Литобъединение: Читатели ЛИТСОВЕТА
Конкурс: ПАРОДИЯ!
Дата: 28.05.10 17:34
Прочтений: 201
Средняя оценка: 10.00 (2)
Комментарии: 6 (7)
Выставить оценку
литобзору:


Жаль, что раньше не попался мне этот текст на глаза...
Обязательно сохраню на будущее - быть может в очередном конкурсе пригодится.
Но и сейчас почитайте - под завязочку так сказать;)))

О хорошем тоне пародий
Искусство литературной поэтической пароди ничуть не ниже поэтического искусства вообще. Скажем более того: умение писать породи должно сочетать в себе искусство поэтического слога плюс литературоведческие знания и к ним же – знание психологии. Недаром известных пародистов куда меньше, чем известных поэтов.
Хорошая пародия – это не просто тонкий и глубокий юмор. Это, как правило, гиперболизация явления, метафоры, чувства, ситуации, имеющие место быть в том стихотворении, которое выбрал пародист. Таким образом, уже в сомом стихотворении должны быть заложены, скажем так, основы для пародии – и пародист обязан их найти, осмыслить и показать читателю выпукло и ярко.
Значит, успешную пародию можно написать только на хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие внимания. Хорошая пародия – это реклама автора стихотворения. И скажем прямо, многие поэты сами совсем не прочь, чтобы их сборник прочел пародист. Кто-то усмотрит в этом нелогичность: ведь пародия по сути – насмешка. Это ошибочное мнение. Давайте посмотрим на явление пародии с другой стороны.
Первое: поэтов, как мы сказали, много, пародистов хороших – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его значимость, заметность.
Второе: пародисты как правило, прежде чем писать пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта. И их целью является какое-то одно-два стихотворения, которые в ряду прочих содержат в себе нечто, что выделяет их: оригинальная мысль, необычная метафора и иное.
Третье: пародия в литературной среде рассматривается не как насмешка над автором, а как улыбка над литературным героем произведения.
И этот третий момент является главным для пародиста. Умение отделить автора стихотворения и созданного им литературного героя всегда обезопасит автора пародия от отношения к нему как к злому насмешнику. В этом особая тонкость поэта-пародиста, в этом его знание психологии автора: уметь рассмотреть, в каком из стихотворений говорит сам автор, а в каком – созданный им поэтический герой. Только в таком случае никакой обиды пародия у нормального поэта не вызовет.
Удачная пародия – это не высмеивание самого стихотворения, не улыбка над неудачной рифмой или аляповатой фразой. Удачная пародия – это неожиданное раскрытие явления, чувства, которое в стихотворении скрыто, завуалировано. Или же, как мы уже сказали, гиперболизация таковых до смешных по-доброму пределов.
Иногда пародисты используют в своих пародиях не одно, а два-три стихотворения, и если эти стихи хорошо знакомы слушателям, пародия приобретает звучание микроисследования с улыбкой.
Успех пародии может быть гарантирован в том случае, если, во-первых, автором стихотворения является известный поэт; если, во-вторых, в стихотворении найдено то, на что можно взглянуть через увеличительное стекло юмора; если, в-третьих, автор пародии тонко чувствует и понимает литературного героя, и сама пародия не направлена на автора стихотворения.