого же года по ноябрь 1952 - начальником отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны Штаба 8-ого ВМФ. 26 мая 1955 года герою-подводнику присваивается воинское звание - капитан 1 ранга. С октября 1959 года капитан 1 ранга Богорад С.Н. - начальник вспомогательных судов Рижской Военно-Морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года он уходит в отставку.
  
   Но на этом его связь с морем не заканчивается. Живя в Риге, Богорад трудится в Латвийском пароходстве и начинает свою мирную жизнь как бы заново. С 1962 года он ходит на сухогрузах вначале в качестве помощника капитана, а потом капитаном. Море не отпускает. Самуил Нахманович становится одним из лучших капитанов дальнего плавания. И только непредвиденные семейные обстоятельства, заставили сделать выбор в пользу суши, трагическая гибель жены сына (тоже - моряка), повелела альбатросу сложить крылья и приземлиться. Закаленные временем супруги Богорад, Элеонора Ивановна и Самуил Нахманович, стали растить и воспитывать двух внуков, пока их сын был в морях.
   "Жить прожить - не поле перейти", да и "поля" для ветеранов войны были чаще сложнее, чем сама жизнь, всё большей частью - минные и кровавые, но они их прошли. Прошли! Даровав мир и жизнь многим теперь уже поколениям. И нам надо не забывать об этом. Не забывать.
   Скончался Герой Советского Союза ветеран-подводник - 23 апреля 1996 года, в городе Риге и похоронен на Гарнизонном кладбище.
   А 17 августа этого года ему исполнится 100 лет. Не хочу писать в сослагательном наклонении, так как в этот день на могилу Героя к памятнику придут моряки ветераны подводного флота, родные и друзья Самуила Нахмановича, придут те которые его помнят и любят, и те которые только читали о нём на страницах печати, придут - ибо пока помнят - человек живёт.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Cвидетельство о публикации 153609 © Акиндинов С. А. 16.08.07 15:08

Комментарии к произведению 14 (41)

  • Janis
  • (Аноним)
  • 14.01.2008 в 20:12
Комментарий неавторизованного посетителя

Ну, начнем с того, что - лабден, кунгс.

..."про коммунистическую агитку" - (это больше всего меня задело) - не пишу в стиле замполитов, т.к. за 27 лет моей службы - в ряды так и не вступил. Будите смеяться, но родители не разрешили. Из дворян Мы, из бывших... - это о агитации.

И с историей у меня всё в полном порядке. Немцы хоть и варились в Курляндском котле до 9 Мая, но пищали... и ещё как! Они же не глупые, знали, что кирдык приходит, вот и пищали. Героизма они особого там не показали, да и котел греть было советской армии недосуг, наступление по всему фронту, и Берлин уже был почти взят.Т.ч. - могли воще с ними не цацкаться, стратегической опасности этот котел не представлял, вот и варили их на малом огне, наверное, тушенку сделать хотели. Это для начала.

Я уж не знаю на сколько Вы подводник, (но судя по высказываниям - и здесь, и на ПФР - скорее любитель, т.к. у нас обычно несдержанных в свинарник списывали), но читатель Вы - никакой... Вот цитата из написанного мною = ... Апрель 1945 года. Фашистская группировка издает жалостливые писки в Курляндском котле, и их командование в помощь посылает несколько танкеров с бензином в район Вентспилского порта. Подводная лодка "Щ-310" совершает боевое патрулирование западнее Либавы (Лиепая) в Балтийском море. Акустик докладывает в Центральный пост о шуме винтов и классифицирует их - как танкер. Командир всплывает на перископную глубину, и в туманной ранней дымке действительно обнаруживает невооруженный танкер "Геттеринг" идущий без охранного конвоя. Принимается решение - атаковать транспорт из надводного положения. Лодка всплывает, "Боевая тревога!" - личный состав экипажа готовиться к атаке. Но командир на капитанском мостике не спешит пустить торпеду по фрицам.= ....естественно, ТОРПЕДУ... и хде Вы про артиллерию прочитали? Может и кавалерию надо было на танкер выслать?! А? В ИДАшках (которых тогда не было)......

Про серьезных авторов.... Мне их читать просто недосуг, да и зачем?, у нас ещё есть те - кто видел море наяву, а не на конфетном фантике - во время ВОВ, вот этот эпизод про Богарада и про бинокль - они и рассказали. И я им верю! Верю больше, чем Вашим "серьезным авторам" - т.к. у этих людей не было статистов, Они были сами Участниками... и ПОБЕДИТЕЛЯМИ... (а если даже они мне и наврали) - ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ. Или Вы не согласны?

Теперь о мути и чуши.....Этот сайт - литературный. На всех не угодишь, да я и не стараюсь... В лом это для пишущего. Читателей у меня хватает - и это радует! Т.ч. "...не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет..." - в исполнении Лаймы......

Вису лаби.

  • Janis
  • (Аноним)
  • 15.01.2008 в 10:31

Смысл в том,что в апреле 45=го у Щ-310 не было успешных подтвержденных атак.Как не топила она танкер с таким названием.

И еще гордитесь написанным по чьим то слухам.Смешно.

А насчет Курляндской группировки.Русские хотели сбросить в море немцев и бои были тяжелые,да не вышло.Здесь же сражались и обе латышские дивизии из легиона СС.Просто русских не пустили дальше.

И наконец,просто смешно игнорирование признанных военных историков.

Откуда такое самомнение?У меня хватает читателей...

Да о вас и не знает никто,в Латвии тем более.У вас есть книги,изданные немалыми тиражами?

И про победителей,которых не судят.Отчего же победители живут много хуже побежденных?Отчего же вы,видать русский патриот,живете в Латвии,а не в России?Я скажу,почему.Потому,что в Латвии отставники получают российскую пенсию заметно большую,чем бы они получали в России бы.И таких как вы,в Латвии полно."Патриотов"...

......я не намерен Вас убеждать. Не в моих это правилах. Если Вы так радеете за фашистов и легионеров - это Ваше право, личное. А всем НОРМАЛЬНЫМ людям - давно эти позиции ясны. А слово = слухи = по которым я писал, здесь неуместно, этот случай рассказал мне очевидец... И он жив и здоров.

А почему Вы считаете, если человек занимается лит.творчеством - его должны все знать и он обязательно должен быть известен... - бред, при нашем наплевательском отношении к литературе. Да у меня есть книги. И будут ещё... Также нами с А.Покровским в 2002 году был заложен неплохой литпроект "Покровский и Братья" - через него прошли более двух десятков пишущих о Армии и Флоте. Дали людям высказаться.

А самомнение - это для бездарных... У меня есть самопринципы - о которых я пишу и говорю. И как видите (даже на этом сайте) - многие их разделяют. А это уже +.

Про пенсионеров и проч... - 21 век на дворе, батенька.... Цивилизация, однако! И человечество уже лет 500 как определяет места жительства самостоятельно..... А Вы все никак не отойдете от вотчин и губерней... Да! Видно зазря Ильич дал вам право на самоопределение, для такой умственной задачи Вы и подобные вам ещё не сформировались, как парапитеки......

И вот что. У меня есть е-майлы, Вы их видите на моей главной странице, если хотите поговорить - пишите... А здесь, право, очень нормальномыслящии люди, они читают ваш бред - и не в Ваших интересах плохое мнение о Янисе...... Из Латвии - здесь - тоже есть, и из Лиепаи в том числе.......

  • Janis
  • (Аноним)
  • 15.01.2008 в 18:20

Вот пусть люди и посмотрят,как вы ведете дискуссии.

Типа я умный,дворянин,а тут хуторянин какой-то.

И к чему кичиться мнимым дворянством?Не факт,что в Бархатной книге есть ваша фамилия.И гордится,что не были в партии,не стоит.

Это значит,что карьера вам не светила и ушли ы на пенсию наверняка не выше кап2,это максимум.Академия беспартийному не светила.

А если вы,беспартийный,имели звание выше,значит были просто стукачом.

Да и дворян настоящих постреляли еще в 17-м,остальные уехали тогда же.Просто смешно с вас.Особенно так и прет "великорусский" шовинизм.Из-за таких как вы,русских и не любят нигде в мире.

Вы в зеркало посмотрите-какой из вас дворянин?Я не Ломброзо,конечно,но видно,что выпить вы не дурак...

...как Вы опрометчиво судите...

Вы знаете, мне не ведома сия догма на сорокином хвосте как-то "русских нигде не любят".... - по крайней мере, я с этим не сталкивался, ни в Европе, ни здесь в Латвии. У меня (и семьи) полно друзей и на хуторах и в городах. И латыши и др. национальности - разницы в этих признаках я не вижу.... Дружба людская - это не табель о рангах... А по происхождению - это я Вам написал, чтобы Вы не отожествляли меня с кпсс - просто, это очень больное родовое место.

Я смотрю, Вам заняться нечем..... Вот есть "работа по-специальности"... Год назад, я задумал создать "Книгу памяти" погибшим подводникам из Латвии. Но т.к. исторический зигзаг здесь не прямолинеен, то на одной из встреч с ветерами ПФ ВОВ - задал вопрос напрямую, как они ПОБЕДИТЕЛИ отнесутся к тому, что книга эта будет и о латвийцах воевавших в маринкриг..... Ответ был такой; - мы сейчас не держим зла ни на кого, война кончилась, и почитать память надо всех...., т.е. - согласны.

Так вот, работа эта ни одного года - Вы же читаете "серьезных историков", и как правило о людях у них - ноль, ПОЭТОМУ - если есть желание - помогайте.......

  • Janis
  • (Аноним)
  • 15.01.2008 в 21:21

Мысль хорошая написать о подводниках из Латвии.Но таковые не воевали ни в составе Советского ВМФ,ни в составе Кригсмарине.Где-то был у меня материал о Хуго Легздиньше,первом латышском подводнике.Кстати,умер совсем недавно,за сто лет уже было.Кстати,интересный факт.В начале войны он попал под бомбежку,жена потеряла ногу,он ее не бросил по жизни и прожили всю жизнь вместе.Да и так кой-какой материал имеется.Так что могу оказать содействие в хорошем деле.Без проблем.О личном поговорим потом.

В Риге,сколько я знаю,кроме Богорада похоронен почти весь экипаж С-11.

Про С-11,думаю Вы в курсе.

http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=789 - да, вот этот памятник, в моей фотогалерее....

Это только так кажется, что не воевали...... я думаю, все-таки, судьба и туда кого-то занесла, просто нужно поискать.....

А по советским подводникам из Латвии - где-то в марте поеду в Питер, там создали общую "Книгу памяти" - уже два тома, постараюсь её купить (мало вероятно) или выцыганить... В Рижских архивах - ни чего нет....

Да, и вот ещё - до кучи...... Возможно, копаясь в литературе и справочниках, Вы наткнетесь на ЛЮБЫЕ ФОТОГРАФИИ СООРУЖЕНИЯ ПОРТА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРАIII (это в Либаве) и КРЕПОСТИ до 1915 года - дайте пожалусто наводку на источник....оч.надо...

Для истор. справки:

Порт Императора Александра III (Либава) - 1890-1915 гг.

Строитель порта с 1898 по 1902 - инженер-генерал-майор Иван Георгиевич Мак-Дональд

Помощники строителя - инженер-полковники - Николай Георгиевич Корсакевич, Сергей Николаевич Депп.

Командиры порта; - с 1898 по 1902 - контр-адмирал Константин Петрович Никонов (позже получит - вице, см. русско-японскую войну)

- с 1902 по 1906 - контр-адмирал Александр Александрович Ирецкий (к 1913 - будет "полный" - адмирал)

- 1906 по 1908 - ???

- 1908 по 1911 - контр-адмирал Николай Константинович Бергнетрессер (позже - вице)

- с 1911 по 1915 - контр-адмирал Андрей Сергеевич Загорянский-Кисель.

......если нужны данные по крепости (Приморская крепость Либава - 1890 - 1914) - могу дать.....

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 09:45

Некоторые командиры Кригсмарине были родом из Латвии.Но не латыши,а немцы,коих в Риге жило немало.Например Harro von Klot-Heydenfeldt.

Он родился 25.04.1911 в Риге.Это так,навскидку.Есть и еще,надо поискать.Собственно латыши в Кригсмарине на командных должностях не служили.Авиационные подразделения были,где служили латышские летчики.

В Советском ВМФ времен ВМВ латышей тоже не было на командных должностях.Это уже в послевоенный период появились латыши,служащие в Советском ВМФ на командных должностях.

По Либавскому порту вот одна из ссылок http://libava2007.narod.ru/index.htm

Где-то что-то еще было,поищу.Было еще пара фоток ПЛ в Лиепае в начале века.Тоже посмотрю.

Ну Мелконова в Риге и Талбергса в Лиепае,думаю,Вы знаете.

У них есть материал,нужный Вам.

...спасибо за инфу.... Собственно эти фотки и нужны для выставки о ПФ, которую организовал Феликс Талберг. Он просто меня попросил ему помочь. Дважды в тот год был в Питере, разговаривал с ребятами из архива по лиепайскому порту - самое ужасное, это то, что в 60-тых была чистка архива и очень много материала уничтожили - под эгидой "при царях было все плохо", в московских архивах - по этому вопросу тоже не густо...

По "Книге памяти" - я думаю её надо делать про всех уроженцев Латвии (национальность значения не имеет, и её просто не указывать).

Вот один из первых подводников Латвии - http://www.pgpb.ru/cd/german/foto/arky.htm - А.Г. Кейзерлинг, да и Э.Н. Щенснович - тоже уроженец Риги.....

............но материал искать очень трудно, я понемногу этим занимаюсь, но не плотно, т.к. вот уже готовлю книгу о нашем СВВМИУ - которое почило в бозе с развалом союза.... На этом сайте кое-что есть в цикле "Голландия!!!"

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 15:16

Если есть интерес,то поищу еще инфу про немецких подводников,уроженцев Латвии.Из латышей пока есть материал по Легздиньшу.Что интересно,многие латыши и не знают,кто это...

...поэтому и не знают, что инфы мало... И этим практически здесь ни кто не занимается.

А видать в Лиепае РО сильное... - Феликс рассказывал, что там выставка ПФ на ура! прошла... Мы делали её в Доме Москвы - народ был, но меньше чем в Лиепае....

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 17:47

Русская община в Лиепае-это больше профанация.Кто ее руководит?Барыги Кравцов,Гуторев,всю жизнь обманывающие рабочих своих.

Видел я эту выставку.Не заметил,чтоб народ туда ломился.Довольно бедная экспозиция.Большинство фоток просто утянуто с инета.

Кратенькие аннотации и ничего больше.В основном охвачен период до ПМВ.

Я лично ждал больше от этой выставки.Догадываюсь,что большую часть работы по выставке о подводниках России проделал ЛАТЫШ Талбергс,за что лично ему респект.

В Риге - ещё хуже... их здесь наплодилось по-моему штук пять. Был на Пикулевских чтениях, они там Валентин Саввича осоветчивали - хотел вставить по полной! - наш адмирал удержал... Да, ладно.

А выставка кургуза потому, что денег у Феликса нет.... на эти то стенды еле наскреб... Но он продолжает работать в этом плане...

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 19:09

Вот и я о чем.Толстосумы только в газетах пиарятся.Нисколько не сомневаюсь,что Талбергс все делал за свои деньги.Барыги везде одинаковы.Удавятся за копейку.

Пикуля сейчас только ленивый не пинает.Мне больше всего нравятся его

"Богатство" и "Каторга".Несколько лет обратно на форуме РПФ была ругань нешуточная из-за Пикуля.

Кстати,есть неплохой флотский ресурс,заходите,общение там корректное.

http://vmf.net.ru/forums/index.php

Кстати,стихи Ваши весьма неплохи,там разместите,будет интересно.

....ну, по Пикулю я всю эту лабуду читал на РПФ... Мне тоже его "Богатство" и Миниатюры оч.нравятся....

На этот сайт зайду - посмотрю...

По "Книге памяти" - желательно конечно, чтобы были данные - где родился, служба на ПЛ с какого по какой (и если есть - или проект, или бортовой) - отправил сегодня "мыло" в Германию знакомым, может они что-то там надыбают. Есть ещё у меня друг-писатель в Израиле Арон Шнеер (кстати он из Лудзы) он работник музея Яд ва-Шем - историк, кончал ЛГУ и Даугавпилский институт, но его нагружать совестно как-то....

Да, кстати - оч.неплохая книга В.Меркушева "Записки подводника" - =издат. Согласие. Москва. 2004 г.= там и о Лиепае много и о уч.отряде....

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 21:33

Сделаем так.Я поищу данные по немецким командирам ПЛ,что найду,сброшу Вам на почту,например.

ОК!

  • Janis
  • (Аноним)
  • 16.01.2008 в 23:04

Кстати,второй по результативности немецкий подводник во ВМВ Вольфганг Лют родом из Риги.Земеля.Вот Вам ссылка на его личность.

http://www.uboat.net/men/luth.htm

И еще один командир,тоже рижанин,не столь известный

http://www.uboat.net/men/commanders/k.htm

Звать его Harro von Klot-Heydenfeldt

И еще один,родом из Елгавы Dietrich von der Ropp

http://www.uboat.net/men/commanders/r.htm

И вот еще знаменитость,утопивший линкор англичан "Бархэм" в Средиземке. http://www.uboat.net/men/tiesenhausen.htm

О,какие земляки у нас!Дали коксу амерам и англикам.

...вот тут ребята интересуются - кто первый по результативности в Германии?

ПРИВЕТ, МАРАТ! (спасибо за влаз)

...ну, тут, видешь ли, профессионалы, поэтому и разбор такой долгий. Но разобрались!

А чо нам-то теперь доказывать - наши отцы и деды ВСЁ доказали... 9 МАЯ - по рюмки хапним - ЗА ПОБЕДУ! ...и то хорошо!

А писать о нормальных мужиках всегда приятно.........

Удачи тебе!

Сережа, дорогой! С Новым годом тебя!!!

Здоровья тебе, счастья, всего самого лучшего!!!

И, конечно, новых рассказов!!!

Обнимаем,

Галя, Гена.

Дорогие мои!!!

С НОВЫМ ГОДОМ!!!

ЗДОРОВЬЯ, и ОКРЫЛЁННОЙ ВАМ ЛЮБВИ и ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ!

Целую всех вас! Сыну - пусть гордится родителями! Удачь ему и светлого впереди!

С добрыми пожеланиями. Сергей.

приезжай и поцелуешь;)

Ты когда теперь будешь в Москве?

...возможно, в феврале-марте.......

Сергей Александрович, дорогой!

С Новым Годом тебя! Больше новых идей, задумок, счастья и удачи! Жму руку!

ЮРА!!! С НОВЫМ ГОДОМ!

Здоровья! Вдохновений! И благополучия - тебе и близким!

Жму краба.

Спасибо, Сергей!

))

Удачи.

Прочитал с большим интересом.

Сергей Александрович, ей Богу, большое дело делаете! Таких людей страна должна знать и помнить. Они уходят, но в истории ведь должен остаться след? Хотя бы и в виде очерка!

Спасибо!

Спасибо, Юр! И за правку - тоже.

Удачи.

Спасибо за добрую память, Сергей!.. :)

Спасибо,Миша, за прочтение.

Удачи.

Сережа!!! Ты был в Москве или нет? Неужели уже уехал? У меня твой телефон прошлый остался на сломанном аппарате, а сам ты так и не позвонил... сижу, расстроенная...(

ГАЛЯ!!! Падаю ниц... - и см. почту.

Удачи.

Серж, привет! Срочно свяжись с Сашей. Он говорит, что его письма к Тебе возвращаются в виду того, что "нет такого адреса".

Привет, Серж!

С Покровским связался.... Почта работает справно.

Удачи.

Жив таки? Ну и слава Богу! Где пропадал-то?

:-)))

...не дождетесь.

Серж, был в Москве...

Сережа, искренне спасибо за Память и доброе слово об одном из тех кому мы обязаны Победой, а значит жизнью.

Так держать, Моряк.

Обнимаю, Арон.

Арон, это полная статья для рижской газеты. В "Вестях сегодня" - за 16 августа - в сокращенном виде. Целую полосу - не дали.

Сделали все как положено - цветы и конфеты к 100 мужа - вдове, Элионоре Ивановне сейчас уже 93 года. Находится под нашим потранажем. (родственники - дочь, сын, и внучка - тоже ей помогают). Посещение могилы. 100 грамм - как положенно.....

Жму краба.

И ждем-с!

Комментарий неавторизованного посетителя

Марат, привет! Буду очень признателен за любую информацию о герое-подводнике.

Удачи.

Жму краба.

Сереж, спасибо!!! История, тобой рассказанная - произвела впечатление. Даже на войне есть люди, которые остаются Людьми в самом высоком смысле слова. И ты так хорошо, просто рассказал об этом замечательном человеке.

Спасибо тебе.

Рад тебя слышать, Галка!

Спасибо за добрые слова, это публикация для газеты "Вести Сегодня" - рижской..... Опубликовали вчера.

Удачи. Обнимаю.

Сережа, ты обещал, что в августе будешь в Москве. До сих пор не могу себе простить, что мы не пересеклись.

Галя, в Москве буду в сентябре... Как приеду - дам знать. Обязательно пересечемся. Т.к. когда был в мае - я сам виноват, чесслово - дела закрутили........

Обнимаю.

Удачи. До встречи.

ждем!!!!!

Спасибо, Сергей. Нужный рассказ.

Спасибо, Саша! Стараемся.......

Удачи.

Серёжа, спасибо большое.

Удачи, Серж!

Жму краба.