Литобъединение: В ордене зажженной искры.
Конкурс: С Искрой Божьей
Дата: 23.12.13 12:18
Прочтений: 342
Средняя оценка: 10.00 (5)
Комментарии: 2 (3)
Выставить оценку
литобзору:
" Я пил святую тайну"
И вновь я возвращаюсь к языческим истокам. Сакральные таинства прошлого связывались нашими предками с природными циклами. И как завершающий цикл - время зимнего солнцеворота - время итогов, время когда завершается год и творится таинство нового прихода солнца. Если у древних египтян бог солнца Ра каждую ночь погружался во тьму иномирья на своей солнечной ладье, и воскрешение солнца каждое утро у египетских мистиков было буквально ежедневным чудом, их время - не хронологическое, но циклическое, при этом утро каждого дня было чудом победы бога солнца и его свиты в мире тьмы над чудовищами бездны, а египетские жрецы и маги посвящали всю свою жизнь этому сакральному действу: они наравне с богом Ра и свитой богов каждую ночь принимали участие в священной битве солнечных богов с чудовищами тьмы с помощью сакральных обрядов. И чудо утреннего восхода было и их победой!
Другие языческие народы также жили согласно циклическому времени. Но их время измерялось сменой природных циклов, времен года. И время зимнего солнцеворота - Йоль у древних скандинавов.
"Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время». По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы."
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1196/
© Calend.ru
Итак, отсчет 13 сакральных ночей пошел от первого заката 21 декабря - эта ночь зимнего солнцестояния считалась материнской, самая длинная ночь уходящего года, в материнской утробе которой зарождалось новое солнце. Эта ночь была посвящена ритуалам.
Слово поэтам, которые подобно египетским магам, творцы чуда первого рассвета нового солнца.
Лев Вьюжин
Свет
Блаженство маминой любви я пил по капле.
Пил чистоту её души, пил свет безбрежный,
Разлитый в помыслах, делах, молитве каждой,
Разлитый нежностью в глазах её безгрешных.
Богатством маминой любви была до края
Полна сума моей судьбы. Моих скитаний
Смиренный путь был осенен теплом охранным
Улыбки маминой. Я пил святую тайну
Бездонной маминой любви в начале мира,
В начале жизни...
Замечательно таинство сотворения света, в котором новое существо купается в сакральных таинствах изначально, рождаясь новым солнцем в мир.
Виждь и иди
Мнился высокой, тревожной надеждой
Лёгшего в чуткую землю зерна...
Здесь, на исходе дороги мятежной,
Мне открывались свои имена
Всякому помыслу, всякому действу.
Здесь, в окончании смутных годин,
Падали шоры незрячего детства,
Внемля напутствию: "Виждь и иди!" -
"Виждь и иди! Боль не будет слабее,
Горе - избывней... Но - виждь и иди
Тонкой стезей над разверстою бездной
Рядом с Отцом!
Жизнь с самого рождения - сакральный путь - здесь таинство открытия своих имен словно Адам в Эдеме давал имя каждому явлению и живому существу, в этом первородство ребенка, который знает суть вещей благодаря сопричастности первичному свету и открывает для себя имена мира. Теперь его путь не только в материнском свете, теперь его путь рядом с Отцом.
Не по воле - по вере.
В чуткий рассвет, в милосердные дали,
Внемля призыву любви первозданной,
Не под крылом, но за ангелом вербным -
Надо идти...
"Страстная пятница"
И в ночь испытаний, которая отпущена каждому по милости Судьбы на самом деле, потому что только так выбирается избранник, только так сердце поэта проходит закалку - и это огромный дар богов, это удел избранных, тех, кто призван к пути со-творца Творцом всего.
И вновь возвращается женское, стихийное, свободное изначально.
Татьяна Бенд
Тихо шепчет ночной прибой :
- Отдай свою грусть Луне,
Сними одежды и нежно спой,
Танцуя на сизой волне.
Спой, а я подыграю тебе
На струнах пенной волны.
Я знаю, ты хочешь достичь небес
На гребне своей любви.
В этом творчество женщины, в диалоге с миром. Здесь тихое ночное таинство, когда все так волшебно, что в голосе прибоя - творческий диалог женщины, в сердце которой желание постичь тайное неуловимое ускользающее. Это ночи Женщины, когда суть ее проявляется втайне, в волшебстве несказанного, в диалоге с миром, в гармонии с духом, ее душа уходит в полет...
Пламя звезды у тебя внутри
Дари его миру - свети!
Я слышу : над морем твой голос парит
- Расправь свои крылья - лети!
Помни, руками весь мир не обнять,
Но сердце не знает границ...
Я рад, вот и ты научилась летать
У гордых, красивых птиц.
И женщина всегда текуча, ускользающа, она органична с миром в различных проявлениях существа. В этом чародействе суть ее творчества: каждая частица ее мира обретает образ, становится стихотворением, и со свойственным женщине очарованием полностью заполняет собой творческое пространство вне временнОй линейности...
Это проблеск веселой Сути,
Это радости миг волшебный:
Среди серой февральской мути
Я себя осознала светлой.
Я не просто была и буду -
Я всего лишь мгновенье вечное,
Останавливающее время,
Протянувшееся в бесконечность.
И зимние ночи Йоля в продлении. Новая жрица ждет доброго колдуна :)
Слышишь, как воет ветер - Это поет зима.
Накануне
Сестре
Слышишь, как воет ветер -
Это поет зима.
Как бы хотелось встретить
Доброго колдуна!
Чтобы собрал нас вместе,
Чтобы вернул весну,
Видимо, этой ночью
Снова я не усну:
Буду мечтать о встрече,
Буду молитвы петь,
В радостный светлый вечер
Сердце любовью греть.
И свет не перестает быть - он укрепляется с каждым днем любовью в сердце.
И молитвой.
Бочарова
Молитва
Любовь твою чувствую, в ней растворяюсь,
Ценю каждый день, каждый прожитый час.
13 ночей Йоля - это череда дней, несущих в себе прообразы нового года. Это время, когда душа выбирает мужду тьмой и светом, любовью и страстью. И, порой, страсть в сердце женщины - навсегда, таково глубинное женское зрелое чувство. Мне почему вспоминается "Андрей Рублев" Тарковского. В эпизоде ночи на Купала странствующих монах-иконописец проходит испытание, его искушает язычница. Но, скажите мне, разве не прекрасна эта свободная чародейка, вся в стихии первозданной языческой любви, ведь это ночь, когда, как во время карнавала, позволено полностью отдаться стихии любви. Это истинное чудо, когда женщина перестает быть скучной Евой - и становится чарующей, свободной Лилит, которая была первой женщиной Адама. И право выбрать Лилит - или не выбрать - право любого мужчины. Но право женщины открыть в себе Лилит - свободную женщину, полностью раскрывшую свое женское стихийное начало, такое право наши предки давали каждой женщине во время праздника Купалы. Об этом выборе стихотворение Ларисы Коваль "А взамен отдала свою душеньку"
Здесь героиня любит до страстного самозабвения, но сквозь слезы стыда, невыносимуе горечь чувства вины
Не хотела я ведьмой делаться,
Да любовь свела до могилушки,
До страдания невозможного:
Или с ним навек, или жизнь отдать.
и все-таки, в этой тьме восприятия себя как грешницы - сияет тот свободный свет - женщины, познающей первозданную стихию любви.
Как на губоньки ненаглядные
Да в глухой ночи падёт капелька...
Здесь все осознание этого невозможного страдания, но это страдание, страдание грешницы, совершающей любовный приворот, - это Ева.
В фильме же "Андрей Рублев" мы видим свободную Лилит, которая не любит до иссушения, а дает право мужчине самому выбирать: быть или ему ею любимым - или вовсе отказаться от ее любви. Женщина свободна, не закрепощена ни условностями моногамной религии, ни чувством греха, поэтому у нее и нет иссушающей душу страсти - она, в отличие от обычной Евы - сама - страсть...
И другое стихотворение Ларисы Коваль "А где-то голубеет небо"
Мне оно больше понравилось - своей разрешенностью:
Кто-то там, в небе, ждёт давно меня,
Он поймёт всё, что я расскажу ему,
Вместе с ним над миром вдвоём летя.
Это будет только начало всему.
Оно завершенно, оно построено по законам циклического времени, по законам цикла, оно начало - и конец. Героиня нашла себя в равном диалоге, высоко, в полете.
Замечательное стихотворение Ивана Малова
ЛИЦЕЯ СВЕТИТСЯ ОКНО...
"...Чернильница моя..."
А. Пушкин
Он жжёт свечу. В округе каплет
С вечерних крыш - весны пора.
Плывёт чернильницы кораблик
Под белым парусом пера.
Плывёт. Плывёт. Ещё страница!
А на дворе уже темно...
Вновь будет Пушкина окно
В Лицее за полночь светиться.
Да будет так!!! И Пушкин ставит точку в этом Декамероне - десятидневе творения нового мира :) Да будет так!!!
Это я о том, что 13 ночей - 13 стихотворений не получилось, потому что исчезли три стихотворения Черного монаха во время написания мной обзора. Но так даже лучше: Декамерон :)))
Всем удачи в новом году, творческого вдохновения!!!