Литобзоры
Литобъединение: Супердесятка
Конкурс: "Супердесятка - проза" (Кубок мэра города Королёв)
Дата: 23.02.10 22:26
Прочтений: 289
Средняя оценка: 9.11 (9)
Комментарии: 2 (0)
Выставить оценку
литобзору:
«ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ», или РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАССКАЗЕ «ТЯЖЁЛЫМ БАСОМ» Обзор 5 от Владимира Горбунова
«ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ», или РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАССКАЗЕ «ТЯЖЁЛЫМ БАСОМ»

Обзор 5 от Владимира Горбунова



Безусловно, после прочтения более восьми десятков рассказов, а потом повторного чтения того, что осталось на конкурсе, у меня появились фавориты, рассказы, которые близки по идеям в них заложенным, по стилистике, по атмосфере.

Одним из таких фаворитов стал рассказ «Тяжёлым басом», который, к сожалению, не прошёл в полуфинальную часть конкурса. Тем не менее, произведение не стало от этого хуже, а проблемы, в нём поднятые, менее острыми.

Избежать темы войны в воющей стране, увы, почти невозможно. Поэтому скорее было удивительным, чем закономерным то, что на конкурсе заявлено всего два сочинения на эту тему.

Другое дело, как рассказывать о войне. Можно в духе авантюрной псевдоистории, как сделано в «Муаллиме». А можно иначе. И вот это «иначе» обрекает автора не на заигрывание с читателем, не на подсовывание чтива, не на заверения в том, что больно не будет. Нет, автор «ТБ» заставляет думать и сопереживать настолько глубоко, осознавать трагизм и реальность происходящее настолько остро, что крылатый эпиграф к роману Хемингуэя «По ком звонит колокол» становится частью душевной жизни читателя, ищущего ответ, по ком же всё-таки колокол звонит.

Кроме того, рассказ интересен и тем, что в нём прослеживается борьба авторской идеи и материала, выбранного для её воплощения. Характерная, на мой взгляд ситуация, когда писатель в авторе куда выше мыслителя.

Главная идея высказывается без затей и так, чтобы читатель знал, куда смотреть:

«Как быстро все прошло.… Вся жизнь, как те два часа. Школа, армия, ранняя глупая женитьба, развод, однообразная, тупая работа. Друзей больше не было. Какие на работе друзья?»

Или дальше:

«Да что же это такое? За Что? Что он такого сделал? Что? Нет, видимо, никто не поможет. Нет никому никакого дела до маленького человека! Каждый за себя!»

И ещё больше:

«Меркулов постоял, прислушиваясь к стуку сердца. Глянул последний раз вперёд — фигурки почти скрылись в дыму — повернулся и зашагал в прежнем направлении.

Теперь каждый только за себя, даже друзья. У каждого своя дорога, и дай вам Бог удачи!»

Даже приведённые слова песни из советского фильма про американского лётчика, которому акула оттяпала ногу, назойливо долбят читателю про «каждый сам за себя»:

«Какое мне дело до всех
до вас,
А вам до меня!»

Словно напоминается о том, что мы потеряли. Ведь раньше так было только у них, в безжалостном мире, где человек человеку волк. Теперь стало у нас. Просто и понятно. Отсюда и «огромная, великая, измордованная, равнодушная страна» и многое другое. Остаётся только задать классический вопрос: «Кто виноват?» За ответом, полагаю, далеко ходить не придётся.

Но здесь, на мой взгляд, автор-мыслитель вступает в конфликт с самим собой-художником, честным, талантливым, беспристрастным. И художник однозначно побеждает.

«Каждый сам за себя, говоришь, - ухмыляется читатель, - а как же такое?» И дальше, когда автор уходит от упрощенных сентенций и описывает происходящее, следует целая серия опровержений:

«Сейчас Магомед у родственников в селе, где-то адрес написал. Может, надо было с ним? Звал ведь.»

Ага, значит, чеченец Мага не сам за себя, а беспокоился о друге и его родителях, зовёт к себе в безопасное место, искренне хочет помочь.

Или такое:

«Ведро дали соседи, и позавчера заходил Кот с сыном: принесли ведро воды и валидол.»

Получается, что приятель детства Кот тоже не сам за себя, а приходил под бомбёжкой проведать Меркулова. Не забыл, что у друга больное сердце и принёс валидол. И за водой не побоялся сбегать.

Да и сам Меркулов, полуживой, бредёт в другой район города, чтобы спасти своих стариков. Выходит, что и он не сам за себя.

Тогда к чему предыдущие заклинания?

Автор-художник не иссякает, а продолжает развенчивать популизм автора-идеолога.

Якобы, замечательное прошлое, когда все были друг за друга в стране, освящённой великим подвигом народа, предстаёт совершенной издёвкой и лицемерием:

«— Ура! Ура! Я шишечку нашел, её я погрызу и дальше поползу... Ещё бы, в музучилище ставили рок-оперу "Повесть о настоящем человеке"! Меркулов улыбнулся. Как там дальше?

— Отрезали Мересьеву ногу, — и хор басом: — Обе!»

Так художник в авторе расправляется с моралистом.

Но в чём тогда идея рассказа и почему он так понравился?

На мой взгляд, это рассказ-прощание не столько с прежней жизнью, сколько с иллюзиями, которые в ней были. Иллюзиями, сходными со сладким сном. Иллюзиями, в которых Сунжа была тёплой и ласковой, а не вспыхивающей кровавыми отблесками пожаров, в которых город стоял молодым и весёлым, а не разбомбленным и сгоревшим.

С этими иллюзиями прощается отец Меркулова, ветеран войны:

«Отец, прошедший всю войну до Берлина, уезжать отказывался категорически. Не тронут наши, видите ли. Меркулов уговаривал и так, и эдак — без толку. "Это моя земля, у меня на кладбище ещё дед похоронен. А бомбежки — это так, пугают. Наши своих не тронут"... Отец сдался.»

С этими иллюзиями расстается и сам Меркулов, хотя они, словно фантомная боль – ногу давно ампутировали, а она, не существующая, всё ещё болит – дают о себе знать по всему ходу повествования. Однако иллюзии оттесняются пониманием сути происходящего:

«По телевизору с гневной речью выступал президент, сделал вид, что только что узнал о бомбежках. Узнал, возмутился и запретил.

Врет. Все они врут. Всегда.»

Больше нет веры в россказни про то, что у нас ЭТО невозможно, что есть «наши» и «чужие». Нет никаких «наших». Есть «они», которые бомбят некогда свой город, и «они», которые теперь считают этот город только своим. И среди них нет места ни Меркулову, ни его отцу, бравшему Берлин, ни друзьям. «Они» теперь в Грозном по обе стороны и нет пощады побеждённым.

Так что же остаётся Меркулову, его родителям, Коту, Маге, всем тем, кто не «они»?

Оставаться людьми. Помогать друзьям и родным, заботиться друг о друге, спасать и спасаться, жить. Именно поэтому рассказ, наполненный болью и горечью, внушает веру, что Меркулов дойдёт, что Кот, окликни его герой, обязательно помог бы, что Мага не отвернётся. Все они – не сказочные герои, не телевизионные головы, не рупоры очередных властных идей, а ЛЮДИ, простые, живые, реальные. И в них веришь.



Комментарии: 2 (0)