Литобзоры

Несколько слов о Литобзорах
Вторая пятёрка от Елены Рышковой.

Вторая пятёрка конкурсантов. Оценки от Елены Рышковой
Конкурс «Что наша жизнь, игра»

1. Триптих «Игра воображения». Щербединский В. В.

НЕУЖТО?!..

Десятки тысяч фотографий этой женщины
нашёл всё знающий и вездесущий «Google»,
дочь итальянца Паскуале, деревенщины —
в основе темы многоликой фотофуги.
Благообразна даже голой и беременной,
играя шлюху, и в бесовском облаченье,
ей сорок восемь, но прекрасна не по времени,
как будто силы нет у времени теченья,
состарить чтобы уникальное создание
природы-матушки в подлунной круговерти
по предписанию закона мироздания:
рождение — и жизнь — старение — до смЕрти.

Конечно, время наверстает «упущение»,
сбежать от старости... живым никто не сможет.
Но — сорок восемь!.. И смотреть без восхищения,
без лютой похоти немыслимо, мой Боже!..
А вожделение сродни животной дикости:
одежду в клочья рвать, щипать, кусая в губы,
и обладать без сожаления, без милости
насколько хватит сил, распущенно и грубо.

Мне в мае стукнет шестьдесят — порог старения,
перешагну и... покачусь — неужто?! — с кручи...
в конец, когда глядишь со старческим смирением
фильм, где насилуют красавицу Беллуччи.
13.04.13.

BЕLLE DE NUIT.

Опять смотрел (не удержался!) «Belle de Jour»* –
фантасмагория извечная мужская,
мечта, что эта – «не как все» и «не такая»,
из благороднейших… казалось бы, натур,
порок свой ризой благочинной покрывая,
не в силах жить без тайных «грязных» авантюр.

«Страдальцам» грезить так никто не запретит,
мечтай и сочиняй... снимай кино об «этом»,
пиши роман, стихи, картины!.. Нам – поэтам,
чуднЫм художникам дар голову мутит,
мы бредим наяву... порой вразрез запретам...
стыду и совести... порок влечёт... зудит.

В час сорок ночи фильм закончился, ну и
лёг почивать себе, довольно ухмыляясь,
и мне приснилась – чёрт-те кто (сам удивляюсь!) –
в белье Литвинова Рената визави.
Я вытворял с ней всё так дерзко!.. изгаляясь!..
как на эскизах «Камасутры» у Дали.

Чудны ей богу сновидения мои,
когда ж от похоти я, наконец, избавлюсь?!
Ну, Фрейд, Литвинова – моя Belle de Nuit*!..
Всё ж интересно, а с живой Ренатой справлюсь?

«Belle de Jour»* (бель дэ жур) – «дневная красавица» (фр.)
«Belle de Nuit»* (бель дэ нуи΄) – «ночная красавица» (фр.)
27.10.13.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ.

Я вижу её каждый день в параллельном реале,
где жизнь не похожа на скудную долю мою,
где масса людей существует без бед и печалей
в едином медийном успешном… весёлом строю.
Хихикая скромно и щуря раскосые глазки,
стремительно вкусно готовя, на наших глазах
творит бесподобно свои кулинарные сказки
ведущая – повар с кино и театром в ладах.
Ужасно завидую старому желчному мужу,
прибравшему это сокровище к жадным рукам.
Его я моложе!.. но нищ и теперь неуклюжий
поэт-паралитик. Живём мы по разным мирам,
мирам параллельным, которым нельзя пересечься –
закон математики о параллельных прямых,
мне за шестьдесят, но я тоже не смог не увлечься
талантом её и харизмой, как У молодых.

Неужто по гроб обречён прозябать жалко втуне,
завидовать старым, ломучим!.. счастливым мужьям,
стареть и дряхлеть, распуская сопливые слюни,
и грезить по их параллельным зовущим мирам?!..


1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 7
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 0
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 10
5. Впечатление читателя - 7
6. Результирующая оценка - 6,8

7. «пысы»
Я бы порекомендовала Автору уменьшить акцент на немощь, старость и болезнь ЛГ.
Это средство сильнодействующее, но кратковременное.


2. Старый солдат. Маруга В. М.

Мне в картах вечно не везет,
Как старому, забытому солдату,
Что и хотел бы вырваться вперед,
Но знает, лучше полежать в санбате.

То масть по цвету плохо собираю,
То козырей никак не наберу
И на отбой неправильно играю,
И вечно с мелочью сижу.

Враги погоны мне цепляют
И снова просят карты тасовать,
Поскольку чаще всех меня же обвиняют
И званием «дурак» желают награждать.

Почти, как в жизни, где имеет место
Игра мошенников и хитрецов,
Одно различие уместно –
Погоны здесь скрывают дураков.

Да и в любви лампасы помогают,
Они, как деньги, сила, власть,
И женщины, как бабочки, летают
На блеск и холод позолоченный кокард.

Ну, а солдат больной и старый,
Ему лишь в карты подыграть
И вспомнить всех друзей бывалых,
Которые не злились, принимая, «сам дурак».

1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 1
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 0
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 1
5. Впечатление читателя - 1
6. Результирующая оценка – 2, 6
7. «пысы»


3. Игра "в это"- Bolev А

Игра "в это"

«Ну давай, не ломайся –
Ты же хочешь, я знаю!», –
Грудь под лифом вздымается,
В декольте выпирая.
Сердце часто колотится,
И пульсирует жилка
В ямке под подбородком.
«Цинандали» вскружило
Ставшей лёгкою голову,
Напружинило ян:
«Я возьму тебя голою
На пружинном диване!»
Тонкий шарфик из газа,
Дресс из органзы дразнят:
«Я тебя раз за разом
Вознесу до оргазма!..
Да, язык заплетается:
Слово – и запятая…
Но давай, не ломайся –
Ты же хочешь, я знаю!..»


***
«В пятницу не получится:
Извини, но – никак».
Тона холод колючий –
Безошибочный знак.

«А в субботу – по тонику?», –
Ах, дела – не ахти:
Ты смешна – за соломинку
В недопитом «Мохито»

До последнего шанса!..
То ли бог, то ли чёрт –
Просто ли издевается,
Или – в «нечет и чёт»?


***
Всё когда-то кончается,
Даже кол и мочало.
Сожаленья легчают.
Ставки – по умолчанию.

«Сахар», сосуды, печень.
«Мяту? Кофейник? Чайник?», –
К вечеру эти встречи
Выглядят, как прощания.

Пепел волос – не знамя:
Только девах пугать…
Если бы зрелость знала!..
Может быть – не могла?

1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 3
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 0
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 3
5. Впечатление читателя - 2
6. Результирующая оценка – 3, 6
7. «пысы»


4. Был случай (из охотничьей тетради) Ворошилов Сергей

Медведь

Калёным лезвием задело, и стал язык шершав и сух,
когда собаки озверело берлоги прихватили дух.
Внезапно выросло виденье, роняя клочьями кухту́*.
И в бездну падало мгновенье, и сердце билось в пустоту.
Жизнь спряталась в ружейной стали, в галоп пустился мыслей бег,
а злые пуговки искали, где слился с лесом человек.
И глаз посажен был на мушку. Успеть бы... Нет назад пути.
Был шёпот: "Выручай старушка", и выстрел метров с двадцати...
И падал снег: немой, пушистый. Слегка вьюжило и мело.
И лес вздохнул тревожно-чистый... Ну что ж, мне больше повезло.
Медведь скогтил простор морозный, подмяв колючую постель.
Он уходил с оскалом грозным в другую, вечную метель.

Был случай (рассказ охотника)

Обленился мужик. Измельчало племя.
Греют пузо да спорят, кого кто круче.
Я с друзьями привык отпускное время
проводить на охоте. Был, помню, случай...
Кабанов мы тропили, встав спозаранок.
Лишь под вечер поднялся секач огромный.
Только вот незадача: ушёл подранок.
Затаился, забившись в чапыжник** тёмный.
Вепрь коварен, могуч и охоч до мести.
Всё ж по следу пошли. Ну, а вдруг, где помер?
Я один был оставлен на старом месте:
мог зверюга, крутнувшись, прийти на номер.
Так стоял, озираясь на лес, сторожко.
Вдруг, почувствовал, как в животе запело.
И, поставив ружьишко, сошёл с дорожки
я в кусты, чтобы справить большое дело.
Как могло так случиться? Ну это ж надо!
Не заметил совсем (иль увлёкся, может),
как вернулась неслышно моя бригада.
На охоте, понятно, шуметь негоже.
А в бригаде был Лёха, прикольщик местный.
Без подначки не мог он прожить минутки.
Хоть и сам я в деревне шутник известный,
но его не забуду дурацкой шутки.
Этот Лёха, подлюка, подкрался с тылу.
И в момент самый важный, как раз "под руку",
сапогом меня в задницу тихо двинул
и при этом, зараза, противно хрюкнул.
Я летел без оглядки, кусты пронзая,
вереща заполошно, похлеще гончей,
у которой под носом поднялся заяц.
Говорят, голосил однозначно громче.
Из порток, что мешались, я сразу вылез,
когда с места сорвался в истошном визге.
Говорят, в полумраке мелькал мой вырез,
распыляя медвежьей болезни брызги.
А опомнился только верхом на ёлке.
Говорят, огрызался рычащим задом.
На ежа, говорят, был похож в иголках...
Умирала со смеху весь год бригада.
Я, конечно, пытался смеяться тоже,
не ходить же с друзьями темнее тучи.
Удержался и Лёхе не дал по роже...
Но потом отыгрался... Другой был случай...
_____________________________________
*Кухта (сев.) - пушистый снег, лежащий на ветках.
**Чапыжник - густой кустарник, труднопроходимое мелколесье.


1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 7
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 3
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 8
5. Впечатление читателя - 7
6. Результирующая оценка - 7
7. «пысы»


5. Игра со смертью. Жанна Баринова

Гаваи - остров, вождь, скала
И за спиной индейца плен.
Давно история была,
А вот хай-дайвинг не истлел.

Индеец прыгнул - выжить смог,
И враг остался позади.
Рывок усталых, сильных ног:
Свобода - смерти впереди!

Обычай начался с тех пор,
И мальчики ныряют вниз
Со скал высоких на ковёр
В морскую гладь где лёгкий бриз.

Так юноши взрослеют враз,
Себя мужчинами назвав
Без лишних слов и громких фраз,
Рискуя жизнью против прав.

И двадцать восемь высоты!
Трамплин естественный - скала.
В полёты птичьей красоты
Игра со смертью позвала.

Играют парни в дайвинг -клифф,
У них экстрима тонны масс!
Ошибки - не подводный риф,
Ведь ошибаются лишь раз.


1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 1
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 3
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 0
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 1
5. Впечатление читателя – 1
6. Результирующая оценка – 1,2
7. «пысы»


Конкурс: Что наша жизнь? Игра!
Литобъединение: Братство зажжённой искры

Литобъединение: Joker