Литобъединение: Печки-лавочки
Конкурс: Поэтический турнир
Дата: 18.03.09 22:28
Прочтений: 411
Средняя оценка: 9.00 (3)
Комментарии: 5 (34)
Выставить оценку
литобзору:
Взгрустнула я что было сил
Давайте о грустном. Тем более, что первые два стиха объединены этой темой. Стало быть с нее и начну.
На мой взгляд, автор удачно подобрал ритм стиха. Ритм заражает грустью. При помощи самых обычных слов, без накала и надлома автору удается погрузить читателя в мир лиргероя. И не замечаешь, как в тебя проникает неторопливая печаль. Начинаешь сопереживать.
Но парочка «но» все-таки образовалась.
1. Я бы поменяла «С застывшей слезой» на «Застывшую слезу» или «Слеза застыла», потому что через строчку будет опять «с».
2. Два однокоренных слова в первой строфе, на мой взгляд, ничем не оправданы. Хотя автор может меня переубедить.
"Как грустно, порою,
смотреть в небо синее,
Когда на кустарниках
веточки в инее," - Я, как читатель, не уловила связи между грустным смотрением в небо синее и инеем на кустарниках. Хотя грусть у каждого своя.
Не поняла я также почему «порою», если обозначено конкретное «когда». А впрочем, для размера вполне сойдет. Совсем по-некрасовски «Однажды, в студеную зимнюю пору»
"В глазах твоих
холод и равнодушие,"
- Интересно какая связь между холодом и равнодушием глаз и грустью двух верхних строчек. Ведь если смотришь в небо, то откуда знаешь что глаза холодные и равнодушные?
"А воздух морозный -
спазма-удушие..."
- И еще хотелось бы знать, как может быть морозный воздух спазмой? Вызвать он эту самую спазму, конечно, может, но вот стать ею? Сомневаюсь.
Но если первый катрен более-менее проговариваем, то следующий с набором «б, б, б», таковым уже не назовешь.
"Мне б справиться с нервами
да недовольством, "
- Как читатель хочу объяснения - куда подевалась грусть глядения в небо, и почему вдруг возникла у лиргероини стиха необходимость справляться с нервами, о расшатанности коих автор нам не поведал. Отчего такая смена настроения?
Во всей загадочности стиха смазывается неплохая строка – «Найти…Отдушину в буднях,
как в музыке Баха». Но я все-таки обратила на нее внимание.
Ну, пройдусь по рифмам – «Синий – иней» рифмовали еще со времен царя гороха. Не нова, но приемлема. Выигрышно на фоне остальных смотрится «Баха – страха».
И для двух катренов смены ритмы и размера, на мой взгляд, многовато.
«На рассвете застиранное до белизны небо
перепачкается замёрзшей кровью птиц,»
- Очень хотелось бы знать, как перепачканость неба кровью птиц повлияла на то, что герой никогда не был в Москве. И с чего вдруг небо решило так изгваздаться?
После пары стихов хочется уже пожалеть небо. То в него грустят порой, исключительно потому что ветки в инее. Теперь оно виновато в том, что герой никак в Москву не попадет.
«я в Москве до сих пор никогда не был»
– как-то не уживаются в одной строке "до сих пор" и "никогда". Никогда оно и Африке никогда.
«не случалось никак, расходились пути».
- С кем расходились, простите, пути? С Москвой? Я пропустила какие-то новости географии? Москва стала кочевым городом? Или с самим собой расходились пути?
«Километры стен, многолюдно и сыро,
по ночам почти незаметно звёзд,»
- Спорный постулат. Не всегда в Москве сыро. А звезды, смотря по погоде.
«люди бегут на работу из дырок,
от тепла уютных семейных гнёзд.»
- Так откуда все-таки бегут люди? Из дырок или от гнезд? И если честно, не встречала пока что бегающих из дырок людей, да еще на работу.
«Я прохладу родных земляничных полян
разменял на приятный звон монет…
Зашумят от дождя под окном тополя
и мурашки бегут по намокшей спине.»
- Автор может быть чем-то и оправдал для себя смену ритма, но не для меня. Как для читателя, разумеется.
Образное, создающее атмосферу стихотворение. И год, и город, и воробьи – все поработало на последнюю строку, которая по-цветаевски перевернула все стихотворение.
К исполнению претензий нет.
Вот меня всегда удивляло, как можно в несколько строчек уместить глубинный смысл. Чтобы каждая строка несла, кажется, непосильную нагрузку. Чтобы каждая прочувствованностью и тонкостью не уступала другой. Чтобы каждая волновала в душе лишь ей положенные струны. Чтобы после прочтения уже не хотелось читать что-либо еще. А хотелось побыть наедине с творением.
С теплом ко всем, Мария.