Литобъединение: Мы Одной Крови
Конкурс: "НА ЗЕМЛЕ, ГДЕ МЫ С ТОБОЮ ВЫРОСЛИ...".
Дата: 05.04.13 23:58
Прочтений: 243
Средняя оценка: 8.00 (1)
Комментарии: 1 (1)
Выставить оценку
литобзору:
Спасибо авторам за интересные произведения, за душевность и открытость.
Ночной обзор №5 от Александра Грозного "На земле, где мы с тобою выросли..."
Ночной обзор №5
Лайне Н. А. Выросли
Там, где мы с тобой, милый, выросли:
на полях, в лесах
ветвистых,
разливается река цвета осени -
красных листьев с золотистыми.
Отражается в реке небо синее,
Льется вниз поток солнца желтого,
Пахнет в воздухе злой полынью.
В воде плещется бело - облако.
Там, где мы с тобой, милый, канули:
в серых стенах плит - небо красное,
нет реки чуднОй, нет и радуги,
и не пишем больше сказки мы.
Ты поднимишь взор / к небу вечному,
вспомнишь поле наше колосистое,
вспомнишь лес хмельной с его травами,
вспомнишь вкус воды чистой - чистой.
И закружится
небо красное,
и обхватится
лоб ладонями
столь холодными, как дыхание
в минус сорок, новогоднее.
Я висков коснусь, подниму с колен,
уведу туда, где нет времени.
Там, где мы с тобой, милый, выросли.
Там, где мы с тобой, милый, счастливы.
Первое, о чём я подумал, что это песня, лиричная, образная, загадочная и очень фольклорная (стиль). Объясню. Дело в том, что здесь нет ни строчки конкретики, то есть ни привязки к местности (Родина - понятие не географическое а природное), ни социального статуса (житель посёлка, деревни, хутора, станицы... города), ни психологического (причины и следствия конфликта лит героя в произведении...)
Вот с этой позиции. я и рассматривал это стихотворение.
Не стану заострять внимание на неровности строк, то есть разделение строки надвое и перенос на новую строчку. У поэта может быть своё видение формы, но мне, всё же, приятнее читать произведения в виде классических катренов из четырёх строк.
Теперь образы - небо синее и небо красное - две противоположности, два непримиримых мира, две стихии и две невозможности реализовать своё желание. То есть - хочу жить под небом синим а приходится жить под небом красным..., почему? Автор не поясняет.
"...Там, где мы с тобой, милый, канули:
в серых стенах плит - небо красное..."
Задумка интересная, ведь по-сути, небо везде одинаковое, а вот видим мы его разным по настроению (не на Марсе же, в самом деле живёт "милый"). Именно таким художественным приёмом автор запасся, чтобы показать ситуацию отрыва от Родины... (там лучше..., там небо синее). Отсюда и накал страстей и "высокая нота"
"...И закружится
небо красное,
и обхватится
лоб ладонями..."
А вот и финал:
"...Я висков коснусь, подниму с колен,
уведу туда, где нет времени.
Там, где мы с тобой, милый, выросли.
Там, где мы с тобой, милый, счастливы."
Такова развязка сюжета, и речь тут, оказывается, не о Родине а о конкретных чувствах, то есть, о любви женщины к мужчине. Честно говоря, мне не очень симпатична позиция мужчины - стоящего на коленях с обхваченной головой, и не способного принять решение. Эдакий гибнущий индивид на чужбине.
Грустно, поскольку мы опять пришли к ярко выраженной теме женщины-воина. Она и коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт, и решит, где лучше (счастливее) жить милому. Что ж, позиция силы торжествует.
Спасибо автору, было не скучно.
Дурягина С.В. Потомкам
Это стихотворение было написано в 2001 году, положено в "капсулу времени", находится под большим камнем в ценТре нашего городка и, по замыслу Совета молодёжи, должно быть прочитано потомками через сто лет.
Нельзя остановить столетий бег:
Неумолимо к человеку время.
И вот уже истёк двадцатый век,
Потомкам накопив наказов бремя.
Мы, очевидцы перестройных лет,
Хлебнув по горло войн и разрушений,
Вам, после нас идущим, шлём привет
И обращаемся с надеждой и волненьем:
Храните мир, он – хрупкое стекло!
Любите жизнь. Природу берегите.
И сколько бы веков не истекло,
Россию, нашу Родину храните!
И мы надеемся, сквозь время бросив взгляд,
Что вы, свой край любя, как мы, хотите
Увидеть Чагоду цветущей, словно сад,
И Стеклоград любимый сохраните.
Пусть процветает стеклоделов край!
Пусть здесь рождаются здоровые детишки!
И в новом веке на весь мир пускай
Прославят Чагоду девчонки и мальчишки
Мне понравилось предисловие про капсулу, и я вспомнил, как в детстве, мы с другом решили написать письма самим себе в бедующее. Ну, чтобы открыть и прочитать лет так через десять... (о большем почему-то и загадывать было трудно...) Нам было лет по восемь..., или девять. А чтобы письма сохранились, мы решили отдать их на сохранение друг другу. То есть его письмо мне а моё ему..., ну что-то я отвлёкся.
"Нельзя остановить столетий бег:
Неумолимо к человеку время.
И вот уже истёк двадцатый век,
Потомкам накопив наказов бремя..." - хорошее начало, немного пафосное, но вполне выверенное.
"...Мы, очевидцы перестройных лет,
Хлебнув по горло войн и разрушений,
Вам, после нас идущим, шлём привет
И обращаемся с надеждой и волненьем..."
Мне понятно желание автора упомянуть именно перестройку, как значимый этап в жизни страны, но "перестройных лет"- звучит не точно. Перестроечные годы, или годы перестройки - это термин произошедших в стране реформ с 1987 по1991. А вот - перестройные (от стройные) могут быть неверно истолкованы потомками через сто лет.
В целом же, стихотворение мне понравилось, оно действительно написано для определённой цели, то есть назидательно-поучительное послание для будущих поколений.
Кстати, я так и не смог дождаться срока и открыл письмо друга не через десять лет, а через десять минут... о чём и пожалел.
Спасибо автор, было интересно.
Наталья Эрбес Земляк
Скажи, родной, давно ли ты
в деревне нашей был?
Или стоят уже кресты
над теми, кто любил?
По вечерам горит ли свет
в родительском дому?
Молчишь? А я тебя в ответ
по-братски обниму.
Пусть не видать издалека
родимого угла,
так тесен мир, но Велика
земля, что жизнь дала.
"...Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась..." К. Симонов.
Мне показалась эта строка из "Алёши" очень кстати для эпиграфа к "Земляку". Во всяком случае по настроению.
Теперь по тексту:
"Скажи, родной, давно ли ты
В деревне нашей был?
Или стоят уже кресты
над теми, кто любил?"
Мне послышалась нелогичность двух первых строк по отношению к двум последующим. Во всяком случае союз "или" подразумевает противоположность, а не развитие самостоятельной фразы.
Ты был..., или не был? Ты был..., или стоят кресты? Согласитесь что звучит некорректно.
Возможен вариант:
Быть может там стоят кресты (Не возвышаются ль кресты...)
над теми, кто любил?"
Но вот, что меня смущает. Автор явно хотел использовать строчку в виде: "Над тем кого любил..." Это чувствуется из стилистики. Задумка интересная, но она потребовала переделки предыдущей строки (ед.число), а та явно завязана на рифме с первой. И тут появился компромисс:
" Или стоят уже кресты
над теми, кто любил?" - явно не лучший. О чём автор и сам догадывается.
Так иногда случается, когда две замечательные мысли трудно уживаются в одном катрене.
А вот и заключительные строки:
"...Пусть не видать издалека
родимого угла,
так тесен мир, но Велика
земля, что жизнь дала."
Очень смахивает на хороший перевод с какого-то на русский. Для крепкого финала не хватает простой и логичной строки. И дело здесь опять в желании совместить в одном катрене две замечательные мысли.
огромен (безбрежен...)мир, но Велика
земля, что жизнь дала. - так мысль более прозрачна, и понятна заглавная буква в слове "Велика". Впрочем, автору виднее.
Спасибо, мне понравилось.
Сермяга С.В. Здесь, где заря над тайгой встаёт...
Здесь, где заря над тайгою встает,
Есть куликовое царство.
Ходит кулик по болоту, поет,
Хвалит свое государство.
Вроде, какая уж тут красота –
Кочки, осока, трясина…
Только поет наш кулик неспроста,
Видно, на то есть причина.
Можно, конечно, его обвинить
В глупости птичьей природы.
Только его не заставишь хвалить
Кочки чужого болота
Читаю между строк: "Да, у меня такая родина, и она мне нравится..." Коротко и ясно. Спасибо.
Рогожкин В. Ностальгия
Вот сижу я на крылечке,
Ночь склонилась на плечо.
Звёзды холодны как вечность,
А от крыши горячо.
Пахнет яблоком медовым,
Яблоню сажал отец.
Посадил он их не мало, –
Был по этой части «спец».
Чавкает в хлеву корова,
У соседей – не у нас.
Крикнул: - «Маа!»А кто ответит?
И слёза катит из глаз.
Ветерок подул, и крыша
Остывает до утра.
Жду! А вдруг услышу снова:
-«Собирайся, спать пора»!
Мне понравилась строка: " Звёзды холодны как вечность..." В целом же, произведение с ярко выраженной простатой и наигранной примитивностью, за которой стоит трогательно нежное переживание лит. героя. Светлая грусть.
Спасибо автор.
Шишков В.Н. Малая Родина
На терской земле, где кончается берег,
И часто клубится туман,
Дождями проверив,
В открытые двери
Дыхание шлёт океан.
Полярное солнышко дразнит раздеться...
И снова в груди горячо:
Нет лучшего места,
Чем яркое детство
В напевах весенних ручьёв!
Раскинулась тундра в одежде неброской
Под шелестом ветренних фраз.
В посёлке поморском
Ты помнишь подростком
Смолёный отцовский баркас.
Хоть корпус штормами жестоко отмечен -
Бывал в нём богатый улов.
Остались навечно
Прощанья и встречи,
И груз недосказанных слов...
Но малая родина - ангел-хранитель,
Ты вновь на неё положись.
В ней крепкие нити
В единое свиты:
Эпохи, легенды и жизнь!
Мне понравился стиль, содержание, бережное отношение к образам и мелочам. Немного смутил финал, то есть последняя строка:
"...В ней крепкие нити
В единое свиты:
Эпохи, легенды и жизнь!"
Крепкие нити это эпохи, легенды и жизнь. Пришлось поломать голову, что же имел в виду автор. Лит. герой связан с малой родиной эпохами...? легендами (возможно) жизнью (в смысле рождением?)
Или как то иначе. Я остался с вопросом.
Строганов Б. Моему краю
I
На южной стороне, вблизи границ Отчизны,
В широкой пойме матушки - реки,
Где брег крутой из красной глины чистой -
Там край родной сверкает из тени.
Мой край – обитель мест любимых,
Покой и жизнь природы дорогой,
Шум тихий ветра средь холмов волнистых,
И рек на глади отблеск золотой.
II
Ключ жизни всей – движенье речек мирных,
Рисующих змеей причудливый узор,
Переполняя русла водами своими
Нам дарят бодрость силы и настрой.
Несут они в себе восторг и радость -
Когда на тихой грани виден всплеск,
Когда в прозрачной влаге рыбья шалость
Сверкает чешуями – чуден тот блеск.
Во время зноя – от жары спасенье,
Осенним ранним утром – зеркало души,
В пору морозов крепких и метели
Природные мосты - для ловли стеллажи.
III
Пейзажей череда меняется так ряд:
Меняется пора, меняются и виды.
Одни лишь слушая, неизменно всё молчат
Раскидистые, пожилые ивы.
IV
На берегах, в каналах, на полях
Без умолку слышны шептания тростников;
Им вторит по-соседски ветер в камышах,
Пуская белый пух – шаль летнюю снегов.
V
И легкий пух стремится, подлетая
К пологим склонам небольших холмов.
С высот тех малых очи созерцают
Прекрасные картины бэровских бугров.
Лучами тут щедрее Солнце заливает,
Слащавый аромат полыни так и льстит,
К этюду радость дженгил добавляет,
В курганах жизнь по-своему кипит.
VI
Люблю природу эту своего я края.
И пусть до Альп лугов заметно далеко,
Мне родина с травинкой – дорогая,
Её храню в глубинах сердца моего.
Любите ли вы ребусы, как люблю их я? Давайте по порядку. Автор подробнейшим образом рассказывает нам о своей любимой Родине. Он делает это обстоятельно, бережно и со вкусом. И вот я дочитываю последнюю строку и задаюсь вопросом, а о каком месте идёт речь?
Хороша загадка если она раскрывается вовремя - закон жанра, иначе теряется интерес к загадке.
Что ж, засучим рукава и сделаем кое-что для прояснения. Итак...
"бэровские бугры" - Бэровскими буграми называются находящиеся в южной части Астраханской области и в Калмыкии продолговатые холмы. Впрочем, их ареал не ограничивается только этими областями - они распространены на всей Прикаспийской низменности между устьями рек Кума и Эмба.
"дженгил" - в Астраханской области — жидови́льник или астраханская сирень.
Город Богдо Астраханской области - гора Богдо - геолого минералогический склад пестроцветных глин (красной глины). Самый известный разрез пермских глин, имеющие необычный кроваво-красный цвет из-за содержания в них железа.
Если есть другие варианты - буду рад услышать.
Да, и ещё бы мне хотелось остановиться на финальном катрене:
"...Люблю природу эту своего я края.
И пусть до Альп лугов заметно далеко,
Мне родина с травинкой – дорогая,
Её храню в глубинах сердца моего."
Я бы кое что поправил...
"...Люблю природу эту своего я края.
И пусть до склонов Альп заметно далеко,
Моя Отчизна в травах вечно дорогая,
Её храню в глубинах сердца моего." - может быть так.
Спасибо.
Ольга Королева Муром
Стал летописною записью век;
Клены – корягами.
Мелкие русла владимирских рек
Стали оврагами.
Там, где грозили татары-сычи
Сыну и доченьке –
Не пересохли в оврагах ключи –
Силы источники.
Чтобы народу на каждой заре
К Богу направиться,
Путь пролагают по русской земле
Реки-наставницы.
Птицы летают, и рыщет зверье
Древними тропами –
В дальнем кургане премудрым Ильей
Меч не закопан ли?
Хвойных лесов, окружающих скит,
Мшистые истины
С древних времен за плечами хранит
Муром таинственный.
Цокает дождь перезвоном подков…
Высветит молния –
Лик проступает в толпе облаков –
Шлем и надбровия.
Мне показался Муром после прочтения, эдаким древним мшисто-кряжестым детинцем, окружённй сказочными лесами, полными зверья разного...
Интересный взгляд. Что же касается стиля, то автор явно хотел придерживаться исторического настроения, что-то напоминающего былинные сказания:
"...Птицы летают, и рыщет зверье
Древними тропами ..."
Однако, у меня вопрос к автору, и вопрос историко-этнический:
"...Там, где грозили татары-сычи
Сыну и доченьке –
Не пересохли в оврагах ключи –
Силы источники..." - кто такие татары-сычи? И почему они грозили сыну и доченьке? Куда отсылают эти строки?
Сыч - это осёдлая птица. Называя так татар - подразумевались поселения этого народа на территории Мурома? Или что-то иное? Ведь татары - до ХVII века были, в основном, кочевыми племенами. А исторические события, когда Муром был уничтожен набегами татар (орды Батыя)и исчез из исторических упоминаний относятся к XIII веку (1236...г.) Неувязочка.
И ещё:
"...В дальнем кургане премудрым Ильей
Меч не закопан ли?"
Это про Илью Муромца, как я полагаю, так отчего же он стал носить звание премудрого?
Премудрый - это преисполненный глубокой мудрости. Илья же был воином, и притом с прямолинейным и не гибким характером (см. былины) Отчего и сижевал в темнице... В чём мудрость или премудрость? Илья - символ народной мощи, несокрушимости, любви к отчизне и семье. Он наивен и силён. Что же касается не былинного а настоящего Ильи, то судя по историческим фактам (сопоставление с Илией Печорским), он был монахом а не политическим деятелем.
В целом же стихотворение мне понравилось, спасибо.
Bolev A. Времена года. Июль (из цикла времена года)
Изумрудная поляна
В пятнах солнечного света.
В небе сосны-великаны
Распростерли руки веток.
Синь такая – больно глазу!
Мысли вязнут в зноя мёде.
Неоконченною фразой
Тепловоза дальний йодль.
Запах трав плывет, как месса.
Лишь кузнечики стрекочут,
Да кукушка в чаще леса
Жизнь мне долгую пророчит.
Хорошее описательное стихотворение, строчка про синь напомнила:
"...не видать конца и края, только синь сосёт глаза..." Не в смысле похожести, а по настроению. Никуда не денешься - классика зазубренная в детстве.
Произведение совершенно безадресное, хочешь - читай его посвящая Алтаю, хочешь - седому Уралу, или нечерноземью..., как кому нравится.
Красиво!
Гостья Восвояси
Я, в сущности, деревенская девчонка...
Восвояси хочу, восвояси.
Чтобы там, в деревенской глуши
Бесполезное дерево ясень
Поливать и растить для души.
Восвояси хочу, восвояси.
Там не страшно ходить босиком.
Там любой мне понятен и ясен,
Потому что с рожденья знаком.
Восвояси хочу, восвояси.
В легкий говор родной и смешной,
Чтобы память смогла приукрасить
Многотрудно освоенный мной
Дальний город, где в уличной вязи
Заплелись и мои завитки,
И где ждет меня дерево ясень,
И моей не боится руки.
Есть настроение, азарт, непохожесть, а что ещё надо для хорошего произведения? Не смутила повторяемость слова "восвояси", автор отлично обыграл его с различными рифмами.
Но вот, что мне не приглянулось..., третий и четвёртый катрен связаны между собой и интонационно и по смыслу, потому что являются одним предложением. Читается это тяжеловесно, теряется лёгкость, которая присутствует в первых двух катренах. Зачем было это делать, для меня не понятно. Ведь задумка совершенно обаятельная.
Неужели автор этого не заметил?
Восвояси хочу, восвояси.
В легкий говор родной и смешной,
Чтобы память смогла приукрасить
Дальний город освоенный мной.
Многотрудный (Край знакомый), где в уличной вязи
Заплелись и мои завитки,
Где красуется дерево ясень,
И моей не боится руки. (убрал два "И")
Может так? В остальном же всё безупречно.
Было приятно читать. Спасибо.