Литобъединение: Земля "Запасной Вариант" (Четвёртое измерение)
Конкурс: Во имя света и тепла
Дата: 13.05.15 18:28
Прочтений: 186
Средняя оценка: 10.00 (2)
Комментарии: 2 (2)
Выставить оценку
литобзору:
Во имя света и тепла III
Рогожников В.Я.
Весна на Ирше
В рассветной стылой белизне
Седых Иршанских перекатов,
Мне повезло – пришла ко мне
Моя весна и села рядом.
Ловлю губами сердца стук,
Ласкаю чистоту твою
И доброту девичьих рук,
Как воду вечной жизни пью.
Пью счастье нежного лица,
Переступаю за черту.
И в неизбежности венца
Своей безмерной кары жду.
В первом катрене есть мужские и женские рифмы, потом только мужские. Разумеется, единообразие рифмовки не является непременным условием для хорошего стихотворения. Но в данном случае это воспринимается как недоработка. Была бы еще звучная рифма, ради которой можно было бы жертвовать плавностью текста, но «перекатов-рядом» звучной рифмой не назовешь. «И в неизбежности венца/Своей безмерной кары жду» – понятно, о чем речь, но если бы было сформулировано более внятно, то было бы совсем хорошо. Технические шероховатости как бы подчеркивают юношескую неумелость, хотя можно было бы поискать другой способ это подчеркнуть.
тот, оɹоʞ ты ищешь ✔
жизненное
увы не всегда понимаешь о чём говорилось
смешные картинки листая срывая сбивая
в душе календарной мы время на годы мельчили
нелепо вздыхая и жизнь в никуда прожигая
прекрасное чувство любовь но куда с ним податься
нет правых и левых, свои в элементе чужие
вот утро настало и можешь от счастья смеяться
а если не сможешь то значит тебя не любили
мечтали как дети то были лишь сгустки и глюки
что молча неслись по просторам весенней дороги
и время осколки свои из театра кабуки
слегка удивляясь вносило в свои каталоги
мы ж пили за здравие пили с дурацким апломбом
порядок вещей принимая вселенской забавой
ещё улыбаясь пусть видят не только лишь пломбы
а душу людскую живую с улыбкой лукавой
коль правда жестока противна тупа разномастна
коль въехали в лето и мчимся туда где страшнее
Все же трудно читать тексты без знаков препинания. Хорошо, что записано «кубиками», а не строчкой. Две последние строчки подвисают. Сперва подумал, что плохо скопировал, заглянул на сайт – скопировал нормально. Автор дает читателю полную волю: можно считать, что стихотворение закончено, можно додумывать. Но чтоб додумать, надо решить: здесь открытый конец или автор высказался полностью? У читателя так много вариантов, что легче написать свое, новое стихотворение. Правда, автор с самого начала предупреждал: «увы не всегда понимаешь о чём говорилось». Согласимся.
Есть прекрасные находки: «мы время на годы мельчили», «а если не сможешь то значит тебя не любили», время с каталогами, «порядок вещей принимая вселенской забавой». Стихотворению есть на что опереться. Но, записанное «сплошняком», без знаков препинания, оно зыбко, «разномастно».
Скрипова Н.С.
Март
Тихим шелком струится закат средь вечерних аллей.
Лиловеют дворы, разлилась невесомо истома.
Что ж ты медлишь, скорей! Выходи же, родная, из дома,
Зажигать перелетные звезды в листве тополей!
Разве звезды тебе не шептали о страсти моей?
Посмотри, небеса разгораются ярче и выше.
О тебе, обо мне перепели все песни на крыше
В этом марте коты средь спящих в тиши фонарей.
И, встречая зарю, под одним полосатым шарфом,
Мы, прогретые счастьем, подставив ладони рассвету,
Ухватили тихонько за хвост золотую комету,
И взлетели за ней, не гадая, что будет потом!
Переменчивый март, первый, трепетный вестник весны,
Мой насмешливый март, ты властитель ручьев и сосулек,
Всколыхнул заполошных таксистов и сонных бабулек,
И раскрасил весною их серые скучные сны.
А ведь хорошо! Хороши «перелетные звезды» и бесстыдные мартовские коты, встреча зари под одним (!) шарфом и бабульки с раскрашенными снами. Вместо «средь» уместно «среди». Не совсем ясна гендерная принадлежность лирических героев, да не важно: можно понять и так, и этак. Лучше я пойму так.
Ежиков
Откровения весны
Все что снегом зима припорошила - обнажается солнышком медленно.
И большие собачьи гавешины и гавешки собакины средние.
Бомж Серега с соседнего скверика, в Новый Год неожиданно канувший
Показались завязки передника - вот и теща соседа Иванушки!
Старый мусор - считай, что с ноябрьских,панталоны, с балкона слетевшие,
Машкин хахаль - нефтяник с Ноябрьска, на денечек всего прилетевший - то.
Что за дворик у нас - заглядение, миллионы бычков обнаружены!
И пакеты, как птицы весенние, вдохновенно летают над лужами.
Есть предметы и быта и мебели, новогодние лапы еловые
Как забытые богом фельдфебели пачки Примы пурпурно - багровые.
Обнажаются дамы соседушки - босы ноги да чуни резиновы,
А еще не ослепшие дедушки - на их прелести очи разинули.
Ах, весна, ты плохая пиарщица, откровенно сказать - никудышная,
Нам хотелось веселого маршика, а смотри - ка, хреново как вышло то!
Хороший юмор. Не дешевенький такой, не ернический (почти). Ладно, ернический, но все равно хорошо. Неожиданно выпирает изнутри «мебели-фельдфебели», до этого были рифмы как рифмы, а эта зазвенела. «Еще не ослепшие дедушки», которые очи разинули – блестяще! С автором не соглашусь: не «хреново как вышло то», а хорошо вышло.
Верно Т.
О том, о сём...
Синело небо. Облака неслись,
Меняя поминутно очертанья.
Подобно им, текла за мыслью мысль
В глубинных недрах моего сознанья.
Порой привольно, иногда теснясь,
Бежали мысли, словно в море волны.
А солнце щурило глаза, смеясь,
И на меня глядело благосклонно.
Спросила я, к Светилу обратясь:
- Звезда, через какие Дарданеллы
Незримую осуществляет связь
Мой микрокосмос с внешнею Вселенной?
Он узок тот пролив или широк –
Меж временем и вечностью седою?
Как будет путь туда душе далёк?
Ответь мне, Солнце! Поделись со мною!
На солнышко легла раздумья тень.
Затем оно ответило лукаво:
- Об этом думать попросту мне лень.
Загадками не мучасюсь я, право!
Не очень мудрствуй – мой тебе совет.
Не задавай сложнейшие вопросы.
Дари другим, как я, тепло и свет.
И в жизни никогда не вешай носа.
Читалось легко, так как интонация показалась знакомой: «И телу я тогда сказал: ответь/на все, провозглашенное душою». Да и концовка сродни: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца». Хорошая, творческая переработка уже литературного материала. Все эмоции и идеи «перепробованы и перещупаны» миллионы раз, но это не беда, если для нас они представляются «живьем» – тогда могут найтись новые слова и интонации. Но можно поработать и с уже литературными образами, тут тоже могут быть удачи.
Влад Васюхин
Полонез
Не жди любви от Польши,
она к тебе мертва.
Устанет сердце-поршень
гонять, как кровь, слова.
Твоя любовь – горячка.
Ох, русский идиот!
Надменная гордячка.
и бровью не ведет.
Ты ей целуешь руки,
ты с ней – щека к щеке…
Она с тобой от скуки,
все мысли вдалеке.
«Прекрасная палачка,
что ты творишь со мной?»
Молчит твоя полячка
со строгою спиной.
Но вдруг – в глазах зарницы,
но вдруг – и речь нежна…
Как польские границы
изменчива она.
Молчи и не опошли,
не рви льняную нить,
не жди любви от Польши.
И продолжай любить…
27 февраля 2015
Стихотворение-то хорошее, но как быть, если нет идейного согласия? Конечно, можно отметить шикарное сравнение: «Как польские границы/изменчива она», но не в сравнениях дело. Женщину можно любить без взаимности, такое бывает, но это занятие индивидуальное, занятие сугубо одного человека. И страдает только он единственный. А тут как бы имеются соотечественники, реально пострадавшие от «невзаимности». Это к ним обращено: «И продолжай любить…»? Думаю, не к ним. Что-то Андрий Бульба вспомнился. Но драма Андрия – ничто в сравнении с драмой его отца. Надеюсь, не стоит говорить, что сам я не склонен к полонофобии. Но мне кажется, что метафора, на которой держится стихитворение и из которого, собственно, оно и состоит, не совсем безупречна.
Людмила Тишаева
Поцелуй
Так лёгок путь бывает лишь вначале,
Так чист цветок бывает лишь весной,
Так колыбель одна лишь мать качает –
Так поцелуй бывает нежен твой.
Так крепок сон бывает на рассвете,
Так сочен плод бывает лишь зимой,
Так лишь в июне мёдом пахнет ветер –
Так поцелуй бывает сладок твой.
Так лишь в пургу горят дрова в камине,
Так лес багрян бывает за рекой,
Так утоляют жажду лишь в пустыне –
Так поцелуй бывает жаден твой.
Попробовал убрать все «Так» и прочиталось неплохо. Пятистопный хорей не хуже ямба. Все же «так» стучит, как молоточек.
Андрей Корсаров
СВЕТ
(глаголю)*
Я помню м и г — со мною свет случился! —
Настолько яркий, что пришлось кричать —
И чей-то голос: — Человек родился!
И сладкий сон у тёплого плеча...
Я помню ч а с — со мной восторг случился! —
Прекрасный ангел дал мне полетать —
Когда, пыхтя, я как-то исхитрился
Её впервые мамою назвать...
Я помню д е н ь — со мною мир случился! —
Такой огромный и такой цветной! —
Ошеломлённый, я с трудом решился
На первый шаг по плитке дворовой...
Я помню г о д — со мной Она случилась! —
Когда от счастья я не мог дышать... —
Да что там год — потом детей учили:
Кричать, летать и по двору шагать...
Я помню ж и з н ь — со мной судьба случилась! —
В ней каждый миг любил я смаковать...
Но вдруг — темно!
Нет...
Снова свет включился!
В конце тоннеля?
Что ж — готов кри-и-и-ча-а-а-ать!..
--------------------------------------------------------------------------
* В кругу более-менее "продвинутых" поэтов и критиков, использование глагольных рифм принято считать примитивным,
ибо с них начинают "слагать" практически все. Чем выше уровень поэта - тем неожиданнее и интереснее находки-рифмы.
Именно поэтому я специально поставил перед стихом ремарку "глаголю", дабы было ясно, что делаю это намеренно,
а не от "недоразвитости".
:)
Тему глагольных рифм я бы даже не открывал. Раньше поэтов можно было по пальцам пересчитать, потому что мало кому удавалось издать книжку. А без книжки как стихи почитаешь – телепатией владеет не каждый. В последнее время мне кажется, что презрение к глагольной рифме – профессиональный снобизм. Сетевая литература показала, что хороший текст может написать не только профи. Пусть один-единственный на тысячу, пусть даже один катрен. Лишь бы человеку было что сказать, используя даже и глагольные рифмы. Рифмы ведь тоже как бы одушевляются мыслью; одно и то же созвучие у разных поэтов звучит по-разному. У кого-то совсем не звучит, а в каких-то стихах – совсем неплохо.
На конкурсе есть великолепное стихотворение «нерегулируемый трехперстный перекресток». Автор делает с рифмами что хочет. Но это, я бы сказал, для гурманов. Не каждый может восхититься. На ЛС «восхищенных» будет не мало, а где-то совсем не заметят усилий автора.
С уважением
П.Р.