Литобъединение: Земля "Запасной Вариант" (Четвёртое измерение)
Конкурс: Как слово наше отзовётся
Дата: 22.11.14 23:10
Прочтений: 277
Средняя оценка: 10.00 (9)
Комментарии: 6 (6)
Выставить оценку
литобзору:
О текстах финалистов 1
Авторы продемонстрировали мастерство и отнеслись к заданию серьезно. Не имею ввиду основные тональности текстов – как раз в этом смысле в текстах преобладает не серьезность, а ирония. Имею ввиду авторское отношение к сочинительству.
Чтоб читателям не кликать тексты, приведу их в обзоре полностью и в том порядке, в котором они были поданы.
Ежиков
Финал конкурса "Как наше слово отзовется".Нежные пустяки
Енотам нравится мечтать о нежностях и пустяках,
Когда приходится стирать носки и пяточки в носках.
Когда по пальцам ходит грусть и от старанья стянут рот
Как хорошо войти во вкус, вообразив, что ты - енот!
Что ты живешь среди лесов, отрыв уютную нору,
Чтоб этот маленький носок стал самым чистым поутру.
Твой труд не легок и не прост, а результат - на пять минут,
Но бьет от напряженья хвост, а лапки трут и трут и трут....
Изумительное стихотворение! Не знаю, как это получилось у автора, но вместо ожидаемой (поначалу) иронии восторжествовала нежность. Очень теплый и приятный тон.
Предполагаю, что автор стихотворения разгадал автора строки: здесь 2 строки, записанные «длинно». Отсюда и необходимость «внутренних» рифм, которыми автор не манкирует на протяжении всего текста.
Друид
Цитрусовое
В жёлто-оранжевый кокон сбежало время,
Фьяба уже в разгаре, Тарталья опять в печали.
Две антиподки юных погибли от страшной жажды,
Ах, Труфальдино, что бы тебе потерпеть немного.
Стой, не вскрывай до времени третий кокон!
Пусть продолжается сказка, назло Моргане.
Я ведь явлюсь на сцену лишь в третьем акте,
Бритою крысой промчусь сквозь чужую свадьбу.
Заданный конкурсом образ мне кажется немного отстраненным, абстрактным. Для некоторых (грешен в этом) «жёлто-оранжевый кокон» может казаться солнцем (единица измерения – год – связана с солнцем), а для автора – это нечто цитрусовое. Наверное, многие версии можно признать равноправными. На мой взгляд, автор вполне логично предлагает «вторичные» – олитературенные образы для понимания «кокона». И делает это эстетствуя (в хорошем смысле) – стилистически соответствуя «кокону». По торжественной тональности стихотворение похоже на текст из антологии античной поэзии. Только крыса, да еще бритая, выступает в роли «кайфоломной машины». Но без нее, увы, стихотворение не состоялось бы.
Андрей Корсаров
Лишь бы! / На конкурс "Как слово наше отзовётся". Финал.
Мухоморное лето. Сороки вещают о главном…
На соседней стене — Дальний берег и Ваза в окне...
В каждой рамке — этюд, остановленный кем-то за кадром,
Чьей-то жизни лоскут, приносящий видения мне...
Я ныряю в их мир, как мальчишка с крутого обрыва —
Весь в предчувствии брызг и готовый уйти с головой —
Где-то радостно мне, где-то мрачно, а где-то красиво,
Здесь — срывается пульс, ну а там — обнимает покой...
Час пройдя вдоль стены, я уже побывал в дальних странах,
И взошёл на ледник, и спустился по бурной реке,
Я встречал новый день за штурвалом в молочных туманах,
И в пещеру проник, жаркий факел сжимая в руке...
Столько разных миров вереницей прошло предо мною,
Сколько ярких ролей я примерил невольно к себе,
Все пришли и ушли... Но один не даёт мне покоя —
Где поднялся солдат из окопа навстречу судьбе —
Я бегу рядом с ним, в крике бешеном горло срывая —
Лишь бы он добежал сквозь разрывы к победной весне! —
За тебя, за меня, за стихи и за снятые нами
«Мухоморное лето», «Соро́к...» или «Вазу в окне».
Одно из немногих стихотворений без иронии. Даже с патетикой. Но патетика не «надрывная», не казенная, поэтому воспринимается без отторжения. У меня такое ощущение, что чем серьезнее время, тем востребованнее патетика. Или мы ее просто начинаем воспринимать как нечто должное и нужное. Автор чувствует время, это однозначно. И доля пафоса в стихотворении как раз такая, которая необходима.
Михайлин В.М.
Ямбическая сила, исключительно для конкурса «Как, слово ваше…?»Сомневаюсь я
"А вас я попрошу остаться", - скажет Бог…
"Счастливо" , -брошу всем, салон покинув.
Выходит смерть была наполовину
А Бог и откидного мне не приберёг.
То добрый знак.
Как манит дом борщом…
Да будет так,
я поживу ещё.
"Пошли со мной, приятель", - скажет Сатана.
Везде без мыла и бумаг пролезет,
Всегда он тут, услужлив и любезен…
Услышал! Машет мне из клубного окна.
Кричит: «Сюда!
Оплачен счёт вперёд...»
И я бы «ДА!!! »
А вдруг Господь зайдет?
Вот уж и правда – ямбическая сила:) «Наша сила в ямбе» – иначе не скажешь. Последовательно и строго использованы две восьмистишные строфы: 4 первых стиха с многостопным ямбом, 4 оставшихся – двух- и трехстопные. Тут не только «изыск», но и стиховая культура, которой, несомненно, – респект.
Игорь Матросов
Мопсогонщик
"Погонщик мопса выходит в глухую рань."
Плюя на компас, по запаху ищет... Глянь -
Нашелся мопсик! «Подьем, дорогой! Вставай!
Секрет узнал я - дорогу в собачий рай!
Бежим быстрее! Поверь моему чутью -
Нас не догонят, пусть в спину кричат: «Убью!»!».
В момент растаяв, снарядом, нашедшим цель,
Вперед помчался мопс, пасти раскрыв кошель.
Глаза - две плошки. Щекочет язык трава.
Ему немножко завидует "Булава"...
А Васька сверху мурлычет: «Сбылась мечта!».
Судьба резвилась, в погонщики дав кота…
Не мопс – собака Баскервилей. Автор точно следует интонации «чужой» строки – по числу слогов и ритмическому рисунку все строки идентичны (ударные слоги на тех же позициях). Разве что «...мопс, пасти раскрыв кошель...» имеет непредусмотренный спондей, а в «завидует "Булава"» одно ударение отсутствует. В принципе, не самая сложная задача – ритмически повторить. Сложнее догадаться – зачем так тщательно. Возможно, в этом своеобразная ирония: мол, автору не только мопс, но и все стихотворные технологии «конкурсной строки» по плечу.
Пайков В.
Падает снег
«Небо на землю летит первым снегом» -
на свиданье к полям.
Кажется, поле становится небом
с тишиной пополам.
Белая тишь над землёй, надо мною –
до предела, до дна.
Полнится сердце печалью земною −
но откуда она.
В белом пространстве высокой печали
тянется первый след…
Как это было в том дальнем начале –
холод звезды и свет.
Сполохов молний громовые гаммы,
пиков свечных угли:
словно снимаются кардиограммы
новой белой земли.
Станет потом голубым и зелёным
остров людской любви –
жизни разбуженной щедрое лоно…
Падает снег. Лови.
Все рифмы в стихотворении – «крепкие», тщательные. Брюсов такие рифмы называл «сочными» – когда много акустических перекличек до ударной гласной и после. Завидно:)
В первых двух катренах дактиль в нечетных стихах сменяется двустопным анапестом в четных. Потом вместо анапеста – 3 дактиля (не полных, с «выпадением» слогов). Почему так – честно сказать – не совсем понял. Впрочем, мы сочиняем в условиях полной ритмической свободы, а свобода может пониматься в диапазоне от «осознанной необходимости» до полнейшего «своеволия» – дело вкуса. Мне ближе «осознанная необходимость», и причина моего недопонимания, скорей всего, только в этом. Автор услышал именно так – выходит, в «диапазоне понимания свободы» мы не рядом.
А в целом – все стихотворения мне понравились. Они на хорошем уровне исполнения. Этим не хочу сказать, что мечтаю перечитывать конкурсные тексты ежедневно – к сожалению, есть много других забот житейских. Но очевидно, что заданные конкурсом строчки финалистов не подавили и не придавили.
С уважением
П.Р.