• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр:
Форма:

"10 из 100" - Обзор от Валерия Крижановского

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
1. Милой звезды моей свет, Лавров Дмитрий,
2. Зима, Лавров Дмитрий,
3. Весна, Лавров Дмитрий,
4. Лето, Лавров Дмитрий,
5. Осень, Лавров Дмитрий,
6. Пыльные стекла, Лавров Дмитрий,
7. Жаркий полдень, Ливанова Марта,
8. Веер, Ливанова Марта,
9. С ветром целуясь, Шиваз,
10. Старый сад, Мартынова Татьяна,

========================================================================

Здравствуйте уважаемый Отоги Боко!

Получил огромное удовольствие, читая данную подборку.
Как я уже писал, для меня японская поэзия сродни медитации.

Это вообще очень сложный жанр. Японский он или китайский по своей стилистике... Но... это восточный тип восприятия мира. Слушания. Созидания. Русскому человеку - человеку западного типа - восточная философия не всегда легко дается. "Восток дело тонкое". Для многих японская поэзия это некая экзотика, а возможно даже и нетрадиционное средство как-то выделиться, самоутвердиться среди других поэтов. Мол, я буду писать не как все русские поэты, а вот
"по-японски". Как уже говорили тут неоднократно разные поэты, что поэзия эта все равно русская, просто японизирована.

Но "подделка под японцев" она чувствуется сразу... Даже самая искусная, где соблюдены эти пресловутые 5-7-5-ть и т.д.

Перечитывать такие вирши-имитации совершенно не хочется. Вроде и форма соблюдена и мысли иногда хорошие проскальзывают, но нет изюминки.

Такие стихи должны быть как драгоценные камешки, как роса, в которой отразилось мгновение. И ты видишь, чувствуешь, осознаешь, всю его прелесть, драгоценность, мимолетность, что оно может вот-вот внезапно кончиться. Оно словно просит: "не пропусти меня за суетой будней, вглядись в мои глаза, не проходи мимо". И автор - молодец, если сумел
поймать это мгновение, состояние души, и донести его до читателя.

Я немного повторюсь, что я писал Вам раньше:

"Критерии мои просты и сложны одновременно. Если к сонету хочется возвращаться еще и еще, перечитывать... Это уже плюс.

Нет в этом мире ничего неодушевленного, если ты умеешь "видеть" душу.

Во всем присутствует душа, Не пропусти ее дыханье...

А японская поэзия - это как раз тренировка для такого "ясновидения", и медитация в том числе. Японская поэзия начинается с видения природы вещей, их души. С пропускания этой души через свою душу. С последующим
"фотографированием" на бумагу.

Вот насколько глубоко и ясно автор увидел душу мгновения, либо вещи, либо человека... и сумел это донести, не расплескав по дороге, это и будет еще одним критерием отбора.

Очень ценю философский смысл стиха. Глубину мысли... Одежда стиха - т.е. его форма меня интересует уже во вторую очередь.

Но если то и другое (мысль и форма) идут рука об руку в дивном вальсе, если в сонете схвачена суть описываемого мгновения (конечно на мой субъективный взгляд, я ведь могу ошибаться), его душа, или душа какой-либо вещи, то такой сонет для меня будет дорогим подарком".

Что хочется еще сказать...

Я благодарен всем авторам-участникам конкурса, что попытались "увидеть душу". Это уже большой шаг. На самом деле это очень сложно.

И если у кого-то что-то не получилось, то не расстраивайтесь. Судьи тоже люди, и их мнение весьма относительно. Конечно же, субъективно. Это не конечный критерий. И не приговор, что не нужно больше писать в этом стиле.

Знайте, что это практика. Трудная практика.

На мой взгляд, японские стихи - это работа по мастерам. И путь к "мастеру видения" не так прост. Порою жизни не хватит некоторым, чтобы научиться в двух-трех строчках рисовать целые миры. Передавать всю суть, где нет ничего лишнего...

И пусть ваш стих не будет в десятке лучших, и вы не станете победителем среди других авторов... Но ведь как говорили мудрецы:
"самая великая и истинная победа - это победа над самим собой". Вот что важно! Важно встать на одну ступеньку выше в своем самопознании. В познании мира! Ведь мир - это твое отражение. Меняемся мы - автоматически меняется мир...

Мне было очень сложно делать отбор. "Десять из ста"... Это не простая задача. Но я подошел к этому вопросу со всей серьезностью. Я не специалист в области японской поэзии. Но я люблю поэзию вообще, и философию востока.

Были работы, очень не плохие, на мой взгляд, работы, но мелкие недостатки не позволили мне их выделить среди остальных. К сожалению так сложилось, что у меня не получается по времени сделать более детальный разбор полетов.

Встречались неплохие размышления, но исполнение было далеко не лучшим, терялась легкость при передаче мыслей. Хотелось утонуть в авторском образе, но не получалось. Попадались весьма грубые метафоры. Или просто работы, которые сложно назвать стихами, это скорее был простой пересказ, не хватало крыльев, чтобы взлететь.

Светлана Осеева, как-то говорила про "внутреннего цензора" поэта. Хочется пожелать авторам более внимательно вдумываться в то, что они пишут. Не спешите выкладывать свои работы. Проживите эти строки,проверьте их временем. Как говорил Александр Башлачев "песню нужно прожить". Так и стихи...

Если у меня будет время, то я напишу более детально, про грубые недочеты, что мне бросились в глаза среди этой июньской подборки из ста япсонетов.

Среди всех представленных авторов мне очень запомнился Дмитрий Лавров.

Это наверно как-то не совсем справедливо, что я выбрал столько работ одного автора, но это действительно добротная Поэзия в японском духе, на мой взгляд.

С Дмитрием Лавровым я не знаком. Так что меня не смогут обвинить в том, что я ему подсуживаю. Имя это я, конечно, как-то слышал, но ничего не читал из его работ. Вот впервые прочитал его стихи среди этих ста сонетов. И остался очень доволен!

С удовольствием почитаю и другие работы этого поэта...

Спасибо Вам, Отоги Боко, что окунули нас в этот удивительный мир – мир японской поэзии.

И спасибо всем за внимание!

С уважением, Валерий

===================================================================================================================

1. Милой звезды моей свет
(автор: Лавров Дмитрий)

Ветром рассветным
Тучи уносятся прочь,
Росы сверкают;

Лунный рог бледный
Бросила нА небе ночь,
Бегством спасаясь...

Утро ли шлёт мне привет
Грусть прогоняя,
Или сияет
Милой звезды моей свет?


2. Зима
(автор: Лавров Дмитрий)

Солнцем облитый,
Ярко сверкает сугроб,
К речке сползая;

В лунке пробитой
Рыбины жадно, взахлёб,
Воздух глотают.

В тонком ледке полынья,
Долгие ночи;
Да на ветле воронья
Чёрные точки.


3. Весна
(автор: Лавров Дмитрий)

Лёд у припая*
Рыхл, синеват и шершав:
Жди ледохода!

"Крышу" ломают,
От зимней спячки устав,
Стылые воды.

Льдины кружатся, стуча,
Но беззаботно
Ходят по ним два грача,
Два морехода…

* припай – край берега и воды


4. Лето
(автор: Лавров Дмитрий)

Солнце над плёсом;
Два на воде поплавка,
Хор лягушачий;

Реют стрекОзы,
Ветер шуршит в ивняках,
Камень горячий.

С выводком строем
Утка скользит в камыши:
Видно, укрыться спешит
Перед грозою…


5.Осень
(автор: Лавров Дмитрий)

Вёсла я бросил;
Медленно лодку кружит
Заводь речная.

В воздухе осень,
Юркие реют стрижи
Дождь обещая;

Ветви над зеркалом вод
Тянут берёзы,
Стайкою пёстрой
Листьев плывёт хоровод…


6. Пыльные стёкла
(автор: Лавров Дмитрий)

Пыльные стёкла…
Женской не знает руки
Дом холостяцкий.

В небе высоком
Так недоступно-ярки
Звёзды искрятся.

Пальцем пишу на стекле
Я твоё имя.
В небе звезды яркий след…
Мне ли гость? Мимо?


7. Жаркий полдень
(автор: Ливанова Марта)

Огненной птицей
кружит полуденный жар.
Душно и пыльно.

Взмахом крылатым
выпорхнул в женской руке
веер старинный.

Ткани прозрачной дымок,
хрупкость запястий,
прядь шевелит ветерок,
все в его власти.



8. Веер
(автор: Ливанова Марта)

В веке далеком
Мастер искусный создал
Веер для милой.

Знаки признанья,
Роспись на шелке цветном
Время хранило

Веет его ветерок
нежной прохладой,
словно вздыхает любовь
прошлая рядом.


9. С ветром целуясь...
(автор: Шиваз)

С ветром целуясь,
Крылья раскрыв, я лечу
По небосводу.

Горние связи -
Сделаю, что захочу
В царстве свободы.

Мало огромной земли,
Неба мне мало -
Я о тебе и любви
Нынче узнала!


10. Старый сад
(автор: Мартынова Татьяна)

С ветром целуясь,
Вишни дарили печаль
Старому саду.

Дождь падал с неба...
Холод пробрался под шаль.
Где ты, отрада?

Ночь в одиночестве грёз.
Встречу я утро
С запахом лилий и роз
Тихо и мудро.





Cвидетельство о публикации 146210 © Хаииро Сигуре 06.07.07 20:41

Комментарии к произведению 2 (2)

Комментарий неавторизованного посетителя

Спасибо, Пастушка!

Рад за Вас и за Ваших очаровательных слизняшек, что интересуетесь такой поэзией.

Если Вам нравится ЯС, то почитайте остальные обзоры других авторов.

И загляните сюда: www.otogiboko.narod.ru Там картинки даже есть.

Потому как точно бывает только в аптеке.

Я мог кого-то не заметить, хоть и кропотливо и приятно трудился, как Вы говорите.

Но было действительно приятно. Ибо ЯС это хороший учитель и тренер в познании мира.

Со взаимным,

Валерий

P.S.

А Вы часом сонетами не балуетесь?