• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Статья

ИДЕТ ЧЕЛОВЕК СВОЕЙ ДОРОГОЙ

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

ИДЕТ ЧЕЛОВЕК СВОЕЙ ДОРОГОЙ...

Ирэна Каплан

  
  
   "Некий человек идет своей дорогой, и видит вдруг чудесный сад, и слышит голос зовущий его. Голос царя, гуляющего в том саду. Силой воодушевления, он прыжком преодолевает стену и оказывается в саду. Охваченный волнением, он даже не чувствует, что идет впереди царя, а тот находится за его спиной. Он идет и воспевает благословения царю всеми силами души в намерении подготовить себя к встрече, не ощущая пока, что царь совсем близко. И вдруг оборачивается... и видит царя!
   Мгновенно вспыхивает в нем радость. И вот он уже идет вслед за царем, восхваляя его, полный восторга и благодарности. Так гуляют они вместе, и незаметно для человека доходят до выхода из сада.
   И человек выходит наружу и возвращается на прежнее место, а царь остается в саду и затворяет его. И видит вдруг человек, что остался один, и нет с ним царя, и ... нет вообще входа в тот сад.
   И тогда начинает он просить возможности снова войти в сад, с того места, откуда вышел - просить, чтобы царь был пред ним, но нужно для этого большое умение".
  
   Говорят, в этой древней притче рассказано о поисках человеком Бога. Точнее даже, о методике поиска, о том, что есть надежда на восстановление этой утраченной связи. Видимо, это было важно в древние времена для человека, если даже методика поиска Бога, Высшей силы осталась для потомков. Но нужна ли эта методика нам? Когда же сейчас, в наше время человек ищет Бога, и ищет ли? Психологи утверждают, что важность и значимость этой Высшей силы сохраняется и по сей день. А проявляется в виде всем известного кризиса, который носит название "кризис середины жизни" и случается практически с каждым в возрасте около 40 лет. С кем в 38, с кем в 42.
   Все ищут, и мужчины и женщины? Психологи говорят, что все. Нет здесь половых различий. И все-таки особенности существуют. Пожалуй, слова этой древней притчи столь эмоциональны, что для читателя представляются именно женскими чаяниями. Кого же ищет женщина в 40 лет? Ответ "женский". Она ищет мужчину. Утраченного мужчину.
   Как же так получается и что говорят психологи на этот счет? Несолидно как-то для труженицы, матери своих детей, верной жены (и кто еще там наша женщина в 40 лет?) искать мужчину. Ну, для одиноких, понятно, жизнь не сложилась, вот и ищет. А успешная бизнес-вумен? А домохозяйка?
   Нет, ищет именно мужчину. Точнее то, что посчастливилось прожить когда-то в юности. Ищет то, что мелькнуло в ее первой романтической связи. Ищет те несостоявшиеся надежды на семейное тепло и понимание, которые были (точно были!) с тем, кто пропадает весь день на работе и спит, отвернувшись к стене сейчас. Ищет то, что связывало ее с любимым.
   И поэтому нуждаемся мы, женщины в методике поиска своего любимого. И есть для нас рекомендации более современные, но все же не столь модерновые, чтобы усомниться в их излишнем прагматизме. Давайте почитаем сказку "Финист-Ясный Сокол" (лучше, если читатель прочтет ее, мы же коротко перескажем).
   ...У богатого вдового купца три дочери. Младшая - самая любимая. Старшие дочери просят привезти обычные подарки, а младшая - подарить ей перышко Финиста - Ясна Сокола (которое позже превращается в прекрасного царевича). С ним девушка общается по ночам, тайком от отца и старших сестер. Днем царевич становится соколом и улетает прочь, но каждый вечер возвращается к своей возлюбленной. Чуя неладное, старшие сестры стараются возбудить у отца подозрение, подкараулив младшую, но это им не удается: чувствую опасность, царевич тут же превращается в перышко. Тогда завистницы идут на хитрость: они втыкают в раму окна сестры острые ножи и иголки. Сокол не может попасть к своей подруге. Израненный и раздосадованный, он улетает прочь, говоря ей на прощание: "...Если вздумаешь искать меня, ищи за тридевять земель в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня...".
  
   Далее героиня так и поступает - и башмаки "толчет", и посохи "ломает" в тридевятом царстве, которое и находится так далеко, что "поди туда, не знаю куда"...
   Попробуем проанализировать эту сказку. Кто же эти завистницы, эти "сестры", которые разлучают героиню с любимым? Нет, читатель, здесь ты не угадал (или не угадала). Это вовсе не реальные матери, которые стараются оградить дочерей от внебрачных связей, и не завистницы-сестры. Это наши "нормальные", всем нам так знакомые, специфические, очень женские (потому они "сестры") желания. Вот они:
   - "Я ль на свете всех милее?" - т.е. все люди как люди, вот Катьке муж такую шубу купил, а я в свои 30 должна старую дубленку донашивать? - Вот-вот. И дальше:
   - "Все мужчины - свиньи" - и что сейчас от этих мужиков ждать? Все они одинаковые. Только и думает, что о своих друзьях. Все о высоких материях рассуждают. А мог бы...И претензии, претензии...
   - "Женщина имеет равные права с мужчиной". - Конечно. Слава богу, не при домострое живем. Слава богу, я редактор журнала (доктор наук, директор производства). У меня 20 мужиков в подчинении, и все в рот смотрят.
   И есть такие желания и мысли у всех у нас - и у бизнесвумен, и у домохозяек. Потому что живем мы все в это нелегкое время, потому что все мы произошли из нашей, "современной" культуры. Надо только честно задуматься. И ответ этот нужен не кому-то постороннему. А только себе самой. Именно эти желания отвлекают нас от главной женской работы, от сохранения того, что однажды было дано, что в юности промелькнуло, что надеждами было...
   ...Невозможно предостеречь от этой потери наперед. Говорится, что ценить нечто мы начинаем только после того, как теряем. Это рассуждение написано скорее для тех, кто находится в поиске, кто испытывает смутное недовольство сегодняшним днем и не знает, что с ним происходит. И с ним, и с ней. Так же как для мужчины важно сохранить тот душевный трепет, который он испытывал в детстве и ранней юности, когда находился в гармонии с окружающим его миром, природой, отсутствие которого и выливается в поиски Бога или смысла жизни, так и для женщины важно то тепло, которое когда-то превратило ее одиночество, ее "я" в особую заполненность, называемую "мы".
   Знаем ли мы методику сохранения этого трепета?
   Вот что удалось найти в другой древней притче.
   "...сделал Творец два великих светила (солнце и луну, затем луна стала малой).... Сказала луна пред Творцом: Владыка Мира, могут ли два царя использовать одну корону? Сказал ей: иди и уменьши себя.
   Это называется "жалобой Луны". Луна была малой по отношению к большому... Она получала от него мало света и жаловалась на это. И что же произошло с ней? Еще более уменьшилась. То есть когда пришла к состоянию, в котором начала требовать больше света, то стала неисправленной и получила его еще меньше.
   ...луна открывает в себе некий недостаток, приводящий ее к новому состоянию, которое пока что не ощущается как доброе, эффективное. ...Она желает больше отдавать, быть большей, больше получать, светить, но вместо всего этого получает падение. Даже по сравнению с ее прошлым малым состоянием - теперь она упала до точки подобно луне в начале месяца, когда она переворачивается, и ее не видно.
   И это - обратное состояние по сравнению с предыдущим. Теперь луна уменьшается до такой степени, что становится полностью черной. Но из этого состояния, в котором у нее нет абсолютно ничего, она может постепенно вырасти и снова стать большой"...
   Может быть этот совет понятен, может быть нет. А может быть у тебя, читатель (или читательница) есть свой ответ на этот вопрос? На извечный вопрос о счастье - как стать счастливым и обрести смысл существования? Напиши нам. Давайте учиться друг у друга. Давайте учиться у того, кто "больше", кто старше, кто мудрее, кто прошел через это и знает - кто или что помогло ему (или ей) обрести, наконец, счастье.
Cвидетельство о публикации 109757 © Ima M. 23.12.06 18:35