Литобъединение: Читатели ЛИТСОВЕТА
Конкурс: КОНКУРС КОРОТКОГО РАССКАЗА «ИСТОРИИ ЛЮБВИ»
Дата: 05.12.13 06:58
Прочтений: 289
Средняя оценка: 10.00 (4)
Комментарии: 1 (0)
Выставить оценку
литобзору:
Любовный напиток номер 2 (КРИКУНЫ)

Любовный напиток номер 2 (КРИКУНЫ)


Очередной обзор несколько необычный, ибо вопреки своей концепции избирать авторов по критериям и самому мне неведомым на этот раз у нас подборка КРИКУНОВ. Впрочем, это нисколько не противоречит принципу «как голове вздумается», поэтому концепция нарушена только на первый взгляд. Если вы ещё не заметили, то объединяет всех собранных в этом обзоре авторов «стилистика» названия их произведений, точнее начертание прописными символами, что я именую «кричащим названием». Мотивы подобного деяния мне совершенно неведомы, я лишь смею предположить, что авторы желали привлечь внимание. И это им удалось! А вот что привлекли они в первую очередь мою обострённую вредность – пусть пеняют на себя. Я понимаю, использование прописных символов не есть преступление против литературы, но всё-таки, на мой взгляд, эстетического в этом мало. В преобладающем числе это ошибка начинающих авторов, и мне, гордо стерев пыль с даты своей регистрации на Литсовете, оставив при этом для помпезности паутины в уголках, не грех их повоспитывать.


Порядок моих оценок как всегда является таковым:

01 - в дрова
02 - бред, но автор старался
03 - в этом может и есть что-то, но я говорю нет
04 - подвело исполнение
05 - имеется смысл, но нужно работать, сыро
06 - неплохо, но не воодушевило
07 - хорошо, но подтяните
08 - прекрасно
09 - замечательно
10 - просто фонтан

Всё нижесказанное не является аксиомой и силу имеет исключительно в пределах моей точки зрения и, возможно для кого-то, увы, полномочий как одного из судей. Высказывания «о наболевшем» приветствуются в пределах цензурной лексики, комментирование доступно каждому.

Чтобы вернуться к списку кликните по любому разделителю ниже
В предыдущем обзоре №1:
  1. Неразорванный круг
  2. Камвхора
  3. Будь, что будет
  4. Что же делать?
  5. Она хотела
В обзоре:

►I


06БАЛКОН

Когда ключ вошёл в замочную скважину, он понял, что это Нина.

Первое предложение вводит в небольшой ступор, потому что рисуется картина того, что вставляет ключ сам ЛГ и недоумение, причём тут Нина, проходит только спустя пару реплик. Да, когда продвигаешься далее по тексту, всё становится на свои места, но первые предложения более всего должны работать на автора, они вводят читателя в курс событий. Начиная читать с чистого листа, ваш гость абсолютно слеп в новом мире, а первая же ступенька, на которую ступила нога, оказалась обманчиво шаткой и поскрипывающей. Это может отпугнуть многих или как минимум вызвать недовольство. Хотя бы в начале нужно давать чёткие конкретные образы, не допускающие не то, что пояснений в последующих предложениях, а даже двоякого толкования, ибо после первых двух-трёх фраз читатель начинает материализовываться в новом пространстве, начинает прорисовывать его детали в своём воображении. В эти первые мгновения особенно нельзя допускать, чтобы ему приходилось заново переписывать каждый свой мыслеобраз из-за того, что не верно были истолкованы предыдущие фразы. Это создаёт справедливое ощущение неумелости автора точно выражать свои мысли. Держать кисть нужно твёрдо, наносить краски на холст ровными выверенными движениями. Et cetera, et cetera.

Почему бы не попробовать так:

Абсолютную тишину квартиры нарушил шорох у входной двери. Когда ключ вошёл в замочную скважину, он понял, что это Нина.

Всё, дальше пока не читаем, воображаем, что видим. Что дали читателю эти «лишние» семь слов? Во-первых, ответили на вопрос – Где? Т.е. позволили позиционироваться в пространстве ему самому, дали верное предположение, что события будут разворачиваться внутри квартиры и воображение уже прорисовывает типичную обстановку, подготавливая «сцену» – декорации уже умело выставлены. Во-вторых, дали представление о происходящем – некто находится в квартире один и очевидно ничего не делает. Т.е. становится понятно – где он, по ту сторону двери или по эту. В-третьих, заинтриговали (пусть и не сильно) – Почему он не встречает гостя? Почему ничего не делает? Почему у Нины есть ключи от его квартиры? И это всего за два предложения, причём, нисколько не уменьшая заслуги автора, ведь интрига его, его сюжет, его герои, лишь подправлены контуры.
Второе моё неприятное ощущение, как читателя, вызвало слишком большое обилие «Он», причём, это не только послевкусие, потому как возникло уже во втором абзаце. Причиной тому краткие простые односложные предложения, в которых «Он» можно было бы через раз избежать. А главное, почему творец не потрудился дать своему ЛГ имя? Намерено оставил всё серым и безликим? Но тогда я в этом вижу нарушение расстановки приоритетов, смещение центра координат. Девушка, соцработник Нина, она пестреет яркой нелепой кляксой на этом монохромном холсте, нарушая композицию. (А Марк и Лида, как и свойственно второплановым героям, проскочили как-то незамеченными.) Да, она вроде бы привнесла краски в жизнь инвалида, но это задвинуто на второй план и, учитывая всеобщую безликость, её либо должно быть больше в мире ЛГ, либо, что логичней в предполагаемой концепции, лишить сочинение всех имён. Но я бы всё-таки подарил ГГ имя. Да, он сам не мог представиться, но трудно было бы поверить, что имя удалось бы утаить от участкового и соцработника.
Ещё чуточку претензий к логике. Странно, что благодетели, подарив и по нашим меркам весьма дорогое электрифицированное кресло, обделили инвалида ещё одним девайсом, немаловажным в наш век даже для здоровых граждан. Да, я о компьютере, который для многих современных затворников поневоле стал окном в мир. Конечно, можно поспорить о стоимости устройства, и т.п., но в наше время это уже не заоблачная мечта, как было, к примеру, лет пятнадцать назад, тем более в тексте явно показано, что Нина нашла спонсоров, подаривших коляску. Это не бюджетные средства. Впрочем, понятно, что это нарушило бы замысел автора. Слабое место стоит прикрыть тем, что Нина упомянула бы планы о приобретение ПК и, очевидно, ещё и необходимость нанять репетитора для его освоения, либо тот же Марк, к примеру, пообещался принести свой старенький ноутбук с 3G модемом и научить пользоваться.
Все эти мелочи оказываются весьма важными, ибо как из букв складываются слова, так и из них складывается целостность сотворённого мира. Что касается самого сюжета, то, несмотря на огрехи, я считаю, он имеет место быть. Пусть «хромая собачка» и вызывает у некоторых надменное отношение к произведению, но у автора она хромает не на все четыре лапы, т.е. подана не блестяще, но всё-таки не бездарно. Писать на подобные темы всегда трудно, даже для профи. Да и морализаторство в нынешнем обществе, увы, считается сродни юродству. Рассказ автора, несмотря на огрехи, нелогизмы, почти полное отсутствие стиля, я считаю настоящей литературой, потому как он не только рисует картину происходящего, но уже оперирует чувствами, образами, ему всё-таки удалось из банального сюжета создать нечто цельное и своеобразное, удалось добиться отклика в душе читателя.

Оценка: 7


►►I


07 НЕЗАГАДАННЫЕ ВСТРЕЧИ. ЗИМА. НОВЕЛЛА

Чувствуется опытная рука, но не прозаика, а поэта. Может это впечатление из-за совершенно несправедливого отождествления героини с автором, но мне почему-то кажется, что это так и есть на самом деле. Пусть судьба автора не связана с героиней и не имело место быть описываемых событий в его жизни, но неизбежно каждому своему герою мы дарим частицу себя. Моё впечатление о руке поэта сложилось не только от содержания текста, но и его построения, структурирования, фразировки, образности и т.п. Мне не понравилась авторская подача текста. Понятно, это стилистика, но всё же для прозы не самая хорошая. Текст более напоминает пьесу, а не новеллу. Причём, пьесу для театра одного актёра. Да, в ней есть диалоги, есть не мало персонажей, но они воспринимаются закадрово, словно бы слушаешь один длинный и местами сбивчивый монолог, порой слишком резко перескакивающий с одних событий на другие. Стороннему наблюдателю, плохо знающему героиню, хронологию событий её жизни, её привычки, её характер, её слабости, сложно так резко переключаться с одного на другое. «Дневниковость» сочинения и «мирок в мирке», когда автор своего героя наделяет ещё и функцией творца, т.е. пишет о жизни писателя, и тем подаёт повествование от его имени, по мне тут так же не на пользу. Веет от этого неким блогерством. Да, эта претензия вполне может касаться в большей степени дела вкуса, но меня не впечатлило, увы.

Оценка: 7


►►I


08 НОВАЯ ИСТОРИЯ О ЗОЛУШКЕ

Очень много огрехов в тексте, автор небрежен. Я обычно не занимаюсь вычиткой в своих обзорах, но всё-таки перечислю выловленных блох скопом:

…это вверх неприличия не поддеть рубашку…
(верх неприличия). Поддеть в данном ключе всё-таки устаревшее слово, оно не вяжется с новой историей золушки, ИМХО.

…и чисто по-женски покосилась в отражении витрины.
Скорее всего имелось в виду – покосилась на своё отражение в витрине.

Что толку быть Золушкой, если Принц лишь на красивой рекламе…
Разве принц имя собственное? Впрочем, этот изыск автора не слишком большой огрех, но «принц на белом коне» и так весьма укоренившийся в лексиконе мем, чтобы так заострять на нём внимание.

Женщина, казалось, не замечала растерянность(и) новой клиентки…
Хорошенькая, умненька» и , правда, что ещё надо?
Никогда! Что ? Праздник?
азрешите?
- Тебя , дурёха…
…явно лишнее,Толик.
…принцы с плакатов всё –таки существуют… (всё-таки)
Девушка вздрогнула, сморгнула
Что за «сморгнула»? Я не оспариваю существования этого слова, т.к. не лингвист, но неуклюже как-то.

…запах детства….любимый запах…
…мужчины, брюнета , как минимум , с трехдневной щетиной…
…глупо получилось..

Много ошибок, особенно это касается пробелов перед знаками препинания. Судя по собственному опыту, они возникли из-за «жонглирования» словами и фразами в Ворде. Именно когда перетаскиваешь их мышью из одного места в другое и появляются такие пунктуационные огрехи, т.к. услужливость Ворда избирательна и почти алогична – то воткнёт лишний пробел, то захватит вместе со словом и утащит его с выделенным, оставив другие слова не разделёнными. Но со всеми «маразмами» текстового редактора он предоставляет и незаменимые инструменты (пусть и не идеальные) для правки текстов и проверки правописания, которыми необходимо учиться пользоваться.
Что до литературности произведения, то всё-таки оно пусть и не без романтических нот, но весьма вторично. И это не только из-за аллюзии на сказку и очень известные образы. Но по подобному сценарию, к примеру, можно снять малобюджетный кинороман. Кстати, если память мне не изменяет, в российском кинематографе что-то подобное уже осуществилось и даже под одноимённым названием, да есть аналог и в зарубежном кино, что вновь возвращает нас ко вторичности. Увы, автор не привнёс почти ничего нового в этот сюжет, не порадовал ни стилистикой, ни языком, ни яркими образами. Добротное школьное сочинение старшеклассника. Я не вкладываю в эту фразу негативного оттенка, как проба пера это неплохо, но для читателя в данном произведении нет ничего уникального, хотя найдутся и свои почитатели, ведь тысячу домохозяек засматриваются продукцией Болливуда и мексиканского да турецкого синема.
Рад бы поставить оценку выше, но слишком сыро, ведь автор подавал произведение на конкурс и должен был причесать своё детище, а особых приправ в виде извечно искомой критиками изюминки я не узрел.

Оценка: 6

Рекомендую автору заняться поиском более занимательных тем. На начальном этапе именно хорошая добротная тема вытягивает автора, ибо мастерство, язык, стилистика оставляют желать лучшего. И в этом нет ничего плохого, ибо нельзя научиться ходить не падая, или не пытаясь ходить. В этот период тоже нужно что-то писать. И не важно, сколько уже лет писательства у вас за плечами, этапы становления для каждого индивидуальны. А интересно писать о тривиально-банальном есть высшее мастерство, тем более это больная мозоль даже корифеев. Ваш случай не слишком запущенный и сочинение в некотором плане мне даже понравилось, поэтому (а не потому, что я такой добрый и толерантный) не мог отпустить автора без добрых нот. Не стоит болезненно воспринимать критику, и я рад, если вы примите всё как должное, ибо только такие отзывы (как отеческий пендель) подстёгивают идти дальше, а не топтаться на месте. Желаю успехов в самосовершенствовании.


►►I


09 МУЖЧИНА ДЛЯ ИНТЕРЕСНОЙ ЖЕНЩИНЫ

Ни особенной любви, ни бури страстей, даже стаканного масштаба, ни особо завёрнутой интриги – автор ничем не порадовал, даже тонкостью юмора, остротой словца или витиеватостью изложения. Эдакий краткий перл – «За мужем, или Туда и обратно». Увы и ах, но интересной вашу женщину я не нахожу. Что она делает на протяжении всего повествования чтобы доказать читателю свою интересность? Она не вышивает крестиком, не стряпает обалденные пироги, не пишет тайком от всех статейки в гламурный журнал, не чинит газонокосилки, не собирается раз в год с подружками на аэродроме, чтобы на этот раз всё-таки решиться спрыгнуть с парашютом и снова убегает, как только увидит трап, даже не забравшись в салон самолёта. Где переживания? Где кризис личности? Где попытки, пусть и неудачные, что-то изменить в своей жизни? Нет, уважаемый автор, встретить собственного мужа на свидании вслепую, это ещё не интрига. А вот, к примеру, отправиться прыгать с тарзанки, чтоб развеяться и позабыть про дизертировавшего благоверного, сломать ногу, попасть в больницу, прямо по соедству с палатой мужа, который оказался в ней по той же причине, неожиданно получить внимание всего мужского населения этой больницы, включая лежачих и персонал во главе с сами директором, а потом быть очарованной мужем, сумевшем переплюнуть всех конкурентов в галантности, вот это, пусть и убогонькая, но интрига. Рассказ, если это литературный рассказ, а не байка для подружек, это не просто набор событий, это нечто большее, это настроение, это состояние, это песня, в конце-то концов. Впрочем, я видимо чересчур распаляюсь и слишком строг. Написано всё ровно, огрехов не приметил, хотя, это не значит, что их нет. Оценка и рекомендации такие же, как и автору НОВАЯ ИСТОРИЯ О ЗОЛУШКЕ. Не буду повторяться.

Оценка: 6


►►I


10 ПЛЯЖНЫЙ РОМАН

Вполне добротная зарисовка. Чувствуются импрессионистские ноты. Есть настрой, почти нет опечаток, а кои заметил, не стал отмечать, читается легко, потому они быстро проскакивали мимо, совсем не беспокоя. Автору очень хорошо удалось прописать образы, даже собаки, хоть о ней всего-то пару строк. Позабавил её немой вопрос, цитирующий обращение Лиандра к переодетой Фата Моргане. Забавное совпадение или автор знаком с творчеством Прокофьева и Карло Гоцци. Судя по языку – почему бы и нет? Если это намеренно, то аллюзия подана так тонко, так скромно, что не может не вызвать улыбку и восхищение. Героиня действительно, как сказочная колдунья обрекает мужчину любить нечто недосягаемое ибо им вместе быть не суждено. А может, она просто не любит его так, как он её. Для неё это просто флирт на стороне. Ведь наверняка она прекрасная жена и мать. Открытость финал разочаровывает, но только первые минуты, а когда немного поразмышляешь, придёшь к выводам, подобным изложенным выше, то всё становится на свои места. Нет, я конечно же не желаю смириться с участью ЛГ, но у каждого своя жизнь, а персонажи рассказа действительно живут. Очень рад, что среди КРИКУНОВ всё-таки нашелся достойный высокой оценки автор.

Оценка: 9, предварительная


►►I


11 РАДОСТЬ МОЯ

Написано качественно, повествование ровное, без резких перепадов и огрехов. К языку претензий нет. Разве что не понравилось оформление диалогов. Не понравилось повествование длинным монологом, подача событий постфактум. Есть претензии к логике –Куда делся муж Танечки? Он словно бы вымер вместе с динозаврами. Да, помянуто, был, скандальный, и всё. Где скандалы мужа? Где ревность? Таня словно бы предоставлена сама себе. Разрежает свободно по окрестностям, фестивали даже посещает. А муж так ни разу не возразил, не воспрепятствовал. Вериться с трудом. В остальном добротная история, не тривиальная любовь, хоть и снова измена, снова разочарование в семейной жизни и поиск счастье на стороне. В этом плане хвала автору, что всё так целомудренно. Порцию удовольствия от прочтённого получил.

Оценка: 8


I I


To be Continued