Литобъединение: Разъединение "Неуклюжий Парад Ощущений".
Конкурс: Парад Ощущений-2011. Поэзия.
Дата: 11.11.11 17:01
Прочтений: 355
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 2 (2)
Выставить оценку
литобзору:
Кровавые закаты - предвестники грядущих драм, или за три минуты до зимы (обзор первый)
ОСЕННИЙ БЛЮЗ
Краснеет "парус одинокий"
На ветке клёна за окном,
И тягостно чернеют строки
В альбоме старёньком моём.
И ледяная паутина
Блестит на лужах по утрам,
А по шоссе бегут машины -
Предвестники грядущих драм.
Накрапывает дождик где-то
Под сталью неба серым днём,
А Кукин нам поёт про лето,
И как забавен глупый гном.
Пойдём, немного погуляем,
Ты не смотри, что хмарь и грусть,
И мы, мой друг, прекрасно знаем,
Все эти песни наизусть.
Пускай поплачется немного
Та морось на твоих щеках,
Ведь ты же знаешь, что у Бога
Есть милость в этих облаках.
Зажжётся радуга над нами,
Соединяя облака,
И даже листья под ногами
Шепнут тихонечко: "Покаааа".
Но луч настойчивый пробьётся,
Растает в лужах тонкий лёд,
И сердце радостно забьётся,
Предчувствуя счастливый год.
Закружит в вальсе листьев ржавых
Гуляка-ветер нас с тобой,
И в сумерках закат кровавый
Всех провожать пойдёт домой.
*****
Общее настроение стихотворения обнаруживает в авторе любовь к бардовской песне, и ее влияние. Что находит свое подтверждение в третьем четверостишии, там, где упоминается бард Кукин, с последующей ремаркой: «мой друг, прекрасно знаем, /Все эти песни наизусть». Для меня этот фактор является скорее негативным, но не будем поддаваться вкусовщине и постараемся объективно разобрать стих. Построчно. Потому что идея в целом вполне ясна: осень, грусть, всё как принято у нас, у классических продолжателей традиций советского КСП.
Краснеет "парус одинокий"
На ветке клёна за окном,
И тягостно чернеют строки
В альбоме старёньком моём.
Первое четверостишие понравилось. Можно, конечно, придраться к простым, незамысловатым рифмам, но не хочется. «Краснеет "парус одинокий" / На ветке клёна за окном,» - бесспорно удачная, красивая стилизация, запоминающийся образ.
Дальше – сложнее…
И ледяная паутина
Блестит на лужах по утрам,
А по шоссе бегут машины -
Предвестники грядущих драм.
То, что «ледяная паутина блестит на лужах по утрам» - мне понятно. Но почему бегущие машины – предвестники драм? Такие вещи стОит пояснять, иначе «неверю». Сами по себе машины – нейтральны. Они могут бежать как драматично, так и весело, выступать предвестниками как счастья, так и беды, в зависимости от ситуации. Возможно, у них злые фары, которые не предвещают ничего хорошего? Или серый асфальт настолько уныл, что по нему не может бежать позитивная машина? :) Писатель обязан дать подсказку, чтобы помочь читателю испытать нужную ему, писателю, эмоцию.
Накрапывает дождик где-то
Под сталью неба серым днём,
А Кукин нам поёт про лето,
И как забавен глупый гном.
И серый день, и сталь неба – безусловно, образы, проверенные временем, поэтому к ним не подкопаешься. Как, впрочем, и рифма «где-то-лето»((
Была бы моя, саширезиной, воля, я бы в обязательном порядке заставила бы всех рифмоплётов обзавестись файлом (или обычным копеечным блокнотом), озаглавленным как «Список недопустимых рифм». Перво-наперво следует внести в Список большими буквами ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ. А потом вперёд, в столбик:
1) Кровь-любовь-вновь
2) Счастье-ненастье-напасти
3) Грусть-наизусть-пусть
4) Пальто-никто-что-кто
5) Печаль-вдаль-сталь
6) Смерть-твердь
7) Дверь-верь-не верь-проверь
8) Дорога-немного-много-Бога
9) Облака-пока-издалека
10) Лета-ответа-где-то-привета,
и тд и тп…Как раз наберётся на стандартный блокнотик…
Да, и не забыть про «ботинок-полуботинок», есесьно.
Скольких штампов удалось бы избежать, будь у каждого стихотворца под рукой подобный Список…Что, банальненькие вещи говорю, да? Ну дык, беру пример с Вас…
Пойдём, немного погуляем,
Ты не смотри, что хмарь и грусть,
И мы, мой друг, прекрасно знаем,
Все эти песни наизусть.
Пускай поплачется немного
Та морось на твоих щеках,
Ведь ты же знаешь, что у Бога
Есть милость в этих облаках.
Зажжётся радуга над нами,
Соединяя облака,
И даже листья под ногами
Шепнут тихонечко: "Покаааа".
Неплохо прозвучало:
«Пускай поплачется немного
Та морось на твоих щеках»
Что касается остального, то смотрим в Список, и продолжаем грустить:
Но луч настойчивый пробьётся,
Растает в лужах тонкий лёд,
И сердце радостно забьётся,
Предчувствуя счастливый год.
Остаётся только добавить: «Поздравляю всех с 8 марта!» (даром что «Осенний Блюз»)…Милый автор, не серчайте, пожалуйста. Но Вы вот сами попробуйте абстрагироваться от собственного авторства, а потом прочитайте это четверостишие вслух и с выражением. Уверяю Вас, Вы улыбнетесь. )
Закружит в вальсе листьев ржавых
Гуляка-ветер нас с тобой,
И в сумерках закат кровавый
Всех провожать пойдёт домой.
Отлично сказано: ржавые листья. Метафора свежа и показательна.
Хуже дело обстоит с «кровавым закатом». Потрудитесь набрать словосочетание «Кровавый Закат» в Гугле, и тогда Вы без лишних объяснений оцените масштаб бедствия. Я набрала, не поленилась. Оказывается, даже есть такая игра. Но что особенно умилило, так это ссылка под называнием «Музей Шансона»…))
Как-то так…
Оценка не будет высокой, не обижайтесь. По изложенным причинам.
----
черешневое
Готово свежее вино.
Изъята пьяная черешня.
В бутыль тяжёлую на дно
стекает лето струйкой нежной.
А ветер колок, норовист,
про холода вещает едко.
И за окном последний лист
натужно держится за ветку.
И нужно б трезвой быть к зиме,
но манит пьяная черешня...
К поблёкшей ягоде во тьме
сорвётся память-пересмешник.
Дурманным сладким миражом
июль по кухне заклубится.
Мы вновь окажемся вдвоём
на недописанной странице.
Погаснет жаркая заря,
замрёт медлительное танго.
И грязь со святостью суля,
нас гонг поманит в воды Ганга.
Плеснёт у самых ног река,
одежд докучливая ноша
слетит легко, как шелуха...
Вода коснётся чуткой кожи...
Bернётся мантра «до-ре-мы»,
и из архивов счастья время
просыпет летние мгновенья...
За три минуты до зимы.
****
К стихотворению «Черешневое» у меня в основном технические претензии.
А эмоции таки да, переданы, и образы - работают. Они "льются" словно сами собой, без усилий автора, и не возникает ощущения, что автор часами сидел перед монитором, и ломал голову над каждым словом. Кажется, сама Осень поведала нам о том, какие чувства она умеет вызвать, какую тоску по лету может пробудить…
Впечатлило:
…В бутыль тяжёлую на дно
стекает лето струйкой нежной…
…И за окном последний лист
натужно держится за ветку…
…Дурманным сладким миражом
июль по кухне заклубится…
Мы вновь окажемся вдвоём
на недописанной странице. -- !!!
… и из архивов счастья время
просыпет летние мгновенья...
И, само собой: ««до-ре-МЫ» - игра слов из серии «всё гениальное – просто» ))
Как видите, запали в душу отрывки почти из каждого 4стишия. А это – весьма обнадеживающая тенденция.
Но есть и откровенные, с моей точки зрения, ляпы:
«И нужно б трезвой быть к зиме» - явная ошибка. Случается (изредка, правда)), что мы на что-то смотрим трезво, но никогда мы не бываем трезвыми к чему-то. ))
«замрёт медлительное танго» -
Медлительный – человек. А танец – медленный. Но даже если закрыть на это глаза (в поэзии еще и не такое допускается)), то всё равно. Я представляю себе Танго – как танец резкий, страстный, но не медленный и не спокойный. По-моему, с тем же успехом можно сказать «медлительный гепард». Он, конечно, может и медлительный, когда сонный, но в качестве поэтического образа не сработает. Тут не настаиваю, совершеннейшее ИМХО.
В строках
«А ветер колок, норовист,
про холода вещает едко» --
я бы заменила «холода» на «холод он» («про холод он [ветер] вещает едко»), и тогда бы появилась красивая внутренняя рифма (колок-холод) ))
Опять же, у меня вопрос: а говорим ли мы «едко»? Хотя позволяем себе иногда, не без этого, «едкие замечания» ;))
После слова «река» не мешало бы поставить точку. А то выходит, что река и есть – одежд докучливая ноша…
Немножечко не согласна с выбором формы. Мне кажется, что тривиальный ямб – это не то, чего хотелось бы данному Глубокому Стихотворению. Расценивайте как мои личные тараканчики. Потому что стих я считаю сильным и заслуживающим внимания.
Оценка – 7. (было бы 8, если бы не Ваша трезвость к зиме. Грубейшая ошибка, если учесть, что главный инструмент поэта - слово, а главный навык - владение им. )
С ув.
P.S.: Сразу оговорюсь, что шкалу оценок в конкурсе понимаю буквально (исходя из Литсоветских расшифровок). То есть 4 из 10 – это не кол с минусом, а «Посредственно». А десятка означает, что данного автора я готова поставить в один ряд с такими поэтами как, например, Иосиф Бродский.