• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
заметка по поводу одной книги

ЗАГАДКА ВЭНЬ-ВАНА ОСТАЁТСЯ НЕРАЗГАДАННОЙ

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Считается, что 64 гексаграммы древнекитайской классической Книги Перемен придумал Вэнь-ван ("Царь Просвещенный") более 3 тысяч лет назад. Он расположил их в последовательности, известной как "последовательность Вэнь-вана". Почему гексаграммы расположены так, а не иначе, есть ли какая-то закономерность, однозначно определяющая это расположение, - до сих пор неизвестно. В этом и заключается "Загадка Вэнь-вана". Более подробно о Книге Перемен, последовательности гексаграмм по Вэнь-вану и других последовательностях гексаграмм можно посмотреть здесь: http://www.ispras.ru/~igor/izin/index.html или http://eremeev.by.ru/index.htm

20 декабря 2006

 

Игорь Б.Бурдонов

 

ЗАГАДКА ВЭНЬ-ВАНА ОСТАЁТСЯ НЕРАЗГАДАННОЙ

по поводу работы Г.А. Фомюка и Е.А. Кудиной
"Принцип нумерации гексаграмм в Книге Перемен"
http://arbuz.uz/kniga_peremen/index.shtml?00
http://arbuz.uz/index/kniga.zip

 

Г.А. Фомюк и Е.А. Кудина в своей работе "Принцип нумерации гексаграмм в Книге Перемен" утверждают, что им удалось разгадать загадку Вэнь-вана: определить закономерность, в которой располагаются 64 гексаграммы Книги Перемен.

Они делают следующую цепочку операций:

"1. Включение в последовательность гексаграмм семнадцати элементов, содержащих пятёрку (ноль) и расположение этих элементов между взаимно перекодирующимися гексаграммами.

2. Присвоение гексаграммам новых порядковых номеров с учётом добавления в их последовательность этих новых семнадцати элементов (которые мы назвали псевдо-гексаграммами).

3. Присвоение гексаграммам и псевдо-гексаграммам в парах взаимно противоположных номеров согласно принципу Ло-шу (начиная с гексаграммы номер 1).

4. Подстановка гексаграмм и псевдо-гексаграмм, получивших новые номера согласно Ло-шу, в Ло-шу из 81 клеточки (Ло-шу-81).

5. Анализ соответствия номеров и графических начертаний гексаграмм и псевдо-гексаграмм принципу противостояния элементов Ло-шу-81 (подтвердивший справедливость данного принципа).

Таким образом, мы обнаружили, что нумерация гексаграмм в Книге Перемен подчиняется принципу магического квадрата Ло-шу-81."

Первые 4 пункта не вызывают возражений. Каждое действие логически обосновано и представляет собой некоторое преобразование, выполняющееся по чётко описанному закону. Такие преобразования можно делать над любой последовательностью гексаграмм, которая удовлетворяет известному правилу парности гексаграмм: две идущие подряд гексаграммы (с нечётным и следующим за ним чётным номером, имея в виду, что гексаграммы нумеруются от 1 до 64) получаются одна из другой с помощью переворота на 180°, а, если при перевороте гексаграмма не меняется, то с помощью инверсии черт (перекодировки, в терминологии авторов). Даже добавление псевдо-гексаграмм подчиняется строгому и простому закону.

Замечу, что само по себе подобное преобразование довольно интересно, хотя и не столь ново, как это представляется авторам. Я сам располагал 64 гексаграммы в квадрате 9x9, используя принцип Ло-шу на двух уровнях: представление квадрата 9x9 как квадрата Ло-шу второго порядка, элементами которого являются обычные квадраты Ло-шу первого порядка. При этом у меня оставался пустым центральный квадрат Ло-шу первого порядка. В периферийных квадратах Ло-шу первого порядка периферийные 8 клеточек занимают гексаграммы, центральная клеточка остаётся пустой. У Г.А. Фомюка и Е.А. Кудиной это получилось даже интереснее за счёт введения псевдо-гексаграмм, не оставляющего пустых квадратов и клеточек.

Так же известно, что членение Книги Перемен на первую и вторую часть только кажется несимметричным: 30 и 34 гексаграммы. У авторов это объясняется добавление псевдо-гексаграмм, после которого обе части содержат одинаковое число гексаграмм и псевдогексаграмм. Но точно так же можно, наоборот, пару гексаграмм объявлять одним элементом, кроме тех 4-х пар, в которой гексаграммы не получаются друг из друга переворотом, а только инверсией. Тогда получится 36 элементов: по 18 в каждой части. На самом деле оба способа, очевидно, эквивалентны. Однако, как бы красиво не выглядел магический квадрат с гексаграммами, который получается у авторов, само по себе это никак не объясняет загадку Вэнь-вана.

По мысли авторов, объяснение следует искать в анализе "соответствия номеров и графических начертаний гексаграмм и псевдо-гексаграмм принципу противостояния элементов Ло-шу-81". Они приводят таблицы, в которых описано, как меняются номера гексаграмм и их двумерные индексы по квадратам Ло-шу при следующих (хорошо известных) преобразованиях:

  1. переворот гексаграммы,
  2. инверсия черт гексаграммы,
  3. переворот нижней триграммы гексаграммы,
  4. переворот верхней триграммы гексаграммы,
  5. инверсия черт нижней триграмм гексаграммы,
  6. инверсия черт верхней триграмм гексаграммы.

Именно анализ таблиц и должен нас убедить в том, что "гексаграммы в Книге Перемен пронумерованы по жёсткому принципу, и они могут иметь только те номера, которые им почти три тысячи лет назад присвоил Вэнь-ван. Попытка произвольно изменить порядковый номер любой из гексаграмм приведёт к тому, что связи между гексаграммами нарушатся. Точно так же нарушатся связи между гексаграммами, если мы попытаемся "перехитрить" Книгу Перемен и поменять местами в последовательности сразу несколько пар, связанных между собой по перекодировке или по переворачиванию. И поэтому мы имеем все основания утверждать, что существующая традиционная нумерация гексаграмм - это основной нумерологический закон Книги Перемен".

К сожалению, утверждение авторов верно лишь частично. В их таблицах жирным шрифтом выделено то, что действительно является закономерностью в расположении гексаграмм по Вэнь-вану: для гексаграмм и псевдо-гексаграмм, противоположно расположенных в построенном квадрате 9x9, сумма первых индексов равна 10, сумма вторых индексов равна 10 и сумма преобразованных номеров равна 82. Однако эта закономерность давно известна - это парность гексаграмм. Все соответствия двумерных индексов и преобразованных номеров являются прямым следствием этой парности гексаграмм. Если мы произвольным образом поменяем пары гексаграмм в порядке Вэнь-вана, мы получим те же самые соответствия.

Авторы заявляют, что имеются также закономерности в расположении гексаграмм, которые не образуют пару, но получаются друг из друга способом 2-6. Этим преобразованиям в таблицах соответствует обычный текст, не выделенный жирным шрифтом. К сожалению, вынужден констатировать, что как раз в этом случае никаких закономерностей не наблюдается, сколько ни вглядывайся в квадрат 9x9, построенный авторами из гексаграмм и псевдо-гексаграмм.

Поэтому можно заключить, что авторам не удалось найти ни одной новой закономерности в расположении гексаграмм по Вэнь-вану. Вся математика, нумерология, "магия" и прочие прелестные качества построенного ими квадрата 9x9 из гексаграмм и псевдо-гексаграмм не содержат ничего, чего бы не было в простом и давно известном правиле парности гексаграмм, а также общих свойствах 64 гексаграмм безотносительно к их порядку. Любителей китайской древности и математических шарад можно успокоить: загадка Вэнь-вана остаётся неразгаданной.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве примера ниже воспроизводится цепочка операций, которую предлагают авторы, применяемая к искажённой последовательности Вэнь-вана: поменяны местами вторая и третья пары гексаграмм, то есть поменяны местами гексаграммы с номерами 3-5 и 4-6. Гексаграммы, имевшие в последовательности Вэнь-вана номера 3 и 4 и получившие теперь номера 5 и 6, выделены зелёным цветом; гексаграммы, имевшие в последовательности Вэнь-вана номера 5 и 6 и получившие теперь номера 3 и 4, выделены жёлтым цветом.

 

 

 

 

 

 

30 апреля 2006

 

ДОБАВЛЕНИЕ

 

Смысл приведенных выше таблиц в следующем: закономерность, связанная с противостоянием гексаграмм и псевдо-гексаграмм в Ло-шу-81, сохраняется при указанном искажении последовательности гексаграмм (искажение заключается в том, что поменяны местами вторая и третья пары гексаграмм, то есть поменяны местами гексаграммы с номерами 3-5 и 4-6).

Что же касается операций перекодировки (инвертируются все черты гексаграммы), полуперекодировки (инвертируются черты одной из двух триграмм гексаграммы) и полупереворота (переворачивается одна из двух триграмм гексаграммы), то мое мнение такое: я не вижу в приведенных авторами таблицах никаких закономерностей, связанных с этими операциями. На мой взгляд соответствие номеров и индексов гексаграмм по этим операциям, которое получается для оригинальной последовательности Вэнь-вана, ничем не "закономернее" соответствия, которое получается для рассматриваемой искаженной последовательности.

Само собой понятно, что сами таблицы для оригинальной и искаженной последовательностей гексаграмм различны. Если мы фиксируем содержание таблицы для оригинальной последовательности, то, конечно, мы получим эту оригинальную последовательность. А если мы фиксируем содержание таблицы для искаженной последовательности, то, конечно, мы получим эту искаженную последовательность. Закономерность должна была бы заключаться в другом: одна таблица "лучше " другой, то есть в таблице для оригинальной последовательности есть такая закономерность, которой нет в таблице для искаженной последовательности. Вот эту-то закономерность я и не вижу.

Возможно, я ошибаюсь и такая закономерность есть. Но пока что мое мнение остается прежним.

18 декабря 2006

Cвидетельство о публикации 108841 © Бурдонов И. Б. 18.12.06 23:09

Комментарии к произведению 2 (4)

Комментарий неавторизованного посетителя

По-моему, это какая-то рекламка шарлатанского использования И-цзин.

Честно говоря, даже разбираться не хочется.

Будь это нормальная научная статья, я бы ещё почитал, а так - нет желания.

  • 1
  • 24.12.2006 в 17:43

вы наверное с вам известным математиком-основателем НХ на ножах? - ведь он считает китайские древности - средневековыми?!:)

А ВЫ и вправду на полном серьезе уверены в их тысячелетних возрастах?! НЕУЖЕЛИ всё-таки ВЕРИТЕ, что они такие древние-предревние?

Я ни с кем не на ножах.

Если Вы имеете в виду Фоменко, то я знакомился с его работами, правда мельком.

Этот подход основан на статистических данных и их математической обработке.

Я полагаю, что статистику следует использовать с очень большой осторожностью, особенно, когда это касается обработки текстов, написанных в разное время разными авторами.

Всегда остаются вопросы: они сами это написали, или переписали с более раннего текста, внеся изменения? достаточно ли репрезентативны те тексты, что дошли до нас? правильно ли мы понимаем эти тексты? насколько правомерны те или иные математические методы для анализа того, что делают люди? верны ли те гипотезы о реальности, что лежат в основе этих методов? и т.п.

Как говорят, есть три вида лжи: просто ложь, бессовестная ложь и статистика.

Математика - это не оракул истины, а инструмент, с помощью которого можно как доказывать истину, так и убедительно врать.

Кроме того, математика не может заменять собой другие науки. Даже такая предельно математизированная наука, как физика, имеет нечто, именуемое "физическим смыслом", что не поддаётся математической формализации.

Что же говорить об исторической науке?

Поэтому я ни во что не верю, но предпочитаю следовать традиции до тех пор, пока не доказано, что она ошибается.

Кстати, не так уж редко оказывалось, что то, что историки полагали мифом и выдумкой, на самом деле было в истории. Например, это подтверждалось археологическим раскопками.

вы нарочно сделали вид что не поняли или действительно не поняли О ЧЕМ я? я про то вас спросила - действительно ли ВЫ верите в ТАКУЮ жуткую древность "китайских древностей", или ПРОСТО следуете ОБЩЕпринятой традиции, дабы в ТОЙ среде не сочли за изгоя или психа?

Нет, это Вы меня не поняли или не захотели понять.

Вера - это из области религии, а в данном случае следует говорить о доказательствах.

Доказательства апологетов НХ не представляются мне убедительными.

Традиционная хронология также не доказана достаточно убедительно.

Поэтому я допускаю, что верным может оказаться любая из этих хронологий или ещё какая-то третья, четвёртая и т.д.

Какую гипотезу принять из возможных, на мой взгляд, дело вкуса.

Хронология, сама по себе, меня не интересует.

Я принимаю традиционную хронологию, потому что с ней удобнее работать.

Если же Вы спрашиваете, допускаю ли я возможность ТАКОЙ древности, то отвечу: допускаю.

Более того, мне эта "древность" представляется слишком "молодой", чтобы объяснить тот мир настоящего, в котором мы живём.

На мой взгляд, требуется гораздо большее время для того, чтобы выработать ту культуру, то мышление, то миропонимание, которое мы имеем сегодня.

Мне кажется, что то, что мы называем "историей", то есть, по традиционной хронологии, последние 5-7 тысяч лет, должно быть лишь самым последним, кратким отрезком настоящей истории, о которой мы почти ничего не знаем.

Так что, на мой взгляд, древность "китайских древностей" вовсе не жутка, а скорее недостаточно древняя.

Но, повторяю, это всего лишь гипотезы и выбор той или иной из них - дело вкуса.

А теперь я спрошу и Вас, коли уж Вы спрашиваете меня: А что Вы сами-то думаете по поводу задаваемых Вами вопросов?