Литобъединение: Разъединение "Неуклюжий Парад Ощущений".
Конкурс: Как слово наше отзовётся
Дата: 27.10.14 02:50
Прочтений: 271
Средняя оценка: 9.86 (7)
Комментарии: 7 (34)
Выставить оценку
литобзору:
Пустые размышлизмы: Как слово наше отзовётся
Приветствую уважаемых конкурсантов, судей и сочувствующих нашему конкурсу читателей!
Захотелось мне подвести некоторые предварительные итоги первого этапа этого турнира. Итоги – возможно громко сказано. Скорее - сделать некоторые обобщения собственных впечатлений. Надо ли говорить, что впечатления эти весьма субъективны? Надо. Равно как и бесполезно. Но моё дело – предупредить: ПРЕДУПРЕЖДАЮ! :)
И как ни говорить о субъективности, когда главная фишка отборочного тура – субъективность, возведённая в абсолют? Мнение одного человека. Главное и единственное оружие, которым обладает каждый судья. Ситуация волнующая (как для конкурсантов, так и судей) и не вполне привычная. Предполагается, что острые ощущения обеспечены для всех. Вместе с тем, правила 1 тура весьма лояльны к конкурсантам и дают им возможность выйти из-под удара субъективизма отдельно взятого судьи, чтобы попытать счастье под ударом субъективизма – другого. А для того, чтобы судьи максимально имели моральное право к единоличному решению, заданием и послужили авторские строчки судей. И кому как не им сверять свои ожидания и внутренние устремления с новой реальностью, надстроенной конкурсантами? Не зря же мы свой конкурс назвали несколько высокопарно «Как слово наше отзовётся». И вот это уже случилось – отозвалось. И можно оглядеться – что же мы имеем в общем и целом.
Прав был Сергей Колонов, отметивший, что авторы соскучились по народным конкурсам. 142 заявки – тому свидетельство. Кому-то был нужен повод для творчества, кто-то испытывал ностальгию по общению в дружеской компании, литературным играм, шуткам и т.д. Дорогие авторы, мы благодарны вам всем за то, что создали на нашем конкурсе атмосферу непринуждённости, доброжелательности и радости от самого конкурсного процесса! Надеюсь, что эта атмосфера сохранится и в дальнейшем. Вместе с тем, приходится напоминать и себе и конкурсантам, что работа судей заключается в оценке произведений, выявлению лучших из них, а здесь уже дружеская симпатия к конкурсантам – не помощник. И здесь уже нужно говорить о критериях оценки, о судейских ожиданиях от конкурсных работ. Вспоминая название нашего конкурса, понимаешь, что каждый судья, отдавший для творческих экспериментов свою строчку, надеется отыскать интересное её развитие, глубину осмысления или образного воплощения, возможно перевоплощения; почувствовать, что его слово стало своим для автора и дало начало его личностному самовыражению. Именно такими поисками мы и будем заниматься. При этом приходится констатировать, что многие, заявленные на конкурс стихи, грешат какой-то блицевой поспешностью, поверхностностью, салонностью, что очень мило бы смотрелось на дружеских посиделках и в альбомах, но значительно снижает их конкурсные шансы. Не касаясь в этом обзоре персоналий, бегло расскажу о своих ощущениях от конкурсных работ по темам.
«Жонглировать солнечным мячиком и верить в счастливое детство…»
Трудность задания в длинной строке и, казалось бы, в намёке на определённую тематику. Собственно это и стало ловушкой для многих авторов: как-то прямолинейно – стихи про детство со всевозможными пряничными штампами. Хотя, это же самое можно было превратить в преимущество и использовать для весьма глубоких и далеко идущих мыслей, обобщений, ощущений. И некоторые авторы таки попытались пойти этим путём. А длинная строка – это дополнительная возможность для насыщения её поэтикой. В общей конкурсной массе рифма «детство – по-соседству» вопиюща.
«Мои брюки и кошки не глажены…»
Нетривиальная образность этой строки в сочетании с простотой сыграла с ней злую шутку. Авторы восприняли это как сигнал для стёба и хохм. И этого оказалось слишком много. Хотя и в этом амплуа встречаются удачные стихи, а некоторые авторы всё же попытались его и вовсе избежать, в целом – сочувствую автору строки.
Таня Китаева предложила неформальный конкурс «самой изнасилованной фразы». Я думаю, что это не то же самое что самая популярная строка. И вот указанная фраза – явный претендент на этот титул. Соперничать с ней может только следующая.
«Невозвращенцам дела нету…»
Не знаю – какое ощущение оставила основная масса конкурсных работ у автора этой строки, но на меня – гнетущее. Ключевое слово, дающее ассоциативный ряд - «невозвращенец». Видимо у меня этот ряд оказался несколько иным, чем у многих конкурсантов. К тому же, видимо, оборот «дела нету» был однозначно трактован, как негативный посыл к этим самым «невозвращенцам» и этот негатив активно выплёскивался в стихах. Вместе с тем, в моём восприятии, тема «невозврата» обладает огромным и многообразным драматическим потенциалом. И, судя по всему, мне эта тема небезразлична. Проще, видимо, изложить свой ассоциативный ряд.
Термин «невозвращенец» прочно вошло в общественно-политический лексикон во времена советской власти. Этим словом стали называть эмигрировавших за границу сограждан. Как правило, оставшихся за кордоном во время рабочих или туристических поездок. Тогда это слово носило ярко выраженный негативный оттенок. Но с тех пор тема эмиграции была многократно переосмыслена, как общественным сознанием, так и в литературе. А многие эмигранты стали символами новой России. И это большая драматическая тема. В более расширенном понимании слова – «невозвращенец» - человек, покинувший неблагоприятные для себя условия, обстоятельства, возможно – ощущения и т.д. Это определение интересно ложится на тему личной жизни и любовных перипетий. Возвращаясь к общественно-политическому звучанию этого слова на современном этапе, для меня, например, невозвращенцы – тысячи беженцев, спасающихся от войны (трагическая тема). Из персоналий, пожалуй, самый яркий невозвращенец последнего времени – Эдвард Снуоден. И до чего всем этим невозвращенцам есть дело, а до чего нет – также волнующая драматическая тема. Благодарю тех авторов, которые попытались обыгрывать заданную фразу не столь негативно-прямолинейно. И напоследок вспомню Александра Галича, писавшего практически про это же.
Песня об Отчем доме
Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом,
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Все отсюда берет разбег!
Здесь однажды очнулся я, сын земной,
И в глазах моих свет возник.
Здесь мой первый гром говорил со мной,
И я понял его язык.
Как же странно мне было, мой Отчий Дом,
Когда Некто с пустым лицом
Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том
Я не сыном был, а жильцом.
Угловым жильцом, что копит деньгу -
Расплатиться за хлеб и кров.
Он копит деньгу и всегда в долгу,
И не вырвется из долгов!
- А в сыновней верности в мире сем
Клялись многие - и не раз! -
Так сказал мне Некто с пустым лицом
И прищурил свинцовый глаз.
И добавил:
- А впрочем, слукавь, солги -
Может, вымолишь тишь да гладь!..
Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?!
И пускай я гроши наскребу с трудом,
И пускай велика цена -
Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом,
Я с тобой расплачусь сполна!
Но когда под грохот чужих подков
Грянет свет роковой зари -
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.
Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня...
Не зови -
Я и так приду!
Не зови -
Я и так приду!
«Пешком по радуге, стирая с неба пыль…»;
Несколько фэнтезийный антураж этой фразы заставил многих авторов пуститься во все тяжкие украшательства своих стихов. Поток вычурных красивостей хлынул на нас. К нему прибавились лже метафизические изыскания. Вместе с тем, ощущение свободы, заложенное в этой строке, давало большие возможности для самовыражения. И некоторые этим воспользовались.
«Шёл снег – так бы шёл промотавшийся граф…»
Самая популярная строчка. И немудрено. Интригующий образ расшевелил многих. И в копилке Павла Рослова оказалось много всякого. В том числе и, возможно, лучшие стихи 1-го тура. С чем я его и поздравляю! Некоторых авторов так пленил образ «промотавшегося графа», что они не смогли уже писать о чём-то другом и развить тему в ином ключе. Хотя бы в пейзажном. Совершенно очевидно – фраза с большим вариативным потенциалом.
«Кто-то вязко-небрежный засохшие листья каштана сгребает с Луны…»
Эта моя строчка, кроме своей длины, специфична ещё и тем, что обращена не столько к интеллекту, сколько к подсознательным образам. И именно отклик там – в глубинах – меня интересовал наиболее всего. Авторы, которые пытались освоить тему исключительно разумом, на мой взгляд, потерпели фиаско. Для многих авторов крайне неудобным оказался стихотворный размер в сочетании с длиной и вероятными рифмами. Перестройками занялись очень многие. И если у некоторых эти видоизменения оказались композиционными, то от других возникало ощущение, что автор пытается мучительно избавиться от давления первой строки, как змея от старой кожи. Не могу сказать, что последнее обстоятельство меня радовало. На конкурсе вообще и на эту фразу в частности оказалось сочинено много миниатюр. Как правило, для конкурсов со свободной формой это не самый удачный её выбор. И мне придётся искать доказательства того, что моя строчка именно таким образом отозвалась. Хотя порою возникает устойчивое впечатление, что иной автор просто выполнил упражнение и поскорее расстался с ней. Или просто не знал, что дальше с этой фразой можно сделать.
Если говорить начистоту, не могу сказать, что в присланном на конкурс материале я нашёл для себя идеальный отклик. Однако довольное большое количество авторов показало интересные, тем или иным, стихи на приблизительно одном уровне. И этих авторов значительно больше пяти. Почти ко всем этим стихам у меня есть вопросы или замечания. Однако они вполне достойны выхода в следующий круг. И как бы я ни составил шорт-лист и рейтинг, я отчётливо понимаю, что совершу несправедливость. За что заранее прошу прощения у конкурсантов.
Не будем забывать, что это просто игра.
Всем удачи!