Литобъединение: Мы Одной Крови
Конкурс: Шестой конкурс поэзии памяти Станислава Золотцева
Дата: 07.04.14 20:19
Прочтений: 349
Средняя оценка: 6.91 (11)
Комментарии: 8 (12)
Выставить оценку
литобзору:
Обзор с оценками
В шестом конкурсе поэзии памяти Станислава Золотцева приняло участие сравнительно немного авторов Литсовета – 42 всего. Если я не ошибаюсь, двое «сошли с дистанции»… Одна из причин тому – достаточно строгое задание. В «Правилах конкурса» обращается внимание на то, что в этот раз тема «это не строка, а название стихотворения». Кроме того, подчёркивается, что «Станислав Золотцев в своём стихотворении рассматривает тему прощения гораздо шире – как умение и необходимость прощать, чтобы жить по-человечески, по-людски».
Не сомневаюсь в том, что на призыв Администратора конкурса: «Перед подачей заявки на конкурс авторам рекомендуется прочитать стихотворение Станислава Золотцева, по которому задана тема конкурса» отреагировали все участники конкурса. Но то, что около 30 % ограничились просмотром своих архивов и нашли подходящее стихотворение, написанное ранее, однозначно, настраивает на повышенное внимание при определении оценки за «раскрытие темы». Хотя, конечно, ни о каком запрете подачи на конкурс «старых» стихотворений в «Правилах конкурса» не говорится…
Не обозлись, душа - Людмила Тишаева (7)
Как раз тот случай, когда ранее написанное стихотворение подошло по теме, хотя о прощении напрямую говорится только в третьем катрене:
Не обозлись, душа, не обозлись -
От друга сгоряча не отрекись;
И слово долгожданное - «прости»,
Ты за него сумей произнести.
Несколько категоричным, на мой взгляд, смотрится утверждение: «Судьба, что бьёт так больно, всякий раз усиливает прочности запас.» - если судьба ВСЯКИЙ РАЗ больно бьёт, то и жить не захочется…
Прощённое воскресенье - Жанна Баринова (4)
По теме вроде бы. Но как-то лихо, с переплясом… Третий катрен, будто, выдернут из другого стихотворения, а четвёртый катрен – ещё из одного другого… Конечно, праздник, блины, единственно-родной рядышком, но о какой тут художественной ценности можно говорить, где тут техническое мастерство…
А так ли уж надо… - ГЕС (8)
Издалека подходит Автор к теме прощения, но как убедительна концовка – от необходимости искренно прощать никуда не уйдёшь!
ПроЩение – Сургур А. (9)
Неожиданное прочтение слова «прощение»! Действительно, только собаки умеют так привязываться к человеку, делом доказывать свою преданность и раз за разом прощать обиды…
Прощённое воскресенье – СанСан (9+1)
Стихотворение-исповедь. Автору удалось познакомить читателя с ЛГ, очень живым, решительным, самокритичным, умеющим и воздать должное (врагам, подонкам…), и расслабиться, когда нужно, чтобы душа запела. Максимальная оценка и бонусный балл.
Прощённое воскресенье – Маргаритка М. (1)
Слабо. Неубедительно. Неумело. Пусть семь раз повторено слово «прости» в двенадцати строчках, но с какой-то поспешностью это сделано, словно главной целью Автора было – никого не пропустить из ранее намеченного «списка».
Прощение – Коптева А.И. (5)
Трагическое стихотворение. Досталось в жизни ЛГ: виновата перед «истерзанной душой», «жила под капельницей мук…», «дышала едкой пылью отвращения…», «трещало сердце от уныния по швам…»…
Неряшливая конструкция: «просить любви, которой нет рождения…»
Как можно завещать Музе любовь, «которой нет рожденья»? И зачем эту любовь завещать Музе да ещё и «в… светлый день Великого Прощения»?
Остаётся пожелать Автору дождаться момента, когда «перевесят мудрости весы»…
Прости – Вольнова Ольга (8)
Вроде бы ни слова тут об «общепризнанном любимым нашим народом празднике», но зато честно и самокритично! Не так-то просто решиться на то, чтобы просить прощения у самого себя. Но тут получилось и слова нужные найти, и чётко их выстроить, чтобы донести, как непросто даётся осознание необходимости «воскрешения слова «жалость»…
Прощённое воскресенье – Екатерина Бочарова (3)
Похоже, так хотелось Автору поделиться своими соображениями о необходимости просить прощения и прощать, что ни времени, ни сил не осталось озаботиться «художественной стороной» - получился перечень действий, которые планируется осуществить в Прощеное Воскресенье.
О техническом мастерстве. Тут оценка нулевая. Местами текст, вроде бы, рифмованный, местами – как Бог на душу положил… Отсутствие нужных знаков препинания и наличие ненужных… Тут чуть ли не по каждой строчке есть о чём поговорить. Может быть, Автору имеет смысл попытаться заказать рецензию…
Я убила себя – Горланова Е.М. (4)
Чтобы на такое решиться в жизни, надо беззаветно любить (сына в данном случае). Чтобы такое написать, надо найти в себе силы. Здесь просьба о прощении за один поступок всего-навсего, но только мать может решиться на такое! Тема раскрыта, художественная ценность присутствует….
Мягко говоря, напрягает отсутствие знаков препинания в конце второй, третьей, четвёртой, пятой, шестой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой и двенадцатой. Что это? Манера? Поспешность? То, что это не случайно, понятно. Вот только зачем такое подавать на конкурс, в «Правилах…» которого чётко прописано о том, что и за техническое мастерство будет выставляться оценка…
Полуночная среднерусская – Shipina (5)
Как-то тут, походя, получилось у Автора об «умении и необходимости прощать»… Просьба о прощении в предпоследней строке озвучена. К кому эта просьба обращена? По тексту получается, что – к стране России. А за что прощать-то? За надежду на приход мессии? За то, что долго морочили душу, слушая в ночи «повесть перестуков»? За то, что молили за внуков?
Ровно написано, поезд дальний явственно слышится в ночи среднерусской, но, на мой взгляд, – мимо конкурса…
Мне не досталась синекура – Суслова А.И. (3)
Автор признаётся в том, что «не досталась синекура», но остаётся загадкой, что же тогда досталось. Теряюсь в догадках, что может быть «подешевле» синекуры и одновременно – «сложней»? Дальше безудержные скачки на рыжих конях навстречу хлёсткому ветру… Так ли уж необходимо было затевать это стихотворение, если ЛГ признаётся, что скачки затеяны «сдуру»? И что это за загадочные «неизбежность» с «необходимостью», которые «торопят… и вдаль зовут», если скачки затеяны «сдуру»?
Кого (убежавших в даль) решает простить ЛГ, - коней, отпущенных в чисто поле? Как это ЛГ собирается «в жизнь обыденную кануть», отпустив коней в чисто поле? Откуда в чистом поле близкие возьмутся, чтобы им «в глаза с надеждой глянуть», если в самом начале ЛГ признаётся, что в чисто поле уезжает один: «Я рыжих вскачь гоню коней…»?
Невысок уровень технического мастерства. Рифма однокоренная «сейчас – час»… Сплошные глагольные рифмы в финальном катрене, к которому надо бы отнестись с особым вниманием…
ГОСПОДИ, ПРОСТИ! – Николай Иванов Псков (1)
Автор, конечно, вправе и прощенья у Творца просить, и «молить, взывая к небеси»… Но, похоже, тут и я вправе оставить минимальную оценку.
Понять – простить и оправдать – Аткина Е.Н. (1)
Стихотворение выбрано Автором из ранее написанных, но к конкурсу, на мой взгляд, подходит с большой натяжкой – наличие соображения: «Понять – простить и оправдать,
и примириться с неизбежным», - констатация факта, не более того… Нравоучительно, поверхностно, невнятно…
И здесь оценка минимальная.
Ещё один шанс – Верно Т. (1)
«И вновь толпою сотворён кумир» - вот эта строка заставила задуматься! Что за толпа? Что за кумир, «вновь сотворённый»? Что там у нас (или не у нас) стряслось в октябре 2013 года? Проще всего, в который раз, Господа побеспокоить, хотя Автор сам осуждает это: «И всуе...всуе Господа зовём…».
Осуждение толпы - «мы всё ещё душою не созрели» за игнорирование десяти заповедей и очередное обращение к Богу с просьбой о прощении всех чохом…
Надо отдать должное трогательной заботе Автора обо всех, живущих в «дорогой ценой спасённом мире», но у меня лично нет никакого желания, чтобы «дух наш ярким факелом взвился», если вдруг «быть может, щёлкнет где-то…»
О чём в стихотворении Станислава Золотцева и о чём тут?
Оценка минимальная.
Не прося ничьего раскаянья – Вилкова Л. (7)
Вот так, правильнее всего, и надо – не прося ничьего раскаянья! Насколько интимно это – осознание необходимости прощать и умение выбрать способ…
Прощённое воскресенье – Виктория Бурцева (9)
Достойное стихотворение. В четвёртом катрене Автор переходит на прямую речь, насколько я понимаю, для того, чтобы высказать после общих рассуждений своё отношение к проблеме прощения, но, на мой взгляд, концовка была бы чётче, сильнее, если завершить стихотворение третьим катреном:
В наших узких душевных кельях не монашеский дух живёт,
Только русскому сердцу цельно полюбился обычай тот -
Повиниться, чтобы простили. Что злопамятство? - Мелкота.
Испытующий взгляд пустыни можно выдержать только так.
Когда объявят час Великого суда – Гуляев С. (7)
На мой взгляд, не совсем удачна строка «наверно, толст мой файл содеянных грехов», - что пришла пора по файлам грехи фасовать? Из контекста выбивается… Выпадает «толстый файл» из набора, содержащего такие «конструкции», как: «час Великого Суда», «воскресшие из праха», «содеянные грехи», «у очага Любви под сводом лунно-звездным», «я повторю стократ»…
Хочется отметить удачную концовку. Очень искренне звучит признание ЛГ: «Я повторю стократ: «Прости, прости, прости...», - хотя и знаю, поздно это, поздно.»
Прости меня – Сенчихин Михаил (7)
Действительно, «как же редко мы готовы через себя перешагнуть…»
Автор без особых изысков подводит к концовке, с которой нельзя не согласиться: «…не в гордыне сила духа… а – в двух словах: «прости меня»!
Прощённое воскресенье – Эйр (4)
Начало третьей строфы: «А надо бы беречь сердца любимым, чтоб в вере близким силы обрести…» - выполнено довольно небрежно. Судя по всему, ЛГ призывает беречь сердца любимых, а написано так, что ЛГ сетует по поводу того что любимые не берегут свои сердца… Кроме того, дальше не очень понятно для чего надо беречь сердца любимым? Только для того чтоб «в вере… силы обрести», или чтобы какие-то «близкие» в вере силы обрели? Неужели ЛГ так взволнован, что считает, что «любимые» могут стать «близкими» в пределах одной фразы? Далее в этой же фразе ещё и «люди дорогие» появляются, которым достаточно «успеть при жизни прошептать: «За всё прости…». Берясь рассуждать о готовности прощать, надо бы постараться с высокой ответственностью относиться к выбору слов и формы их донесения до читателя…
Крайне неудачная инверсия: «витает память ссоры нашей дня»…
О прощении – Ирвикт (2)
Ещё одна трагедия. Украден из сердца «цветик алый»… Но даже при том, что он (цветик) брошен под ноги другой – «топтать его в пыли», широкая душа всепрощающей ЛГ допускает обращаться к обидчику: «и ты, мой друг…». Не вызывает жалости у меня обиженная ЛГ «утопающая в слезах» - не верю!
«На крик о помощи ты просто не ответил - такой не может быть ни дружбы, ни любви.» - казалось бы – всё: «Простить и забыть…», - однако, ЛГ всё продолжает каяться «одна за двоих» да ещё и широкий жест делает: «А ты... ты можешь не прощать меня.». О чём это она? Или я что-то между строк не увидел, или в чём-то ЛГ всё же была виновата?
В День Прощения – Птица Феникс (6)
Представил «как вешняя вода смывает нечистоты…» - и ужаснулся: «это что ж такое всю зиму творилось?» Оказывается, ничего страшного – просто рифма такая удачная к «…кто ты». Дальше всё понятно, в меру нравоучительно, и очень уместно в концовке об извинении перед травиночкой… Правда, не совсем понятно, как может «горечь прозвучать расплатой запоздалой»? И обращение: «Прости и пожалей, за всё прости меня!", - что, как раз и есть эта прозвучавшая горечь? Написано-то так!
А так основная мысль правильная: «Должны крепиться мы, друг друга сохраня!»
Бог простит - Димитрова Галина (8)
Всё так. И конечно же, прежде всего, о маленькой дочке надо было подумать…
Единственное замечание - поскольку при переходе от четвёртой строфы к пятой разрывается фраза, не следовало разбивать стихотворение на строфы. С другой стороны, похоже, что запятая после «истово молиться» поставлена ошибочно, - там точка напрашивается. Тогда ставим точку и оставляем разбивку на строфы!
Прости мне то, что я родился русским – Лев Вьюжин (9)
На мой взгляд, одно из лучших стихотворений на конкурсе!
Простите меня – Татьяна Бенд (5)
Песня на тему конкурса. Вот только стройность «конструкции» малость нарушена – четвёртая строчка второго катрена «Вы не глядели внутрь» - никак не согласуется с завершениями остальных катренов и, кроме того, не совсем понятно куда «внутрь» не удосужились поглядеть. Внутрь нагого тела сердца? Кстати, инверсия «по сердца нагому телу» настораживает при чтении…
Надо бы уйти от однокоренной рифмы «знали-познали». А в последнем катрене нарушена выбранная схема стихотворения – третья строчка не рифмуется с двумя предыдущими, как в остальных катренах.
Впрочем, в песне это не всякий заметит…
Прости, поэт… - Спасатель (1)
Использование одного лишь обращения «прости, поэт», на мой взгляд, никак не способствует раскрытию темы конкурса.
Оценка минимальная.
«В Воскресенье Прощённое…» - Лидия (5)
История с продолжениями… Очень убедительно и поучительно.
Вот только в части технического мастерства претензии имеются. Автором выбран перекрёстный вариант рифмовки, но в первом, третьем и шестом катренах рифмовка - холостая. То так – то так… Авторский замысел или небрежность? Как правило, в пределах одного стихотворения все строфы должны повторять по структуре первую (твёрдые формы стоят особняком…). А здесь, если сравнить первые строки катренов, в первом, втором, третьем и шестом ударение приходится на предпоследний слог, в четвёртом – на последний слог, а в пятом – сбой, ударение «съезжает» на третий слог от конца строки…
Возвращение блудного сына – Ворошилов Сергей (7)
Интересная форма выбрана диалог с Богом. О чём только ЛГ с Богом тут не говорит (пользуется случаем…), но тему прощения затрагивает лишь однажды, да и то просит прощения за всё как бы «чохом»: «за ропот крамольный, потерю надежды, безверья позор, за годы унынья, за страх и безволье…». Поэтому, на мой взгляд, тема конкурса тут затронута походя. А вот по части художественной ценности и технического мастерства – полный порядок!
Прощённое воскресенье – Владимир Юденко (-)
Если рассматривать это стихотворение в том виде, в котором оно представлено, не очень понятна система рифмовки «через четыре строки…». Если же свернуть стихотворение в четверостишье:
Мы прощаем грехи своим ближним, а дальним - тем боле.
Да и нам все простят: ведь сегодня особенный день.
Но слова те - тихи... Ибо есть и Всевышнего воля.
Наши дни пролетят, и сгорит лишь злопамятства тень. – всё становится на свои места, но тогда оказывается не выполненным одно из условий конкурса (объём стихотворение – не менее восьми строк…)
Оценка стихотворению не выставляется.
Грехи – Белькович В.П. (5)
Вариант ироничного раскрытия темы. Почему бы и нет? На такую просьбу о прощении как не откликнуться?
Описка, скорее всего: «кто-нибудь» - должно быть.
Всё, что заслужил…- Цирульников И.М. (9)
На мой взгляд, одно из лучших на конкурсе!
Весна воскресения – Ольга Королева (6)
Констатация: «Всем прощенье даруется с неба» и ещё одно утверждение: «Больше нет непрощенных и пленных…» - вот, пожалуй, и всё, что связывает стихотворение, написанное в 2000 году с темой нынешнего конкурса… а так всё правильно и гладко…
Между прочим – Дурак-отшельник (-)
Надо ли так о прощении? Можно ли, уместно ли так? Не знаю. Не уверен. Не берусь судить. Передо мной лежит стихотворение Станислава Золотцева, которое, надеюсь, и Автор прочитал…
Не по теме, на мой взгляд. Не оцениваю.
Бомжиха – Тинка (8)
Очень уж косвенная связь с темой конкурса, но – просматривается. Поди разбери: кто тут больше виноват, кому и у кого прощенья просить… Стихотворение, мимо которого пройти нельзя.
Прости меня, дерево! – Кухтов С.Г. (6)
Очень близко. Сам, помнится, так у своих яблонь и груш прощенья просил…
Остров радости – Пайков В. (9)
- Меня учили помнить и не прощать…
- Ищу, как руды, способность в себе простить…
- Прощать непросто обиды смертельный зной…
- Я знаю плату за право прощать, спеша…
Четыре подхода и четыре изящных ответа!
На мой взгляд, одно из лучших на конкурсе.
НЕ ПРОЩАЙ – Рогожкин В. (1)
Попадание в тему с большой натяжкой… Неряшливо, неубедительно…
Оценка минимальная.
Прощённое – Макошь (9+1)
Одно из лучших на конкурсе! Бонусный балл!
Самаритянка – Линде А. (6)
Где-то около темы конкурса… Но не очень близко.
ПРОЩЁННОЕ – Михайлин В.М. (8)
Очень самокритично, но, главное – сам всех за всё простил!
Я прощаю. Но я не прощаюсь. – Стукало С.Н. (6)
Отношение к теме конкурса чисто номинальное – просто заявление в финальной строке: «Я прощаю.» и всё.
В слове «исподволь» ударение – на первый слог, а выбранный размер «перетягивает» ударение на третий слог…
Не разбирая: вольно ли, невольно… - Марина Чекина (8)
Действительно, «искренне прощённые друзья друзьями никогда уже не будут»!
Парочка замечаний:
- щит не поможет «среди врагов» - только спереди может защитить;
- две первые строфы – обращение к «ТЕБЕ», а три последующих – от первого лица…
На этом моя работа в составе судейской бригады заканчивается, и мне остаётся попросить прощения у тех авторов, которых я не сумел понять и недооценил.