Литобъединение: Земля "Запасной Вариант" (Четвёртое измерение)
Конкурс: Во имя света и тепла
Дата: 06.05.15 10:35
Прочтений: 213
Средняя оценка: 10.00 (8)
Комментарии: 3 (5)
Выставить оценку
литобзору:
О пяти стихотворениях
Влад Павловский
Свет
Сердцу не нравится ныть в груди,
К солнышку ищет лаз.
Жизнь продолжается, вверх гляди,
Не опуская глаз!
Радуйся лицам, пока не слеп,
Свету кричи: «Ага!»
Страждущим птицам отдай свой хлеб,
Силу прости врагам.
Толку не будет болеть за Рим,
Выгорел он уже.
Миру и людям любовь дари,
Веру расти в душе.
Счастье твоё и сейчас, и здесь,
Бережней надо с ним.
Небо зовёт, не цепляйся, лезь!
Можешь - других тяни.
Знай, суета не своё берёт,
Бога лишает нас.
Завтра настанет, смотри вперёд,
Не закрывая глаз!
Есть стихи, которые я называю дидактическими. Они наставляют и поучают. «Гляди-дари-лезь...» Казалось бы: чего ради? То есть чего ради поучать, а пуще того – поучаться? Ну, поучать, может быть, у нас в крови. К тому же есть мнение, что литераторы – учителя человечества. Мнение это сомнительное, оно не раз подвергалось критике, но, тем не менее, оно существует как бы подспудно.
Но поучаться – этого в крови у нас нет.
Можно было бы на этом остановиться, если бы не следующее: «дидактическое» стихотворение стало уже устойчивой формой. Как сонет, терцина, хайку. Кто-то любит такое сочинять и читать. Сам Пушкин писал сонет и терцины. Изредка, но писал. Кто-то предпочитает иные формы. Несмотря на казусность, дидактическая форма приемлема. Она стала таковой явочным порядком. Мало кто из авторов не использовал такую форму.
Smirnova N.
* * * *
С душой душа,прильнув тихонько,
Соединяется не зря...
И заструится нежность тонко,
Когда рождается заря...
И вдруг зажжётся ярким светом,
Как солнце в небе поутру!
И расцветёт,как зелень летом,
Пыльцой порхая по нутру...
И разольётся сладким мёдом,
Своей тягучестью пьяня...
И день за днём,и год за годом
Без счастья светлого-ни дня!
И того же автора
ОСА И ВЕСНА.
Нарядилась Оска
В жёлтую матроску,
Затянула талию тонко пояском,
И форсит,плутовка,
Пухленькою попкой!
Падая в объятия с розовым цветком!
И наобнималась!
И нацеловалась!
Из объятий выпорхнув в жёлтенькой пыльце!
Но не улетела-
Вновь в цветочек села!
Вся в его объятиях,будто бы в кольце.
Снова чувств смятенье!
Головокруженье!
Всё Любовью полнится каждою весной!
О!Прекрасный Боже!
Хочется мне тоже,
Чтоб случилось что-нибудь Оскино со мной!!!
Автор пишет стихи на русском языке и русскими буквами. А свою фамилию почему-то латиницей. Сразу вспомнилась Поликсена Сергеевна Соловьева, которая писала под псевдонимом Allegro. Правда, с ней все ясно: у нее были знаменитыми отец, брат и еще куча родни, ей хотелось «отдельности». Ее псевдоним сейчас воспринимается как «эстетский». Наверное, все наши сетевые «кликухи» через какое-то время мы тоже будем вспоминать с иронией. Может быть, были технические причины – невозможно было зарегистрироваться на русском, а уже возник некий бренд. Но ведь чувствуется какая-то дисгармония между текстом и подписью. Не испытать читателю Пушкинского: «Порой опять гармонией упьюсь»...
«Поутру-по нутру» – хорошая рифма. Но вот думаешь: что там порхает «по нутру»? Душа? Нежность? Чтоб из перечисленного не порхало, но лучше бы «нутро» не использовать. Понимаю, жаль расстаться с такой рифмой. Но ведь не из-за рифм мы читаем стихи. Да, они нужны, и предпочтительны хорошие рифмы. И все-таки не в них дело.
В следующем стихотворении тоже бросается в глаза рифма «Оска-матроска». А в названии стихотворения никакая не оска, а «Оса». Как говорится: «оска» явно для рифмы. Но после «оски» вполне приличные стихи: «Затянула талию тонко пояском,/И форсит,плутовка,/Пухленькою попкой!..» Есть в этих строках что-то от детской поэзии. Вернее, от поэзии для детей. И завершается стихотворение хорошо. Рискованое завершение, но поэзия всегда на грани.
Shipina
Весенние оттепели
Кругом всё дико и чернó,
На самой грязной стадии,
Но неба вымыто окно
Тепла и света ради,
И
Порасчесались по весне
Берёзовые пряди.
Лишь Дуб немного в стороне,
Суров и стар, как прадед.
Тилинь-тилинь
Февраль Ни пасмурность, ни скудость дворового пейзажа
Никак не повлияли на голосок весны:
Свистит синица звонко, и слушатель со стажем
Ведётся будто рыба на искорки блесны.
Поймали, зацепили четыре чистых ноты
Настрой печальный сердца – из сумрака на свет! –
И стойко повторяют: не важно, где ты, кто ты,
А важно, что причины печали больше нет.
Март Синичек скрипки однострунны,
но это не смущает их:
пиликает синиц коммуна –
оркестр задорен, весел, лих.
Расщебетались повсеместно,
рассыпав трели: по кустам,
ветвям деревьев – так что тесно
от этих звуков стало там.
И у людей светлеют лица,
невольно взгляды вверх скользят:
весну приветствуют синицы!
И молодцы, что так галдят!
Апрель Вперёд, синица! В новый день,
Развешивая трели:
"Тилинь-тилинь" и "тень-телень"!
Как радостно в апреле!
Великолепен небосвод
В весёлый час побудки,
И всё ликует и поёт
Внутри синичьей грудки!
«Неба окно» как и «Тепла и света ради» – не ново, но вместе все-таки дают образ. «И» между строфами непонятно. К ритму отношения не имеет. Рифма «стадии-ради» прекрасно живет без этого «и». Далее как бы в продолжение «пряди-прадед». Но в данном случае акцент на предударных согласных. Разумеется, мягкое «д» добавляет звучности, но «цимус» рифмы в «пр». «Дуб как прадед» – не однозначно, но интересно.
Во втором стихотворении цепляет «слушатель со стажем», которой «ведется». Слушатель лучше, чем «синиц коммуна». «Синичья грудка» тоже неоднозначна. «Грудка» – слово, часто используемое в гастрономах и кулинарии. Возникают странные, ненужные ассоциации. Ряд ассоциаций. Хотя есть правда в том, что синица поет «не клювиком и горлышком», а всем своим тельцем. Счастлив, у кого не возникло никаких ассоциаций.
С уважением
П.Р.