Литобъединение: Мы Одной Крови
Конкурс: "НА ЗЕМЛЕ, ГДЕ МЫ С ТОБОЮ ВЫРОСЛИ...".
Дата: 11.02.13 21:54
Прочтений: 460
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 1 (1)
Выставить оценку
литобзору:
Здравствуйте дорогие участники конкурса!
Каждый раз, начиная новый обзор, я представляю себе авторов, терпеливо ожидающих похвалы или разгрома, и готовых дать отпор любой критике, или согласиться на неё…
Что же, это вполне приемлемая позиция, которая мне, как обзорнику и члену жюри по душе.
Исходя из опыта предыдущих конкурсов, я отмечаю, что обзоры членов жюри ожидаются, как полноценные рецензии, или как работа над ошибками. Согласен, что это было бы идеально, однако, скорее всего, автор получит лишь беглую демонстрацию работы над своим произведением, для последующей оценки.
Это не значит, что стихи или проза будут пролистаны по диагонали без глубокого анализа. Напротив, все авторы и их произведения станут на время конкурса моими экранными завсегдатаями, и если не в первом, то в последнем обзоре я скажу про них свое объективное слово.
Это для начала, а теперь несколько слов о конкурсе, и конкурсантах. Я очень рад, что тема конкурса выбрана с ноткой ностальгии, с посылом к воспоминаниям, детству, родине – далекой и близкой.
Полагаю, что произведения побалуют меня, и всех читателей своей откровенностью, интимностью и нетривиальностью.
Мне, так же приятно встретить на странице конкурса старых друзей, новых знакомых и совсем неизвестных для меня авторов. Всем желаю удачи. Победа достанется лучшему.
В заключение скажу, что ваши произведения не оставят меня равнодушным.
Ночной обзор №1 от Александра Грозного: " На земле, где мы с тобою выросли...".
Ночной обзор №1 от Александра Грозного: " На земле, где мы с тобою выросли...".
Две деревни в селе моём... Амусин-Таволгин
Две деревни
в селе моем.
В первой –
праздник из дома в дом!
Солнце держит, как рюмку – вяз,
А под небом – загулом пляс,
Во дворах над гармонью смех!
Льется песня росой на всех:
« Что ж ты робкий такой, родной?
Ох, нарушу я твой покой…»
В танцах вьюжат и стар, и мал!
Изумлённый плетень упал!
Но народ, как в метель, вошел:
« Эй, гармонь!
Не жалей!
Еще!»
Облаками, стирая пот,
Гармонист уже небо жжет...
И, врезаясь в степной ковыль,
Вихрем кружат платки и пыль…
А счастливые – за рекой –
Шепчут; – «милый, зачем… родной…»
Ох!.. Не надо! Постой! Ой…мой!
Две
деревни
в селе родном…
В первой праздник, –
от дома в дом!
А в другой
за погостом – стынь…
Обнимает кресты полынь…
Первое произведение и первое приятное впечатление после прочтения, однако…
«Две деревни
в селе моем…» - честно скажу, сначала я забуксовал на этих строках. Мне, городскому жителю, не сразу стало понятно, как это две деревни могут быть в одном селе?
Я полез в раздел административного деления сельских округов и нашел там разъяснения, что село и деревня, хоть и являются условными синонимами (в литературе), находиться должны в разных местах (территориально). Село это административный центр, а деревня – поселение спутник с гораздо меньшим населением. Как правило, их несколько рядом с селом.
Возможно, здесь, автор использовал приём – совместить несовместимое. И ещё, феерично описывая вечерние гуляния в родной деревне, сделать акцент на другой части села – на погосте. Эдакая жизнь и смерть, черное и белое, свет и тень… соседствующие рядом… Интересно, в этом я согласен.
И ещё я задержался на строке:
«В танцах вьюжат и стар, и мал!»
«Но народ, как в метель, вошел...» - не свойственное сравнение для танца, холодноватое что ли, но звучит захватывающе.
Смутила меня только одна строка:
«Обнимает кресты полынь…» - то есть заброшенное кладбище при всеобщем веселии? К чему это? Упрёк? Досада? Или позиция сегодняшнего времени?
Шепчут; – «милый, зачем… родной…»
Ох!.. Не надо! Постой! Ой…мой! - здесь же, не понятна расстановка пунктуации.
А в целом, произведение вместило в себя и описание природы, и характеры людей, и тонкости быта, и эротику, и даже цитату из песни. Спасибо автору за убедительность и искренность.
Заветные страницы Ананьченко Николай Михайлович
Есть заветные страницы
В светлой памяти о детстве.
Свято нами там хранится
То, что нам дано в наследство.
Я не часто их листаю.
Только в трудные минуты
Дней минувших светлых стая
Прилетает в помощь будто.
Крыльями, как парусами,
От беды меня скрывают
И вокруг меня часами
Всё летают, всё летают...
В них и мама молодая,
Солнце ярче, небо краше.
Я, сторонний, наблюдаю,
Как рукой мне детство машет.
Вон и я вдоль зрелой нивы
Босоногий пробегаю.
Ах, какой я был счастливый,
Лишь теперь об этом знаю.
Вот опять бегу я лихо,
Веер брызг вокруг блестящих,
И смеётся Шипуниха -
Речка детства, речка счастья...
Каждый день открытья делал,
Как учёный, мудрый самый,
А какие песни пела
Вечерами тихо мама...
Те заветные мгновенья
Убираю нежно в память,
Чтобы нынешним волненьем
Ненароком их не ранить.
Ровно, трепетно и светло – именно эти эпитеты приходят в голову на последней строке.
Однако, мне показалось, что произведение чуть затянуто, и финал образовался уже на строке:
«Ах, какой я был счастливый,
Лишь теперь об этом знаю…»
Впрочем, автор уверенно приводит нас к финалу вполне логичному и добротному, за что ему большое спасибо.
А речка Шипуниха находится в Новосибирской области и протекает протекает по территории Черепановского и Искитимского районов. Это я к тому, что не плохо бы для читателя давать ссылки на незнакомые географические объекты.
*** (Всё здесь рядом...) Ерофеев Игорь Васильевич
Все здесь рядом: дом, работа,
парк Победы, мост дугой.
Охраняет замка мощи
на коне улан нагой.
Генерал Барклай по карте
ищет где-то здесь Париж
И зарделась от мороза
черепица старых крыш.
Бледный Петр Ильич Чайковский
терпит музыку спиной.
У базарного причала
кто-то с суммой, кто – с сумой
Свадебные вереницы
возят сахарных невест
Нет на свете терпеливей
этих напряженных мест.
От вокзала на два зала
на большую землю путь,
Пусть мы крайняя Россия -
это не меняет суть.
Земли эти-то с приданным:
лес, торфяники, янтарь
С реформатской кирхи Бога
православный чтит звонарь.
Все здесь рядом: дети, внуки,
друг и кладбище теней.
Скован край мой обнаженный
цепью матовых огней.
И немецкое сегодня
как родное стало нам.
И лежат бойцы в покое,
но по разным сторонам…
Спасибо автору за возможность, хоть и виртуально, но побывать в городе Черняховск Калининградской области. О чём, кстати, в тексте не было ни одного слова. Удивительно, как автор мастерски вписывает Петра Ильича Чайковского, и реформатскую кирху…, но избегает «Черняховск».
Конечно, намёков на Калининградскую область: «крайняя Россия…, янтарь…, кирха…, немецкое…» достаточно, но не назвать родной город при таком подробнейшем описании (хотя бы в сноске)? Может, есть в этом потаённый смысл, который я не уловил?
И ещё, я долго ломал голову над «сахарными невестами» - это аллегория, или это работницы сахарного завода?
Что же касается финала, то тут все на месте, и повторение первой строки логично и личная характеристика родного края в точку, и разделение на своих и чужих, живых и мёртвых… Спасибо, было интересно.
Далеко, где пальмы и теплее... Гамм Валерий Викторович
Далеко, где пальмы и теплее,
То, чего я в жизни не видал,
У бразильцев кожа чуть смуглее,
Капоэйра, фрукты, карнавал.
Там другие люди и картины,
Я бы им, конечно, рассказал
О полях российской Палестины,
Про леса, озёра, про Урал.
Вот уж пример недосказанности…, а я уж было расположился мирно на диване с чашкой чая и плюшкой, чтобы послушать рассказ «о полях российской Палестины…», да не получилось.
Честно говоря, я заглянул ещё раз на страничку автора с надеждой, что продолжение затерялось…, но нет.
Есть такое выражение: «наши палестины» что означает места глухие, отдалённые, где тропинку то не сыщешь…, а так же подразумевается бедная многострадальная родина (ссылка на историю Палестины). Что же кроется за этим выражением у автора?
Я часто бывал на Урале, и за Уралом, видел красоты, от которых дух захватывает, видел глухие деревни и индустриальные города, встречал людей с уральским характером…. Может, автор, таким способом хотел запустить механизм памяти у того кто это всё видел? А тот, кто не был на Урале, тому как быть?
Жаль, что автор выбрал краткость, как жанр.
Мой край Горланова Елена Михайловна
Мой край! Твоей красой живу,
люблю я с давних пор
небес весенних синеву
полей твоих простор
в стихах звучат, поют леса,
и травы и цветы,
Звенят в них птичьи голоса
И в каждой ноте – ты.
Мой край! Живу твоей красой
лишь о тебе пою
люблю всем сердцем и душой
я родину свою.
В ответ тепло и доброту
Ты даришь мне, любя
За вдохновенье и мечту
Благодарю тебя!
Позитивное и восторженно стихотворение. И самое интересное, что читать его можно прилагая ко всей территории России, и не только. Однако эти строки, я полагаю, посвящены Кемеровской области…
Обращаю внимание автора на потерянную точку:
«…небес весенних синеву
полей твоих простор. »
И ещё, как-то не хватило мне образов, для полноценной картины. Знаете, как фотографы говорят: «панорамку бы дать пошире…» Не думаю, что для автора это составило бы трудность. Это на мой взгляд. В целом же, произведение вполне ровное и качественное!
Спасибо.
Этот город - немой Линде Александр
Этот город - немой,
этот город – чужой,
Он меняет опавшие лица.
Здесь единый главарь –
саблезубая сталь,
кровь из раны взахлеб матерится.
Здесь дома - холодны,
а улыбки - пусты,
а подарок мучительно дорог.
И грядущая цель
в окоеме весны
вызывает межреберный голод.
Так что слез не жалей,
их в стаканы налей,
нас роднят наковальня и молот.
Синеокая ночь
распушит серый дождь,
где асфальт каблуками исколот.
А вот и образы, да ещё какие! Немой город, опавшие лица, саблезубая сталь…, и за всем этим стоят родные пенаты! Получилось как в поговорке – от любви до ненависти один шаг. Остаётся только понять чего больше здесь – любви или ненависти? Автор ловко пользуется эпатажем, для создания накала, яркости, харизмы, однако, я к концу стихотворения ощущаю некую опустошённость, чем подъём загаданный автором. Я уже не раз говорил, что авторы часто пользуются приёмом, так называемым – нерасшифрованные мысли. То есть, автор знает о чём речь, а читатель делает вид, что знает…, или понимает. Возьмём хотя бы строчку:
«Здесь дома - холодны,
а улыбки - пусты,
а подарок мучительно дорог…» - у меня есть несколько толкований по поводу подарка, а у Вас?
Или это:
«Так что слез не жалей,
их в стаканы налей,
нас роднят наковальня и молот…» - красиво, эффектно, и туманно.
Но это не портит той картины, которую так мастерски пишет Александр. Но вот что интересно. Я дал прочитать текст моим друзьям, из трёх разных городов, и все они согласились, что это: Москва, Санкт-Петербург и Курган…(возможны ещё варианты).
Спасибо автору за эффектное произведение.
Старобельск Марина Чекина
Старобельск (укр. Старобільськ) — город районного значения в Луганской области Украины, административный центр Старобельского района. Через город протекает река Айдар. В городе есть краеведческий музей. Старобельск окружает прекрасная природа. Есть водолечебница. Наличие чистого воздуха выделяет Старобельск среди других городов области. (с) *** Родилась я в Ленинграде, но малой своей родиной считаю Старобельск, поскольку в ленинградском климате я по младенчеству чуть было коньки не отбросила и была в девятимесячном возрасте отправлена в Старобельск к бабуне Ане, где и оклемалась, как видите, благодаря её неусыпным заботам и дивному климату...
Городок провинциальный,
Где транзитом – поезда.
Там в реке, в воде зеркальной,
Отражается звезда.
Если выпадет нам встреча,
Положенье таково:
Кроме звёздочки и речки –
Не узнаю ничего…
Ни пылящихся акаций,
Ни дороги вдоль реки,
Ибо может оказаться,
Что потери велики.
Тополей пирамидальных
Не увижу над рекой.
И покажется печальным
То, в чём грезился покой.
Где дерев сплетались ветки,
Вдруг ощерится забор.
Ни одной знакомой метки
Не дошло до этих пор?
По-иному ветер дунет,
Подкатится к горлу ком:
Даже дедушка с бабуней
Спят на кладбище другом…
Ну, как тут не похвалить автора, за трепетное отношение к читателю. И название и описание, краткая биографическая справка! Спасибо говорю, ещё перед чтением произведения. А теперь окунёмся в текст…
Я улыбнулся, и знаете почему…, непроизвольно в голове зазвучала «Рио-рита» Петра Тодоровского. Так уж устроена память – вылезает где не надо, то что не надо…
«Городок провинциальный…» - звучит старой пластинкой.
И ещё, конечно же, настроение, которое создаёт Марина в произведении удивительно созвучно вальсовому размеру.
Нежно, трогательно и доверительно, особенно в финале:
« По-иному ветер дунет,
Подкатится к горлу ком:
Даже дедушка с бабуней
Спят на кладбище другом…»
Спасибо, Марина, за светлые стихи. Приятное послевкусие!
Читаем дальше…
Всё было в юности не так Сергей Черкесский
Всё было в юности не так:
Всё было проще и понятней,
И вкус у хлеба был приятней,
И был в цене простой пятак,
А жизнь казалась бесконечной,
И яркий шлейф дороги млечной,
Вёл от околицы в места,
Где расплескали ковыли
Холодный шёлк под небом знойным.
Где величаво и спокойно
Курган в обветренной дали
Стоит, одетый в латы камня,
Как скиф из древнего преданья,
Чьи племена давно ушли…
Где обожжённый травостой
Щетиной жёсткой кроет склоны.
Где я, беспечный и влюблённый,
Вдыхал таинственный настой
Полыни, чобора и мяты,
И, нежной робостью объятый,
Девичий локон золотой
Ласкал. Там жирной запятой
Пятнало солнце лист заката.
И мысль, крамольная когда-то,
Пронзает истиной простой:
Всё было в юности прекрасно,
И прохожу я не напрасно,
В который раз дорогой той…
Прочитал, выдержал паузу и…, аплодисменты! Всё четко, выверено, нет сбоев и ляпов. Единственное, что я не понял, так это жирные выделения в тексте. Может для прочтения ( интонационно выделенные слова)? И ещё, в финале:
«…….Там жирной запятой
Пятнало солнце лист заката.
И мысль, крамольная когда-то,
Пронзает истиной простой…» - последнюю строку хочется прочитать:
«Пронзала истиной простой…» как бы подстраивая глагол под выбранное время.
И последний вопрос, что такое «чобор» - объясните городскому жителю пожалуйста. Название красивое, но не встречаемое даже в интернете. Предположу, что это чабрец (лат. Thýmus) – в просторечии.
Хорошо бы давать ссылки для читателей.
Спасибо, было интересно.
В пятой школе Стукало Сергей Николаевич
С 25 августа по 1 сентября 2010 года по приглашению МИД Южной Осетии мы с московским композитором Сергеем Светловым были гостями этой республики и её столицы города-героя Цхинвал. Фотографии в галерее — авторские.
Текст этой песни (в виде иллюстрирующего галерею стихотворения) был написан тогда же, в 2010 году, в песенный вариант стихотворение переработано в декабре 2012 г.
Горький школьный вальс. Музыка и вокал — московского композитора Сергея СВЕТЛОВА. Ученикам и педагогам, бывшим и нынешним, средней школы №5 города Цхинвал посвящается.
В пятой школе — последний звонок,
В пятой школе опять выпускной,
И ложится нарядный цветок
У могильной ограды литой.
Здесь недавно гремели бои,
Здесь гвоздики лежат вдоль стены,
И поют по весне соловьи
О героях свободной страны.
Припев:
В пятой школе — героев не счесть,
Снова крепостью стала она, —
Здесь рождались отвага и честь,
Здесь недавно шумела война.
Отступала свинцовая мгла,
Разбиваясь дождём о гранит,
Здесь элита Цхинвала легла,
Но никто и никем не забыт.
Здесь учились еврей и грузин,
Их никто не делил по крови, —
Бог один над живыми, один, —
И в беде, и в бою, и в любви.
Припев:
В пятой школе — героев не счесть,
Гордой крепостью стала она, —
Здесь родились отвага и честь,
Здесь недавно шумела война…
Спасибо автору за подачу произведения. Я прочитал текст и послушал песню в исполнении Сергея Светлова. Прекрасные слова, прекрасная песня. А ещё мне понравились фотографии на страничке с текстом, они словно вернули меня в события недавнего трагического времени.
Сильное произведение, по накалу и воздействию.
Однако вернёмся к нашему конкурсу: «… стихи о малой родине, родной земле, родном крае. Обязательное условие: произведение должно отражать отношение автора к родным местам» - из правил конкурса.
Для того чтобы узнать, почему автор выбрал Цхинвал местом малой родины мне пришлось перечитать «немного о себе» на странице автора и все комментарии под фотографиями. Я искал то, чего не было в тексте песни – отношение именно автора к родным местам. И нашёл: «Я был здесь в 1991-м. Я старше Алексея на пять лет. Я всегда буду старше его. По праву уцелевшего…»
Для меня все встало на свои места. Но текст песни, по моему мнению, не отражает того, что мне пришлось додумывать, то есть он обособлен от автора, самостоятелен.
Так или иначе, было интересно во всем разобраться, спасибо автору.