Литобъединение: «Год Тигра»
Конкурс: Пока с восторгом я умею внимать рассказу славных дел
Дата: 03.09.12 14:54
Прочтений: 344
Средняя оценка: 10.00 (6)
Комментарии: 1 (2)
Выставить оценку
литобзору:
"Не терпит фальши красный доломан"
Для оценки конкурсных работ я составил алгоритм, на основе которого и буду судить.
1. ТЕМА
1.1 Соответствие теме
1.2. Раскрытие темы
2. ТЕХНИКА (метрика, ритмика, рифмы, клаузулы…)
2.1 Первое прочтение
Если при первом прочтении стихотворения ничто меня не собьет, то 1 балл оно получит.
2.2 Под микроскопом
Ну, может быть и не совсем под микроскопом, но на очевидные ляпы буду обращать внимание.
3. Тропы, тропки, тропики (образность)
3.1 Минимум (хотя бы один яркий образ(троп). Но, например, «гром победы» и тому подобное – не зачтется.
3.2 Многообразность. Если попаду в ТРОПики – 2 балла.
4. Слова, слова, слова…
4.1 Язык, ляпы языковые и смысловые
4.2 Сильные строки (глубина строк).
«И если ты поэт, стремись к зарифмованью сильных строк». Николай Глазков.
5. Впечатление от прочтения
Оценки, полученные исходя из этого алгоритма, являются всего лишь арифметикой
и не имеют ничего общего с оценочной шкалой: от шедевра и ниже...
Прошу это учесть.
Итак, лидер моего рейтинга:
Аркадий Стебаков
Красный доломан. Гусарский напев
Опять война.
И – Господа, к оружию!
Как перед смотром, чистим ордена,
гоняем денщика по многокружию
– «Опять не то принес ты, сатана!
Гони к чертям подъячего с приказчиком!
На завтрак - что???! ..... Сошлю тебя в Сибирь!
- Какое там письмо с дворовым мальчиком
прислала чернокудрая Эсфирь?»
С квартир съезжать – не срок.
Ещё манерами
не раз утрём мы нос чужим чертям!
И за долги нас на цепи галерные
уж не пошлют – ведь мы нужны смертям.
Не надо карт!
Осталась пара месяцев
до пули в сердце и письма к maman.
Долой дуэли!
Полно дурью меряться.
Не терпит фальши красный доломан!
Не обмануть грядущими маневрами
нам юных вдов,
тем более – врага.
Любимые от горя станут стервами,
а враг опять не избежит клинка.
- Виват, друзья - прекрасное содружество
сорви-голов из голубых кровей!
Опять война.
И… это тоже мужество -
с подружками прощаться у дверей.
1. Не иллюзия знания и сопричастности, а аллюзия к теме – мысли и переживания автора по поводу приближающейся войны и вероятной скорой смерти. К сожалению, время событий остается за скобками данного текста и не позволяет мне в первом пункте поставить высшую оценку.
1 балл
2. Стихотворение написано пятистопным ямбом и состоит из трех восьмистиший (октав).
Схема рифмовки: abab. Клаузулы – мужские и дактилические – чередуются правильно. Сами рифмы весьма неординарны.
2 балла
3. Центральный и основной образ стихотворения – приближающаяся война, и все остальные строки работают на этот образ. Работают не в лоб, а как бы исподволь создают в стихотворении нервное напряжение: не терпит фальши гусарский мундир; мужество прощаться у дверей с любимыми; юные вдовы; письмо к maman; мы нужны смертям и т.д.
2 балла
4.1 Стихотворение написано на хорошем уровне, языком, переносящим, без каких либо усилий, читателя в эпоху описываемых событий.
Единственное, что напрягло: «сорви-голов из голубых кровей» А точнее – «ИЗ»
1 балл
4.2 Сильные строки: К ним могу причислить всю вторую строфу, а также: «Любимые от горя станут стервами»; "Опять война. И… это тоже мужество - с подружками прощаться у дверей"; "Как перед смотром, чистим ордена".
2 балла.
5. За произведенное впечатление ставлю 2 балла.
Итого – 9 баллов
____________________________________________________________
Влад Павловский
Баллада о Василисе Кожиной
Петербуржская дама встревожена,
Подмосковная барыня хнычет,
Василиса Андреевна Кожина
Наплевонам устроила вычет.
Подломила коленки французика
За годину потерь и пожарищ,
Нашей бабе сражение – музыка,
Нашей бабе сам чёрт не товарищ.
Не печёт пирожок из смородины,
На балах менуэты не скачет,
Отстоять независимость Родины –
Вот её основная задача!
Не для выгоды подлых союзников,
Не для крепости самодержавий
Загнала европейских рейтузников
За можай, и медок разнотравий
Обернулся захватчику сивому
Холодами да порохом в нос!
Поделом Бонапарту спесивому,
От Москвы еле пятки унёс.
Раскололась громадина ратная
Под напором крестьян и бабёнок.
Император – пищалка закатная,
Недолюбленный в детстве ребёнок.
Скажем так, по-простому, без рапорта:
Если кто македонщиной занят,
Здесь на каждого выскочку с Запада
Василиса всегда партизанит.
Наши люди держали баталии,
Не хитрили они, не форсили,
А дубасили франту по талии
За свободное завтра России!
Не для выгоды подлых союзников,
Не для крепости самодержавий
Гнали мы европейских рейтузников
За можай, и медок разнотравий
Обернулся захватчику сивому
Холодами да порохом в нос!
Не свезло Бонапарту спесивому,
Из России чуть пятки унёс.
Молодые, лихие, отважные
Акулина, Авдотья, Аглая
Потрошили обозы фуражные
От души, без науки Барклая.
Всенародное остервенение
Разнесло неприятеля в щепки,
С давних пор за буграми шипение
О героях, чья сила от репки.
Это кем там лошадка стреножена?
Чей бивак у парижских предместий?
Василиса Андреевна Кожина –
Это мы, отстоявшие вместе
Отчий дом.
1.Уже за то, что автор вырвался из замкнутого круга лихого и «летучего» Дениса Давыдова; Наполеона, недоуменно не получившего золотой ключик от московских врат; заметеленной смоленской дороги... и откопал таки среди героев войны 1812 года крестьянку-конвоиршу Василису Андреевну Кожину, хочется выразить респект. Респект вдвойне – за изюминку, не шаблонность авторского изложения.
( 2 балла)
2.1 Трехстопный анапест. Без сбоев. В целом рифмы интересные. За малым исключением... Например: «сивому-спесивому» (И почему, кстати, захватчик - сивый?..)
1 балл
2.2 При внимательном изучении текста (может быть и пустячок, но меня при чтении сражу же отвлек…) видно, что среди правильного чередования женских и дактилических клаузул в катрене: «Обернулся захватчику сивому Холодами да порохом в нос!Не свезло Бонапарту спесивому,Из России чуть пятки унёс». Женские меняются на мужские. И вообще, на мой взгляд, - слабый катрен.
Есть, к примеру, фраза:«еле ноги унес». И что делает автор? Меняет «еле» на «чуть», «ноги» на «пятки» и думает, что и так сойдет - вроде бы уже и не штамп.
(Впрочем, это уже для пункта 4.1)
2.2 ( 0.5 балла)
3. В ТРОПики не попал. Но запомнилось(зацепило) парадоксальное: «Нашей бабе сражение – музыка». Сам стиль и атмосфера стихотворения оправдывают эту строчку-образ.
3(1 балл)
4. Ляпы есть. Например: «Не печёт пирожок». Тут уж: или не печет пирог, или – пирожки… Видимо не хотелось автору сдваивать «И». «Сивый захватчик». «Чуть пятки унес». «Молодые, лихие, отважные» - лихие, отважные – не из одной оперы?.. «Под напором крестьян и бабёнок». «Император – пищалка закатная,Недолюбленный в детстве ребёнок» - Ох, не согласный я. До «Св. Елены» ещё ой как далеко. «Недолюбленный» - это из области фантазии автора.
4.1 (0 баллов)
4.2 На мой взгляд сильных строк очень много.
4.2 (1 балл)
5. 2 балла
Округляя - 8 баллов.
____________________________________________________
баккара
Молитвой сердечной
В жасминовом флере весна и двенадцатый год.
Вдоль стен крепостных от Соборной Горы перезвоны.
У Луниных ночи без сна и балы напролет.
Вся жизнь представляется спорной, далекой, бездонной...
- Мой милый, здесь зной нестерпим. А дорожки в саду
совсем перепутались, нервно петляя кругами.
Июнь задыхается им и предвидит беду.
Что слышно- пиши непременно- у вас меж полками?
Сынок подрастает веселый. Из дней- хоровод.
Когда воротишься домой- стол накроем широкий.
На сердце тревожно, по сёлам старуха бредёт
и кличит войну. Боже мой! Пусть горят те пророки!
А маменька плачет и молится Деве Святой,
Клянет корсиканца, зовёт супостатом и бесом.
Грибов хоть коси за околицей. Чёрт с бородой
Стоял у соседских ворот, ночь гремела за лесом.
- Голубушка Соня, со мной Петербург и дожди.
Хотели наш полк распустить и отправить по норам.
Но в воздухе пахнет войной- так что скоро не жди.
Гусарская бравая прыть- с нами бог, царь и норов.
- Любезный мой сударь, уж горько вздыхает народ.
Сыночек наш Сашенька болен тяжёлым недугом.
Собрать урожай надо вскоре. Плач вдов и сирот-
Все громче по божеской воле летит по округе.
- Вернуть бы сейчас и весну, и над речкой закат.
Ахтырский наш доблестный полк вынес битву под Миром.
Ах, Соня, как будто уснул- сек я саблей солдат,
Пока наш трубач не замолк под толпой кирасиров.
Убитых не счесть, кровью залит овраг, груды тел.
Весь мир запылал жарко алым, бездумным и диким.
На людях, конях и на стали- кто смерти хотел-
Багровым легли покрывалом осенние блики.
- Друг мой, август красит листву, очень боязно мне,
Французская слышится речь по окрестным дорогам.
Ребёночка жду к Рождеству, наш Смоленск в стороне-
Оставили дом и сберечь слёзно молим мы бога.
- К Давыдову скачем в имение*: в ряд галуны,
Султаны на киверах белы, да в сердце молитва,
Усы, доломаны- по звеньям Отчизны сыны.
И каждый горячий и смелый- все знают, где битва.
- К нам письма не ходят. Метёт в октябре. Все одно.
Гаврилушка, где ты, родимый: ни вести, ни слова?
Ведь молвят- на тысячи счет шёл при Бородино,
Мусье голодают, вестимо, в Москве им бедово.
- Душа моя, Соня, я жив здесь на грешной земле.
Спонтанный Тарутинский бой- всласть помяли Мюрата.
Насилу врага сокрушив, был захвачен я в плен,
Бежал, жажду встречи с тобой- вот для сердца награда.
- Голубка, родная, победа- французы бегут!
В разведке был ранен в плечо, и Смоленск наш свободен,
Идем по французскому следу- вальтрапы в снегу.
Скучаю, люблю горячо, все устали в походе.
Здесь пахнет соломой, тепло так звучат имена,
С мороза аж жарко- забытый уклад за полгода.
Одними губами, без слов привечает жена,
Молитвой сердечной добыта у русских свобода.
Сынок по первой не признал, страшно тени легли
На лик доброй матушки. Ждать- вот где труд-то сизифов.
А маленький дерзкий капрал** где-то рыщет вдали,
Сломавший надменную стать об оружие скифов.
_____________________________________________
1. Очаровало меня это стихотворение. Оказывается - необъятное объять все-таки возможно, если талантливо и так по-женски, по-матерински. Вся война: от истока, до исхода – через переписку двух любящих сердец.
2 балла
2. Если и есть мелкие огрехи, например в построении самого произведения и ударений в некоторых местах, то они
почти незаметны на фоне такого объемного полотна.
1.5 балла
3. Все стихотворение пронизывает множество ТРОПинок протоптанных в наполненной атмосферой того времени речи.
2 балла
4.1
Косяки(ляпы) на мой взгляд есть. «Гаврилушка» - не понятно откуда взявшийся.
Упомянутые в первой строфе Лунины вели меня именно по этому следу. Но, Гаврилушка, - кто бы это мог быть? Может не понял что-то?.. Вот ещё несколько строк которые не могу назвать удачными: «На сердце тревожно, по сёлам старуха бредёт и кличит войну. Боже мой! Пусть горят те пророки!» - жалко пророков-то жечь... И говорится ведь о старухе(ед.ч.), а гореть пророкам(мн.ч.); «Голубушка Соня, со мной Петербург и дожди» - Петербург – понимаю, а дожди – это абстракция… «Гусарская бравая прыть- с нами бог, царь и норов» -
Бравая прыть и норов – из одного теста, а царь и Бог – уже из другого… И вообще, с упоминанием Бога в тексте, на мой взгляд, - перебор. «Весь мир запылал жарко алым, бездумным и диким.На людях, конях и на стали- кто смерти хотел-Багровым легли покрывалом осенние блики.» - вот эта вся фраза кажется мне не вполне состоятельной в смысловом содержании. Ну и достаточно, не буду дальше перечислять...
(0 баллов)
4.2 Сильных строк немало. Одно только начало и концовка чего стоят!
(1 балл)
5. О впечатлении уже сказал. Добавить нечего.
2 балла
Итого: 8 баллов
______________________________________________________
Алена Подобед
…И после взятия Парижа
В Аррасе встал Ахтырский полк*.
Для укрепления престижа
Парад готовился, но в толк
Взять не могли герои наши
Что делать им? Грядет конфуз:
Одежда - у клошаров краше,
Вот позлорадствует француз…
Походы, битвы - было б странно
Сберечь новехоньким мундир -
Чикчиры, ментики, султаны,
Цифровки вязь… Но командир -
Поэт, любитель женщин, циник,
Ведя подсчет прорех и дыр,
Сказал, что рясы капуцинок
Сойдут, ведь рядом монастырь.
Ахтырцы в прах поиздержались -
Откуда взять гусарский шик…
Но если есть в монашках жалость,
Предложат даром форму сшить...
И кто ж Давыдову откажет -
Без боя женский взят редут -
Нашлось сукно, вино и спаржа,
И конфитюры на меду…
Весь ночь снимали дамы мерки, (весь ночь?)
Весь день корпели над иглой.
И ничего, что иноверки -
У них такой же аналой,
И бог един, и те же свечи,
И те же прошвы со стежком,
Да и секрет французской речи
Гусарам сызмальства знаком.
Мундиры подоспели кстати,
Совпало все - фасон и цвет -
Назло скупой парижской знати -
У них для русских денег нет…
Так вот, в означенную дату
Ахтырцы встали на плацу
И сам российский император
Сказал, что форма им к лицу!
И в честь арраского постоя
Родился славный этот тост:
«Гусары пьют за женщин стоя!» -
И вы вставайте в полный рост!
19.07. 2012
______________________________________________
1.Для того чтобы писать сюжетные стихи нужно особое мастерство. У автора его в избытке. Тема раскрыта интересно и полностью.
2 балла
2. Четырехстопный ямб с интересными неординарными рифмам. Технически – безукоризненно.
2 балла
3. Нашел одну ТРОПку: «женский взят редут».
1 балл
4.1 Язык стихотворения покоряет изяществом и легкостью(воздушностью).
Приметы эпохи раскиданы по всем строчкам стихотворения, а вот это:
«Походы, битвы - было б странно Сберечь новехоньким мундир -Чикчиры, ментики, султаны, Цифровки вязь…» погружает в неё с головой. Браво!
1 балл
4.2. Сильных строк, как я их понимаю, не обнаружил.
0 баллов
5. Стихотворение написано на основе исторического анекдота, написано с блеском, тем паче что я к тому же этой истории не знал. Тем интереснее было читать. Очень понравилось.
2 балла
Итого – 8 баллов.
__________________________________________________________
Константин Лукшин
он был наш брат. он сумасбродил с блеском
он обращал в награду боль утраты
когда мы умирали под смоленском
мы тихо пели: вива император
...
императору наскучили салоны
и над францией банальные победы
император жаждет двигать миллионы
и баранину а ля труа к обеду
...
к обеду снег становится рыхлым и мокрым
деревни пусты и черны - не поднять головы
и наши лица не отражаются в здешних окнах
как будто нас уже нет в живых
...
живём, в иллюзиях по шею
но в суматохе псевдовскрытий
уже родились и взрослеют
все, кто обязан быть убитым
1. Стихотворение - размышление автора, через аллюзию к наполеоновской армии, о человечестве и тиране.
Композиционно стихотворение делится на четыре части: первый катрен(первая часть) показывает читателю всю глубину обожания тирана его армией. Восхищение:
«сумасбродил с блеском», «обращал в награду боль утраты». Преданность: «когда мы умирали под смоленском мы тихо пели: вива император».
Во втором катрене(второй части) автор уводит читателя от наполеоновской армии к самому Наполеону. И говорит о том, что мирная жизнь не по душе властителю дум и ратных полей. Причем, в последних двух строчках катрена автор иронизирует над тем, что императору в сущности все равно: двигать ли к обеду блюдо с бараниной или двигать на поле брани войска.
3 часть( наиболее сильная в тексте) снова переносит читателя к армии императора (к первому катрену), точнее к третьей его строке:"когда мы умирали под смоленском". Здесь уже не восхищение своим кумиром, а потеря иллюзий; уныние и обреченность: «как будто нас уже нет в живых».
4 часть. Размышление автора о суетности и иллюзорности сегодняшней славы и величия тирана, приводящая в заключительных строчках автора к мысли описанной Дэвидом Зельцером(и впоследствии экранизированной, фильм «Омен») в его романе «Знамение». – Убить дьявола до того как он принесет человечеству вереницу бедствий.
На мой взгляд тема раскрыта полностью и интересно.
2 балла
2. Техника
Как читатель, я сразу же споткнулся о второй катрен написанный, в отличие от первого и последующих, другим размером(хореем).
2.1(0)
Затем, при внимательном прочтении, замечаешь и другие присутствующие в тексте огрехи: хоть я и не приверженец подсчитывать в строчках количество слогов, но здесь даже невооруженным глазом видно, что оно чересчур разнокалиберно(от 9 до 15). И ещё: в третьей строфе женские рифмы чередуются с мужскими, в то время как в остальных строчках текста – клаузулы исключительно женские.
2.2(0)
3. Образность в стихотворении мне понравилась.
2 балла
4.1
Ляпы есть и их немало. 1. «император жаждет двигать миллионы
и баранину а ля труа к обеду». Двигать миллионы – какие миллионы? Миллионы чего? Миллионы франков или миллионы людей. И как можно двигать миллионы людей? Если – свою армию, то откуда там миллионы? «И баранину а ля труа» - из той же оперы… Как двигать, почему двигать…
2. «в суматохе псевдовскрытий» - это мимо меня прошло. Не понял – в чем фишка…
3. «все, кто обязан быть убитым». Тут или «тот, кто обязан» или «все, кто обязаны».
0 баллов
4.2 Сильные строки.
Весь третий катрен в сущности сильный. Вот это тоже очень понравилось: «он был наш брат. он сумасбродил с блеском»
1 балл
5. Свои впечатления оцениваю на высший балл. Интересно было и читать, и блуждать в лабиринте авторских смысловых и образных нюансов.
2 балла
В итоге – 7 баллов
________________________________________________
Алена Подобед
Уланская баллада
Буланый
Хрипит мой конь, от скачки ошалев,
Роняет с губ лохмотья белой пены.
А упадет, и мне лежать в земле -
Я не желаю быть военнопленным!
Пистоль разбит, и вывернут эфес,
И вражий рейд летит по следу сворой...
И я молю пощады у небес,
А сам коню в бока вонзаю шпоры:
- Перехитри врагов, переиграй,
Перенеси над пропастью улана!
Прошу тебя, мой конь, не умирай!
Ну, потерпи еще чуть-чуть, Буланый!
Мы спасены! Ты замедляешь бег,
И точно в срок доставлена депеша.
Я без тебя всего лишь человек,
Всего лишь человек, когда я пеший...
***
Я буду терпеливо в поводу
Кружить тебя, накрытого попоной...
Я без тебя, Буланый, пропаду...
Я "на коне" тогда, когда я конный...
1. Автор сам дает ссылку на время зарождения уланских частей и в Епропе, и в России. Этот эпизод боя мог произойти и до, и после времени указанного в теме конкурса.
1 балл
2. Техника безупречна.
2 балла
3. 1 балл за строчку: «И вражий рейд летит по следу сворой».
4.1 Все чистенько – 1 балл.
4.2. Зацепили строки : «Я без тебя всего лишь человек,
Всего лишь человек, когда я пеший...», «Я "на коне" тогда, когда я конный»
1 балл
5. 1 балл
Общая оценка: 7 баллов
_________________________________________________-
Вилора Конти
Париж покоряется снова солдатам -
Вчера провожал он полки
Даву и Удино, Лефевра, Мюрата.
А нынче везде казаки.
По улице цокот, Красавцы несутся.
Звучит незнакомая речь.
Сияет в кирасах надраенных солнце,
Способное город зажечь.
Трубят по проспектам победно фанфары,
И в толпах восторженный крик.
Ах, как обходительны эти гусары,
Все знают французский язык.
Им всё невтерпёж, поскорее и сразу,
А выпить способны ведро.
Недаром в Париже (ну, как по заказу).
Везде появились "Бистро".
Не будем входить в полутёмные спальни,
И лазать по тёмным углам,
Но только потом, после кратких свиданий
Появятся дети у дам.
И вроде французик, приличный мальчонка,
Но только заметно порой,
Что смотрит на город родной увлечённо,
С российской какой-то тоской.
1. Еще один исторический анекдот. Стихотворение, на мой взгляд, теме и соответствует, и раскрывает её. Оно из разряда тех, которых я ждал на этом конкурсе: не иллюзия знания и сопричастности, а аллюзия к той эпохе(о времени - через себя).
1. 2 балла
2. К технической составляющей претензий нет. Написано амфибрахием(что само по себе уже «изюминка» на конкурсе) с правильным чередованием женских и мужских клаузул. Рифмы – на приличном уровне.
( 2 балла)
3. Хоть и не ТРОПики, но ТРОПа есть:"Сияет в кирасах надраенных солнце, Способное город зажечь".
1 балл
4.1 С первой же строчки : «Париж покоряется снова солдатам» - засомневался и полез в Яндекс: "Париж был оккупирован русской конницей после поражения Наполеона 31 марта 1814 года. Впервые за 400 лет город был завоеван иностранной державой.». Если имеются ввиду полки: "Даву и Удино, Лефевра, Мюрата", то сравнивать такое покорение с казаками по меньшей мере странно. Затем, после строчки: «А нынче везде казаки» в первом катрене, вдруг в третьем натыкаешься на: «Ах, как обходительны эти гусары». «В толпах восторженный крик» - засомневало что-то… В толпах – крик? В толпе – куда еще ни шло. И все равно: хоть автор и назвал одного из… «французиком», но во всеобщей восторженности я позволю себе усомниться. «По улице цокот, Красавцы несутся» - несутся на поле боя или еще в каком месте, а по улицам Парижа – вряд ли. «Не будем входить в полутёмные спальни, И лазать по тёмным углам». Если первое наблюдение, про спальни, можно еще допустить, то лазанье по темным углам – нет. Не стоит уподоблять русских солдат и француженок мышкам в темных углах. И само соседство «полутемных» и «темных» - тоже не айс.
4.1 (0 баллов)
4.2 Запомнилось и солнце в надраенных кирасах, и российская какая-то тоска…
1 балл
5. В стихотворении есть и несомненные плюсы и, с учетом замечаний в п.4.1, минусы.
1 балл
В итоге – 7 баллов
P.S. Простите бога ради, если что не так. Не было времени ни чистить, ни шлифовать... Спасибо всем участникам и администраторам за конкурс.
С уважением.