Литобъединение: Водолазовы Братья и Сестры
Дата: 15.11.06 15:56
Прочтений: 359
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 2 (1)
Выставить оценку
литобзору:
Литература и сетература, хоть и предполагают значительные принципиальные расхождения, но имеют в своих основах нечто более ценное -- архетипичность подходов к творчеству. Смерть "байда.ру" была видна издалека, но подкралась, как всегда незаметно. Все началось с серии удалений неугодных. Нечто подобное наблюдаю и на литсовете. Личные наблюдения о процессах можно почитать здесь.
БИГ МАМА СЕТЕРАТУРЫ
Неиздаваемая в традиционном формате и виде сетевая литература вмещает сейчас большое количество текстов разных жанров и качества. Сеть стала домом родным даже для тех, кто и не думал, что захочет написать что-нибудь, кроме админских скриптов. Тем не менее, - перед нами внушительный ряд сайтов, претендующих на, нет, все-таки НЕ литературу, а на игру, виртуальное пространство, которое метко названо сетературой. Естественно, как и любая игра (думаю, природа игры в сетературе бесспорна), она отвечает определенному набору качеств и форм, характерных для такого времяпровождения.. 1) народность, 2) трикстерство, 3) случайность, 4) ненастоящность. Предлагаю рассмотреть и обсудить их, по-возможности, в подробностях.
НАРОДНОСТЬ.
Если приподняться не только над конкретным сайтом, но над ними в целом, можно увидеть, что бОльшую часть пользователей (никому не в обиду!) составляют продвинутые графоманы (те, кто не настОлько продвинут, пишут в местечковую прессу и я дорого дам, чтобы издать антологию!), меньшую литераторы-по случаю (те, кто в силу возраста или безделья на рабочем месте не могут не писать), и, наконец, наименьшую латентные литераторы (те, кому есть на что надеяться). По сути дела, все они - активные словесники, создатели, приумножатели и распространители нео-фольклора. Фолковую сущность сетературы подтверждают ее шуточность и утопичность, о которых будет сказано чуть ниже. Бесконечные харАктерно-ролевые ники, приумноженные клонированием виртуальных личностей (далее ВЛ) также выступают в подтверждение фолклорности, которая любит называть своих агентов согласно их функциональным особенностям. Сравним: Тугарин-Горыныч Змей, Алеша Попович, Василиса Премудрая настолько же информативны, как Юлька Грешница, Марфуша Валгалла или Алекс Бородин-Совецкий, т.е. именно ник (он же бренд) говорит о своем хозяине больше всего в силу фолковой функциональной нарицательности.
ТРИКСТЕРСТВО, ШУТОВСТВО, КАРНАВАЛЬНОСТЬ
Все те, кто участвуют в виртуальных литературных проектах изначально получают карт бланш на свое поведение. Сеть не требует паспортов, реальных данных в анкетах и прочих регламентирующих наше ежедневное поведение условностей. Поэтому все те, кто вступают в умозрительное пространство сайта, получают возможность своеобразной групповой психотерапии. В результате бесплатного сеанса можно освободиться от самых навязчивых депрессоров. И вот тогда ребенок, который так долго скрывался под офисным пиджаком или выгладывал из-под учительской оправы, наконец-то получает возможность безнаказанно шалить и развлекаться в свое удовольствие. Чем больше регламентации в реальности, тем отвязней компенсация. Не берусь утверждать, конечно, что милахи вроде Повелителя Мух оказываются мэрами, но в Больших Дяденьках не меньше трикстерского обаяния, чем на визитке Повелителя.
Шали не хочу! В лучшем случае у тебя появляются друзья по плэй-рум, в худшем ты ищешь песочницу подружелюбней. Любой вариант устраивает, так как не предполагает окончания веселья, поэтому в финале мы имеем интересную особенность сетературы: каким бы пафосным ни казался ваш плэйрумчик, в него неминуемо забредут те, кто там должен появиться нормальные дети с соплями, разбитыми коленками, страшилками и дразнилками. Самой большой ошибкой было бы выгонять несчастных трикстеров вон, ведь их главное оружие смех никогда и ни кем еще не было побеждено и на их место придут новые, новые и новые шуты и проказники. Расслабься, мама!
Вспоминая великого Проппа, можно даже предположить, что самые дурацкие из дурацких шутов сетературы составляют ее соль, смысл и власть. А об этом стоит задуматься. Взять, хотя бы появившуюся на днях пародию на текст А.Деевой Не зови эгоизм любовью, который называется Не зови эгоизмушку любовьюшкой. Один устойчивый, гиперболизированный прием и все, от пафоса (который всегда привлекал графоманов всех времен и народов) осталась только блестящие конфетти издевки и дымок от петард смеха. Пародирующую ВЛ (которая, кстати, по правилам известной детской игры весьма остроумно обыграла ник А.Деевой) тут же забаннили, но при этом увеличилась вероятность наплыва клонов А.Дудеевой-Ра, ведь клич Наших бьют понимают все игривые дети Байды.
СЛУЧАЙ, ФОРТУНА, СОВПАДЕНИЯ ИЛИ НЕВЕЗУХА
Если меня забаннят, знайте, это не случайность (хотя, заметьте, никаких оскорбительных высказываний мои критические замечания не имеют) !
Вообще вопрос случайного козыря не стоит ни ребром, ни каким другим боком, ни на российской Байде, ни на львовском Литературном клубе, ни на севастопольской Литосфере НИГДЕ! Все случайные козыри неслучайно находятся в рукавах админа, т.е. технического персонала сайта. Коль скоро в силу должностной инструкции бедный админ обязан чахнуть над сетературным детищем, то он/она (rara!) автоматически становится литератором по случаю и испытывает весь спектр тщеславных переживаний и претензий. Самое разумное для начала любых литературных игрищ строгая регламентация должностных функций админа и заключение жестких договорных отношений между ним и редколлегами. Образно говоря, дядя Вася, который смастерил песочницу для детсада, будет смотреться, по крайней мере, неуместно в игре на равных с пятилетними шалунами.
Только при условии, что котлеты будут отдельно, а мухи отдельно, эта музыка будет вечной. При любом другом раскладе для жителей литературного сайта есть реальная угроза СЛУЧАЙНОЙ воли админа, который рано или поздно пожелает иметь монополию на суждение о текстах и авторах и начнет с позиции большого и неуместного дяди Васи разруливать, кому тут играть, а кому идти в угол.
Если говорить о Байде, то огонь пародий-издевок-насмешек адресован не А Деевой, ибо это дитя не ведает, что творит, а тому, кто бедной глупышкой Алисой прикрывается и прячет до времени в своем рукаве козырь, перебивающий карту любого байдита. Ник назову чуть позже, если еще кто-нибудь не догадался.
Внимание! перед чтением последнего пункта рекомендуется подышать свежим воздухом, выкурить сигаретку, выпить пива/кофе и, вообще, отдохнуть мозгами!!!
НЕНАСТОЯЩНОСТЬ СЕТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ ИЛИ КТО КУДА УБЕГАЕТ
Изучая жанр литературной утопии, я могу со всей уверенностью сказать, что любой виртуальный литературный проект отвечает законам утопического пространства. Во-первых, сетература имеет статус умозрительного эксперимента, во-вторых, - наследует традиции фольклорности и, в-третьих, предполагает фигуру Большого Папы (Старшего Брата, Благодетеля или как его там), диктующего условия существования в рамках проекта. Правду сказать, на Байде в роли зевса-громовержца заявлена дама, поэтому мы будем говорить о Биг Маме Байды или предполагать операцию по смене пола у И.Маховецкой.
Кстати сказать, Биг Мама это реальная находка! Такой образ слишком архетипичен для мифопоэтической картины мира, чтобы его не любить! Как только у Инги прилюдно вырастут яйца, Биг Мама тут же лишится покровительства мифа и официально объявит о переходе в маскулинноликую утопию. Меня пытались подозревать в феминизме увы мне! нет за мной такого грешка. Даже при том, что я люблю мужчин, мне не удастся игнорировать их тотальную слабость в рамках утопического пространства! Как Дикарь Хаксли, они слабы в своей вере; как Орруэловско-Замтинский типаж, слабы в движениях сердца; как Бумблякевичу Винничука, им не хватает решимости и как потребители Голубого Сала Сорокина (да простит мне автор этот каламбур!), они трусливы. Этот чудный набор великолепных качеств можно продолжать достаточно долго, но принципиальное их наличие требует уравновесить ТАКОЙ негатив. На подобное способна только сверхъестественная сила и на сцену негативной утопии выступает тема о непрочном рождении или божественной безродности. Божественно безроден Шариков Булгакова, Платоновский герой Котлована, Благодетель Замятина, Старший Брат Оруэлла, Папа Монзано Воннегута тыщи иже с ними. В любом случае, безродность (небесное или непорочное рождение) Благодетеля задает необходимость скорейшего избавления от родственников-друзей-соратников. Переключаясь на процессы, которые послушных байдитов ведут, а непослушных тащат, могу заметить настойчивое и планомерное изведение соратников руками неофитов (примерно тоже самое реалити шоу показывают сейчас в Украине). Я испытываю нежнейшую симпатию к младенческой недальновидности Алисы Деевой и надеюсь, что удар, который она вскорости испытает, будет смягчен вовремя предоставленной информацией. Те, кому адресованы ее язвительные потуги, являются, по сути, ее ближайшими друзьями, предупреждающими ее об опасности стать пушечным мясом. Хотя, Биг Маме может понадобиться обертка с женским лицом для шаманских заигрыванием с мифом! Готова ли г-жа Деева быть громоотводом, калоприемником, мусоропроводом и прочими неприятными, но необходимыми удобствами?
На сегодняшний момент женская позиция на байде очень сильна в силу огромных ресурсов женскости в утопии и неестественно полярна в силу умелых манипуляций Биг Мамы. Официальный и заслуженный диссидент Байды Э.Дерзай является, по сути, ее последним старожилом. Удивительно, что эта пуленепробиваемая леди до сих пор не только не сдает позиций, но и формирует свой лагерь нонконформистов.
Покинувшие Байду мужчины, совершили самоубийство, если рассматривать этот процесс с утопической точки зрения и стали всего лишь ландшафтом, для гендерного превосходства непокинувших сайт дам. А, может, вернуться?
Плакать тут не над чем, так как и беглецы, и возвращенцы самим фактом своего протеста УЖЕ добились статуса романтический герой, и попали в нишу латентных литераторов. Кто из них испытает радость от собственного печатного слова, покажет время следим за издательской деятельностью. Лично мне ИНТЕРЕСНО!