Литобъединение: Супердесятка
Дата: 11.11.12 13:00
Прочтений: 255
Средняя оценка: 10.00 (3)
Комментарии: 2 (2)
Выставить оценку
литобзору:
http://www.mk.ru/seteratura/lito/article/2012/11/10/772488-o-zheludochnokishechnyih-problemah-nevedomyih-prisheltsah-i-polnote-byitiya.html
О желудочно-кишечных проблемах, неведомых пришельцах и полноте бытия
№ 91 Как стать популярным в Интернете
Идея неплохая, но исполнение оставляет желать лучшего. Для юмористического рассказа здесь не хватает юмора, для сатиры – обличительного пафоса. Напрягает имя героя – не привычное Святослав, а Светослав. К тому же оно упоминается в тексте аж 24 раза. Для пары страниц это слишком. Не меньше напрягает постельная сцена, которая выглядит чужеродной вставкой, цитатой из эротически-порнографического опуса.
№ 92 Что это было? Странный случай в осеннем лесу. Из цикла «Материализация фантазий»
Вслед за автором тоже хочется спросить: Что это было?
Вычурная, рассказанная посредством штампов история: «гордая посадка головы», «умопомрачительные ножки», «она будто плыла по ковру» и т.д., и т.п. Все эти набившие оскомину обороты, плюс местоимение «Она», которое автор пишет исключительно с заглавной буквы, не способствуют восприятию текста, он проходят сквозь память как сквозь дуршлаг, не оставляя следа.
№ 93 Встреча
Героиня «вдруг почувствовала, что её опалило огнём» Причина – «знакомый профиль мужчины, который полностью перевернул её жизнь». Профиль, который перевернул жизнь, меня заинтересовал. Но эти женщины, они вечно все преувеличивают. Никакого переворота в жизни героини не было. Она не сменила монастырь на шоу-бизнес и не ушла с поста главы корпорации на панель. Ее бросил любовник, с которым она «умирала от счастья и нежности, от полноты бытия и радости познания», что, конечно, не могло не расстроить девушку. Зато теперь, спустя время, она может наслаждаться, глядя, как любовник растерялся, увидев ее, хоть и «опаленную огнем», но красивую и гордую.
№ 94 Ворона
Если героиня превращается в ворону, это, конечно, впечатляющее событие, поэтому и причины, и следствия у него должны быть значительными. В рассказе же предыстория превращения состоит из большого количества несущественных подробностей, среди которых не нашлось места ни психологическому состоянию героини, ни ее мечтам-надеждам, ни ее устроенности-неустроенности. Момент превращения в птицу автором описан незатейливо, как проходной эпизод – героиня «вдруг ощутила», что она ворона и всё. В своем новом обличье она принимает решение лететь на балкон к некоему Арсению. Откуда взялся Арсений – непонятно. Героиня, может, и знала о его существовании, но читатель ни сном, ни духом. На балконе девушка подслушала, что Арсений любит только ее и, видимо, осталась довольна этим фактом.
На мой взгляд, такой скромный результат можно было получить и без фантастических превращений.
№ 96 Предновогодняя фантазия
Митинг на Дворцовой площади убеждает, что рассказ написан по горячим следам недавно отшумевших событий. Но «усмирение» митингующих Дедом Морозом посредством волшебных елочных игрушек выглядит каким-то неуместным приемом, а благостное настроение, которое овладело еще недавно озлобленной толпой, выглядит неубедительно. История получилсь наивно-детской, несмотря на присутствии в ней взрослых единороссов и полицейских.
№ 97 Май кисти Клода Моне
Автор тщательнейшим образом зарегистрировал все малейшие движения своего героя, включая его мысли и зрительные впечатления. В этот перечень попадают горизонтальные лучи солнца, пирожки, съеденные калории, «ассоциативно» поехавший автобус и ночные горшки.
Я могу смириться с тем, что можно «услышать ноздрями» и с тем, что мысль может давить на плечи. И даже, когда речь пошла об «ограниченности сумочного объема», я сохранила спокойствие. Но когда герой проснулся и «обнажил глаза», я заподозрила, что автор по-молодецки развлекается.
Название этого рассказа обманчиво. Его содержание - понос и как следствие дизентерийный барак. Может, автор надеялся, что мысль читателя полетит дальше и выйдет за пределы обозначенной темы. Но моя мысль осталась на месте. Она потопталась вместе с автором вокруг желудочно-кишечных проблем, оценила креатив, с которым описан момент дефекации и закончила свое существование.
№ 98 ВЫБОРЫ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА И СТРАСТЕЙ
Автор старательно описал свое участие в выборах по методу «как это было на самом деле». Возможно, этот материал представляет интерес для газет, но это никак не художественная проза.
№ 99 Лёнька
Написанная невыразительным языком история о мальчике, чья мечта о компьютере сбылась, когда он после смерти матери оказался в детском доме. Надеюсь, что автор хотел не просто вызвать жалость к ребенку, а сказать что-то важное, но не получилось.
№ 103 Работа по специальности
Работа по специальности – не рассказ по мотивам «Понедельника начинается в субботу». И не продолжение. И не пародия. Я не поняла, зачем надо было поминать всуе Модеста Матвеевича Камноедова, какую роль в тексте играют все эти отсылки к Стругацким и почему без них нельзя было обойтись.
№104 Волк свинье не товарищ
Автор не справился с интригой, которую сам же и затеял. Начало очень обещающее: умерла старуха-соседка по коммуналке, а на ее место вселилась точно такая же старушка, которую даже зовут, как и покойницу – Николавна. Интригу автор затравил знатную, но что с ней делать потом, похоже, так и не придумал. В результате, повествование вышло из-под контроля и расползлось в разные стороны. Впридачу, непонятно, почему у него такое название.
№ 105 «Феномен пирамидки»
Это скорее статья для научно-популярного журнала, но ее вполне можно использовать в качестве сюжетной основы для будущего рассказа.
№ 106 Зомби
Написан рассказ складно, понятно, что его герои не ангелы - хорошего человека Гнилосом не назовут. Но мне было неприятно читать этот текст, хоть я и не чистоплюйка. Объяснение этому феномену я нашла у Эккермана:
«… неблагородное, если в нем отсутствует характер, немедленно становится пошлым до нетерпимости, тогда как наличие характеров немедленно же возносит его в высокие сферы искусства»
№ 107 Волшебная новогодняя история или Живой подарок
Девушка забеременела и ушла от жениха, который ребенка не хотел. И хотя автор пытался убедить меня, что девушка этого ребенка безумно желала, у меня сложилось обратное впечатление. Будучи беременной она не мечтала о сыне, не присматривала для него игрушки в магазине, не заботилась о том, чтобы он родился здоровым, «она жила как во сне. Да и жила ли, скорей всего, что нет». После родов героиня счастливо избежала бессонных ночей и пеленок, потому что добрый автор прислал ей в помощь бабушку. Бабушка «души не чаяла в мальчике и все свое время посвящала ему», а героиня занялась своим образованием и карьерой. Ни одной строчки в тексте о том, что она читала своему сыну книжки или пела колыбельные, но зато « видя счастливые пары, она тихо глотала слезы и отводила глаза».
К финалу я поняла, в чем фишка. Ребенок действительно был необходим. Но не для того, чтобы варить ему кашу или ходить с ним в кино, а для более высокой цели – для устройства маминой судьбы. Чтобы выполнить эту миссию, пятилетний малыш попросил у Деда Мороза жениха для своей матери. Дед Мороз оказался отзывчивым и привел своего друга. Это оказался не какой-нибудь засидевшийся в холостяках пьяница, брошенный женой пятнадцать лет назад, а упакованный в подарочную бумагу «красивый, статный, сероглазый брюнет».
Вот, оказывается, зачем нужны дети!
№ 109 ЗВЕЗДНЫЙ ТАНЕЦ
При всем многословии этот рассказ написан крайне бедным и невыразительным языком. Однообразные эпитеты равняют понятия и предметы не хуже триммера, делая текст ровным и монотонным, как газон: «Неведомый злой рок», «неведомый пришелец», «невиданный кристалл». Есть даже «необыкновенное чудо»
Это запутанная история о балерине, которая из-за травмы не могла продолжать карьеру танцовщицы, но появился инопланетянин, который объяснил, что она оказывается победитель какого-то межгалактического конкурса и ей полагается приз. А приз помог ей встать на ноги, а она вспомнила, что у нее был поклонник, и т.д., и т.п.
Мне неясно, на какую аудиторию рассчитана эта странная история. Любители фантастики предпочитают «погорячее», любителям «про любофф» надо, чтобы любовь присутствовала в полном объеме, а не намеком в финальном абзаце. Для молодых в ней нет ничего «особенного», а для умудренных опытом это все «сказки».